Мамбеталиев А.Э., 2009.
Человек лежал почти голый. Накрытая сверху дряхлая материя скрывала от глаз лишь интимные места. Кажется, человеку было уже всё равно. И потому он не стеснялся вытянуть свои волосатые и грязные ноги, на которые непрестанно садились мухи. А мимо проходили люди. Одни старались не смотреть, другие брезгливо морщились, оставляя ему недопитые бутылки и объедки, третьи стремились быстрее удалится прочь от этого места. Эту картину делало ещё драматичнее находящееся рядом кладбище – молчаливый свидетель событий и сосед шумной дороги, ведущей на знаменитый базар Дордой. Дорога в город мёртвых, который люди пока обходили, и она же – дорога на базар живых.
А человек умирал. Его исхудалое тело уже не могло дать ему силы ходить как другие. Кажется, ему самому тоже не хотелось подняться. Он, наверное, ожидал лишь своего конца. И мне показалось, что все люди, каждый день спешащие на базар, тоже желали ему того же самого. Может быть, его несчастное положение затрагивало их совесть. Ведь лежал их ближний, которого Бог заповедал любить…
Это было несколько лет тому назад. Позже мне приходилось видеть немало подобных случаев. И сейчас, кажется, мы привыкли к подобным картинам. Более того, я боюсь, что если круто не повернём кое что, мы все придем к положению того бедолаги. Не дай Бог, конечно. И это "кое-что", я считаю, есть способность проявлять милосердие. Можно ли тему о милосердии считать затасканной и устаревшей? Думаю, что нет, потому что такие понятия, как любовь, сострадание, милосердие не из категорий, подвластных времени и мнениям. Мудрые всегда понимали, что богатство начинается не из денег, власти и силы, а из милосердия, нравственности и духовности. Только в коррумпированных странах искажают правду и ухмыляются, когда говоришь об этих вещах. Мы не осознали еще, чем будем радовать наших детей в будущем, когда состаримся и не сможем больше сходить в сауну с девицами.
В любом случае нация с материальными богатствами, но без милосердия – на самом деле не богатый народ, а просто страна киборгов. Я считаю, что проявлять милосердие всеобще принятая норма человеческого общежития. Оно не атрибут модных -измов и -кратий. Оно качество — святое. Без него грош цена всяким общественным строям, религиям и философиям. Если мы хотим, чтобы заботились о нас, сострадали нам, мы должны сами сеять семена добродетелей сейчас, пока живы.
Несколько лет назад, по просьбе Московского Института Перевода Библии при Андреевском православном монастыре мне посчастливилось участвовать в переводе Евангелия от Луки. Эта книга на кыргызском языке уже издана, и ее можно найти в некоторых магазинах. В этой книге есть короткий рассказ о милосердии: “Один человек шёл по дороге и попал в руки разбойников. Они его ограбили, потом, избив до полусмерти, ушли. Случайно той же дорогой проходил служитель храма. Он, посмотрев на лежащего полумёртвого человека, прошёл мимо. Через некоторое время случилось проходить и второму религиознику. После них шёл какой то простой человек из соседнего кишлака. Увидев избитого, его сердце наполнилось состраданием. Он подошёл к нему и перевязал раны, потом, посадив на своего осла, привёз в гостиницу. Утром, покидая гостиницу, дал деньги владельцу её и попросил: “Позаботься, пожалуйста, об этом человеке. Если будут лишние расходы с твоей стороны, то когда возвращусь, возмещу”.
Я считаю, что сказанное касается не только тех служителей религии, которые учат разным догмам, но сами не делают ничего из того, что говорят, но и одинаково приемлемо для всех нас.
Недавно, два журналиста остановили меня на улице и задали такой вопрос: “Как, по вашему мнению, можно преодолеть бедность в нашей стране?” Я сказал, что не с помощью кредитов. Потому что если даже “дадут” нам огромные деньги, допустим, даже безвозмездно, мы не знаем толком, как пользоваться ими, или, точнее, кто будет пользоваться ими, так как у нас нет “ленивых и дураков”, не строящих себе особняков на деньги международных валютных фондов. Конечно, нам помощь со стороны сейчас нужна. Утопающий сам себя за волосы не вытянет. Тем более, если он пьяный. А алкоголику бесполезно давать милостыню, потому что он всё равно пропьёт. Но и бросить его на смерть тоже не есть доброта. Ему надо как-то помочь вылечиться.
Подобно этому, если мы хотим жить в мире и достатке, нам нужно болтать не только об "экономике и политике", но и думать о духовном исцелении общества тоже. Потому что общество, как мы все видим, серьезно больно. Ведь болезнь есть болезнь, будь она духовная или физическая. Как говорится в пословице: “Скроешь проказу – её откроет смерть”. Хотя у нас скрывать уже нечего. Потому что признаки проказы наяву: алкоголизм, бандитизм, наркомания, проституция, воровство, коррупция и т.д. и т.п. Также мы все знаем, что если срочно не лечить проказу, она будет прогрессировать и распространяться. А жить среди прокажённых и не заразиться невозможно. Наше общество нужно вылечить. А потом нужно научить радоваться, научить наслаждаться не нажитым воровством, не толщиной кошелька и колёс, не чувством превосходства своего материального благосостояния, но сознанием возможностей честно реализовать себя, жизнью с чистой совестью, оказанной добротой и милосердием.
Еще в древности один мудрец сказал: “Жизнь человека зависит от его мышления”. Я считаю эту мысль рациональной, поэтому призываю начать перестройку мышления и нравственности. Нам нужно убедиться в бесполезности рабской погони только за материальными миражами, a нужно повернуть мышление на максимальный угол поворота и начать реконструировать культуру жизни. Чем будет глубже осознание неправильности прежнего направления, тем угол поворота будет больше. А без поворота нет нового направления. Как поется в одной хорошей советской песне, нам не следует бояться поворота, кое в чем мы обязательно еще сильны. Если мы сможем изменить наше материализованное мышление, переоценив ценности, то сделаем великий подвиг. Тогда хороший результат изменения обязательно отразится во всём, в том числе и в нашем материальном благополучии. Хочу напомнить одно что под словом "нравственность" я не имею в виду религиозность, а общечеловеческие ценности как милосердие, смелость, жертвенность, и т.д. Каждый из нас либо словом, либо делом может сеять семена милосердия. А урожай будет. По закону сеяния и жатвы, что посеешь, то обязательно пожнёшь: посеешь милосердие, обязательно пожнёшь милосердие, посеешь наглость, обязательно пожнёшь наглость, посеешь равнодушие, пожнёшь обязательно обильный урожай равнодушия в своей личной жизни. Поэтому пора нам посмотреть на положение дел вокруг. Смотреть не только через призму впитанного в нашу кровь вещизма, но и через зеркало духовности.
Говоря о нравственности и духовности, как я уже сказал, я не присваиваю эти ценности только религиям. Потому что у них тоже могут быть свои скрытые и весьма своеобразные болезни, как и в любом человеческом обществе. Я их самих призываю к милосердию и духовности, а не замыкаться в своих обрядах и теологических рассуждениях. Потому что нравственность и духовность придуманы не религиозными лидерами, и не они их хозяева, а наш общий Творец, который записал их на совести каждого здравомыслящего человека. От того, что мы потратим энергию, силы и деньги на милосердие и духовное здоровье нашего общества, мы не обеднеем, наоборот, пожнём обильный и хороший урожай добра.
Но надо помнить и ещё один аспект: чтобы получить хороший урожай, нужен хороший уход. А осень обязательно придёт.
Заканчивая свой рассказ, хочу вернуться к человеку, лежавшему подле дороги, иначе мой рассказ будет неполным. Несколько дней спустя, когда я проходил той же дорогою, несчастного уже не было. Мне сказали, что он умер…
Список литературы
literatura.kg/articles/?aid=601
Другие работы по теме:
Паскалю Пиа. Миф о Сизифе
Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) — философское эссе Альбера Камю, написанное им в 1942 году. Считается программным произведением в философии абсурдизма.
Эссе по фильму Осенний марафон
Абдурахманова Марьяна – СОЦ-Д-4 ЭССЕ По фильму «Осенний марафон» Нашему вниманию был предложен фильм Георгия Данелия «Осенний марафон». На основе сюжетной линии фильма следовало разобрать типологию социологических доминант социальной коммуникации на принципе коммуникативной ситуации «профессор- сантехник».
Религия и её роль в жизни государства
, общества, человека – одна из самых непростых и закрытых тем и мало кто берётся за то, чтобы дать исчерпывающую объективную оценку. Религия важна и нужна не для политики, не для государства, а для общества, для человека. А, говоря о человеке и о себе в частности, я предпочитаю говорить не о религии, как таковой, а о вере, о ядре и основе религии.
Религия Бон
Религия Бон, существовала в Тибете задолго до рождения Будды Гаутамы, а в некоторых удаленный районах, ее традиции передаются до сих пор.
Роль религии в современном обществе
Мамонова О.А. (СФЭИ г. Ставрополь) Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту
Конформизм и нонконформизм
Эссе на тему «» Конформизм – изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение. Явление конформизма связано с группой. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы – он получает поддержку и одобрение.
Религия право и политика
ПОЛИТИКА РЕЛИГИЯ ПРАВО Религия, политика и право три совершенно разных сферы, но в тоже время все эти сферы переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие права и политики мы уже определили ранее , теперь попытаемся определить взаимодействие религии с политикой и правом. Религия и политика на протяжении долгого времени так или иначе соприкасались и соприкасаются друг с другом.
Сочинения на свободную тему - Описание помещения
Мне нравится наш кабинет обслуживающего труда. В нем нас обучают шить и вязать готовить вкусные вещи и плести украшения из бисера. Кабинет большой и светлый на окнах висят кружевные занавески вдоль окон стоят швейные машины на которых мы строчим когд Мне нравится наш кабинет обслуживающего труда.
Мотивация труда в условиях современного российского общества
Эссе Мотивация труда в условиях современного российского общества Мотивация труда используется для того, чтобы соединить цели предприятия и цели работников. Правильно построенная система мотивации приводит к повышению качества труда работников и к увеличению производительности. Неэффективная система мотивации может вызвать у работников неудовлетворенность, что всегда влечет за собой снижение производительности труда.
Образ Кусаки
(1 вариант) Л.Н. Андреев был душевно щедрым человеком, поэтому писал свои произведения о милосердии, сердечности, взаимопонимании между людьми, о добром отношении к животным. В своем рассказе «Кусака» Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала».
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами.
Чем отличается русский человек от иностранца эссе по отрывку из Мёртвых душ Гоголя
"Чем отличается русский человек от иностранца" (эссе по отрывку из "Мёртвых душ" Гоголя) Автор: Гоголь Н.В. По мнению Гоголя, русский человек, в отличие от иностранцев, многогранен: одна сторона у него приготовлена для банкетов и официальных торжеств, другая – для простых вечеринок, ещё одна – для общения с высшими чинами… «Перечислить нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения» - утверждает Гоголь.
Лорка Федерико Гарсиа
(5.06.1898 - 19.08.1936) Родился 5 июня 1898 в местечке Фуэнтевакеросе (Fuentevaqueros - Пастуший Ключ), недалеко от Гранады. В 1909 году семья переезжает в Гранаду, а Федерико поступает в школу. 1914 году - Гарсиа Лорка поступает в университет Гранады на факультет филологии, философии и права. 1917 - выходит первая публикация (эссе к столетию Соррильи), а в 1918 - первая книга, в 1921 - первый сборник стихов. 1929 - 1930 - поездки в США и на Кубу.
Эссе Почепцов Г.Г. Теория коммуникации
Почепцов Г.Г. «Теория коммуникации» В учебнике Почепцова Г.Г. Рассматривается все что связанно с коммуникацией. Модели коммуникации: Модель Антонио Грамши (марксистская)Буржуазия держится, ,на двух основаниях: экономическом доминировании и на моральном лидерстве. Буржуазия диктует другим политические и моральные взгляды.
Эссе-клуб
— литературный клуб, возникший в 1996 году в недрах журнала «Новая Юность», в котором эссеистика в то время была возведена в ранг полноценного жанра литературы. Первоначальная идея клуба как кружка авторов эссе «Новой Юности» возникла у редакторов журнала Рустама Рахматуллина, Василия Голованова, Татьяны Изотовой.
Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей
(фр. Dernier inventaire avant liquidation ) — данная книга Фредерика Бегбедера представляет собой сборник 50 остроумных эссе, каждое из которых описывает одно из литературных произведений, выбранных 6000 французами в ходе опроса, проведенного крупнейшей сетью книжных магазинов Франции «FNAC» и редакцией ежедневной газеты «Монд» в 1999 году.
Кеметизм
Кемети́зм — египетское неоязычество, современная (реконструируемая) этнотеистическая, пантеистическая египетская религия. Название происходит от термина «Кемет», буквально переводящегося с древнеегипетского языка «Черная земля», который использовался обитателями берегов Нила в противоположность пустыне.
Фейхо-и-Монтенегро, Бенито Херонимо
Бенито Херонимо Фейхо-и-Монтенегро (исп. Benito Jerуnimo Feijoo y Montenegro; 8 октября 1676, Оренсе, Испания — 26 сентября 1764, Овьедо, Испания) — испанский учёный, писатель и монах-бенедиктинец.
Стил, Ричард
Сэр Ричард Стил Сэр Ричард Стил (англ. Sir Richard Steele; крещён 12 марта 1672 — 1 сентября 1729) — ирландский писатель, журналист, политик. Один из родоначальников просветительской литературы в Англии.
Вороницын, Иван Петрович
Иван Петрович Вороницын (28 января 1885(18850128), Нарва — 1938 или 1939) — российский революционер и публицист. Сын подполковника П. И. Вороницына. Вырос в Житомире, в 17 лет ушёл из дома на почве революционных убеждений. Осенью 1902 г. в Харькове вступил в РСДРП. За распространение нелегальной литературы в 1903 г. выслан в Холмогоры, в июне 1904 г. бежал из ссылки и через Берлин и Женеву нелегально вернулся в Россию.
Религия в США
Первая поправка к Конституции США[1], принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания, наподобие того, что имело место в Великобритании.
Славин, Морис
Введение 1 Биография 2 Сочинения 3 Эссе 4 Публикации Введение Морис Славин (1913, Киев — 2006) — американский историк. 1. Биография Родился в Киеве, на Украине. Жил и преподавал в Огайо, США. Ученый Национального университета Янгстауна, специалист в области истории Франции, работы по истории Французской революции.
Сеннар феодальное государство
План Введение 1 История 2 Население 3 Религия 4 Социально-экономическое развитие Введение Сенна́р, Сеннарский султанат, феодальное государство XVI—XIX веков в Северо-Восточной Африке на территории современного Судана.
Большой наряд
План Введение 1 Наряды 2 Состав Большого наряда 3 Ношение нарядов Введение Большой наряд (Царский чин) — царские регалии. Большой наряд хранился на Казённом дворе, в Большой Казне. Поэтому также назывался нарядом Большой Казны.
Чайлд, Лидия Мария
Лидия Мария Чайлд (англ. Lydia Maria Child; 11 февраля 1802— 20 октября 1880) — видный представитель американского аболицианизма, активист движения за защиту прав женщин, борец за права индейцев, писатель и журналист.
Иван IV Грозный кровавый тиран или выдающийся политический деятель
Эссе по истории По теме: «Иван IV Грозный – кровавый тиран или выдающийся политический деятель? » Ученицы 10 «В» класса Полынцевой Натальи Иван Грозный является первым русским царём и одной из самых неоднозначных личностей российской истории. С одной стороны он предстаёт перед нами, как талантливый государственный деятель, мудрый реформатор, а с другой, как кровавый тиран, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий.
Что значит быть успешным человеком
Я думаю, что успешным человеком можно считать того, кто добился поставленных перед собой целей и остался доволен своими достижениями. Для каждого успех может значить совершенно разные вещи. Это не только деньги. Можно быть богатым, но при этом хотеть чего-то ещё: интересную работу, признание, определённое положение в обществе… Успех – это и моральное, и материальное удовлетворение, когда ты добился того положения в жизни, которое считаешь подходящим для себя.
Георг Зиммель
Зиммель Георг (1858-1918)- немецкий философ-идеалист и социолог. Приват-доцент (с 1885) и профессор университетов в Берлине (с 1901) и Страсбуре (с 1914).