Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР
Родился 19 марта 1924 года в городе Тбилиси. Отец - Кулиджанов Александр Николаевич. Мать - Кулиджанова Екатерина Дмитриевна. Супруга - Фокина Наталья Анатольевна, кинодраматург, доцент кафедры кинодраматургии ВГИКа. Дети: Кулиджанов Александр Львович (1950г.рожд.), кинооператор; Кулиджанов Сергей Львович (1957г.рожд.), кандидат исторических наук.
Юность Льва Кулиджанова прошла в Тбилиси. Это было трудное военное время. Молодой Кулиджанов рано увлекся искусством и, прежде всего, театром. В школьных самодеятельных спектаклях он выступал сразу в трех лицах - драматург, актер, режиссер. Все это определило дальнейший профессиональный и жизненный выбор - Москва, ВГИК, мастерская С.А.Герасимова.
"Фирменный знак" герасимовской мастерской во многом накладывал свой отпечаток на творческую судьбу тогдашних молодых режиссеров. "Работа с Сергеем Герасимовым, вспоминал он впоследствии, дала нам, его ученикам, очень многое. Дело не только в чисто практических навыках, которые, как правило, учитель прививает своим ученикам... Герасимов стремился разбудить в нас чувство ответственности за свои дела и поступки... Он учил нас, что основной язык кинематографа - это монтаж по мысли, а не по замысловатым выкрутасам, что порой принимают за новое слово в искусстве. Самое трудное - быть простым. Такое дается лишь большим художникам. Но стремиться к этому должен каждый".
В творчестве Кулиджанова нашло свое отражение преклонение перед русской литературой. Влюбленность в классику, в Чехова, определила выбор курсовой работы - короткометражный фильм "Дама", снятый вместе с Г.Оганесяном. В этой ленте молодого режиссера уже тогда обозначились его будущие художественные пристрастия - внимание к психологизму, детализации, точности бытописания. Этому предшествовал поставленный Кулиджановым во ВГИКе спектакль "Хаджи Мурат" по повести Л.Толстого. Чехов и Толстой - иронические зарисовки российского быта и драматическая история мятежного Кавказа. Преклонение перед русской литературой соединилось с любовью к родному Тбилиси, краю, где прошли юношеские годы, остались друзья, извечные и незыблемые воспоминания, которые сопутствуют на протяжении всей жизни.
После окончания ВГИКа в 1955 году Л.А.Кулиджанов пришел работать режиссером на киностудию им. Горького. Первые две картины "Это начиналось так..." и "Дом, в котором я живу" Кулиджанов поставил в соавторстве с Яковом Сегелем. Такое творческое содружество было обычным явлением для середины 1950-х годов, когда начинающие режиссеры нередко тандемами "врывались" в большой кинематограф - Кулиджанов и Сегель, Миронер и Хуциев, Алов и Наумов, Абуладзе и Чхеидзе, Данелия и Таланкин, Салтыков и Митта. Очевидно, что на определенном этапе творческого пути режиссеров такое соавторство было плодотворно и необходимо. Работа над фильмами "Это начиналось так..." и "Дом, в котором я живу" стала для молодых режиссеров хорошей школой гражданственности и кинематографического мастерства. Заинтересовавшись сначала достоверностью факта, сиюминутностью происходящего, типическими чертами характера молодого современника, режиссеры в своей следующей картине пришли к правде эпохи, познаваемой через правду конкретных характеров и бытовой вещественности, обнаружили стремление не только показать жизнь в ее развитии, но и попытку диалектически проанализировать ее сложности.
Это стремление станет еще более очевидным в следующих фильмах Кулижданова, продолжавших творческие принципы, которые молодые режиссеры утверждали в своих первых работах.
Еще через два года, в 1959г., на экраны выходит картина "Отчий дом", подписанная только именем Кулиджанова. Фильм получил широкую прессу - доброжелательную и серьезную, его достоинствам было воздано должное. Создатели "Отчего дома" сумели в простом раскрыть значительное и продолжили этой работой лучшие реалистические традиции русского советского кинематографа, которые утверждали человека из народа натурой яркой, талантливой, благородной и внутренне интеллигентной.
"Отчий дом", "Потерянная фотография", "Когда деревья были большими" - именно в такой последовательности появлялись на экране фильмы Кулиджанова в период 1959-1962гг. И если "Потерянная фотография" оказалась для режиссера "проходной" лентой и со временем потерялась в истории кино, то фильм "Когда деревья были большими" остался и в истории кинематографа, и в памяти любителей киноискусства. Сам Кулиджанов из всех своих картин больше всего любит именно этот фильм, работа над которым шла споро, увлеченно, с полной творческой отдачей. "Деревья" - фильм о цене человеческого доверия, о доброте, ставшей искусным воспитателем, о высоких нравственных принципах и хороших людях, которые помогают главному герою Кузьме Кузьмичу Иорданову, блестяще сыгранному Юрием Никулиным - человеку "выломавшемуся" из жизни - воскресить все лучшее, что еще теплилось в его душе. Кулиджанов, утверждавший себя в кино как мастер тонкого психологического рисунка, остался верен своей манере и в этой картине, характеры которой очерчены тонко, на подтексте, полутонах, неуловимых психологических нюансах. Хороший вкус, остро развитое чувство меры оберегли режиссера от опасности сорваться на сентиментальность или впасть в фарс.
В своем следующем фильме "Синяя тетрадь", ставшем важным этапом в творческой биографии Кулиджанова, он одним из первых открыл путь к интеллектуальному решению ленинской темы. Вслед за "Синей тетрадью" появился "Ленин в Польше" С.Юткевича с талантливым М.Штраухом в главной роли.
За "Синей тетрадью" последовала экранизация романа Ф.Достоевского "Преступление и наказание", в которой Кулиджанов обнажил его конфликтную коллизию и несколько приглушил чувственные эмоциональные краски, сопутствующие всем перипетиям сюжета.
Фильм "Звездная минута" о космическом подвиге Юрия Гагарина может быть воспринят как послесловие к нравственным исканиям героя "Преступления и наказания". Но это лирическое отступление в документалистику явилось своеобразным прологом в новую работу, одну из самых значительных в творчестве режиссера - телевизионную многосерийную картину "Карл Маркс. Молодые годы". Она стала не просто попыткой биографического исследования исторического лица, но попыткой воссоздания духовной биографии человека, занявшего особое положение в новейшей истории мира.
Всего за годы работы режиссером Л.А.Кулиджанов снял фильмы: "Это начиналось так..." (1956), "Дом, в котором я живу" (1957), "Отчий дом" (1959), "Потерянная фотография" (1960), "Когда деревья были большими" (1962), "Синяя тетрадь" (1964), "Преступление и наказание" (1971), "Звездная минута" (1975), "Карл Маркс. Молодые годы" (1980), "Умирать не страшно" (1991), "Незабудки" (1994).
Творческая деятельность Л.А.Кулиджанова на протяжении всей его жизни активно сочетается с большой административной и общественной работой. С 1963 по 1964 годы он возглавлял главное управление художественной кинематографии Госкино СССР. В 1964г. стал председателем Оргкомитета Союза кинематографистов СССР. В 1965г. на 1-м Съезде кинематографистов был избран первым секретарем правления Союза и проработал на этом посту до 1986 года. В 1986г. после 5-го Съезда Союза кинематографистов вышел из его состава. До 1989 года работал художественным руководителем киноэпопеи "ХХ век".
Л.А.Кулиджанов - Народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984г.), профессор, член-корреспондент Академии искусств ГДР. Избирался членом Центральной ревизионной комиссии (1966-1967), кандидатом в члены ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР. Был президентом Общества культурных связей СССР - Мексика.
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также орденами Венгрии и Болгарии. В 1999 году в связи с 75-летием был удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени.
Любит поэзию и серьезную классическую музыку. Любимые поэты - А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, О.Мандельштам, Б.Пастернак, Заболоцкий, Н.Гумилев . Любимые актеры по жизни и с которыми довелось работать - М.Ульянов, Е.Матвеев, И.Смоктуновский, Е.Копелян, Н.Мордюкова, Г.Тараторкин, Ю.Никулин, В.Зубков, Л.Овчинникова, В.Кузнецова, Л.Марченко, И.Гулая, Ю.Беляев, М.Булгакова, Т.Бедова, В.Теличкина, В.Телегина и др.
Живет и работает в Москве.
Другие работы по теме:
Кожевников Владимир Александрович
При помощи многочисленных цитат из буддийской литературы Кожевников дает яркое изображение буддийского абсолютного отрицания мира, их учения о том, что всякое космическое бытие есть зло, что источник личного существования - себялюбие.
Козлов Алексей Александрович
Козлов Алексей Александрович - философ-персоналист. Признавал существование множества бесконечных духовных субстанций, центральная из которых - Бог. Критиковал гегелевскую диалектику, позитивизм и материализм.
Васильев Николай Александрович
Васильев Николай Александрович- логик, психолог, философ. Профессор Казанского университета с 1918. Предвосхитил конструктивизм в логике /неуниверсальность закона исключенного третьего/.
Москва в XIII веке
Монголо-татарское нашествие на Москву. Даниил Александрович - основатель московского княжества.
Известный менеджер Бакунин Михаил Александрович
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) Анархист и революционер, Михаил Александрович Бакунин родился в дворянской семье 18 мая 1814 года в деревне Перемухино Тверской губернии. Его отец, Александр Михайлович, был человеком утонченных вкусов и поклонником Руссо. Своих десятерых детей он воспитывал в атмосфере любви, природы, литературы и музыки.
Характеристика образа Григория Печорина по роману Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова
Григорий Александрович Печорин - это сложный собирательный образ общества своего времени - тридцатых годов девятнадцатого века. Печорин одинок и не находит себе дела, занятия. Ему скучно, потому что никакие светские развлечения не занимают его. Он не поддаётся губительному влиянию света, но в тоже время мнит себя избранным для какого-то великого дела, не размениваясь на нормальную жизнь, любовь, дружбу.
Мое мнение о Печорине
Григорий Александрович Печорин – яркий образ, созданный М.Ю. Лермонтовым. Неравнодушный человек, любознательный, желающий взять от жизни как можно больше. Печорин – человек противоречивый, неоднозначный.
Русско-персидская война 1796 год
Противники Российская империя ПерсияКомандующие Зубов, Валериан Александрович Екатерина II ?Силы сторон ок. 13 тыс. (апрель 1796) 35 тыс. (ноябрь 1796) ?
Бадичкин, Сергей Александрович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Озвучивание Введение Сергей Александрович Бадичкин (род. 4 апреля 1966) — советский и российский актёр. 1. Биография
Суворов, Аркадий Александрович
Арка́дий Алекса́ндрович Суво́ров (15 (27) августа 1784 — 13 апреля 1811), генерал-лейтенант, граф Рымникский, сын великого русского полководца А. В. Суворова.
Матросов Александр Александрович
атросов Александр Александрович - командир взвода 94-й отдельной разведывательной роты (82-я стрелковая дивизия, 3-я армия, 1-й Белорусский фронт) старший сержант. Родился 22 июня 1918 года в городе Иваново в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил школу №47. Работал помощником мастера на ткацкой фабрике.
Ванеев, Анатолий Александрович
Ване́ев, Анато́лий Алекса́ндрович (26 февраля (9 марта) 1872(18720309), Нижний Новгород — 8 (20) сентября 1899, с. Ермаковское, ныне районный центр в Красноярском крае) — активный участник революционного движения в России.
Объединение современных архитекторов
(ОСА) — общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа. Выступало под лозунгами конструктивизма и функционализма. Пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.
Белинский, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Олег Александрович Белинский (р. 1942(1942), в Великом Устюге) — российский театральный режиссёр.
Балакин, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Олег Александрович Балакин — советский актёр театра и кино, 1975[1][2].
Беглов, Геннадий Александрович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Режиссёрские работы 2.2 Актёрские работы 2.3 Сценарист 3 Литературные работы Введение Геннадий Александрович Беглов (193?, Ленинград) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, писатель.
Миф, Павел Александрович
Павел Александрович Миф (настоящие имя и фамилия — Михаил Александрович Фортус, 3 августа 1901 — 10 сентября 1939) — российский революционер, историк и экономист. Профессор и ректор КУТК, участник Китайской революции.
Польское коло
Введение 1 История 2 Состав 2.1 Дума 2-го созыва 2.2 Дума 3-го созыва 2.3 Дума 4-го созыва Введение Польское коло (польск. Koło Polskie, польский кружок) — группа польских депутатов в Государственной думе Российской империи.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Балабан, Борис Александрович
План Введение 1 Биографические данные 2 Постановки 2.1 В театре «Березиль» 2.2 В Украинском драматическом театре имени Франко Введение Борис Александрович Балабан (укр. Борис Олександрович Балабан) (23 декабря 1905 (5 января 1906), Харьков, Украина – 8 марта 1959, Киев) – украинский советский театральный актёр и режиссёр.
Бенкендорфы
Бенкендо́рфы (нем. Benckendorff) — графы и дворяне, происходящие от Иоанна Бенкендорфа, старшего бургомистра города Риги, приобретшего этим званием дворянство (по шведскому закону 1660 года со званием старшего рижского бургомистра было сопряжено потомственное дворянство).
Цесаревич
Цесаре́вич , полностью Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь — титул престолонаследника в Российской империи с 1797.
Вермишев, Александр Александрович
Александр Александрович Вермишев (29.8(10.9).1879, Санкт-Петербург, — 31 августа 1919, Елец) — революционный деятель, поэт и журналист, псевдонимы — Александр Савицкий, С. A., Save (партийная кличка).
Талызин, Пётр Александрович
Пётр Александрович Талызин (17 января 1767 г. — 11(23) мая 1801 г.) — генерал-лейтенант, участник заговора против Павла I. Биография Сын Александра Фёдоровича Талызина и Марии Степановны, урождённой Зиновьевой. Образование получил в Высшей школе (нем. Karlsschule) герцога Карла-Евгения в Штутгарте.
Гегечкори, Алексей Александрович
Алексей Александрович Гегечкори (23 ноября (5 декабря) 1887 год — 7 июня 1928; груз. ალექსი გეგეჭკორი; партийный псевдоним — Саша) — советский государственный и партийный деятель, участник революционного движения на Кавказе.
Нильский, Александр Александрович
Александр Александрович Нильский (настоящая фамилия Нилус; 1840—1899) — русский актёр. Биография Александр Нильский родился 10 (22) июля 1840 года[1]. Учился в Петербургском театральном училище, по его окончании был принят в Александринский театр, где работал в 1860—1883 и в 1892—1897. Поначалу стал играть роли героев и любовников, подвергаясь нападкам печати, отказывавшей ему в горячности и видевшей в нём артиста, вполне подходящего на амплуа фатов и простаков.
Творогов, Иван Александрович
Иван Александрович Творогов (1742 - после 1819) - илецкий казак, один из атаманов армии Пугачева в ходе Крестьянской войны 1773-1775 годов, участник заговора казацких полковников, выдавших Пугачева властям взамен собственного прощения.
Дмитревский, Владимир Александрович
Владимир Александрович Дмитревский (настоящая фамилия Демерт ; 19 (31) июля 1820 − 22 января (3 февраля) 1871) — русский драматический актёр Малого театра.
Ольхин, Александр Александрович
Александр Александрович Ольхин (13 (25) октября 1839, Петербург — 22 ноября (4 декабря) 1897, Белоостров) — русский юрист, литератор, поэт. Биография
Анненков Иван Александрович
После домашней подготовки этот отпрыск богатого нижегородского рода стал студентом Московского университета, которого, однако, не окончил и поступил юнкером в Кавалергардский полк.
Федор Александрович Бредихин
Исследования Бредихина охватывают все основные разделы астрономии того времени. В области астрометрии он проводил наблюдения на меридианном круге и с исключительной точностью определял положение малых планет.
Гаврилов Михаил Александрович
Гаврилов Михаил Александрович (1903-79), российский ученый, стоявший у истоков информатики в нашей стране, в частности технической кибернетики, теории автоматов и теории ЭВМ, член-корреспондент АН СССР (1964)
Александр Александрович Ведерников
Александр Александрович Ведерников (р. 1964) - русский дирижёр. Родился в семье прославленного баса, солиста Большого театра Александра Филипповича Ведерникова и пианистки, органистки, профессора Московской консерватории Наталии Николаевны Гуреевой.