А.Колотев
Познание определяется как процесс получения и совершенствования знаний, деятельность людей по открытию понятий, схем, образов, концепций, облегчающих воспроизводство и совершенствующих их бытие и самосохранение. Сущность процесса познания заключается в актуализации наследственной информации. Под знанием понимается результат процесса познания, закрепленный в культуре и готовый к использованию, который согласован с законами природы.
Гераклит Темный из Эфеса (около 544 г. до н.э.), оценивая мышление, говорил, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Кратил (ученик Гераклита и учитель Платона) считал, что в одну и ту же реку нельзя войти даже однажды; древние философы искали опору, на которой можно было бы построить логически завершенную теорию познания . Это удалось сделать великому философу античной Греции Платону, и такой опорой стали его врожденные идеи, или наследственная информация.
На наш взгляд, взаимодействие интеллекта с объектом при познании представляет собой некоторый стационарный, случайный, квантифицированный процесс, протекающий в рамках закона РДиПД, позтому обе стороны, интеллект и объект, равноправны, но в связи с тем, что взаимодействие начинается по инициативе субъекта, ему и отдается предпочтение. При этом данные чувств, которые участвуют в познании, у нормального человека, находящегося в нормальных условиях, всегда истинны, так как они абсолютно точно определяются на бессознательном уровне с помощью ВИт и БВМ, которые обладают всей возможной информацией. Сознание может заблуждаться, так как располагает ограниченной информацией, поэтому вероятность ошибки у него, при всех прочих равных условиях, всегда существенно больше, чем у чувства. При изучении процесса познания Гегеля интересовал вопрос, почему мы имеем пять чувств. Ответ, на наш взгляд, содержится в механизме самосохранения. Так мы в большей степени бессознательно, автоматически ориентируемся в пространстве и времени с помощью обычного 4-х мерного пространства Минковского-Эйнштейна. Все остальное решают чувства, и их не пять, а восемь; к обычным чувствам следует добавить чувства: тяготения или равновесия, удовольствия (неудовольствия) и совести. Таким образом, 12-ти мерный идеальный мир человека полностью обеспечивает процесс познания любого объекта.
При познании реального объекта органы чувств взаимодействуют с внешним объектом и оценивают его вид и состояние, в первую очередь с точки зрения самосохранения. Важной операцией при этом является идентификация образа предмета с его образом как элементом наследственной информации. Затем на бессознательном уровне формируется реакция, обеспечивающая безопасное, целесообразное поведение человека. Эта реакция абсолютно точно соответствует наличному объекту и ситуации, в которой он находится.
Для реализации поцесса познания необходимы: субъект, обладающий вполне развитым интеллектом, содержащим в себе наследственную информацию, объект и их взаимодействие между собой. Познание реального объекта, в общем виде, может быть представлено структурной формулой (см. рис.6). Познание идеального объекта связано с освоением наследственной информации. В этом виде познания участвует только интеллект, из рассмотрения исключается ЧувВМ, и сознание взаимодействует только с бессознательным, а весь процесс выражается фрагментом той же формулы.
Обозначения: Р - разум; Рас - рассудок; Чув - чувства человека; В - взаимодействие; ЗРДиПД - закон равенства действия и противодействия; Октид - объект идеальный; Идент - идентификация объекта; ЗИЗМф - закон изоморфизма интеллекта и природы; Октр - объект реальный; двухсторонние стрелки указывают на то, что взаимодействие осуществляется в некотором стационарном режиме; односторонняя стрелка исключает из рассмотрения ЧувВМ.
Таким образом, для наиболее общего случая используется трехкомпонентная теория познания , составляющими которой являются: сознание, бессознательное и природа, или ЧувВМ. Такая теория полностью удовлетворяет библейскому всеобщему закону сохранения, в соответствии с которым познание принципиально нового невозможно, так как в наследственной информации нет образца для сравнения.
Обсуждаемая теория учитывает гениальную мысль Гегеля о том, что познание есть только факт перехода от природы к сознанию, затем к бессознательному и обратно, что и составляет квант познания , а структурная формула содержит все составляющие его же абсолютной идеи, а именно: процесс (собственно познание ); ВИт (понятие о божественном); наследственную информацию (содержание абсолютной идеи); закон изомофизма интеллекта и природы (закон тождества бытия и мышления) и абсолютную истину.
А теперь мы можем утверждать, в соответствии со знаменитым греческим философом Протагором, что человек есть мера всех вещей, и что этот постулат следует понимать в самом широком смысле, т.е. человек, кроме меры, содержит в себе все возможные принципы и законы, действующие в нашем мире; человек является самым совершенным созданием на Земле, а это дает ему право, подтвержденное Библией, использовать всю природу для удовлетворения своих необходимых естественных потребностей.
Кто хочет с этим спорить - пусть спорит. Так говорил З.Фрейд.
Другие работы по теме:
Методы анализа эффекивности деятельности предприятия
Экономический анализ — это метод исследования и познания объективного действия экономических законов. Метод экономического анализа базируется на диалектическом материализме, что означает изучение материалистической диалектики в единстве анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Сущность неоклассической экономической теории
Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы. Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).
Предмет и основные проблемы философии науки
Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания.
Марксистская философия 3
Марксистская философия Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия права Гегеля
Гегель является гениальным мыслителем - диалектиком , внесшим выдающиеся вклад в прогресс человеческого познания . Замаетное место во всем творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права . Гегель вошел в историю как классик не только философской , но и политико - правовой мысли .
Эмпедокл
Теория познания Эмпедокла. Философия Эмпедокла.
Анаксагор
Прогресс в теории познания Анаксагора. Чувственное познание.
Бессмертие души как объект познания
Постижение смерти как реального, а не воображаемого явления дело чрезвычайно трудное, трудно постигнуть телесную смерть как элемент общей системы природы и как момент ее динамики.
Формы и методы научного познания
Познавательная деятельность человека в философии изучается гносеологией. Термин “гносеология” происходит от греческих слов “qnosis” - знание и “loqos”- понятие, учение и означает “понятие о знании”, “учение о знании”. Как одна из дисциплин, изучающая познавательную деятельность человека, она имеет свою специфику.
Кроссворд по философии
Раздел философии, учение о бытии. Философское учение о природе ценностей. Процесс получения и обновления знаний. Мыслительный процесс, полный сомнений и колебаний. Совокупность взглядов, оценок, принципов.
Природа индийской философии
Поскольку целью философии является познание истины, она и называется в индийской литературе даршана, то есть 'видение истины'. Каждая индийская школа своеобразно подходит к проблеме непосредственного осознания истины.
Теория познания как апологетика
Современная теория познания, хотя она всегда сознательно ведет свое происхождение от Канта, в одном отношении совершенно изменила завету своего учителя.
Ильенков Эвальд Васильевич
К нач. 60-х гг. в центре внимания Ильенкова проблема идеального, которую он решает с позиций Марксовой концепции общественно-исторической деятельностной сущности человека.
Философия Бернардино Телезио и Томазо Кампанеллы
Более поздним представителем натурфилософии является Бернардино Телезио (1509-1588). С его именем связывают такие направления, как сенсуализм или гилозоизм (учение о "живой материи"), оказавшие большое влияние на Томазо Кампанеллу (1568-1639).
Основные черты философии нового времени
Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники.
Понимающая психология (Э.Шпрангер)
Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе.
Сенсорно-перцептивные процессы
Ощущение Основная функция психики – отражение свойств внешнего и внутреннего мира в виде образа этого мира. Происходит это благодаря нескольким психическим процессам, объединенных общим названием, – познавательные процессы. Познание человек осуществляет в первую очередь через ощущение, восприятие, мышление, воображение.
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
План урока по психологии
2ПЛАН УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии
План урока по психологии
Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии Онищука В.А.) Цель: Дать представление о понятии ощущении как первой ступени
Теория домино
эффе́кт домино́ — политическая теория, которая заключается в том, что какое-либо изменение влечёт за собой линейный ряд других изменений, аналогично тому, как падают косточки домино, выстроенные в ряд.
Тематика ов по истории науки
Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17. 02 2004 №697 кандидатский экзамен по истории и философии науки сдается в следующем порядке
Верования, знания и мифы
Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.
Наука и техника в системе культуры
5.Наука и техника в системе культуры. Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания.
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
Предмет культурологии, его место и роль в обществе
Культурология как наука о культуре, ее сущности и закономерностях, взаимовлиянии, культур, цивилизаций. Культурология - теория и история культуры. Взаимосвязь культурологии с общегуманитарными дисциплинами.
Методология истории
План Введение 1 Методы исторического исследования Список литературы Введение Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды и методы исторического познания).
Марксистско-ленинская философия
Марксистско-ленинская философия (МЛФ) — философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина[1], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира».
Колумб Христофор
Колумб Колумб (лат. – Columbus, итал. - Colon) Христофор; (26.08. 31.10.1451 -20.05.1506 .) – мореплаватель. Отец Колумба занимался суконным ремеслом и торговлей вином; в юности сын, по- видимому, пошел по стопам отца. Неизвестно, где и у кого он учился, но получил основательные познания в области геометрии, астрономии, географии, освоил искусства составления карт.