Аллилуйя (из греч. ἀλληλούια, восходящее к др.-евр. hallelū jah! "хвалите Господа!") - возглас или песенный припев, часто употребляемый в церковном обряде. В славянской народной традиции в большинстве случаев десемантизирован, внешне (фонетически) видоизменен, приближен к междометию, иногда превращен в название ритуала, группы лиц, его совершающих, ритуального предмета, ритуальной еды, костра и даже не-чистого места и нечистой силы (Ср. различие в ряде культур святое-положительное и святое отрицательное, связанное с запретом для человека входить с ним в контакт. Ср. греч. ιερός - άγιος; лат. sacer - sanctus; готск. hails - weihs; авест. spanta - yaoždāta"; у древних евреев слово кедеш означало и "святое" и "нечистое"; у французов sбcre - и "святой" и "проклятый").
В большинстве случаев Аллилуйя и ее модификации известны в виде припева к колядным, подблюдным, весенним, троицким и др. обрядовым песням. Так, русские веснянки имеют припев ай лёли-лёли, ой лялё-лялё, ай люли-люли или просто люли-люли с удвоением второго компонента. В масленичных торопецких песнях обычна краткая форма лёли без удвоения, в троицких костромских - лелю, а в троицких каширских зафиксировано О ж леля! Ср. сложные формы, далеко ушедшие фонетически от "прототипа" - брянские весняночные лелемьё-лелен и витебские жнивные Аля-леля, лялё, лялё. Эти и подобные формы побудили некоторых мифологов еще в XVIII-XIX вв. изобрести славянского бога Леля.
Припев Аллилуйя, восходящий к возгласу "Аллилуйя!", отсутствует в эпических, балладных, лирических и бытовых песнях, а известен в календарных и свадебных песнях, что также указывает на его прежний сакральный характер.
В вост. Сербии на масленицу исполнялся обряд алалиjа или олалиjа: в сумерках на месте, где обычно тан-цуют коло, зажигали костер и танцевали вокруг него не более трех раз. В той же вост. Сербии в Сочельник молодежь в полночь жгла костры, называемые алалиjaили рана, прыгала через них и плясала. В Боснии в канун Петрова дня вечером пастушата жгли факелы (лиле) и обходили с ними дома и загоны для скота. В Каринтии в пасхальное утро громко кричали "Alelujo!", чтобы нечистая сила не входила в зону слышимости этого слова. В зап. Болгарии Олелия - пустынное необитаемое место, куда отсылают градовую тучу в отгонных заклинаниях: "Тбмо, Боже, тбмо-о-о-о / У пэсту гору Олелиiу", а в вост. Сербии олалиjе - ночные нечистые существа, бродящие ватагами, как пьяные на свадьбе, появляющиеся обычно на Святки, т.е. в "некрещенные дни". Вероятно, болгарское междометие, выражающее удивление, страх и горе, - алйлей, олеле - также восходит к Аллилуйя. Ср. фольклорно-книжное восприятие Аллилуйи у протопопа Аввакума в "Житии": "По Алфавиту, аль - Отцу, иль - Сыну, уŭя - Духу Святому".
Список литературы
Н. И. Толстой. Аллилуйя // Славянские древности. Т.1, М., 1995
Другие работы по теме:
“Дыхание Вседержителя” по книге Иова
Дыхание жизни. Человек - храм святаго духа. Иов и ты, в чем разница? Грех закрывет глаза и уши для бога. Дух истины, которого не принял мир. Работа святого духа в твоей жизни. Драгоценная жемчужина в тебе. Остановись и прислушайся.
Сравнительный анализ христианства и иудаизма
Начиная сравнительный анализ христианства и иудаизма, зададимся вопросом, что такое религия. Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Стоглав
План Введение 1 История создания 2 Структура «Стоглава» 3 Основные положения «Стоглава» 3.1 Финансовые вопросы 3.2 Вопросы нравственности и контроля за жизнью духовенства и мирян
Православие и католицизм
Понятие православия: вероучение и культ, основные праздники и посты. Монастыри как центры духовной культуры. Старообрядство, ереси и сектантство. Раскол христианской церкви, культовые и вероисповедальные особенности католицизма в России и Татарстане.
Ассирийская церковь Востока
Структура и ареал распространения Ассирийской церкви Востока. Краткая характеристика вероучения и священных текстов. Традиционное устройство храма. Богослужение и таинства. Краткая история и становление структуры церкви. Территориальная организация.
Никон и Аввакум как оппоненты
Противостояние Никона и Аввакума не было только противостоянием двух сильных личностей, но с исторической точки зрения это была борьба церковно-феодальной верхушки с пробуждающимся самосознанием народа.
Цветаева m. и. - Тема родины в лирике марины цветаевой
Тема родины в лирике. Марины Цветаевой. О неподатливый языкЧего бы попросту мужик. А я руки настежь застыла столбняк. Любовь к родине поэтесса пронесла через всю свою жизнь. Ее ранние стихи проникнуты нежностью к Москве где она родилась.
Есенин с. а. - душа сжимается от боли
Образ родины в лирике С. ЕсенинаОбраз России возникает в произведениях многих поэтов серебряного века А. Блока А. Белого А. Ахматовой М. Цветаевой. Говорить о России в это трудное время значило не только любоваться красотой ее природы не толь.
Певческие циклы Обихода
В нотированных книгах православного Богослужения бoльшая часть песнопений представлена в рамках какой-либо устойчивой группы – функциональной, жанровой, гласовой.
Духовная вершина Александра Гречанинова
Известно, что богослужебное церковное пение во все времена было важной областью приложения сил выдающихся русских музыкантов. Но эпоха рубежа XIX–XX веков стала настоящим «ренессансом» в сфере русской богослужебной музыки.
Йозеф Гайдн
Творческий путь великого австрийского композитора, а также список его сочинений.
Музыкальные символы России
Слово гимн (от греч. петь хвалебную песнь, воспевать, прославлять) означает торжественное, хвалебное, прославляющее песнопение. В древности гимны создавались для восхваления Бога (богов), национального героя или царя.
Певец крестьянской Руси Сергей Есенин
В русской литературе начала XX века Сергей Есенин выделялся, как бы стоял особняком. За ним прочно укрепилась слава поэта "с крестьянским уклоном". По своему рождению и призванию он был таковым:
Татьяна Репина
Автор: Чехов А.П. ТАТЬЯНА РЕПИНА ДРАМА В 1 ДЕЙСТВИИ (Посвящается А. С. Суворину) ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Оленина. Кокошкина. Mатвеев. Зоненштайн. Сабинин.
Письмо деду
Автор: Есенин С.А. Покинул я Родимое жилище. Голубчик! Дедушка! Я вновь к тебе пишу... У вас под окнами Теперь метели свищут, И в дымовой трубе Протяжный вой и шум,
Акмеизм
В 1912 году сборником "Гиперборей" заявило о себе новое литературное течение, назвавшее себя акмеизмом (от греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета). Акмеизм возникает в период, когда символистская школа была на излете.
Тема Родины в творчестве С.А.Есенина
Министерство образования РФ Управление образования Советского района г. Красноярска Средняя школа № 91 Махотина Екатерина, 11А РЕФЕРАТ «ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»
Эстетика и поэтика русского акмеизма
Литературное течение акмеизма возникло в России в начале 1910-х годов. К 1910 году между символистами обозначился явный раскол. Поводом его стал доклад одного из "младших" символистов Вяч. Иванова "Заветы символизма", в котором признанный теоретик символизма выдвигал на первый план как главную задачу символистского движения его теургическое воздействие, "жизнестроительство", "преображение жизни".
Зачем нужна эстетика
Тема нашего разговора – эстетическое воспитание. Какова природа эстетического, его функции, смысл, предназначение? Может быть, для воспитания достаточно морали? Возможно ли нравственное чувство без эстетики?
Московская Русь 2
Московская Русь Московская Русь связана с предшествующей ей Киевской Русью самыми тесными узами. В сознании русских людей Московской Руси никогда не возникало представления о какой-то дистанции между Московской и Киевской Русью.
Вертепная традиция
Что же такое вертеп и как он попал в Россию? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам — мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.
Рим - вечный город
Министерство образования Республики Беларусь Белорусский Государственный Университет Транспорта Кафедра’ Истории, философии и палеонтологии ‘
Патриарх Никон 2
Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605 — 17/27 августа 1681) — шестой Патриарх Московский и всея России (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), имевший также титул Великого Государя. Полный титул, усвояемый себе Никоном: Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх.Содержание
Церковная реформа
Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой.
Раскол русской православной церкви причины раскола
РАСКОЛ РУССКОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ 1. Причины церковной реформы Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков.
Развитие объектной ориентированности PHP
Одной из главных составляющих планируемой 5-й версии PHP станет Zend Engine 2.0, поддерживающий совершенно новую модель объектно-ориентированного программирования.
Сергей Есенин (судьба деревенщика)
Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом.