Московский Педагогический Государственный Университет
Варнавский Евгений, 103 гр
Доклад по истории социологии на тему:
Концепции «Я» у Ч. Кули и Дж. Мида
Москва 2000
Одним из исследователей самости
(то есть понятий «я» (I), «меня» (Me), «мое» (mу), «я сам» (myself)) и автором концепции зеркального «Я»
был Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929) -
один из основателей символического интеракционизма.
Кули пишет, что отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимения третьего лица, выступает некий характерный тип чувства, которое можно назвать «чувством моего (my-feeling)» или «чувством присвоения (senseofappropriation)». Почти все виды идей могут быть связаны с этим чувством и быть поэтому названы «я» или «мое». Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать как инстинктивное, оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов. Оно, таким образом, очень глубоко укоренено в истории человеческого рода и, очевидно, необходимо для любой системы жизни вообще, которая схожа с нашей.
Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать «мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.
Самость может быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектов общего желания.
Из понятия самости следует концепция зеркального «Я»
, имеющая очень большое значение в социологии.
Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.
Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.
Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.
Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. «Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность». В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых - заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.
Идеи Кули развил Джордж Герберт Мид (1863 – 1931)
Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны.
Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли —
это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком). Исполнение роли —
это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.
Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности.
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.
В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию Я.
Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого — все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида.Происхождение «Я», таким образом, целиком социально.
Использованная литература:
История теоретической социологии. Т. 3
С.С. Фролов «Социология»
Ч. Кули «Социальная самость»
Д. Мид «Интернализированные другие и самость»
Д. Мид «Аз и Я»
Другие работы по теме:
Человек как объект, субъект и жертва социализации
Человек как объект, субъект и жертва социализации Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.
Символический интеракционизм
Символический интеракционизм. Создание основ теории "Я". Теория Чарльза Кули. Теория Дж. Мида. Другие теории символического интеракционизма. Интеракционистское направление, обратившееся к целостному человеческому "Я" и его личностному самоопределению.
Определение и основные черты западной социологии XX в.
Особенности развития западной социологии во 2-й половине XX в. Вклад в развитие теории символического интеракционализма Дж. Мида и Г. Блумера. Основные постулаты теории социального обмена Дж. Хоманса. Основные подходы к изучению социальных изменений.
Социальный бихевиоризм
Американский ученый Джордж Мид (1863-1931), работавший в Чикагском университете, попытался учесть своеобразие обусловленности человеческого поведения в своей концепции, названной социальным бихевиоризмом.
Понятие личность
Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида как : Отношение к чему - либо . Нормы поведения , взглядов . Ценности . В философии личность человека как таковая не рассматривается . Ею надо стать .
Эдельман, Мюррей
Введение 1 Биография 2 Научные интересы 3 Труды 4 Звания и награды Введение Мюррей Эдельман (англ. Murray Jacob Edelman, 1919, Пенсильвания — 26 января 2001, Мэдисон) — американский политолог.
Согэ
(умер 711 г.)(кит. 娑葛, пиньинь suoge, палл. Согэ) — тюргешский каган с 708 года. Сын Ушлика Согэ когда стал каганом началось гражданская война между сары и кара тюргешами.
Каджары династия
Каджа́ры (азерб. قاجارلر, Qacarlar; перс. قاجاریان — Qвjвriyвn; в России — принцы Персидские) — тюркская[1][2][3][4][5][6] династия, правившая Ираном с 1795 по 1925 год. Основана Ага-Мухаммед-ханом Каджаром, предводителем тюркского племени каджаров, который объединил Иран и утвердил Тегеран в качестве новой столицы.
Герштейн, Хаим Срулевич
Хаим Срулевич Герштейн (партийный псевдоним Типограф; 1903, Кишинёв Бессарабской губернии — 1963, Москва) — участник коммунистического подполья в Бессарабии, советский партийный деятель. Секретарь Временного обкома Коммунистической организации Бессарабии с декабря 1922 года, в 1937—1938 годах — секретарь Бессарабского обкома Коммунистической партии Румынии.
Цицианов, Павел Дмитриевич
Па́вел Дми́триевич Цициа́нов груз. პავლე დიმიტრის ძე ციციშვილი (8 (19) сентября 1754(17540919), Москва — 8 (20) февраля 1806, близ Баку) — русский военный деятель, князь, генерал от инфантерии (1804).
Гянджинский договор
— был заключен при Гяндже, 10 марта 1735 г., между Российской империей и Персидской империей[1] Переговоры велись российским князем С. Д. Голицыным и персидским временным правителем Надир Кули-ханом. Договор происходил во время войны между Персией и Турцией и накануне Русско-турецкой войны 1735—1739 гг.[2] По текущему договору Россия обязывалась вернуть Баку и Дербент с прилежащими землями деревнями в обмен на обязательства не передавать их под власть других держав и продолжать войну с Турцией, пока не будут отвоеваны все захваченные ею территории.[3] Россия и Персия обязывались не заключать сепаратный мир с Турцией и как следует из договора, «за такое многое одолжение и дружбу, что учинено от стороны Российской империи, Иранское государство обещается вечно с Российскою империей пребыть в соседней дружбе, и крепко содержать российских приятелей за приятелей, а неприятелей российских за
Аштарханиды
Введение 1 Династия Аштарханидов 2 Правители Талукана 3 Правители Балха Введение Аштарханиды, Джаниды, династия ханов Бухары 1599—1753, происходившая от астраханских ханов из дома Джучи. Пришла на смену династии в Шейбанидов в Бухаре.
1746 год
— невисокосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю. События Оборонительный союз России и Австрии. 1746—1766 — Король Дании и Норвегии Фредерик V.
Безвизовый режим
Введение 1 Безвизовый режим с Россией 2 Безвизовый режим с правом трудовой деятельности в России 3 Страны, где виза ставится на границе (для граждан РФ)
Дыманская экспедиция
— карательная экспедиция, отправленная в 1908 году в пределы Персии для наказания разбойничьего племени шахсевен за нападения на российские пограничные посты и селения.
Доклад о правах человека в США
Введение 1 Доклад о правах человека в США за 2002 год 2 Доклад о правах человека в США за 2003 год 3 Доклад о правах человека в США за 2004 год 4 Доклад о правах человека в США за 2006 год
Риттер, Карл дипломат
Карл Ри́ттер (нем. Karl Ritter; 5 июня 1883 года, Дёрфларас, Верхняя Франкония — 31 июля 1968 года, Мурнау, Верхняя Бавария, ФРГ) — дипломат, руководящий сотрудник Имперского министерства иностранных дел Германии.
Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации
— в 1994—1997 гг. консультативный (совещательный) орган при Президенте Российской Федерации по вопросам возрождения российского казачества и объединения казачьих обществ, а также для разработки предложений по определению государственной политики в отношении российского казачества.
Штеенграхт фон Мойланд, Густав Адольф
План Введение 1 Биография Список литературы Введение Густав Адольф Штеенграхт фон Мойланд (нем. Gustav Adolf Steengracht von Moyland) (15 ноября 1902 года, Мойланд, Клеве, Германская империя — 7 июля 1969 года, Мойланд, Клеве, ФРГ), дипломат, руководящий сотрудник Имперского министерства иностранных дел Германии, статс-секретарь МИДа (31 марта 1943 года — май 1945 года).
Рабочие-кули
Рабочие-ку́ли , или просто ку́ли (от хинди: क़ूली букв. «работник») — в историографии термин широко использовался для описания наёмных работников, батраков, которых европейские империалисты ХVIII — нач. ХХ веков перевозили в качестве дешевой рабочей силы из своих густонаселённых азиатских колоний в свои менее населённые американские и африканские владения, остро нуждавшиеся в рабочей силе после отмены рабства, массовой гибели индейцев от болезней, занесённых европейцами, ранее также из-за массового бегства негров-рабов в горы (см. мароны).
Ардаланское ханство
Ардаланское ханство - одно из курдских феодальных государств, расположенное на границе Османской империи и Ирана. С XVI века великое государство. Династия Арделан
Эрдмансдорф, Отто фон
План Введение 1 Биография Список литературы Введение Отто фон Эрдмансдорф (нем. Otto Erdmannsdorf), полное имя: Отто Бернгард Густав фон Эрдмансдорф (22 октября 1888 года, Дрезден, Германская империя — 30 декабря 1978 года, Штарнберг, Верхняя Бавария, ФРГ), дипломат, руководящий сотрудник Имперского министерства иностранных дел Германии.
Мид, Джордж Гордон
План Введение 1 Ранние годы 2 Гражданская война 2.1 Первые командные должности 2.2 Потомакская армия и Геттисберг 3 Сноски Мид, Джордж Гордон Введение
Бакиханов
Бакиха́нов — современное (с момента вхождения Бакинского ханства в состав Российской империи) название фамилии потомков династии Бакинских ханов. Основатель династии — Даргах-Кули-бек.
Сирадж уд-Даула
(полное имя — Мансур-уль-Мульк Сирадж-уд-Даула Шахкули-хан Мирза Мохаммад Джанг Бахадур; 1733(1733) — 2 июля 1757) — наваб Бенгалии, Бихара и Ориссы в 1756—1757 годах.
Пшеница
Доклад По археологическим данным уже 5-7 тысяч лет назад пшеницу возделывали в Египте, странах Передней и Средней Азии и в Закавказье. Сейчас этот хлебный злак культивирует почти во всём мире. Его посевы занимают примерно 1/5 часть всей обрабатываемой земли- это почти 1/80 часть суши! Если годовой урожай пшеницы погрузить в железнодорожные вагоны, то такой поезд смог бы дважды опоясать земной шар по экватору.
Урбен Жан Жозеф Леверье
Работы Леверье посвящены решению проблем небесной механики. В 1839 г. он предоставил в Парижскую Академию наук доклад "О вековых возмущениях планетных орбит", изучив вопросы о устойчивости Солнечной системы.