Паоло Патрицци
Существуют персонажи, которые, помимо того, что испускают собственный свет, блестят еще и светом отраженным. В том смысле, что их слава связана с произведениями и событиями, которые не являются самой значительной частью их собственной жизни, художественной и личной. Именно таков случай Темистокле Солеры, родившегося в Ферраре в день Рождества 1815-го года. Его помнят почти исключительно потому, что он был либреттистом Набукко, а его известность связывается с авторством слов хора Va pensiero sull’ali dorate (Лети, мысль, на золотых крыльях), который, не будет преувеличением сказать, приобрел прямо-таки всемирную популярность. В действительности Солера был более, чем либреттист, и, в особенности, более, чем кто угодно.
Поэт, а не только сочинитель стихов для опер, дирижер и сам автор опер (он написал их пять, все на собственный текст), Солера прожил жизнь, похожую на приключенческий роман. Сын патриота, участника революционных движений 1812-ого года и заключенного в крепость Шпильберг маленький Темистокле по велению императора был послан в школу Марии Терезии в Вене: в привычках Франца Йозефа I было беспокоиться о судьбе членов семей приговоренных. Но этот мир должен был быть ему тесен. Юношей он сбежал из школы и присоединился к бродячей цирковой труппе (ходили разговоры о любовной истории между мальчишкой-беглецом и зрелой директрисой цирка). И если его карьера жонглера и канатоходца завершилась очень скоро, она была только первым этапом в длинной серии приключений.
Тридцатые годы принесли ему первый литературный успех: поэтические произведения Молодой поэт, Веселые письма и Микелина, сцены из жизни холерного Милана 1836-ого года. Очень важный год 1839-й, год встречи с Верди. После того, как к либретто Оберто, графа Сан Бонифачо приложили руку несколько авторов, Солера должен был придать ему окончательный вид. Сотрудничество между Верди и Солерой принесет следующие плоды: романс Изгнанник для голоса и фортепиано, и, кроме Набукко, оперы Ломбардцы в первом крестовом походе, Джованна д’Арко и Аттила. Сотрудничество не обходится без инцидентов (в либретто Ломбардцев известный в то время комедиограф и поэт Риккардо Кастельвеккио обнаружил прямые заимствования из одного своего либретто и обвинил Солеру в плагиате), но продолжается и приносит плоды вплоть до 1845-ого года. В этот год поэт бросает неоконченное либретто Аттилы (его завершит Франческо Мария Пьяве), чтобы последовать за своей женой в Мадрид.
Жена Солеры, сопрано Тереза Розмини, была певицей, выступавшей с переменным успехом. В Ла Скала она с таким треском провалилась в Джемме ди Верджи Доницетти, что решила оставить Италию и попытать счастья в Испании. В Мадриде Солера не ограничился ролью «мужа сопрано», но стал одной из значительных фигур местной музыкальной жизни: был даже импресарио Театра Реал, открытого в 1850-ом году. Он пробил себе дорогу и при мадридском дворе, быстро завоевав расположение королевы Изабеллы II и посвятив ей поэму на испанском языке, Завоевание Йоло.
В кровавой политической атмосфере тех лет, характеризуемой карлистскими заговорами (1), Солера становится доверенным лицом королевы и ее информатором (услуги, которые королева оказывала итальянцу, при дворе стали предметом двусмысленных выводов). Однако, когда наступает момент разоблачения одного дворцового заговора, земля начинает гореть у него под ногами: ему удается избежать покушения от рук карлистов и он из осторожности возвращается в Италию. И все же он вернется в Испанию во второй раз, в 1858-ом году, чтобы оказать новые услуги королеве и принять на себя миссию посла в Лиссабоне, которая, однако, останется безрезультатной. С завершением этой миссии навсегда закончится испанский период Солеры. Что касается королевы Изабеллы, она будет низвергнута десять лет спустя.
Вновь в Италии, Солера - человек расточительный вне всякой меры (если не сказать, что у него «дырявые руки») - оказывается в нищете. После того, как он оставил неоконченным либретто Аттилы, мосты, связывавшие его с Верди, сожжены. Более того, между поэтом и музыкантом происходит обмен обидными высказываниями. Попытка воссоздать их союз, предпринятая дирижером Анджело Мариани, оказывается неудачной. И все же Верди ценил Солеру-писателя настолько высоко, насколько не доверял Солере-человеку. Композитор даже утверждал (возможно, преувеличивая), что Солера «мог бы стать первым поэтом эпохи, если бы у него голова была на месте». Остается фактом, что, без Верди Солера, хотя и возвратился к деятельности либреттиста, а также сохранял некоторую репутацию в качестве композитора (из его опер Ильдегонда и Крестьянин из Альяте некоторое время оставались в репертуаре), начал приближаться к закату.
Постоянно одолеваемый денежными трудностями, Солера находит способ использовать свой опыт homo politicus, приобретенный при испанском дворе. В 1859-ом году к нему обращается Наполеон III, который находит в Солере идеальную фигуру для оказания тайной помощи многим итальянцам. Так Солера превращается в тайного агента. Это приносит ему выгоду, так как Кавур и Ла Мармора (2) также пользуются услугами этого агента 007 мелодрамы, проявившего незаурядные способности в деле передачи и расшифровки тайных донесений. Все же мирный договор, подписанный в Виллафранке Наполеоном III с Австрией на следующий день после побед при Сольферино и Сан Мартино, вызывает у итальянцев чувство возмущения. Возмущен и Солера, который внес свой - непрямой - вклад в эти успехи. В любом случае, он продолжает свою шпионскую деятельность. Его принимают на службу в органы общественной безопасности южных провинций и бросают на борьбу с разбоем в Базиликате (3). Именно здесь он реализует самое значительное предприятие этой новой фазы своей жизни: человека закона и порядка (хотя и не в ортодоксальном смысле), а не литературы и музыки. В устроенной им засаде он собственными руками убивает, после яростной рукопашной схватки, бандита Серравалле, наводившего ужас на Луканию (4), известного под прозвищем Дон Паоло, и предстает перед начальством с отрезанной головой бандита, прикрепленной к стволу ружья.
Всего этого достаточно, чтобы вокруг Солеры образовался почти мифический ореол, которому, однако, суждена короткая жизнь. Благодаря делу Серравалле он становится комиссаром полиции: сначала во Флоренции, где развивает также бурную деятельность торговца антиквариатом, а потом в Палермо, Болонье и Венеции. В 1868-ом году он переезжает в Египет, в Александрию: хедив Измаил Паша (тот самый, который заказал Верди Аиду) приглашает его реорганизовать местную полицию. Беспокойство и авантюрный дух побуждают Солеру к непрерывной перемене мест и деятельности. Он живет в Лондоне, Париже, Вене. До тех пор, пока неудачные коммерческие операции снова и на этот раз окончательно не приводят его к нищете.
Cолера заканчивает свою жизнь в Милане, в мрачном одиночестве. Забытый всеми. Он умирает на заре 21 апреля, в день Пасхи 1878-ого года. Его последнее произведение, найденное после смерти - гротескная поэма Медиум.
Примечания:
1. Карлисты - последователи претендента на испанский престол Карлоса Марии Исидро. Традиционалисты и реакционеры, они были побеждены либералами в Первой гражданской войне (1833-1839). После смерти своего претендента боролись за возведение на трон его потомков. Потерпели поражение во Второй (1847-1848) и Третьей (1870-1875) гражданских войнах.
2. Ла Мармора Альфонсо Ферреро (1804-1878) - генерал и политический деятель. Реорганизовал армию Пьемонта и командовал Крымской экспедицией (1855-1856). Командующий армией в войне за Независимость (1866). Потерпевший поражение в битве при Кустоце, удалился от политической жизни.
3. Базиликата - одна из южных областей Италии. Главный город - Потенца. Лукания - древнее название Бвзиликаты.
Другие работы по теме:
Литературный герой ХЛЕСТАКОВ
Хлестаков герой комедии Н. В. Гоголя Ревизор конец начало окончательная редакция. Иван Александрович X. мелкий петербургский чиновник по выражению его слуги. Осипа елистратишка простой то есть у него alignjustifyхлестаков герой комедии.
Аромат Испании
Вопреки расхожему мнению, вовсе не вино — культовый алкогольный напиток Испании. На самом деле, это хересный бренди — Brandy de Jerez, родом из солнечной Андалусии.
Царицыны палаты
История недров Московского Кремля. Терем опальной вдовы. Ансамбль царицыных палат.
Над чем смеется Мольер в комедии Мещанин во дворянстве
«Мещанин во дворянстве» — не единственная пьеса Мольера, в которой он высмеивает дворянство. Начиная с первых своих произведений, Мольер опирался на народное творчество, народный юмор. И неизвестно, стал ли бы он большим драматургом, если бы не пятнадцатилетняя школа жизни, которую он прошел во время путешествия вместе с бродячим театром.
Единство сатирического и лирического в поэме Гоголя Мертвые души
Казна творчества Николая Васильевича Гоголя собиралась на народной почве. Именно поэтому его произведения преисполнены в то же время и гневом, и любвью. Эти парадоксальные противоречия прослеживаются в течение всего произведения. Ведь противоречивым является уже то, что поэма имеет название «Мертвые души», то, что сатирическое и лирическое в ней выступает в единстве.
Черный человек
Автор: Есенин С.А. Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь,
Без имени - нет человека. (По пьесе М.Горького На дне)
"Без имени - нет человека". (По пьесе М.Горького "На дне".) Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя.
Ла Моль, Жозеф Бонифас де
Жозеф Бонифас де Ла Моль (Joseph Boniface de La Mфle; ок. 1526—1574) — знаменитый авантюрист царствования Карла IX, миньон герцога Франсуа Алансонского и вероятный любовник его сестры Маргариты, который вместе с Аннибалом де Коконасом был обвинён в «заговоре недовольных» и четвертован на Гревской площади.
Анфим епископ Кубанский
Введение 1 Биография 1.1 «Архиерейство» 1.2 Разоблачение и смерть Введение Анфим (Андрей; ок. 1700 — после 1757) — авантюрист, выдававший себя за старообрядческого епископа, именовался епископом Кубанским и Хотинския Раи.
Андроников, Михаил Михайлович
Введение 1 Биография 2 Из воспоминаний современников 3 Библиография Список литературы Введение Михаи́л Миха́йлович Андро́ников (Андро́нников; 1875—1919) — князь, авантюрист.
Дроветти, Бернардино
Бернардино Дроветти (Bernardino Drovetti; 1776—1852) — итальянский авантюрист, наполеоновский консул в Александрии (1803-14), неутомимый собиратель египетских древностей.
Шанхайское гетто
Карта шанхайского гетто. Граница отмечена чёрной линией. Шанхайское гетто — область в районе Хункоу в оккупированном Японией Шанхае, где были размещены приблизительно 20000 еврейских беженцев из нацистской Германии, Австрии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Польши и Литвы до и во время Второй мировой войны[1].
Акулич, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Оле́г Алекса́ндрович Аку́лич (родился 23 декабря 1959) — белорусский и российский актёр театра и кино[1].
Казанова, Джакомо
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Творчество 3.1 Мемуары 3.2 Другие сочинения 4 Казанова в культуре Список литературы Введение Джа́комо Джирола́мо Казано́ва (итал. Giacomo Girolamo Casanova) кавалер де Сенгальт — дворянский титул, который он себе присвоил (2 апреля 1725, Венеция — 4 июня 1798, Духцов, Чехия) — известный итальянский авантюрист, путешественник и писатель.
Железная маска
Введение 1 Первые сведения 2 Версии 2.1 Незаконный брат Людовика XIV 2.2 Брат-близнец Людовика XIV 2.3 Авантюрист Маттиоли 2.4 Генерал Вивьен де Булонд
Авантюра
Введение 1 Определение 2 Авантюрист 3 Список авантюристов 3.1 XVII—XVIII вв. 3.2 XIX—XX вв. Список литературы Введение Авантюра (фр. aventure — приключение) — рискованное и сомнительное дело, предпринятое в надежде на случайный успех (по словарю Ожегова), приключение, опасное по своей природе, сопровождаемое риском неожиданных событий, перипетий и скачков; часто составляет ткань мнимой или реальной истории; беспринципное, сомнительное по своей честности дело; имеет отношение к обману или супружеской измене (чем отличается от обычного приключения).
Лжедмитрий III
(настоящее имя Сидорка Исидор ), по одному псковскому сказанию, также Матюшка Матвей ); умер в июле 1612) — самозванец и авантюрист, выдававший себя за царя Дмитрия Ивановича. В российской истории известен также как «псковский вор».
Скосырев, Борис Михайлович
Введение 1 Молодость 2 Приезд в Андорру 3 Дальнейшая судьба 4 Мнения о Скосыреве Список литературы Введение Бори́с Миха́йлович Ско́сырев (в латинской транслитерации Boris Skossyreff; 12 июня 1896, Вильно, Российская империя — 1989, Боппард, ФРГ[1]) — авантюрист, русский эмигрант, совершивший в 1934 году попытку государственного переворота в Андорре.
Рэли, Уолтер
Уо́лтер Рэ́ли (англ. Sir Walter Raleigh[1], 1552 или 1554 — 29 октября 1618) — английский придворный, государственный деятель, авантюрист и поэт. Прославился при Елизавете I каперскими нападениями на испанский флот, за что получил (как и Френсис Дрейк) рыцарство в 1585. Известна легенда, что однажды, когда в его присутствии королева должна была перейти через лужу, он бросил в грязь свой дорогой плащ, чтобы Елизавета не запачкала ног и ступала по плащу.
Тренк, Фридрих фон дер
Фрайхерр Фридрих фон дер Тренк (нем. Friedrich Freiherr von der Trenck; 16 февраля 1727(17270216), Нойхальденслебен — 25 июля 1794, Париж) — прусский дворянин, офицер и авантюрист.
Райнеггс, Якоб
Якоб Райнеггс (нем. Jacob Reineggs, наст. фамилия Энхлих, 28 января 1744, Айслебен — 1 марта 1793, Санкт-Петербург) — авантюрист и дипломат XVIII в., родом из Саксонии.
Анкудинов, Тимофей Дементьевич
Введение 1 Биография 2 Упоминания в культуре Введение Тимофе́й Деме́нтьевич Анкуди́нов (Акинди́нов), «полуимя» Тимо́шка Анкуди́нов (не ранее 1617, Вологда — 1654, Москва), международный авантюрист, самозванец, поэт, выдававший себя за мифического сына царя Василия IV Шуйского.
Вальдек, Жан-Фредерик
Введение 1 Происхождение и обстоятельства жизни 2 Вальдек в Мексике 3 Кончина 4 Библиография Введение Жан-Фредерик Максимильен де Вальдек (фр. Jean-Frйdйric Maximilien de Waldeck) 16 марта 1766?—30 апреля 1875. Французский авантюрист, любитель древностей, художник, картограф и путешественник.
Циллиакус, Конни
План Введение 1 Биография 1.1 Революционная деятельность 2 Свидетельства современников 3 Сочинения Список литературы Введение Ко́нни (Конрад Виктор) Циллиа́кус (фин. Konni Zilliacus, 18 декабря 1855 — 19 июня 1924, Хельсинки) — финский авантюрист, писатель, революционер и политик.
История Мадагаскара
План Введение 1 Заселение острова 2 Попытки арабской колонизации 3 Открытие острова европейцами 4 Пираты на Мадагаскаре 5 «Король»-авантюрист 6 Имерина
Бонневаль, Клод Александр де
Клод Александр де Бонневаль (Claude Alexandre de Bonneval; 14 июля 1675(16750714) — 23 марта 1747) — французский авантюрист, зять маршала Бирона, который прославился на службе турецкого султана под именем
Боуи, Джеймс
Джим Боуи [1] ( [2][3], англ. James Bowie; 10 апреля 1796 — 6 марта 1836) — американский авантюрист, герой Техасской революции. Его фамилию выбрал своим псевдонимом музыкант Дэвид Боуи (точнее, Дэвид Боуи использовал в качестве псевдонима название ножа, который, в свою очередь, был назван по фамилии Джеймса Боуи).
Ламбер, Жозеф-Франсуа
Жозе́ф-Франсуа́ Ламбе́р (фр. Joseph-Franзois Lambert; 1824(1824), Редон, Бретань, Франция — 1873, Коморские острова) — французский авантюрист, работорговец, промышленник и французский дипломат. Во второй половине XIX века Жозеф-Франсуа Ламбер принимал участие в развитии промышленности Магадаскара.
Витте, Отто
Отто Витте (нем. Otto Witte; 16 октября 1872 — 13 августа 1958) — немецкий авантюрист, который утверждал, что в течение нескольких дней был королём Албании.
Панама
Впервые на землю Панамы испанцы вступили уже в 1502 годуу, но стали ее осваивать и строить поселения только спустя восемь лет, используя территорию как одну из перевалочных баз для дальнейшего продвижения вглубь центральной и южной Америки.
Тетмайер Пржерва
Тетмайер Пржерва Казимир (Kazimierz Przerwa Tetmajer, 1865—) — польский поэт и романист; по происхождению дворянин из Галиции; в литературу вошел с 90-х гг. На польскую литературу оказал значительное влияние.
Руджеро Леонкавалло (Leoncavallo)
Немецкий композитор, альтист, дирижер, педагог, музыковед-теоретик. Родился 16 ноября 1895 года в Ханау-на-Майне. Музыке начал обучаться с 9 лет (уроки игры на скрипке). Дальнейшее музыкальное образование получил во Франфуртской консерватории.