Скабалланович М.Н.
Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в. [1] А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения [2], сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу.
Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов — когда их немного — более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день — на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]» [3]. Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной» [4].
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.) [5]. В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь — трехдневное) [6].
О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в. (см. ниже), восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков — преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
[***]
Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня — праздник и предпразднство» [7].
Список литературы
[1] Обретение Креста церк. историк Сократ (V в.) неверно относит ко времени после Никейского собора, так как Елена умерла в год последнего. Александрийская хроника (VI в.), очень надежная в своих датах, относит событие 14 сент. 320 г. Хронограф Феофан Исповедник (IX в.) указывает еще более раннюю дату.
[2] Александрийская хроника говорит: «при этих консулах совершено освящение церкви св. Креста Константином при Макарии епископе сентября 17 (должно быть, ошибка писцов). Отселе начался праздник Воздвижения Креста». День обретения Креста, когда было и первое воздвижение его, указывается месяцесловами, кроме 14 сент., еще 3 мая, 6 марта, 2 апреля. О первой дате см. ниже. Вторая, может быть, означает неделю крестопоклонную. Но возможно, что с периода 50-цы Воздвижение удалено, как печальный праздник. Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, стр. 66, 282, 375.
[3] Паломничество, §§ 48, 49. Православный Палестинский Сборник, 1889, вып. 20.
[4] Созомен. Церковная история II, 26.
[5] Alt H. Kirchenjahr. Berlin, 1860, 55.
[6] Kellner H. Heortologie. Freib., 1901, 187-189.
[7] Никон Черногорец. Пандекты, слово 57.
Другие работы по теме:
Международный женский день
Кыргызско-Российский Славянский Университет по современному этикету на тему: «Международный женский день» Выполнила: Туратбекова Айсара студентка
Бригид – ткачиха мира
Изучая европейскую мифологию и фольклор, мы видим, что мудрые женщины были пряхами, и игнорировать их наставления было весьма рискованно.
Воздвижение Креста Господня
Праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу Господских двунадесятых праздников. Этот праздник находится в числе дней церковного года, когда уставом предписывается однодневный пост.
Особенности богослужения в Великий четверг
В Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших события, совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причастия (Евхаристии) и совершил умовение ног.
Сретение Господне
Старец Симеон, по преданию священник Иерусалимского храма, за свое неверие обреченный дожить до глубочайшей старости, чтобы удостовериться в пришествии Христовом, дождаться и увидеть, и держать на руках Христа.
Рождество Пресвятой Богородицы
В Рождестве Матери Божией Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию.
Празднование Всем святым
Отчего Церковь избрала именно этот день для празднования Всем святым? Потому что этот праздник можно назвать завершением празднования Сошествия Святого Духа на апостолов.
Праздничная депрессия
Половина населения земного шара страдают от нее. Мы привыкли списывать симптомы праздничной депрессии на усталость, алкоголь или другие факторы, когда же истинная причина таится в нашем восприятии.
Празднуем «Томатину»
Томатина – веселый праздник, который уже стал традиционным в Валенсии. Суть этого праздника в забрасывании помидорами друг друга. Точно никто не может сказать, когда именно зародился этот праздник.
Роль композиции в рассказе Толстого После бала в раскрытии его идейно-художественного содержания
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» посвящен событиям жизни России времен Николая I. Это было время сурового правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию в общественной жизни. Рассказ композиционно состоит из двух частей: история героя на балу и после бала. Судя по заглавию, ясно, что «после бала» и для героя, и для автора происходящие события гораздо более важны.
Святой Николай
Сочинение-рассказ о празднике Каждый год мы празднуют два праздника Николая. Первый - 22 мая, а второе 19 декабря. Праздник Николая, особенно «зимнего», празднуют торжественно, приглашают гостей. Святого Николая люди любят, так как он защитник всех бедных и обездоленных. Народ о святом Николае составил много легенд и пересказов.
Праздник масленицы
Автор: Сочинения на свободную тему За время учёбы в школе было много памятного и интересного, но мне больше всего запомнился последний праздник масленицы, который проходил в актовом зале нашей школы.
В чём красота и мудрость русских обрядов
Автор: Сочинения на свободную тему У всех народов есть свои традиции и обычаи. Например, у всех есть обычай отмечать дни рождения, а вот как их отмечают в разных странах - это уже обряд. Есть обряды семейные и календарные. К первым относятся обряды сватовства, свадеб, рождения. Календарные обряды связаны со сменой времён года.
Герой повести Тургенева Ася
В повести И.С. Тургенева «Ася» рассказывается история главного героя, которого автор условно называет Н.Н. Повествование ведется от лица Н.Н., и читателю ясно, что речь идет о событиях прошлого. Герой теперешний, повзрослевший и многое переживший, критически относится к себе тогдашнему, двадцатипятилетнему.
Суккот или праздник «кущей»
В последнее время Израиль вызывает большой интерес у туристов. Это государство сравнительно молодое, хотя на его территории есть города, которые могут претендовать на звание ровесников времен Клеопатры, а то и Ноева Ковчега.
Самайн – от древности до наших дней
На территории современной Англии, Ирландии, Шотландии в далекие времена жили племена кельтов. Язычество этих племен со своей интересной культурой, традициями и обычаями не утратило своей актуальности и с приходом христианства.
Русские народные праздники 2
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории.
Дымковская игрушка
В 1811 году генерал – майор Н.З.Хитров, зять прославленного полководца М.И.Кутузова, состоявший «при особе государя» был внезапно «удалён на Вятку».
Церковь Ризположения
В северо-западном углу площади, укрывшись за Грановитой палатой и громадой Успенского собора, стоит небольшая однокупольная изящная церковь. Первое упоминание о ней относится к середине XV столетия.
Вашингтон Ирвинг. Легенда о Сонной Лощине
На восточном берегу Гудзона, в глубине одной из бухт, стоит деревня, невдалеке от нее есть лощина, которую за её тишину и безмятежность, а также за флегматичный нрав её обитателей прозвали Сонной. Место это словно пребывает под каким-то заклятием.
День благодарения
Введение 1 Главные особенности 2 История Дня благодарения в Канаде 3 История Дня благодарения в США 4 Традиции празднования Введение День благодарения — праздник урожая, который отмечают в основном в США и в Канаде. День благодарения был праздником выражения благодарности и признательности Богу, семье и друзьям за материальное благосостояние и доброе отношение.
День ветеранов и павших на Мальвинской войне
День ветеранов и павших на Мальвинской войне » (англ. {{{1}}} Day of the War Veteran and the Fallen in the Malvinas War, исп. {{{1}}} Dнa del Veterano de Guerra y de los Caнdos en la Guerra de las Malvinas) — национальный день памяти в республике Аргентина, который отмечается в этой латиноамериканской стране ежегодно, 2 апреля.
Джулиано, Сальваторе
Введение 1 История 3 В кинематографе Список литературы Введение Сальваторе «Тури» Джулиано (Гильяно) (итал. Salvatore Giuliano; 16 ноября 1922, Сицилия — 5 июля 1950), — народный герой Италии, наиболее мифологизированный сицилийский бандит и сепаратист [1]. Его сравнивали с Робин Гудом [2][3] . Из-за внешних данных привлёк внимание журналистов и фигурировал на обложках журналов[4][5].
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Давка в Пномпене
— давка, произошедшая 22 ноября 2010 года в столице Камбоджи во время традиционного камбоджийского праздника — фестиваля воды. В результате давки погибли 456 человек, ещё более пятисот получили ранения различной степени тяжести.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
День согласия и примирения
— официальное название праздника, отмечавшегося в России 7 ноября. В СССР дни 7 и 8 ноября праздновались как годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Празднование 7 ноября как одного из важнейших государственных праздников сохранялось в России до 2004, при этом с 1992 года праздничным днём считался только один день — 7 ноября, а указом президента России «О Дне согласия и примирения» от 7 ноября 1996 года «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества» прежнее название праздника — «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» — было изменено на современное[1].
День королевы
План Введение 1 История 1.1 Нападение на королевское семейство Список литературы Введение День королевы (нидерл. Koninginnedag (info)) — национальный праздник, который отмечают в Нидерландах, на Нидерландских Антильских островах и на Арубе. Его празднуют 30 апреля или 29 апреля, если 30-е число выпадает на воскресенье.[1] День королевы — это день рождения королевы Нидерландов, а также день национального единства и солидарности (нидерл. saamhorigheid).
Кинг, Коретта Скотт
План Введение 1 Биография 1.1 Дети 2 Деятельность Введение Коретта Скотт Кинг (англ. Coretta Scott King, 27 апреля 1927 г. — 30 января 2006) жена, а затем вдова известного борца за права чернокожих в США Мартина Лютера Кинга. Вместе с мужем получила известность как одна из первых афроамериканских баптистских деятелей.
No l en Russie
Noлl en Russie Les gens russes aiment beaucoup les fкtes. Toutes les pйripйties de l'histoire russe ont amenй non а la rйduction, mais а l'augmentation du nombre des fкtes, y compris le Noлl et le Nouvel An.