Щуко Владимир Алексеевич
Годы жизни: 1878 г. - 1939 г.
Архитектор.
В 1896 г. Щуко поступил на первый курс Петербургской Академии художеств. Щуко не мог различить своего места в избранной профессии.
Не теряя времени даром, он овладевает смежными специальностями. Упражняется в скульптуре, учится офорту в мастерской Матэ и живописи в мастерской Репина. Последний благосклонен к Щуко и поощряет к продолжению занятиями живописью.
В 1901 г. Щуко в составе экспедиции Академии наук отправляется на остров Шпицберген. Возвращается с серией нордических пейзажей.
В 1903 г. Щуко вместе с Николаем Лансере отправился по заповедным городам русской глубинки. В Пскове обмеривали Вязьницкий монастырь - "каждый день с 8 утра до 8 вечера, без перерыва... со всеми закоулками, подвалами". Судя по письмам Щуко, он с наслаждением погрузился в атмосферу русской старины. Он никогда не будет проектировать в "русском стиле" - он выберет другое амплуа.
Выбор стиля для дипломного проекта был сильным ходом Щуко. Сказались раздумья о будущности архитектуры. В 1904 г. в его проекте "Дворца наместника на Дальнем Востоке" улавливали ароматы русского ампира. Однако молодого зодчего не обременяла ностальгия ни по элегантным дворцам александровских сановников, ни по трогательно запустелым усадьбам тургеневских помещиков. В идее замысленной им архитектуры воспоминания о прошлом явно уступают предвкушению будущего.
Щуко безошибочно угадал направление, в котором нашей архитектуре предстояло двигаться еще добрых полвека.
Вначале это будет неоклассика 1910-х гг. Затем на рубеже 20-30х гг. распустились пышные цветы советского ампира.
То, что предвидение Щуко не было случайным, доказывают другие его работы. Например, здания подстанций Волховской ГЭС, выстроенные в 1926-1927 гг. на улице Ленина и проспекте Маркса.
Начиная с дипломной работы, Владимир Алексеевич неизменно демонстрировал восхитительную прозорливость.
По счастью, его не постигла обычная участь гениев, опережающих время и гонимых современниками. В конкурсе проектов выпускников Академии художеств он победил, получив в связи с этим право на заграничное путешествие за казенный счет.
Вернувшись из Италии, Щуко стал постоянным участником выставок "Мира искусства". Однако в состав объединения вошел только в 1910 г.
В том же году он возвел на Каменноостровском проспекте два здания, ставшие крупнейшим достижением его дореволюционной архитектуры. Если допустить наличие классицизированного модерна Лидваля, стиль этих зданий Щуко можно назвать модернизированной классикой. Но важнее понять то, что автор их был стилистом мирискуснического вероисповедания.
В проектировании обоих домов участвовал владелец - инженер К. В. Марков. В 1908 г. на Каменноостровском, 67, он возвел для себя дом по собственному проекту и начал проектировать здания на двух соседних участках, принадлежащих тоже ему. Но потом передал начатую работу Владимиру Щуко. Понятно, что планировки определены были самим заказчиком. Зато фасады - результат творчества Щуко. Ведь когда столь искушенный заказчик привлекает архитектора к работе, которую в принципе мог выполнить сам, он должен быть уверен в том, что приглашенный мастер выполнит эту работу искуснее.
Творения его отнюдь не производят впечатления холодности, обескровленности. В них ощущается привкус игры. И уловим этот привкус не только в зримо эротизированных сюжетах барельефов. Сам ренессансный дух является в архитектуре Щуко в легком, игривом качестве, дух Боккаччио, а не Данте.
Декорационный метод, использовавшийся Щуко в начале века, имел развитие и продолжение на протяжении всего столетия. Причем не только в советской архитектуре 30-50х гг. Обратимся к жилым комплексам, возведенным в 1980-1990х гг. по проектам "Тальер де Аркитектура". Та же, что у неоклассиков 1910-х гг., тщательность в проработке порталов, карнизов. Тот же, что в работах Щуко, театрализованный эффект от контрастного сочетания ордера и стекла. Та же иллюзорность приема: ведь фасады монтируют из панно, которые привозят в готовом виде и подгоняют на стройплощадке друг к другу наподобие сценической декорации.
О Щуко можно сказать, что он учился - уча.
В школе при Обществе поощрения художников вел курс архитектурной композиции. Преподавал в Женском политехническом институте, а в 1913 г. возглавил Женские архитектурные курсы, преобразованные потом в Архитектурный институт.
В 1912 г. Щуко участвует в конкурсе проектов нового здания Николаевского вокзала в Петербурге. Он предложил своеобычную вариацию на тему сочетания венецианских Сан-Марко и кампанилы. Волнистый силуэт здания образован арочными перекрытиями над внутривокзальными объемами, они действительно напоминают о закомарах собора св. Марка. Гигантская остекленная поверхность трех арочных проемов верхнего яруса фасада вступает в страстную коллизию с нижним ярусом, который состоит из ряда колонн, предвосхитившего протяженностью излюбленный мотив поздних творений Щуко. Однако суровость пластики этой колоннады склоняет сравнивать ее не с будущими мирными построениями 30-х гг. Ее парад родственнее милитаризированным колоннам П. Беренса, в том же 1912 г. установленным на караул перед зданием германского посольства на Исаакиевской площади. Запланированные Щуко конные скульптурные группы лишь усиливают это сходство.
Комиссии, в которую вошли представители Министерства путей сообщения и Академии художеств, проект понравился. Символично, что помешало его реализации начало войны с Германией.
Замечателен во всех отношениях и проект Московского банка, выполненный Щуко в 1915 г. Строительство начали на Невском, 14, однако двигалось оно в условиях войны вяло, а в 1917 г. прекратилось.
Архитектура выставочных павильонов, возведенных в 1911 г. по проекту Щуко в Турине и Риме, свободна от драматизма. Обаятельна она была свежестью взгляда зодчего. Классические формы явились миру в старинной чистоте, словно омытые от многократных наслоений. Это были временные постройки, по-настоящему близкие театральным декорациям. Оригинальность Щуко отмечали в том, что он нарушил обычай, согласно которому русские павильоны на подобных выставках надлежало строить в национальном стиле. Он предложил ампир. Тогда это казалось смело, вполне пассеистично и, значит, - модно. Валентин Серов, чьи картины экспонировались в павильоне Щуко, высоко оценил достоинства его архитектуры.
Однако сейчас мы видим, что зодчий по сути традиции не нарушал. Он отважился подняться на очередную ступень в ее эстетическом толковании. Ведь по прошествии еще двух десятков лет именно ампир определился у нас в качестве национального стиля.
К 210-летию Петербурга Щуко набрасывает акварелью эскиз праздничного убранства Сенатской площади.
Скульптурными мотивами разнообразил Щуко декорации к спектаклям "Старинного театра". Солидное место отведено скульптуре в пластике домов на Каменноостровском. Однако ко времени этих рисунков сама замысливаемая им архитектура успела стать подножием скульптуры, проросла в нее и в скульптуре осталась. Филогенез нарисованных им статуй идет определенно от камня, не от человека...
Как истинный артист, Владимир Щуко блестяще исполнил роль, предложенную ему эпохой, однако личности своей в роли не растворил безвозвратно. В этом убеждают самые последние его рисунки - портретные. Тихий, ласковый свет изливают они. Это 1938 год. Лица матери, дочери, сына и, наконец, засыпающая кошка: на мордочке след отлетающей умиротворенной души.
Другие работы по теме:
Характеристика неоинституционализма
Неоинституционализм как обобщенная неоклассическая теория. Отличие неоинституционализма от стандартной неоклассической теории, "старого" институционализма. Центральная идея неоинституционализма, принцип "методологического индивидуализма", роль институтов.
ВДНХ
Экзаменационная работа по экскурсоведению По теме: ВДНХ Учениц 10 класса «В» средней школы №1071 Заикиной Ольги, Утёнковой Насти, Савельевой Кати Москва 2002 г.
Охрана труда женщин
Оглавление Введение 2 I. Правовое положение трудящихся женщин. 4 II. Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в области охраны труда. 13 2.1. Международные правовые нормы и женский труд 13
Проектирование прирельсового склада
Введение Конструкции из дерева и пластмасс относятся к классу легких строительных конструкций, применение которых в строительстве является одним из важных направлений на пути повышения эффективности и ускорения строительного производства.
Архитектура конца XIXначала XX веков
Text Text Graphics visaginart.nm/MOD/kon.htm visaginart.nm/MOD/kon.htm «Большая Советская Энциклопедия 1970г.» pasha-sevkav/arxitekturnye-stili/ Graphics
Императорская Академия художеств
Введение 1 История 1.1 Президенты Академии 1.2 Ректоры Высшего художественного училища при Академии 1.3 Преподаватели 1.4 Выпускники Академии 1.4.1 Вольнослушатели академии (своекоштные)
Проектирование прирельсового склада
Архитектурно-планировочное и конструктивное решение прирельсового склада. Технико-экономическое сравнение вариантов. Расчет профнастила. Проектирование равномоментных прогонов по консольно-балочной схеме. Конструирование армированной клеедеревянной балки.
Советская архитектура
Развитие советской архитектуры: иллюзия восторженной торжественности. Монументализация архитектурного образа, парадная представительность предвоенного периода. Массовое типовое строительство после войны. Проблемы современного градостроительства.
Архітектура ХІХ-ХХ століть
Урбанізація світу в ХІХ-ХХ ст. та поява необхідності будувати якнайбільше житла в містах і селах. Поява та застосування нових будівельних матеріалів. Особливості застосування еклектизму, неокласицизму, модерну та інших стилів в архітектурі ХІХ-ХХ ст.
Пенсионная реформа и пенсионная система
Пенсионное обеспечение и пенсионная реформа Пенсионная реформа, проводимая в России, напрямую затрагивает интересы каждого человека. Концепция проводимой реформы пенсионного обеспечения одобрена в 1995 г. Постановлением Правительства РФ от 07.08.95 № 790. в этом документе был представлен не только анализ сложившейся пенсионной системы с выплатой пенсий на распределительной основе, но и подчеркивалась необходимость ее реформирования.
Большой Каменный мост
Несмотря на название «Большой Каменный» — мост металлический, в отличие от соседнего Большого Москворецкого, оформленного гранитом.
ВДНХ
История создания ВДНХ. Социально-политические предпосылки создания ВДНХ. Территориально-архитектурный план застройки ВДНХ. ВВЦ сегодня – из беседы с генеральным директором ВВЦ В.А.Саюшевым.
Россия в мировом архитектурном процессе
XX век стал для европейской культуры веком осуществляемых утопий. Утопия - умозрительно созданный идеал, противопоставленный несовершенствам действительности, - восходит к античности, рассуждениям Платона об идеальном государстве.
Стиль Арт-Деко
История возникновения стиля Арт-Деко как результата смешения множества новаций, происхождение его названия, основные проявления, использование в оформлении, основные работы приверженцев. Мода и искусство начала ХХ в., роль в ней Коко и Габриель Шанель.
Аналіз основних напрямків мистецтва модернізму
Модернізм як характерне відображення кризи буржуазного суспільства, протиріч буржуазної масової та індивідуалістичної свідомості. Основні напрямки мистецтва модернізму: декаданс, абстракціонізм. Український модернізм в архітектурі, скульптурі та малярства
Развитие культуры ХХ века в России. Музыка
Ликвидация культурной отсталости населения советской властью, коррекция народных идей партийным аппаратом. Развитие музыки ХХ века в России, основание ранней рок-культуры. Копирование западных взглядов в развитии отечественного джаза и рок-н-ролла.
Скульптура Ульяновской области
Скульптура как историческое явление: классификация, типы и жанры. Композиция в скульптуре и методы создания из различных материалов. Обзор скульптуры Ульяновска. Музей-мемориал В.И. Ленина: описание его залов. Ульяновск и его скульптурные памятники.
Советская культура в 1917-1940 гг.
Перемены в культурной сфере общества в послеоктябрьские годы, влияние на данный процесс политической партии. Развитие образования, науки, литературы и искусства. Сущность и этапы реализации монументальной пропаганды. Условия развития культуры в годы НЭПа.
Дон Карлос драма
Введение 1 История написания 2 Первые издания и постановки 3 Переводы на русский язык 4 Постановки в России 5 Использование в искусстве Введение Дон Карлос, инфант испанский (нем. Don Karlos, Infant von Spanien) — драматическая поэма Фридриха Шиллера в пяти актах. Драматическое произведение, написанное в 1783—1787 годах, повествует об общественных и политических конфликтах начала Восьмидесятилетней войны, в ходе которой нидерландские провинции завоевали независимость от Испании, а также о социальных и семейных интригах при дворе короля Филиппа II.
Общество архитекторов-художников
Введение 1 Деятельность Общества 2 Конкурсы, объявленные Обществом 3 Издания Общества 4 Члены Общества 5 Источники архивные 6 Источники Введение Общество архитекторов-художников - Императорское Общество архитекторов-художников - Петроградское Общество архитекторов-художников - Ленинградское Общество архитекторов-художников.
Смольный институт
Содержание 1 Институт благородных девиц 2 Воспитанницы Института благородных девиц 3 1917 год 4 Резиденция партийного руководства 5 Постсоветский период
Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств
Введение 1 История создания 2 Архитектура павильона СССР 3 Оценки советского павильона Список литературы Введение Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств — выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже, спроектированный выдающимся архитектором-модернистом К.
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Учредительное Собрание 1917
Введение России, представит учреждение, предназначалось в соответствии с буржуазным государственно-правовыми взглядами для установления формы правления и выработки конституции; его создание предполагалось на основе всеобщего избирательного права. Лозунг созыва Учредительного собрания был включён в 1903 в программу РСДРП.
Тоталитарная эстетика
План Введение 1 Основные характеристики 2 Модернизм и тоталитаризм 3 Проявления тоталитарной эстетики 3.1 Графика 3.2 Кинематограф 3.3 Архитектура и скульптура
Культура речи делового человека. Деловая переписка
Понятие и необходимость изучения основных правил речевой культуры, определение ее значения в деловых переговорах. Требования к деловой речи и оценка ее качества. Сущность и разновидности документов, особенности деловой переписки и ее современные правила.
Риби торговельної мережі м. Рівного
Систематика кісткових риб. Представники: далекосхідна калуга, стебелець, севрюга, осетер азово-чорноморський, осетер атлантичний, осетер російський, білуга. Морфологія кісткових риб. Надряд Ганоїдні, Клюпеоідні, Ципроноїдні. Параперкоїдні, Перкоїдні.
Охрана труда женщин и молодежи
Содержание Введение Теоретическая часть Понятие охрана труда Охрана труда молодежи Социально-правовое регулирование труда женщин Практическая часть
Исчисление, назначение и выплата пенсий из заработка
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Начисление, размер пенсии, выплата и прекращение или восстановление выплаты страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения.