Если проследить истоки буддийского учения, то мы выясним, что у его начала стоит человек, ныне известный всему миру как Будда, Пробуждённый (563-483 гг. до н. э.). Свою жизнь он начал Сиддхартха Гаутама, из рода Шакьев, в маленьком государстве Капилавасту на севере Индии. В то время Индия делилась на множество крохотных царств, во главе каждого из которых стоял какой-нибудь клан. Будущий Будда родился в семье раджи из клана Шакьев, поэтому у него были все возможности для учёбы и развития и его сызмальства знакомили со всем, что должен был знать юноша знатного рода. Он вёл беззаботную жизнь богатого молодого человека, но тем не менее в нём рано проснулась чувствительная и добросердечная натура. Однажды юный Сиддхартха играл в саду со своим двоюродным братом Девадатой. Над садом пролетала стая диких лебедей. Девадата взял свой лук и пустил в них стрелу. Стрела перебила крыло одной из птиц, и та упала на землю. Сиддхартха подбежал к раненому лебедю и осторожно взял истекающую кровью птицу на руки. Когда Девадата заявил, что это его добыча, принц Сиддхартха отказался отдать лебедя. Братья поспорили, но в конце концов Сиддхартха одержал верх. Он ухаживал за лебедем, пока крыло не срослось, а потом выпустил его, чтобы тот вернулся в свою стаю.
Сиддхартха не забывал о страданиях птицы. Шуддходана видел, как изменился его сын, и постарался оградить принца от малейших неприятностей. Он баловал Сиддхартху, осыпая его всевозможными подарками — от изысканных яств до красивейших дворцов, а затем женил сына на Яшодхаре, самой красивой девушке во всем царстве. С ней молодой принц жил счастливо и никогда не покидал пределы своего дворца. Иногда он сомневался в ценности всех доступных ему удовольствий, но тем не менее считал себя довольно счастливым. Но однажды он таки выехал из дворца вместе со своим колесничим Чандой. На обочине дороги они увидели согбенного старика с посохом. «Подайте нищему на пропитание!» — воскликнул старик. Сиддхартха приказал остановить колесницу и спросил у Чанды: — Что случилось с этим человеком? Почему он так страдает? Чанда ответил: — Этот человек просто очень стар, мой принц. В старости все становятся такими. Такова жизнь! Сиддхартха попросил Чанду вернуться во дворец, но не мог найти покоя и остаток дня провел в глубоком размышлении о природе человеческих страданий. На следующий день он снова отправился на прогулку с Чандой, и на этот раз они увидели человека, лежавшего у дороги и корчившегося от боли. — А с этим человеком что случилось? — спросил Сиддхартха. — От чего страдает он? — Это болезнь, мой принц. Многие страдают от разных болезней. Такова жизнь!
Сиддхартха велел вернуться во дворец и снова углубился в размышления. Он никак не мог перестать думать о тех страданиях, с которыми столкнулся за пределами счастливого мира дворца. И красота, и радости жизни оказались временными! Люди стареют, могут заболеть, а потом умирают – неужели в жизни нет ничего устойчивого, ничего постоянного? День за днем, ночь за ночью Сиддхартха размышлял над проблемой страдания и, несмотря на всю любовь к жене и маленькому сыну, решил наконец, что должен покинуть дворец и найти ответ — и для себя, и для всех людей, с тем чтобы помочь им.
И вот Сиддхартха, которому исполнилось двадцать девять лет, в последний раз вышел из ворот дворца. Он присоединился к группе аскетов, отвергших все мирские наслаждения ради поисков высшей истины в индуистском учении. Аскеты смотрели на человеческое тело как на врага души. Они верили, что тело можно усмирить благодаря полному отречению от физических наслаждений и что это поможет душе освободиться и воспарить.
Сиддхартха нашел себе учителя, Алару Каламу; тот преподавал особую форму медитации, благодаря которой можно было выйти из состояния обыденности в состояние «ничтойности». Сиддхартха очень быстро освоил эту технику, научившись достигать того же состояния, но обнаружил, что даже так он не в силах разрешить проблему страданий и смерти.
Разочарованный, Сиддхартха нашел себе нового учителя по имени Уддака Рамапутта. Сиддхартха слышал, что Уддака владеет особой системой медитации, позволявшей достичь состояния, промежуточного между сознанием и бессознательностью. Сиддхартха тщательно изучил этот метод и постепенно достиг упомянутого состояния, но понял, что ни на шаг не приблизился к освобождению от страданий.
Поэтому Сиддхартха решил больше не искать учителей, а путешествовать в одиночку. Он отправился на юг, в царство Магадха, где встретил еще пятерых ищущих истины. Те, видя в Сиддхартхе сильное стремление к истине, решили присоединиться к нему, надеясь чему-нибудь научиться у него, и все шестеро поселились в лесу.
Сиддхартха испробовал много различных систем медитации, всегда доходя до конечного результата, и все разновидности аскезы, до предела ограничивая потребности своего тела и сведя ежедневный рацион к одному рисовому зернышку. Он сдерживал дыхание — до тех пор, пока его не скручивала боль. День за днем он неподвижно сидел в глубоком сосредоточении, терпел жару, дождь, ветер, голод и усталость. Он сидел так неподвижно, что птицы устраивались на его плечах, а белки спали у него на коленях.
Прошло семь лет, и хотя Сиддхартха столь же ревностно предавался самоотречению, он почувствовал, что совсем не продвигается вперед. Вместо того чтобы искать истину, его ум начал угасать, стал вялым, а жизнь постепенно покидала тело. И вот однажды вечером его пронзила мысль: если он будет продолжать в том же духе, то просто умрет, так и не избавив людей от страданий, ведь его ум почти перестал работать.
В ту ночь Сиддхартха выпил немного свежего молока и поел риса, который преподнесла ему одна добрая женщина. А потом погрузился в медитацию под деревом бодхи; это одна из разновидностей фикуса, известная ныне как ficus religious,, что означает «древо мудрости». Восстановив силы, Сиддхартха с вновь обретенной надеждой решил медитировать до тех пор, пока не найдет ответа на свой вопрос: как избавиться от страданий?
Когда взошло солнце, Сиддхартха обрел внутреннюю мудрость, ответы на все его вопросы стали совершенно ясными и он пришел к невыразимому на словах осознанию, в чем причина страданий, и интуитивно постиг причины жизни и смерти. Он обрел полное просветление, сияющее и бесконечно сильное. С этого момента Сиддхартха Гаутама стал известен как Будда.
Другие работы по теме:
Разделение буддизма на ветви
Долгое время монахи, придерживающиеся разных направлений одной религии, жили и учились бок о бок, не вступая в противоречия друг с другом. Однако к 100 г. н.э. появились книги, в которых по-новому обосновывались различные особенности учения.
Буддизм в России
В начале XVII в. Тибетский Буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета.
Буддизм тантрический
Направление буддизма, формирование которого относят к III в. Другие названия: ваджраяна (Алмазный путь, Алмазная колесница), мантраяна (Колесница тайных слов, Колесница мантр), гухья мантраяна (Тайный путь мантр), эзотерический буддизм.
Дзен
Дзен (дзэн, чань) – японское название одной из школ буддизма махаяны, в основном сформировавшейся в средневековом Китае. В Китае эта школа имеет название Чань. Зародился Дзен в Индии благодаря деятельности монаха Бодхидхармы.
Система дзен-буддизм
Дзен-буддизм – одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, является уникальным орденом восточного мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания.
Философия Японии
Возникновение философской мысли в Японии связано с проникновением в 6-8 вв. из Китая и Кореи буддизма и идей конфуцианства, распространявшихся наряду с национальными религиозно-мифологическими представлениями.
Буддизм в Таиланде
Буддизм играет важную роль в жизни тайцев. Поскольку практически все население в Таиланде - буддисты, буддийские ритуалы обязательно сопровождают все знаменательные события в жизни тайцев.
Буддизм религия или философское учение
Государственный университет –Высшая школа экономики Факультет права Реферат по профессиональной деятельности юриста Буддизм – религия или философское учение?
Религия Бон
Религия Бон, существовала в Тибете задолго до рождения Будды Гаутамы, а в некоторых удаленный районах, ее традиции передаются до сих пор.
Ламаизм
Ламаизм - тибето-монгольская форма буддизма, возникшая в Тибете в 8 в. основанная на сочетани черт махаяны и ваджраяны.
Дхармы
Дхармы (пали, санскр.), в индийской философии, ноуменальные, множественные, атомарные (далее неразложимые) носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания-бытия, в обычном опыте воспринимаемый в виде индивидов и вещей.
История Буддизма
Предпосылки возникновения Буддизма - самой распространенной религии в мире. Учение о Четырёх Благородных Истинах. Деление Буддизма на Великую Колесницу и Малую Колесницу. Три Поворота Колеса Дхармы. Буддизм как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.
Мировые религии
Численность приверженцев. Районы распространения. Священные книги. Основные положения.
Aнатмавада
Aнатмавада (пали, санскр.– «доктрина отсутствия Атмана»), в индийской философии, отрицание Я; одно из основоположений буддизма.
Символы Буддизма
Описание основных символов древнейшей мировой религии со ссылками на литературу и рисунки.
Фольклор - Устное народное творчество
Истоки народного поэтического творчества или фольклора от английского folk оге народное знание народная мудрость берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать поэтому все свои знания передавали в устных рассказах.
Истоки убийства Германом главной героини по повести А.С. Пушкина Пиковая дама
Истоки убийства Германом главной героини (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" ) Автор: Пушкин А.С. Герой романа А.С. Пушкина Герман – молодой человек, обделённый крупным капиталом, но не острым умом, он хорош собой и благодаря немецким корням расчетлив. Проводя один из вечеров у конногвардейца Нарумова, Герман как всегда лишь наблюдал за игрой в карты, не принимая участия.
Культура Японии 2 Харакири как
Text Text Text Text В возрасте 11-15 лет девочки становились начинающими гейшами, проходя церемонию инициации и получая новое имя (в подавляющем большинстве случаев это было имя старшей сестры). Предназначение гейш–развлекать мужчин.
Карийская трагедия
Введение 1 Описание 1.1 Истоки трагедии 1.2 Массовое отравление Введение Карийская трагедия — попытка политических заключённых на Карийской каторге в ночь с 7 на 8 ноября 1889 года совершить массовое самоубийство в знак протеста против грубого обращения с заключёнными.
Дже Кхемпо
Дже Кхемпо (дзонг-кэ རྗེ་མཁན་པོ།, Вайли rje mkhan-po, лат. Je Khenpo), также
Синяя летопись
Введение 1 Название 2 Автор 3 Печать 4 Содаржание 5 Издания Введение Синяя летопись (тибетский: དེབ་ཐེར་སྔོན་པོ|, Вайли: deb ther sngon po; англ. Blue Annals) — летопись, созданная gos lo tsā ba gzhon nu dpal (Гой-лоцава Шоннупэл — 1392—1481) и завершённая в 1476 году.
Партия бирманской социалистической программы
Введение 1 История возникновения 2 Однопартийное государство 3 Молодёжное крыло 4 Кризис 5 Упадок Введение Партия бирманской социалистической программы (БПСП) — политическая партия, созданная 4 июля 1962 года тогдашним лидером Бирмы У Не Вином. Партия исповедовала идеологию на стыке коммунизма и буддизма.
Надписи Ашоки
Введение 1 Принятие буддизма царем 2 Нравственные законы 2.1 Поступки 2.2 Милосердие к заключённым 2.3 Отношение к живой природе Введение Надписи Ашоки, или 'эдикты Ашоки — памятник древнеиндийской культуры, представляющий собой набор из 33 надписей на каменных колоннах и стенах пещер, сделанных по приказу царя Ашоки из династии Маурьев.
Канишка I
(на кушанском языке: ΚΑΝΗϷΚΙ, древнекитайское 迦腻色伽) — наиболее известный царь Кушана, правивший в начале II века н. э. При Канишке Кушанское царство достигло апогея своего развития, превратившись в крупную империю со столицей в Пешаваре (древнее название города — Пурушапура), включающую значительную часть Средней Азии (Бактрия и юго-восток Согдианы с Бухарой и Самаркандом), Ферганскую долину, часть Восточного Туркестана (бассейн Тарима, современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР с Яркендом, Хотаном и Кашгаром), современные Афганистан и Пакистан, а также северную Индию.
Сидорова, Нина Александровна
Нина Александровна Сидорова (1910—1961) — советский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник Института истории АН СССР (с 1942 г.), зав. сектором истории средних веков этого Института (с 1952 г.). Специалист в области ранней городской культуры. В ряде своих исследований раскрыла характерные черты городской культуры Франции, её истоки, коснулась такого вопроса, как католическая церковь и средневековая культура, показала Абеляра как одного из ярких представителей средневекового свободомыслия.
Ракхайн штат
План Введение 1 Название 2 Религии 3 История 3.1 Дханьявади 3.2 Весали (Вайшали) 3.3 Лемро 3.4 Мраук-У 3.5 Под властью бирманцев 3.6 Английская колония
Джером Дэвид Сэлинджер
Американский прозаик, один из наиболее талантливых представителей "новой волны" писателей, пришедших в литературу после Второй мировой войны.
Гаутама Сиддхартха (Будда)
Основатель одной из трех мировых религий - буддизма. Имя Будда (с санскритского - просветленный) дано его последователями. В центре буддизма - учение о "четырех благородных истинах".
Лао-Цзы
Лао-Цзы (Ли Эр), легендарный автор древнекитайского трактата 'Лао-цзы', канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость).