Степан Карлович Джевецкий, один из выдающихся изобретателей подводного кораблестроения XIX века, родился в 1843 году в богатой и знатной дворянской семье. Образование получил в Париже в Центральном инженерном училище. В 1877 году, плавая добровольцем-рядовым на вооруженном пароходе "Веста", отличился в бою с турецким броненосцем "Фехти-Булленд" и был награжден за храбрость Георгиевским крестом. Участвуя в русско-турецкой войне, пришел к выводу, что наиболее эффективным средством борьбы с боевыми надводными кораблями является подводная лодка.
Еще в 1876 году Джевецким был разработан проект одноместной подводной лодки, которая в 1877 году была построена на его собственные средства Одесским заводом Бланшара.
Лодка, длиной несколько менее 5 метров, приводилась в движение гребным винтом, вращение которого осуществлялось ножным приводом, по типу велосипедного. В лодке находился резервуар со сжатым воздухом для дыхания, испорченный воздух удалялся непрерывно маленьким насосом, приводившимся в действие от вала гребного винта.
Для уравновешивания подводной лодки в подводном положении использовались балластная цистерна и цилиндр с поршнем. Перемещением поршня либо принимали, либо вытесняли воду.
Голова человека, сидящего в лодке, находилась в стеклянном колпаке. Два рукава с резиновыми перчатками служили для прикрепления мины к неприятельскому кораблю. Мина взрывалась с помощью электрического провода после отхода подводной лодки на достаточное расстояние.
Эта подводная лодка испытывалась в 1878 году в течение 5 месяцев на Одесском рейде. 24 октября 1878 года Джевецкому удалось прикрепить мину к плашкоуту, стоящему на якоре, и взорвать его. Во время испытаний Джевецкий чуть не погиб, пытаясь пройти под яхтой "Эреклик", т.к. глубина под килем яхты была мала и подводная лодка не смогла под ней пройти.
Комиссия, испытывавшая лодку, наряду с положительными качествами отметила малую скорость хода, непродолжительность пребывания под водой и трудность удержания нужного направления. В связи с окончанием русско-турецкой войны подводную лодку Джевецкого в боевых условиях использовать не удалось.
Вторая подводная лодка Джевецкого была построена в Санкт-Петербурге на Невском заводе в 1879 году.:
Испытывали лодку при погружении на глубину 7,5 м. Обшивка была выполнена из листов толщиной 5 мм.
Эта подводная лодка вмещала 4-х человек, и имела два гребных винта - один спереди и один сзади. Винты были поворотные и использовались в качестве рулей, передний винт поворачивался в вертикальной плоскости, задний - в горизонтальной. Изготовление шарниров рулей было поручено мастерским Губэ во Франции, что дало впоследствии повод Губэ предъявить совершенно безосновательные претензии на авторство в проекте самой подводной лодки. Испытания этой подводной лодки были проведены на Серебряном озере в Гатчине, отличавшемся особой прозрачностью воды. На этих испытаниях, имевших цель показать достоинства лодки Александру III, Джевецкий сумел пройти под царской шлюпкой, следившей за эволюциями лодки, и преподнес императрице Марии Федоровне букет великолепных орхидей со словами: "Это дань Нептуна Вашему Величеству".
После этих испытаний последовал заказ на изготовление 50 подводных лодок, предназначаемых для обороны приморских крепостей по 3-му варианту подводной лодки. Подводные лодки 3-го варианта немногим отличались от 2-го варианта - они имели по одному кормовому гребному винту, который поворачивался в плоскости руля; для удержания глубины на подводном ходу (удифферентования) был применен подвижный груз на червячном валу, который можно было перемещать по длине лодки.
Мины представляли собой 50-фунтовые пироксилиновые заряды, хранившиеся в резиновых мешках, надуваемых воздухом для придания им положительной плавучести, которая обеспечивала их примыкание к неприятельскому судну.
В 1881 году все 50 подводных лодок были построены и распределены следующим образом: 16 подводных лодок оставлены в Кронштадте, 32 направлены по железной дороге в Одессу для распределения между Черноморскими портами; из двух оставшихся одна оставлена Джевецкому для дальнейших усовершенствований, одна находилась в распоряжении Инженерного ведомства и в 1904 году по проекту лейтенанта Яновича была переоборудована в полуподводную лодку с бензиновым двигателем.
Оставленная в распоряжении Джевецкого подводная лодка была переоборудована по 4-му варианту, с новым источником энергии - аккумуляторной батареей и электродвигателем, вращающим гребной винт. Именно эта подводная лодка сохранилась до настоящего времени и находится в качестве экспоната в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. К сожалению, внутри она пуста - никаких механизмов и устройств не сохранилось.
До 1891 года подводные лодки Джевецкого находились в ведении Инженерного ведомства, 23 июля 1891 года они вместе с минами Лея и большими минами Уайтхеда были переданы в Морское ведомство, которое, произведя осмотр подводных лодок, приняло следующее решение:
"В виду непригодности подводных лодок Джевецкого для активной защиты портов при современных условиях военных действий на море и для избежания расходов Его Императорское Высочество великий князь генерал-адмирал в 20-й день сего июля соизволил испросить разрешение на разломку означенных подводных лодок с обращением в лом металлов...
...Три или четыре лодки оставить для портовых надобностей, как-то осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений, а также для разных опытов".
В соответствии с этим подводная лодка № 35 была оставлена в Либаве, 1 - у Джевецкого, две - для водолазного класса.
В 1893 году на Черном море 2 корпуса подводных лодок Джевецкого использовали, соединив их параллельно для изготовления плавучего бакена, затем 3 таких же бакена изготовили в Кронштадте.
С началом русско-японской войны снова возникло предложение об использовании подводных лодок Джевецкого, но ни одной исправной лодки к этому времени не сохранилось. Одна была приведена в исправное состояние, опробована на ходу и приспособлена к использованию мин Шварцкопфа, но ввиду ее низких тактико-технических элементов - быстрого уставания экипажа, рыскливости на ходу и малой скорости - так и не была использована.
Сознавая недостатки своих подводных лодок, Джевецкий обратился к идее создания "водобронного миноносца" - низкосидящего полуподводного судна с паровой машиной для надводного хода и электромотором для возможности движения в почти погруженном состоянии, когда на поверхности оставалась только верхняя палуба и небольшая часть надстройки, заполненная пробкой. Этот проект не был осуществлен. Больший успех имело другое изобретение Джевецкого - решетчатые торпедные аппараты, нашедшие широкое применение в русском флоте, принятое также и во Франции (с 1892 года и до смерти в 1938 году Джевецкий жил и работал в Париже).
Под руководством С.К. Джевецкого был разработан проект подводной лодки с "единым" двигателем "Почтовый".
Технические характеристики второй подводной лодки
Длина, м |
ок. 6 (19,7 фут) |
Высота без люка, м |
1,34 (4,4 фута) |
Высота с люком, м |
1,66 (5,5 фута) |
Ширина, м |
1,37 (4,3 фута) |
Вес подводной лодки, т |
3.3 |
Число оборотов гребного винта об/мин. |
60 |
Скорость подводного хода, узл. |
2.5 |
Скорость подводного хода на коротких пробегах, узл. |
3-3,5 |
Глубина погружения, м |
12,5 (40 футов) |
Другие работы по теме:
Ценовая дискриминация зло или благо
Алекса Степан Владимирович Ценовая дискриминация: зло или благо? Ценовая дискриминация возникает у монополистов, причем возможна она лишь в том случае, когда продукт не может быть куплен на одном рынке и перепродан на другом. Ценовая дискриминация обычно осуществляется в сфере услуг. Она возможна тогда, когда отнесение покупателей к отдельным группам не представляет труда.
Бурачек Степан Анисимович
Бурачек Степан Анисимович- популяризатор философии, издатель. С 1840 совместно с П. Корсаковым издавал журнал "Маяк". Ставил задачу создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.
Олеша ЮК
Олеша Юрий Карлович 19.2(3.3).1899, Елизаветград, ныне Кировоград, - 10.5.1960, Москва Русский советский писатель Родился в Елисаветграде в обедневшей дворянской семье. Детские и юношеские годы Олеши прошли в Одессе, где началась и его литературная деятельность.
Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым. По роману Шолохова Тихий Дон
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» - произведение эпическое, поставившее огромное количество вопросов, не устаревшее и по сей день, так как главная проблема романа - это поиск личностью своего места в меняющемся, зачастую враждебном мире. Личность - имеет ли она свободу выбора или кто-то ведет ее по жизни, как складываются отношения с другими людьми, с окружающей средой? Размышляет автор об этом на фоне страшных событий 20 века: войны, революции резко перевернули жизнь каждого человека в России.
Калашников - носитель национальных черт русского народа
Автор: Лермонтов М.Ю. Находясь в ссылке за стихотворение «Смерть поэта», Михаил Юрьевич Лермонтов обращается к эпохе Ивана IV Грозного, чтобы ответить на вопрос: почему же лучшие люди России погибают? Отвечая на этот вопрос, Лермонтов создает образ Степана Калашникова.
Черт на свадьбе
Автор: Андреев Л.Н. Леонид Андреев ЧЕРТ НА СВАДЬБЕ Когда Черт Карлович проковырял на замерзшем стекле дырочку, надышал в нее своим горячим дыханием и увидел, что там свадьба, ему вдруг ужасно взгрустнулось. Вспомнилась пылкая молодость, и мечты о вселенском добре, порывы к идеалу и тогдашняя чистая любовь к молоденькой ведьмочке, черт ее возьми; совсем!
Аксаков Сергей
(1791-1859) Знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков, несомненно, получил в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Дедушка Степан Михайлович мечтал, что внук станет именно продолжателем "знаменитого рода Шимона" – легендарного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 г
Творчество ВИ Сурикова
Text Text Graphics Суриков Василий Иванович Graphics «Степан Разин» 1907-1910г. «Степан Разин» 1907-1910г. Graphics
Подводная лодка "Почтовый"
В 1903 году инженер С.К. Джевецкий предложил построить подводную лодку с "единым" двигателем для надводного и подводного хода. В качестве единого двигателя предполагались два четырехтактных бензиновых двигателя фирмы "Панар и Левассор"
Шарапов, Степан Прокофьевич
Степан Прокофьевич Шарапов — дьяк; впервые упоминается в 1660 году, когда был дьяком Стрелецкого приказа; в 1662 году из приказа был послан при посольстве окольничего Милославского в Персию, выехал из Москвы с посольством 4-го мая, но 24-го июня с дороги уже был возвращен обратно «для государева дела».
Петриченко, Степан Максимович
Введение 1 Ранние годы 2 Советская республика матросов и строителей 3 «Партийная неделя» 4 Кронштадтское восстание 4.1 Тайный агент ЧК 5 Эмигрант 6 Агент
Лаукки, Лео
Лео Карлович Лаукки (Курютин) (фин. Leo Laukki (Kurutin), настоящее имя — Леонард Леопольд Линдквист (фин. Leonard Leopold Lindquist), 22 ноября 1880 — 15 сентября 1938) — финский коммунист.
Руссау, Карл Карлович
Карл Карлович Руссау (1764—1819) — директор Санкт-Петербургского коммерческого училища. Родился в Риге 4 января 1764 года. Он начал свою службу в Преображенском полку нижним чином, потом, по обычаю, был выпущен офицером в армию, сражался, во время войны с Польшей в 1794 году, при штурме Варшавского предместья Праги (23—24 октября), за что и имел золотой знак; кроме того, получил золотую шпагу с надписью «За храбрость».
Филипович, Степан
Введение 1 Молодость 2 Партизанская война 3 Гибель 4 После смерти Введение Степан Филипович (хорв. Stjepan «Stevo» Filipović, серб. Стјепан «Стево» Филиповић, 27 января 1916, Опузен, Хорватия — 22 мая 1942, Валево, Сербия) — коммунист, югославский партизан, народный герой Югославии.
Польское коло
Введение 1 История 2 Состав 2.1 Дума 2-го созыва 2.2 Дума 3-го созыва 2.3 Дума 4-го созыва Введение Польское коло (польск. Koło Polskie, польский кружок) — группа польских депутатов в Государственной думе Российской империи.
Глебов, Степан Богданович
Введение 1 Связь с царицей 2 Библиография 3 В литературе Список литературы Введение Глебов Степан Богданович (ок. 1672—1718) — любовник первой жены Петрa I Евдокии Лопухиной. В 1718 г. по обвинению в заговоре против Петра после жестоких пыток был приговорён к смертной казни. 16 марта 1718 г. на Красной площади был посажен на кол и умер спустя четырнадцать часов.
Жерве дворянские роды
Жерве — русские дворянские роды (всего три), при этом два ведут своё происхождение из Франции и один — из Пруссии (Германии). Жерве, Андрей Андреевич (1773—1832), генеральный консул в Молдавии (1802—1804), экспедитор канцелярии М-ва ин. дел, член свиты имп. Александра I в Главной квартире действующей армии (1806—1807), член Комиссии погашения долгов (с 1817 г.).
Дугдаль, Роберт Карлович
Дугдаль, Роберт Карлович Роберт Карлович Дугдаль (Дунгал) — контр-адмирал, герой Чесменского морского сражения. Выходец из Англии, служил в британском военном флоте. На русскую службу вступил в 1769 году лейтенантом на корабль «Евстафий Плакида» в эскадру Г. А. Спиридова и из Гулля отправился в плавание в Средиземное море.
Вирземнек, Отто Карлович
Вирземнек ( Вирземник Верземнек ) Отто Карлович ( 1893 - 29.10. 1917) - начальник Красной гвардии Городского района. Сын бедного латвийского рыбака. Работал на фабрике по переработке рыбы, затем на военном заводе в Петрограде. С марта 1917 года лекальщик завода «Русская машина». В 1916 году вступил в партию большевиков.
Панцербитер, Карл Карлович
Панцербитер, Карл Карлович Карл (Карл Фридрих) Карлович Панцербитер (1765—1819) — генерал-майор, герой Бородинского сражения. Родился в 1765 году, происходил из дворян Лифляндской губернии. Образование получил в Сухопутном шляхетском корпусе, по окончании курса наук выпущен 18 февраля 1785 года подпоручиком в Киевский гренадерский полк.
Жедринские дворянский род
Жедринские — русский дворянский род. Их предок, Лука Лукич Жедринский, владел поместьями в середине XV века. Его правнук Григорий был убит при взятии Казани. Двое Жедринских убиты под Конотопом, а Степан Жедринский убит Стенькой Разиным, в 1671, под Симбирском. Род Жедринских внесен в VI часть родословной книги Орловской, Саратовской, Тульской и Пензенской губерний (Гербовник, V, 54).
Энгельгардт, Вильгельм Карпович
Энгельгардт, Вильгельм Карпович Вильгельм Карпович (Вильгельм-Генрих, Василий Карлович) фон Энгельгардт (1726—1797) — генерал-поручик, Выборгский губернатор.
Мирогой
План Введение 1 Захоронения 2 Мемориалы Список литературы Введение Ми́рогой (Мирогойское кладбище) считается одним из красивейших парков-кладбищ в Европе, достопримечательностью города Загреб.
Апраксин, Степан Фёдорович
Введение 1 Сражение при Гросс-Егерсдорфе 2 Неудачные интриги Введение Степа́н Фёдорович Апра́ксин (30 июля (10 августа) 1702(17020810) — 6 августа (17 августа) 1758, Санкт-Петербург) — русский генерал-фельдмаршал (6 сентября 1756).
Грейг, Самуил Карлович
Самуил Карлович Грейг (Сэмюэль Грейг, англ. Samuel Greig; 30 ноября 1736(17361130), Инверкитинг, Шотландия — 15 октября 1788, Таллин) — адмирал. Биография
Апресян, Дереник Захарович
Дереник Захарович Апресян (1899(1899) — 22 февраля 1939) — деятель советских органов госбезопасности. Биография Родился в 1899(1899) в Эриванской губернии в семье священника. Окончил церковно приходскую школу. В 1917—1918 член армянской революционной организации «Дашнакцутюн». Член РКП(б) с 1919.
Паткуль, Рейнгольд Людвиг
Рейнгольд Людвиг (Григорий Карлович) фон Паткуль (нем. von-Patkull; 3 мая 1730(17300503) — 15 сентября 1801) — русский генерал, первый кавалер ордена св. Георгия 4-й степени.
Прамнэк, Эдуард Карлович
Эдуа́рд Ка́рлович Пра́мнэк (Прамниекс, латыш. Prāmnieks Eduards; 19 (31) декабря 1899, Яунраунская волость Лифляндской губернии (ныне Цесисский район Латвии) — 29 июля 1938) — советский партийный деятель. Член компартии с мая 1917 года, кандидат в члены ЦК союзной партии (1934—1937), член ЦК компартии Украины (1937—1938), член Политбюро ЦК компартии Украины (1937—1938), член ЦК союзной компартии (1937—1938).
Апраксин, Степан Степанович
Степан Степанович Апраксин (13 июля 1757(17570713) — 8 февраля 1827) — граф, генерал от кавалерии, Смоленский военный губернатор. Биография Единственный сын фельдмаршала Степана Фёдоровича от брака с Аграфеной Леонтьевной урождённой Соймоновой, родился в Риге 13 июля 1757 года [1], и с младенчества он был уже записан прапорщиком в лейб-гвардии Семёновский полк и, при поступлении на действительную службу, в 1772 г, произведён в капитаны, а пять лет спустя был назначен флигель-адъютантом и переведён полковником в Киевский пехотный полк, с которым участвовал в крымских походах против турок генералов графа де Бальмена, Игельстрома и Потёмкина.
Оболяев, Степан Максимович
Степан Максимович Оболяев по прозвищу « Еремина курица » (1739 - не ранее 1802) - отставной солдат, содержатель постоялого двора в Таловом Умёте, на котором Пугачёв укрывался незадолго до начала нового выступления яицких казаков.
Хметевский, Степан Петрович
Хметевский, Степан Петрович Степан Петрович Хметевский (ок. 28 октября 1730(17301028) — 27 декабря 1800, Переславль-Залесский) — контр-адмирал, герой Чесменского морского сражения.
Клещинский, Константин Карлович
Клещинский, Константин Карлович Константи́н Ка́рлович Клещи́нский (лит. Konstantas Kleščinskis, 1 мая 1879 — 1927), российский и литовский военачальник, агент-информатор советской военной разведки в Литве в 1920-е гг.
Павел Карлович Штернберг
Павел Карлович Штернберг - советский астроном, революционный и государственный деятель, член Коммунистической партии с 1905 г.
Степан Васыльченко
Васыльченко Степан (1878—) (настоящая фамилия Панасенко) — современный украинский писатель и драматург.