ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЕРВОЗВАННОГО АПОСТОЛА
(о почитании святых мощей святого апостола Андрея Первозванного)
"И Слово стало Плотью". Из этого основополагающего утверждения христианства возникло совершенно новое, незнакомое античному миру, отношение к телесности.
Если Бог стал человеком, если Он стал плотоносцем, значит персть уже не "темница духа", как думали античные философы, а данное человеку от Бога благословение - знак полноты его бытия. "Человек более, чем ангел создан по образу Божию" - учил в XIV веке святитель Григорий Палама, один из наиболее известных Отцов Церкви. Смог ли принять подобный строй мысли, не изменив своему мировоззрению, античный грек? Сомнительно. Отношение к плоти как к сосуду благодати возможно лишь для того, кто принимает веру в то, что Бог стал человеком… Поэтому известное обвинение протестантов - "православные отошли от чистоты христианской веры, так как они поклоняются мощам и иконам" - не только несправедливо, но и свидетельствует об умалении христианского мировоззрения в самом протестантизме. Это сам протестант мыслит по-эллински, когда недоумевает, как Бог в Своей благодати может реально присутствовать в мощах или иконе. Это его христианская вера недостаточно последовательна. Ведь если Слово стало плотью, плоть освящена, духоносна, приобщена Божеству, а значит, и достойна почитания.
Нетление - свидетельство победы, знак жизненной полноты, приобщенности к благодати. Нетленные мощи - это видимое свидетельство о том, что Бог в Своей Славе соприсутствует персти. Человек находится не где-то на периферии мироздания. Его не только "видят". Бог дарует человеку не только Свой взгляд, но и Свою благодать, человек сопричастен Божеству - Той Славе, Которой был облечен Бог еще до создания мира.
Нетление мощей, истечение из них мира или чудеса, происходящие от них, - свидетельство святости человека, т.е. свидетельство того, что он жив, предстоит Богу и испрашивает у Него для нас полноту жизни. Слово "мощи" понимается шире, чем телесные останки. Можно сказать, что мощи - это то, что "оставил" нам святой. Греческое слово "та лепсана" происходит от глагола "лепо" - оставляю. Акцент здесь на идее связи, живого и животворящего наследия. Это то, что осталось от святого, не только его телесные останки, но и личные вещи или одежда, к примеру, "милоть" пророка Илии или опоясание с тела апостола Павла.
Почитание мощей - очень древняя христианская традиция. Первым достоверным свидетельством такого почитания является рукопись "Мученичество Поликарпа" (II век по Р. Х.), где описывается мученическая кончина ученика святого апостола Иоанна Богослова Поликарпа Смирнского и, в частности, почитание его останков смирнскими христианами.
Традиция совершать литургию на антиминсе (плат с изображением положения во гроб Спасителя со вшитыми в него мощами) происходит от практики древних христиан, которые совершали Евхаристию в катакомбах, на гробах мучеников. Отсюда же и традиция строительства над мощами храмов или обычай возлагать святые мощи в основание церковных престолов.
О вселенском измерении почитания Божиих угодников свидетельствует другая благочестивая традиция - торжественно переносить мощи из одного города в другой. В строгом смысле слова не существует "русских", "украинских" или "греческих" святых, есть святые единой Кафолической (Соборной) Церкви, просиявшие в Греции, России, Украине или какой-либо другой стране. Поэтому иногда для того, чтобы открыть возможность непосредственного общения со святыней, ее торжественно доставляют в другой город или страну. Это выражает тождество веры и духовного опыта, другими словами, кафолическое измерение Церкви. Вместе с тем это еще и свидетельство любви, которая связывает различные общины, епархии или Поместные Церкви.
Прибытие в Киев, в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру честной главы святого апостола Андрея Первозванного и является таким даром, даром любви.
Апостол Андрей, брат апостола Петра и ученик Иоанна Крестителя был первым апостолом, призванным Господом на служение. Именно поэтому церковное предание усвояет ему имя Первозванного. Услышав слова своего учителя "Се Агнец Божий", апостол прилепляется сердцем ко Христу и неотлучно за Ним следует. После сошествия Святого Духа апостол Андрей проповедовал в Эфимии, Никодимии, Синопе, Трапезунте, Крыме и Кавказе, Керчи и Херсонесе.
В 66 г., в царствование императора Нерона апостол Андрей был распят на кресте, подобно Христу и своему брату апостолу Петру. Местом его мученической кончины стал греческий город Патры. Согласно древнему преданию, апостол Андрей был распят вниз головой - так же, как и апостол Павел.
До IV века мощи апостола находились в Патрах. В 353 г., исполняя волю императора Константина, византийский военачальник Артемий перенес мощи в храм Двенадцати Апостолов в Константинополе, где для мощей каждого апостола была приготовлена специальная ниша. Честная глава апостола осталась в Патрах. Другая часть мощей, оказавшаяся в Константинополе, во время разграбления его крестоносцами была украдена Капуйским кардиналом Петром и вывезена в итальянский город Гаэта. По другим сведениям, мощи апостола Андрея (кроме главы) находились в Риме, где в 1527 г. даже были осквернены немецкими воинами. Что же касается честной главы апостола, то она либо вообще не вывозилась из Патр в Константинополь, либо была вывезена вместе с остальными мощами, а позже возвращена императором Василием I (867-886) в качестве дара за взятую в жены богатую вдовицу Даниилиду, родом из Патр. Позже глава апостола была перенесена в Рим Фомой Палеологом, братом константинопольского императора Константина Палеолога. Какие мотивы двигали императором Константином? Скорее всего это было чисто политическим шагом - последней попыткой византийского императора склонить папу к поддержке Византии против турков. Однако в своих надеждах Константин был обманут. Рим безучастно взирал на страдания ромеев (как называли себя византийцы), и предельно истощенная империя пала. А древняя православная святыня так и осталась в Риме до 1966 г., когда по просьбе Константинопольского патриарха Афинагора папа Павел VI принял наконец решение вернуть главу апостола в Патры, место его мученической кончины. Так, спустя 502 г. пребывания на чужбине, великая православная святыня возвратилась в лоно Православной Церкви.
История честной главы апостола Андрея свидетельствует о том, как драгоценен этот дар, преподнесенный нашей Церкви - возможность приложиться к святыне в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. После стольких лет разлуки греки ревниво относятся к своей святыне, и нынешнее пребывание в Украине - это четвертый случай, когда после своего возвращения мощи покидают Патры. Пребывание мощей в Киеве как бы завершает некий исторический цикл. Ведь мы поклоняемся не мощам, а святому апостолу, соприсутствующему им, а вернее - Божественной благодати, которая навсегда почила в сердце Андрея, когда он впервые увидел Христа.
Церковное предание свидетельствует о том, что святой апостол Андрей уже был здесь, благословив эту землю, предсказав будущность Киева: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет Благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей".
25 августа апостол пришел в страну сбывшегося пророчества. У его честных мощей собралось множество христиан, собранных из множества воздвигнутых за тысячелетие видимой разлуки церквей. Хотя можем ли мы вообще говорить здесь о разлуке, даже с прилагательным "видимая"? Разве ушла воссиявшая по его пророческой молитве благодать?
5 сентября святые мощи вернулись в Грецию. Однако, вернувшись к себе домой, апостол не покинул святой лаврской обители и киевских гор. И не он ли первым увидит грядущего во славе Христа - пришедшую судить мир Распятую Любовь?
Список литературы
1. Петр ЗУЕВ, священник "Возвращение Первозванного Апостола"
Другие работы по теме:
Брынковяну, Константин
Константин Брынковяну (Constantin Brвncoveanu; 1654 — 26 августа 1714) — великий логофет, а с 1688 г. и господарь Валахии, перенёсший столицу в Бухарест и развернувший широкую строительную деятельность в своих владениях. Построенные им дворец Могошая и несколько монастырей (в том числе Хорезу) выполнены в т. н. брынковянском стиле.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов
Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем.
Иаковы
Иаков, имя трех христианских святых 1 в.
Антихрист
Антихрист, антагонист Христа, узурпирующий его имя или права.
Анализ стихотворения Брюсова Конь Блед
Автор: Брюсов В.Я. Читая стихотворения Брюсова «Конь Блед», написанное в 1903-1904 годах, чувствуешь что-то таинственное, что-то космическое, ведь, действительно, эпиграфом к нему служат строки из «Апокалипсиса», откровения апостола Иоанна Богослова. По «Апокалипсису», на землю прибудут четыре вестника, среди которых будет конь Блед.
Награды
Орден Святого Андрея Первозванного. Ордена Российской империи. Ордена СССР. Ордена российской Федерации.
Орден Андрея Первозванного
Орденом Святого апостола Андрея Первозванного по нынешнему, утвержденному 1 июля 1998 года, статуту отмечаются выдающиеся государственные и общественные деятели за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России.
Пущин, Пётр Иванович
Введение 1 Происхождение 2 Биография 3 Семья 4 Память 5 Награды Список литературы Пущин, Пётр Иванович Введение Пётр Иванович Пущин (11.12. 1723 - 7.12.1812) — адмирал, флагман гребного флота, участник Семилетней и Русско-турецкой 1768—1774 войн, сенатор.
Бельский, Иван Иванович
Ива́н Ива́нович Бе́льский (6 января 1719, Санкт-Петербург — 13 января 1799, Санкт-Петербург) — русский художник, из династии Бельских, известных русских крепостных живописцев XVIII века; академик исторической живописи Академии художеств.
Возвращение Хомейни в Иран
Введение 1 Попутчики Хомейни 2 Обстоятельства 4 Источники Введение Возвращение аятоллы Хомейни в Иран — одно из ключевых событий Исламской революции 1979 года. Утром 1 февраля (12 бахмана 1357 по иранскому календарю) Хомейни вернулся в Тегеран на чартерном Боинге-747 Air France после 15 лет ссылки в Турции, Ираке и Франции.
Головин, Иван Михайлович
Ива́н Миха́йлович Голови́н (1680 —1737[1]) — вице-адмирал (1732), русский военный деятель, сподвижник Петра I. Однофамилец известного деятеля петровской эпохи графа Фёдора Алексеевича Головина (1650—1706). Кавалер ордена Александра Невского[1].
Бирка
Введение 1 Археологическое исследование 2 Берковец Список литературы Бирка Введение Бирка (Birka) — крупнейший торговый центр шведских викингов в 800—975 гг., который упоминается в житии «северного апостола» св. Ансгара и в сочинениях Адама Бременского. С XIX в. отождествляется с островом Бьёркё на озере Меларен, состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Сражение у Доброе
Введение 1 Предыстория 2 Сражение 3 Последствия боя Введение Сражение у села Доброе, по западным источникам сражение у Молятичи (швед. Slaget vid Malatitze) — сражение Северной войны, состоявшееся у села Доброе 30 августа (10 сентября) 1708 года (31 августа по шведскому календарю) между русскими и шведскими авангардами.
Головин, Николай Фёдорович
В отставкес июня 1744 года Николай Фёдорович Головин 1695(1695) — 15 (26) июля 1745, Гамбург) — русский военно-морской деятель, граф, командующий Балтийским флотом в русско-шведскую войну (1741—1743), президент Адмиралтейств-коллегии, генерал-губернатор Санкт-Петербурга, адмирал (с 1733), сенатор, кавалер ордена Андрея Первозванного.
Бутурлин, Александр Борисович
Алекса́ндр Бори́сович Бутурли́н (18 (28) июля 1694 — 30 августа (10 сентября) 1767, Москва) — русский военачальник, граф (1760), генерал-фельдмаршал (1756), Московский градоначальник.
Беннигсен, Леонтий Леонтьевич
Введение 1 Биография 2 Хронология 3 Награды 4 Сочинения Список литературы Беннигсен, Леонтий Леонтьевич Введение Лео́нтий Лео́нтьевич Бе́ннигсен (Ле́вин А́вгуст фон Бе́ннигсен, 10 февраля 1745, Брауншвейг — 3 октября 1826, Бантельн) — граф, генерал от кавалерии на русской службе.
Гильдия Святого Луки
(нидерл. Sint-Lucasgilde) — цеховые объединения художников, скульпторов и печатников, получившие распространение с XV в. в низовьях Рейна и Нидерландах. Гильдия получила название по имени апостола Луки, покровителя художников, который, как считается, первым изобразил Деву Марию. В некоторых городах, как например, в Антверпене, в гильдии Св.
Игельстрём, Осип Андреевич
О́сип Андре́евич Игельстрём , Игельстром (7 мая 1737(17370507) — 18 февраля 1817) — российский государственный деятель и военачальник, барон, а затем граф и генерал от инфантерии, сын лифляндского дворянина.
Восстание Черниговского полка
Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 г (10-15 января 1826 г н. ст.) в Черниговском полку, расквартированном в Киевской губернии.
Чернышёв, Захар Григорьевич
План Введение 1 Биография 2 Память 3 Награды Чернышёв, Захар Григорьевич Введение Иностранные награды: Заха́р (Захарий) Григо́рьевич Чернышёв (1722—1784) — граф, генерал-фельдмаршал, известный военачальник времён Семилетней войны.
Людовик де Бурбон, герцог Орлеанский
Людовик де Бурбон, герцог Орлеанский (4 августа 1703(17030804), Версаль — 4 февраля 1752, аббатство св. Женевьевы, Париж) был третьим в линии герцогов Орлеанских, идущей от Филиппа I, младшего брата Людовика XIV.
Голицын, Михаил Михайлович
План Введение 1 Биография 2 Браки и дети 3 Награды Введение Михаи́л Миха́йлович Голи́цын, Михаил Михайлович Старший (1 ноября 1675(16751101), Москва — 10 декабря 1730), князь, русский полководец, генерал-фельдмаршал (1725), соратник царя Петра I. Прославился в Северной войне 1700—1721 годов.
Левашов, Василий Иванович фаворит
Василий Иванович Левашов (1740(?) - 1804) — генерал от инфантерии, обер-егермейстер. Биография На службу поступил в 1758 г. в лейб-гвардии Преображенский полк и из подпоручиков гвардии пожалован был премьер-майором Троицкого пехотного полка. Во время турецкой войны участвовал в бою при Галацах, в Ларгской битве, при преследовании отступающего неприятеля от Измаила, при покорении ретраншемента перед Журжей и при овладении этою крепостью.
Апраксин, Степан Фёдорович
Введение 1 Сражение при Гросс-Егерсдорфе 2 Неудачные интриги Введение Степа́н Фёдорович Апра́ксин (30 июля (10 августа) 1702(17020810) — 6 августа (17 августа) 1758, Санкт-Петербург) — русский генерал-фельдмаршал (6 сентября 1756).
Орден Андрея Первозванного
К моменту появления ордена Андрея Первозванного практически во всех европейских государствах имелись уже собственные наградные ордена, и некоторые из них насчитывали уже сотни лет своей истории.
Андреевский флаг
Андреевский флаг - главное корабельное знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.
Остен-Сакен, Фабиан Вильгельмович
Фабиа́н Вильге́льмович О́стен-Са́кен (Фабиан Готлиб фон дер Остен-Сакен, 1752—1837) — российский генерал-фельдмаршал (с 1826 года), князь (с 1832 года).
Бибиков, Александр Ильич
Введение 1 Биография 1.1 Военная и государственная карьера 1.2 Подавление Пугачевского бунта 1.3 Награды 1.4 Семейное положение Бибиков, Александр Ильич
Еропкин, Пётр Дмитриевич
Пётр Дми́триевич Еропки́н (1724—1805) — видный российский военный и государственный деятель, участник Семилетней войны, сенатор, московский главнокомандующий.
Чичагов, Василий Яковлевич
Василий Яковлевич Чичагов Васи́лий Я́ковлевич Чичаго́в (28 февраля (11 марта) 1726(17260311) — 4 апреля (16 апреля) 1809, Санкт-Петербург) — российский мореплаватель, адмирал (с 1782).
Апостол Даниил Павлович
Малороссийский гетман, преданный интересам России. Апостол с 1682 г. состоял миргородским полковником. Мазепа, достигши гетманства, преследовал Апостола как приверженца Самойловича и лишил его звания.
Повстання Чернігівського полку
ЧЕРНІГІВСЬКОГО ПОЛКУ ПОВСТАННЯ -збройний виступ проти царизму в Україні 29.12.1825-3.1.1826 (10-15.1.1826). Виступ готувався Південним товариством декабристів і його планувалося провести одночасно з Північним товариством у Петербурзі. Декабристи розраховували підняти на повстання війська трьох корпусів - понад 50 тис. чол., розташованих в Україні.