А. Стрелков
Сиддхартха (Siddhārtha) — имя основателя буддизма. Чаще его называют Буддха («Пробужденный»), Гаутама (Готама — по имени одного из родов племени Шакья, к которому он принадлежал) или Шакья Муни — «Мудрец из племени Шакья». Условно считается, что он родился приблизительно ок. 563, умер ок. 483 до н. э., хотя исторически его существование не доказано. Легендарная биография С.-Буддхы, излагаемая в канонических сочинениях буддистов, включает ряд драматических положений и воздействующих на чувство слушателя контрастных ситуаций. «Четыре встречи» воспитанного в роскоши и неге юноши с мертвецом, больным, старцем и отшельником — встречи, открывающие С. «тщету и суету земного»; уход его из отчего дома в поисках истинного знания; искушение С. царем демонов — Марой, обещающим ему власть над миром; познание С. «истинного пути» освобождения от вечного круга рождений; его дальнейшая жизнь нищего скитальца-проповедника, живущего лишь для того, чтобы «наставить на путь истины» свой народ; предательство ученика и родственника С. — Девадатти; спор царств из-за праха Буддхы — таковы наиболее яркие мотивы этой легенды, использованные не раз мировой литературой для пропаганды идей квиетизма и «непротивления злу».
Возникновение легенды о жизни С.-Буддхы в Сев. Индии в середине первого тысячелетия до н. э. является чрезвычайно показательным. К этому времени в основном закончен распад родового строя на севере полуострова, и мы имеем вполне сложившееся классовое общество. Господствующим классом выступает класс феодалов-кшатриев, выразителями идеологии которых являются брахманы. К кшатриям примыкают и другие привилегированные касты. В этот период уже значительна роль торговых слоев вполне сложившихся и быстро растущих городских центров. Торговым городским слоям было совсем не на-руку кастовое деление, и они повидимому ищут из него выхода. На основе подобных социальных отношений в Сев. Индии и развивается буддизм с характерным для него пессимистич. мировоззрением и индивидуализмом. Повидимому к этому периоду следует отнести возникновение и другого индийского легендарного образа «Махапуруши» (великого человека, героя), одаренного всеми качествами военного аристократа. Очевидно в лице С. мы имеем слияние двух художеств. образов, возникших в той же социальной среде: С. часто называется в буддийской литературе Махапуруша. Проповедь Буддхы в ее «внесословном» аспекте была весьма выгодна торговым слоям индийского города того времени. Это подтверждают основные буддийские легенды, где купцу отведена не последняя роль. Буддизм был порождением города, а не сельской общины, как это думали некоторые. В легендах более позднего времени, в частности в джатаках , купец почти всегда выступает в положительной роли. Хотя эти литературные произведения и датируются в дошедших до нас редакциях начиная с I в. до н. э., однако нельзя не усматривать в них более раннюю основу.
В европейской литературе о буддизме существует три основных точки зрения на легенду о С. Одни исследователи, среди которых первое место занимает Керн (H. Kern, 1830—1917), считают, что все сказание является сплошным вымыслом, возникшим в VI—V вв. до н. э. на севере Индии. Другие, и в первую очередь Сенар (E. Senart, 1847—1928), допускают, что в основу легенды легло жизнеописание религиозного реформатора, жившего в середине первого тысячелетия до н. э. в долине Ганга, но что эта биография чрезвычайно затемнена элементами вымысла. Третьи наконец, как Ольденберг (H. Oldenberg, 1854—1920), пытаются восстановить жизнь С.-Будды, исходя из буддийских канонических книг, гл. обр. южной школы. Повидимому действительно наиболее древние части буддийского канона, некоторые проповеди (в частности первая проповедь в «Роще газелей» близ Бенареса) и разговор Будды с учениками (в «Махапариниббанасутта») восходят к претерпевшим сильное изменение проповедям и разговорам какой-то исторической личности. Все остальное является бесспорно вымыслом. Буддийская легенда видоизменялась вместе с развитием этого культа, что легко прослеживается по основным произведениям буддийской литературы. До сих пор нет всестороннего исследования этого вопроса, хотя и делались попытки в данном направлении, среди которых следует упомянуть работу Charles Eliot’а «Hinduism and Buddhism» (L., 3 vv., 1921), к сожалению недостаточно критическую. Основным недостатком всех работ по легенде о С. следует считать игнорирование характеристики социальной среды, отдельных исторических этапов ее развития.
Легенда о С. разработана в многочисленных памятниках буддийской литературы (см. «Индийская литература»). Наряду с культовыми текстами среди них имеются и высокохудожественные произведения, как несколько поэм знаменитого поэта Асвагоши . Легенда о С. получила отражение и в европейской литературе. Средневековое сказание о признанных святыми христианской церковью Варлааме и Иосафате, известное уже с VII в. н. э., представляет собой не что иное, как пересказ буддийской легенды. Установлено, что имя Иосафат, или Иоасаф, есть испорченное бодхисат, бодхисатва. В христианском сказании точно повторяются эпизоды из жизни С., в частности эпизод «встреч», приводящий будущего Будду-Гаутаму к отшельничеству. Помимо того в сказание о Варлааме и Иосафате включены некоторые притчи и вводные рассказы, известные в индийской литературе, находимые в джатаках и других аналогичных кратких повествованиях. Предполагать, что легенды о С. попали в Европу, как это делают некоторые, через посредство манихеев, является ошибочным. Во-первых, самый сюжет буддийского повествования весьма далек от всего того круга мифологических и литературных мотивов, которые мы находим у манихеев, во-вторых, это является совершенно излишним, т. к. существует персидская версия сказания, написанная еще на пехлеви. Правильнее будет думать, что легенда о С. попала при Сасанидах в Иран, где верней всего была заимствована несториянами, перенесшими ее в Египет, откуда она перекочевала в Европу. Уже в самом начале XVII в. португалец Диего до Конто указал на связь сказания о Варлааме и Иосафате с легендой о С.
Из литературных обработок XIX в. наибольший успех имела в свое время поэма «Свет Азии» (The Light of Asia, 1879), принадлежащая английскому поэту Эдвину Арнольду (E. Arnold, 1832—1904). Арнольд изложил буддийскую легенду, но художественный образ, созданный английским поэтом, ближе к изображению Христа Штраусом и Ренаном, нежели к тому, что мы имеем в индийских памятниках.
В русской литературе отдельные эпизоды легенды о С.-Будхе (по европейским источникам) популяризовал Л. Толстой в своих дидактических изданиях («Круг чтения»), посвященных проповеди «непротивленчества».
Другие работы по теме:
Философия Древней Индии 6
Текст Древняя Индия. История Индии началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд, наибольший расцвет которой произошёл в III тысячелетии до н. э. Одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. В 20-е гг.
Истоки буддизма
у его начала стоит человек, ныне известный всему миру как Будда, Пробуждённый (563-483 гг. до н. э.). Свою жизнь он начал Сиддхартха Гаутама, из рода Шакьев, в маленьком государстве Капилавасту на севере Индии..
Будда
Будда (санскр. просветленный) – в буддизме человек, достигший просветления, или нирваны. В буддизме также Будда – имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы.
Лалитавистара
Лалитавистара (санскр. e– «Подробное описание игр Будды»), одна из наиболее популярных в буддийской литературе биографий Будды, ядро которой сложилось первоначально в литературной традиции сарвастивады.
Мифология и этика буддизма
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФИЛИАЛ) МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА Факультет "Информатики и Радиоэлектроники"
Буддизм 5
РЕФЕРАТ По курсу «История религии» на тему: «Буддизм» Выполнила: Проверила: Дарьина Е. Р. г. Москва 2005г СОДЕРЖАНИЕ Введение Что такое религия? Когда и где зародился буддизм
Буддизм, его философия
Буддизм В 1996 году в мире было более 320 миллионов буддистов. Но эта цифра говорит только о так называемых “чистых” буддистах, которые одновременно не исповедуют других религий (что в буддизме возможно). Если же учитывать и “чистых” и “нечистых”, то буддистами являются около 500 млн. человек.
Мировые религии 3
Мировые религии. Одной из древнейших форм культуры является религия. Религия – это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках, - буддизм, христианство и ислам.
Значение Будды для мировой религии
Сущность буддизма - самой древней мировой религии. Характеристика Сиддхартха Гаутамы. Пять монахов, которые стали первыми учениками знаменитого Будды. Сверхъестественные способности "просветленного" Будды: глаз мудрости во лбу и способность всевидения.
Философские основания буддизма
Религиозно-философское учение, возникшее в Индии, одна из трех главных религий Китая. История развития буддизма в Индии. Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Гаутамы Будды. Философские основания буддизма: Дхарма, четыре благородные истины.
Сиддхартха Гаутама - основатель буддизма
История возникновения и становления самой древней мировой религии - буддизма. Легенда о жизни основателя буддизма Сиддхартха Гаутамы до просвещения. Основные принципы учения Будды, сущность открытия, сделанного Сиддхартхой в день большого прозрения.
Жизнь Будды
Будда родился человеком в Северной Индии, сыном Короля Шуддходаны и Королевы Маха Майя Деви. Ему было дано имя Принц Сиддхартха Гаутама.
Буддизм
, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др.
Сиддхартха Гаутама
Основатель одной из трех мировых религий - буддизма. Распространение миссионерской деятельности. Рассуждения и логические построения буддизма.
Будда и буддизм
Буддизм – религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями.
Биография Будды
На сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что Будда жил приблизительно в конце VI — начале V века до нашей эры. Вероятно, в будущем точное время будет установлено научными методами.
Будда: Победить самого себя
Учение Будды и что оно собой представляет. Золотая середина Будды. Четыре благородные истины. По ту сторону добра и зла.
Буддизм
Литературные источники учения Будды. Биографические сведения о Будде. Сущность буддизма.
Жизнь и учение Будды
Министерство профессионального образования РФ. Санкт-Петербургская Государственная Академия Сервиса и Экономики. Институт социологии и управления социальными процессами.
Возникновение буддизма
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. Ульяновский Государственный университет Реферат по культурологии на тему: «Буддизм».
Основные направления буддизма махаяна и хинаяна
Содержание Введение……………………………………………………………………………………………….2 Личность основателя буддизма………..……………………………………………………………..4 Основные направления буддизма: махаяна и хинаяна…………………………….………………..6
Мировые религии буддизм 3
Министерство образования и науки Украины Международный соломонов университет Реферат по религиоведению на тему: Выполнила: Студентка II курса Факультета компьютерных наук
Религиозное мировоззрение людей, его виды
Анимизм-.аima – душа) – вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.
Философия Древней Индии 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «Белорусский государственный экономический университет» Кафедра философии Реферат на тему: «Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы философии Древней Индии».
Биография души Германа Гессе
"Биография души" Германа Гессе Николай Александров Герман Гессе, нобелевский лауреат 1946 года, - один из самых читаемых авторов XX века. Все свое творчество он называл «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития», «биографией души». Одна из основных тем творчества писателя — судьба художника во враждебном ему обществе, место подлинного искусства в мире.
Непал
Расположен в Центральных Гималаях. Граничит на севере с Тибетским автономным районом Китая, на западе, юге, востоке — с Индией.
Религии народов мира: буддизм
Реферат о географии На тему: «Религии народов мира: буддизм» Ученика 10 «Б» класса лицея № 34 г. Костромы Кудашева Михаила Научный руководитель: Белова
Герман Гессе
Герман Гессе (Hermann Hesse) (1877г. - 1962г.) - немецко-швейцарский писатель, лауреат Нобелевской премии.
Будда
Гаутама Будда, чье первоначальное имя было принц Сиддхартха Гаутама, был основателем буддизма, одной из величайших религий мира.
Гаутама Сиддхартха (Будда)
Основатель одной из трех мировых религий - буддизма. Имя Будда (с санскритского - просветленный) дано его последователями. В центре буддизма - учение о "четырех благородных истинах".