Гераклит постоянно говорит о, казалось бы,
взаимоисключающих вещах. Более того, эти предметы не просто становятся
отдельными объектами его внимания — они соединяются у него во
взаимообуславливающих связках. Сверх этого, только такие будоражащие читателя
конструкции оказываются единственными смыслообразующими для него. Гераклит
пытается отыскать в языке слова, выражающие эту противоречивую природу вещей,
единство противоположностей. Гераклит употребляет слово «бог» как синоним
«логоса», он стремится представить логос как такое всеобщее в мире, которое
заключает в себе единство противоположностей. Бог у Гераклита не есть нечто
индивидуальное и единичное (потому что логос не хочет называться именем Зевса
как такового, но называется им как принципом (/32DK)), он (логос, бог) в качестве всеобщего в мире воплощает
единство всех противоположностей (77/67DK).
Привлекает внимание появление во фр. 77/67DK
слова «война». Война (полемика) является одним из ключевых
понятий у Гераклита. Употреблено ли здесь «война» как общефилософская идея
борьбы, или же в обычном смысле военного сражения? Поскольку Гераклит говорит
что «война — отец всего» (/53DK) и что «война всеобща»
(/80DK), надо полагать, что речь идет здесь о войне как
о варианте жизнедеятельности. Во всеобщем же смысле эта война сама находится в
войне с миром, как со своим дополнением. По-русски это можно передать так:
война и мир находятся в имплицитной полемике. Еще одним аргументом в пользу
того, что мы имеем дело с расхожим значением
πόλεμος служит наличие рядом пары зима–лето.
Зима и лето — противоположности, но они не носят всеохватывающего значения,
ведь есть еще осень и весна.
Что касается огня (о котором говорится в 77/67DK
далее), то он представляется формой воплощения бога (логоса). Недаром Гераклит
говорит, что «на огонь все обменивается, и огонь на все» (/90DK).
Именно огонь, среди наглядно воспринимаемых проявлений реальности, наиболее
подобен всеохватывающему и внутренне сражающемуся принципу бытия. Бог
претерпевает изменения как огонь. Но не будь огня, не было бы никакого аромата.
Огонь является потенцией, благовоние же материалом. Так и во всем — логос
пронизывает все существующее, и оно воспринимается нами в своем многообразии.
При этом, во-первых, у всего одна природа (борьба противоположностей) в смысле
того, что позволяет всему быть; а во-вторых, представление обо всем является
(не более и не менее) восприятием результата «оживления» логосом самих по себе
мертвых противоположностей.Антитетичность мышления по Гераклиту коренится в
схемах описания мира, находящихся в генетической связи с поэзией мифа. Но
Гераклит усилил характер известного ему языка, вводя все новые и новые
противопоставления. Список их (в отличие от фиксированной десятки противоречий
у пифагорейцев) остается у него открытым. Однако, разомкнутость набора антитез
Гераклита не означает, что вещи переходят друг в друга произвольно. Логос
требует взаимной трансформации в рамках противопоставлений. Другое дело, что
объем противопоставлений не ограничен.
Гераклит показывает динамический характер единства мироздания и его
принцип (логос) показывая не только противоположности как составные части
всего. Он говорит и об отношениях к одной вещи (/61DK). Нечто оказывается полезно одному, но вредно другому. Так
каково оно — хорошо или плохо?! Для бога (логоса) все противоположные оценки
предельно релятивизируются. Для него все есть хорошо (91/102DK).
В гармонии логоса нет места человеческим пристрастиям (ничтожность этих
пристрастий можно видеть даже в расхождении мнений самих людей, но это требует
отдельного рассмотрения). Природа вещей не может быть извлечена из их
применения и конкретных обстоятельств, в которых они оказываются. По мере
абстрагирования проявления реальности получают (обнаруживают) одинаковую ценность.
«Для бога все хорошо и дóбро и справедливо», поскольку логос
имеет подход к каждой вещи, для каждого может найтись комплиментарность. Для
массового сознания (мифология) все могло перейти во все, ничто само по себе не
содержало критериев справедливости, отсюда эти критерии «выдумывались» людьми —
«люди же одно поняли уместным, другое неуместным». Поэтому Гераклит так поносит
Гесиода, не уяснившего, что «день и ночь — одно». У Гераклита для логоса нет
нужды в волюнтаристском присваивании ярлыков правильного и неправильного — для
всего конкретного есть его справедливое дополнение. Это надо понимать
максимально общо — «все справедливо», так как фактически нет ничего
самостоятельного, но все есть одно. Недаром текст идет сплошным набором слов:
бог (логос) есть не день и ночь, а, скорее, день+ночь. Все существующее
правильно в своей сути, так как оно есть. Это уже для людей нет иной
возможности понимать все, кроме как через его проявления в противоположностях.
Однако можно выйти от частного к единству и далее к логосу, как принципу
единства.
Гераклит критичен к человеческим способностям в области философского
понимания, отчасти по причине горького опыта. Вокруг себя он видит только произвольное,
религиозно-мифологическое задание смыслов действительности. Отсюда следует, что
человеческое устройство не являет нам способности непосредственно определять
принцип мироздания (90/78DK). Кажется, что здесь идет
речь именно о божественном как принципе (логосе) и о человеческом как
проявлении, нежели о противопоставлении бог–человек, в смысле день–ночь.
Понимание целого (логоса) затруднено для человека, поскольку сам по себе
человек есть одно из многих проявлений бытия. В случае человека это проявление
«осложняется» (само)рефлексивной способностью. Это несомненно помещает человека
в особую ситуацию, но нисколько не снимает необходимости принятия в себя
божественной универсализирующей способности, которая оживотворяет и делает
подлинным любое существование[1].
Для бога же (логоса) понимание есть собственный принцип. Логос для всего
«знает» справедливое дополнение.
☼ ☼ ☼
☼ ☼
☼
[1]
Нельзя не провести в этой связи параллель с новозаветной идеей новой жизни во
Христе (напр. классическое 2Кор. 5:17) или с экзистенциалистским требованием
подлинного бытия /существования/ (особенно явно в Dasein
Хайдеггера).
Другие работы по теме:
Эстетика Древней Греции
История становления искусства Древней Греции, его связь с восточной эстетикой и развитие философских течений в первых античных школах. Отражение важнейших эстетических категорий - красоты, гармонии и меры в трудах выдающихся мыслителей Древней Греции.
Досократовская философия 2
Реферат по философии на тему: «Досократовская философия» Алматы 2011 Досократовская философия Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
Античная философия 24
Введение Общая характеристика античной философии. Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает собой период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное.
Особенности философии Платона
Идеи элитологии в современной Платону философии. Философия как категория духовной избранности. Философия избранности "пифагорейского ордена". Сосредоточение души есть обращенность ее к предмету знания. Основные элементы политической программы Платона.
Учение Гераклита
ВВЕДЕНИЕ Параллельно с развитием индийской и китайской философии происходит зарождение и формирование философской мысли в античной Греции. Именно греческая философия сыграла важную роль в жизни человечества, истории, культуры.
Движение
Пространство, время и движение являются тремя фактами существования, которые принимает во внимание каждый йог.
Гераклит и его учение о логосе
Оглавление Введение 2 Идея логоса 4 Логос в понимании Гераклита 5 Литература 7 Введение Учение Гераклита не только один из образцов раннего древнегреческого материализма, но также и замечательный образец древнегреческой диалектики. Гераклит родился приблизительно в середине 40-х годов 6 в. до н.э. (около 544 или 540 г.), умер в 480 г. до н.э.
Античная философия
Раннегреческая натурфилософия Фалеса и Гераклита. Онтологизм древнегреческой философии - элеаты и Демокрит. Философские учения софистов и Сократа.
Формы и методы научного познания
Познавательная деятельность человека в философии изучается гносеологией. Термин “гносеология” происходит от греческих слов “qnosis” - знание и “loqos”- понятие, учение и означает “понятие о знании”, “учение о знании”. Как одна из дисциплин, изучающая познавательную деятельность человека, она имеет свою специфику.
"Открытое общество и его враги" Карла Поппера
Карл Поппер - один из крупных представителей философии постпозитивизма. Возникновение и развитие античной демократии. Гераклит - основоположник теории "избранных и посвященных". Критика общественно-политических взглядов Платона. Определение рационализма.
Философия эпохи эллинизма
Философия эпохи эллинизма. Эпоха эллинизма (начало датируется 323 г - смерть Македонского) - образование мировых монархий кот приходят на смену классическому античному полису. В эту эпоху возникло 3 философских направления: скептики, эпикурейцы, стоики.
Теория познания
Познание определяется как процесс получения и совершенствования знаний, деятельность людей по открытию понятий, схем, образов, концепций, облегчающих воспроизводство и совершенствующих их бытие и самосохранение.
Марк Эфесский
Введение 1 Жизнеописание 1.1 Юность и монашество 1.2 Ферраро-Флорентийский собор 1.3 Последние годы жизни 2 Богословское наследие Список литературы
Проблема чувств и аффектов в античной психологии
Мифологическое понимание мира. Осутствие границы между живым, неживым, психическим, всё рассматривалось как порождение единой первичной материи. Понятие чувства в системе атомистического материализма. Связь с этическими проблемами как основание для этики.
Тертуллиан
Перевезенцев С. В. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок.160 — после 220 гг.), уроженец Карфагена, до 35 лет занимался юриспруденцией в Риме. Около 195 г. он принял христианство, вернулся в Карфаген и стал одним из видных деятелей местной Церкви. Перу Тертуллиана принадлежит значительное число небольших по объему статей — "Об идолопоклонстве", "Против еретиков", "О плоти Христовой", "О душе" и др.
Гераклит
Перевезенцев С. В. Жизнь Гераклита, рожденного в соседнем с Милетом полисе Эфесе, нам практически неизвестна. Жил он в середине VI- начале V вв. до нашей эры. Его акмэ (сорокалетие) приходится на 504-501 гг. Судя по упоминаниям, он принадлежал к знатному царско-жреческому роду, однако отказался от своих прав и привилегий в пользу брата, а сам вел довольно замкнутый, и даже отшельнический образ жизни, последние годы свои проведя в горах в пещере.
Мистика огня у Паскаля и Башляра
Огонь - это, безусловно, самый глубокий мистический образ, с которым связаны религия и философия. Достаточно вспомнить Гераклита, почитавшего огонь первоистоком всего. Отсюда, как принято считать, начинается греческая философия.
Сирийская литература
Сирийская литература — письменность на сирийском языке, т. е. на восточно-арамейском наречии Северомесопотамской области Осроены (главный город Эдесса).
Каллимах (310—240 гг. до н. э.).
Самым знаменитым александрийским писателем был Каллимах. По поручению царя Птолемея II он занимался библиотекой Мусея, первым составил ее каталог и очень много писал.
Пергамская война
(131—129 года до н. э.) — велась после смерти пергамского царя Аттала III, умершего без законных наследников, претендентом на пергамский престол Аристоником с римлянами, не желавшими признать его прав. Народ стал на сторону Аристоника, признав его царем, частью добровольно, частью вынужденный силой.
970-е до н. э.
Датированные события 980 (16 год ван Чжао-вана, либо 969 или 951) — Чжао-ван напал на царство Чу-Цзин, переправился через реку Хань и получил в дар большого носорога (датировка «Гу бэнь чжу шу цзи нянь» [1].)
Гераклит Эфесский и его учение
Гераклит Эфесский и его учение о диалектике. Основное положение политического мировоззрения Гераклита. Мысль о всеобщности движения и изменения.
Тертуллиан
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок.160 — после 220 гг.), уроженец Карфагена, до 35 лет занимался юриспруденцией в Риме. Около 195 г. он принял христианство, вернулся в Карфаген и стал одним из видных деятелей местной Церкви.
Шарль Бонне
Бонне, Шарль (Bonnet, Charles) (1720–1793), швейцарский натуралист и философ. Родился 13 марта 1720 в Женеве. Изучал право, в 1743 получил докторскую степень, но позднее заинтересовался естественной историей.
Джон Рей
Английский биолог, один из основоположников систематики растений как науки.
Гераклит
Древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Считал первоначалом мира огонь, который также есть душа и разум (логос); путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разряжения в него возвращаются.
Парменид
Философское учение изложено Парменидом в сочинении "О природе", написанном гекзаметрами. От этой философской поэмы целиком сохранился "Пролог", значительные фрагменты из первой части и некоторые куски из второй части.