ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич [4(15) января 1790, по др. сведениям 1795, Москва — 30 января (11 февраля) 1829, Тегеран], русский писатель и дипломат. В 1826 находился под следствием по делу декабристов. В 1828 назначен послом в Персию, где был убит персидскими фанатиками. В комедии в стихах «Горе от ума» (1822-24, поставлена в Москве в 1831, издана 1833) конфликт между «либералом» (близким к декабризму) и фамусовским обществом (поклонение чину, богатству, власти) предстает как борьба за права и достоинство личности (в т. ч. и национальное). Многие образы стали нарицательными, отдельные стихи — поговорками и крылатыми словами.
Принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование. Рано обнаружилась многосторонняя одаренность Грибоедова, включая композиторский талант (известны 2 вальса для фортепиано). Обучался в Московском университетском благородном пансионе (1803), затем поступил в Московский университет (1806). Окончив словесное отделение со званием кандидата (1808), Грибоедов продолжал заниматься на этико-политическом отделении. Один из самых образованных людей своего времени, Грибоедов владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.
С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставляет ученые занятия и вступает корнетом в московский гусарский полк. Военная служба (в составе резервных частей) свела его с Д. Н. Бегичевым и его братом С. Н. Бегичевым, ставшим близким другом Грибоедова. Выйдя в отставку (начало 1816), Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется на службу в коллегию иностранных дел. Ведет светский образ жизни, вращается в театрально-литературных кругах Петербурга (сближается с кружком А. А. Шаховского), сам пишет и переводит для театра (комедии «Молодые супруги», 1815, «Своя семья, или Замужняя невеста», 1817, совместно с Шаховским и Н. И. Хмельницким, и др.). Следствием «пылких страстей и могучих обстоятельств» (А. С. Пушкин) явились резкие перемены в его судьбе — в 1818 Грибоедов назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персию (не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли А. П. Завадского с В. В. Шереметевым, закончившейся гибелью последнего).
После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему Грузией А. П. Ермолову (февраль 1822). Там были написаны 1 и 2 акты «Горя от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора В. К. Кюхельбекер.
Весной 1823 Грибоедов отправляется в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он проводит лето, создаются 3 и 4 акты «Горя от ума». К осени 1824 комедия завершена. Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре убеждается, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 Ф. В. Булгариным в альманахе «Русская Талия» (первая полная публикация в России — 1862; первая постановка на профессиональной сцене — 1831). Тем не менее грибоедовское творение сразу стало событием русской культуры, распространившись среди читающей публики в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени (распространению списков содействовали декабристы, рассматривавшие комедию как рупор своих идей; уже в январе 1825 И. И. Пущин привез Пушкину в Михайловское список «Горя от ума»).
Успех грибоедовской комедии, занявшей прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в ней острозлободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества преддекабристской поры (будоражащие умы споры о крепостничестве, политических свободах, проблемы национального самоопределения культуры, образования и пр., мастерски очерченные колоритные фигуры того времени, узнаваемые современниками и т. д.) угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности и социума и др. Одновременно «Горе от ума» — пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма (единство времени, места, действия, условные амплуа, имена-маски и пр.), Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, свободно вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии.
Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного (разностопного) ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают» и т. д.).
Осенью 1825 Грибоедов возвращается на Кавказ, однако уже в феврале 1826 вновь оказывается в Петербурге — в качестве подозреваемого по делу декабристов (оснований для ареста было немало: на допросах 4 декабриста, в т. ч. С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский, назвали Грибоедова среди членов тайного общества; в бумагах многих арестованных находили списки «Горя от ума» и пр.). Предупрежденный Ермоловым о предстоящем аресте, Грибоедов успел уничтожить часть своего архива. На следствии он категорически отрицает свою причастность к заговору. В начале июня Грибоедова освобождают из-под ареста с «очистительным аттестатом».
По возвращении на Кавказ (осень 1826) Грибоедов принимает участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны. Достигает значительных успехов на дипломатическом поприще (по словам Н. Н. Муравьева-Карского, Грибоедов «заменял ... единым своим лицом двадцатитысячную армию»), готовит в т. ч. выгодный для России Туркманчайский мир. Привезя в Петербург документы мирного договора (март 1828), получает награды и новое назначение — полномочным министром (послом) в Персию. Вместо литературных занятий, которым он мечтал посвятить себя (в его бумагах планы, наброски — стихи, трагедии «Родамист и Зенобия», «Грузинская ночь», драма «1812-й год»), Грибоедов вынужден принять высокую должность.
Последний отъезд Грибоедова из столицы (июнь 1828) был окрашен мрачными предчувствиями. По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе. Вынашивает планы экономических преобразований Закавказья. В августе женится на 16-летней дочери А. Г. Чавчавадзе — Нине, вместе с ней отправляется в Персию. В числе других дел российский министр занимается отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с деятельным и удачливым дипломатом. 30 января 1829 толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский посланник был убит.
Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите — слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
Другие работы по теме:
Конфликт двух эпох в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Читая комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума", мы становимся свидетелями столкновения двух эпох – "века нынешнего" и "века минувшего". "Горе от ума" — единственное ставшее известным произведения Александра Сергеевича Грибоедова снискал всенародную известность.
Евгений Онегин Александра Пушкина
8220 Евгений Онегин 8221 Александра Пушкина Роман Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. Необычное уже по жанру – роман в стихах. Белинский называл его “энциклопедией русской жизни”, настолько полно, чтобы не сказать всеобъемлюще, в нем отражен век – от событий исторических до незначительных бытовых деталей.
История Маши Мироновой
Автор: Пушкин А.С. Роман “Капитанская дочка” — зрелое и одно из лучших произведений Александра Сергеевича Пушкина. В романе создается широкая панорама событий накануне и во время крестьянской войны под предводительством Пугачева. Героическое время родило и самоотверженные характеры. Хочется остановиться на образе Марьи Ивановны Мироновой, проследить все изменения, произошедшие с ней, объяснить их причину.
Чацкий и молчалин. Сравнительная характеристика героев.
Автор: Грибоедов А.С. «…Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» А.С. Грибоедов В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» представлены два противоположных героя: Александр Чацкий и Алексей Молчалин.
Образ Евгения Онегина 4
Образ Евгения Онегина Автор: Пушкин А.С. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Пушкин исследует вопрос жизни на примере Евгения Онегина. Роман “Евгений Онегин” создавался Пушкиным в течение восьми лет (с 1823 по 1831 год).
Образ Евгения Онегина
Автор: Пушкин А.С. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Пушкин исследует вопрос жизни на примере Евгения Онегина и Владимира Ленского. Также автор поднимает вопрос нравственных исканий дворянской интеллигенции двадцатых годов девятнадцатого века.
Смысл названия комедии Горе от ума 2
Смысл названия комедии «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт — столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных.
Горе от ума Александра Сергеевича Грибоедова
“Горе от ума” — сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной жизни России прошлого века.
Поджио, Иосиф Викторович
Введение 1 Биография 2 Семья Список литературы Введение Иосиф Викторович Поджио (30 августа или 22 ноября[1] 1792, Николаев, — 6 января или 8 января[1] 1848) — русский военный деятель, штабс-капитан в отставке, декабрист, католик. Старший брат Александра Викторовича Поджио.
Каралли, Вера Алексеевна
Введение 1 Биография 2 Смерть Распутина 3 Фильмография 4 Художественная биография Список литературы Введение Вера Алексеевна Каралли (27 июля 1889 — 16 ноября 1972) — русская балерина, хореограф и актриса немого кино. Эмигрировав из России, работала в Европе.
Гусев, Владимир Евгеньевич
Введение 1 Биография 2 Роли в Ярославском камерном театре 3 Фильмография Список литературы Введение Влади́мир Евге́ньевич Гу́сев (род. 9 июля 1958) — российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (2010)[1].
Байковский, Ефим Ицкович
Введение 1 Биография 1.1 Семья 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Челябинский государственный академический театр драмы 3.1.2 Московский академический театр им. Вл. Маяковского
Богин, Владимир Георгиевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Богин Владимир Георгиевич — советский и российский актёр театра и кино, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный артист РСФСР (1991)[1], народный артист России (2001)[2].
Ким-Станкевич, Александра Петровна
Введение 1 Биография 2 Память Список литературы Введение Александра Петровна Ким-Станкевич (22 февраля 1885(18850222) — 16 сентября 1918) — революционерка-интернационалистка корейского происхождения, первая кореянка-член РСДРП(б), народный комиссар по иностранным делам Хабаровского совета.
Яблочкина, Серафима Васильевна
Введение 1 Биография Список литературы Введение Яблочкина, Серафима Васильевна (урожденная Сорокина) (17(29). IV. 1842, Санкт-Петербург — 24.III(5.IV).1898, Москва) — драматическая актриса, иначе называемая Яблочкина 1-я. Жена Александра Александровича Яблочкина, мать Александры Яблочкиной.
Абашидзе, Василий Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино Список литературы Введение Васи́лий (Baco) Алексе́евич Абаши́дзе (груз. ვასო აბაშიძე) (1854—1926) — грузинский актёр, Народный артист Республики (1922), один из основоположников реалистического направления в национальном актёрском искусстве.[1]
Ренау, Жозеп
Введение 1 Биография 1.1 Краткая биография 1.2 Роль в искусстве 1.2.1 Спасение ценностей Прадо Список литературы Введение Жозеп Ренау (исп. Josep Renau Berenguer, 1907, Валенсия, Испания — 11 октября 1982, Берлин, ГДР) — испанский революционер, художник, муралист, фотограф. Основатель Союза пролетарских писателей и артистов.
Муравьёва, Александра Григорьевна
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Александра (Александрина) Григорьевна Муравьёва (1804 — 22 ноября 1832, Петровский Завод), урождённая графиня Чернышёва, сестра декабриста З. Г. Чернышёва[1], жена декабриста Н. М. Муравьёва, последовала за ним в Сибирь.
Геракл сын Александра Великого
Введение 1 Биография Список литературы Введение Геракл (лат. Heracles, Hercules, 327—309 гг. до н. э.) — сын македонского царя Александра Великого от его любовницы Барсины.
Самарин, Иван Васильевич
Введение 1 Биография 1.1 Адреса в Москве 2 Творчество 2.1 Роли в театре Список литературы Введение Иван Васильевич Самарин (1817, Петербург — 1885, Москва) — актёр театра, драматург и педагог.
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.
Романов, Никита Никитич
Введение 1 Биография 2 Брак и Потомство 3 Смерть Введение Никита Никитич Романов (13 мая 1923, Лондон — 3 мая 2007, Нью-Йорк) — князь, писатель, историк, сын князя крови императорской Никиты Александровича и княгини Марии Илларионовны. Праправнук императора Николая I по мужской младшей линии. Правнук великого князя Михаила Николаевича (1832—1909) и императора Александра III по женской линии, внук великого князя Александра Михайловича (1866—1933) и великой княгини Ксении Александровны (1875—1960).
Соколов, Пётр Алексеевич антрепренёр
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Актёр 2.2 Режиссёр 2.2.1 Екатеринбургский Городской театр Список литературы Введение Пётр Алексеевич Соколов (? — ок. 1865) — российский антрепренёр, театральный актёр и режиссёр театра. Организатор первой театральной труппы на Урале.
Агеев, Виктор Иванович актёр
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького Список литературы
Антадзе, Додо Константинович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Постановки в театре Список литературы Введение Додо Константинович Антадзе (груз. დოდო კონსტანტინეს ძე ანთელავა; Додо (Исаак) Константинович Антадзе; 1900—1978) — советский актёр, театральный режиссёр, народный артист СССР (1971).[1]
Одоевский, Иван Сергеевич
Князь Иван Сергеевич Одоевский (1769—6 апреля 1839) — российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор. Биография Из российских князей. 2 февраля 1776 года записан фурьером в л.-гв. Преображенский полк, в 1779 года переписан сержантом в л.-гв. Семёновский полк и 22 сентября 1782 года произведён в прапорщики.
Ланской, Василий Сергеевич
Василий Сергеевич Ланской (1753—1831) — российский государственный деятель Биография 11 января 1767 года вступил в службу в Преображенский полк, в котором 1777 года произведён только в прапорщики. Зато 1 января 1781 года (последующего по возвышении Александра Дмитриевича Ланского) сделан подполковником в лейб-гренадерский полк, а 3 апреля 1783 года — генерал-кригскомиссаром.
Вильгельмина Баденская
(21 сентября 1788 — 27 января 1836) — мать императрицы Марии Александровны, (супруги Александра II), супруга Людвига II Гессенского, великая герцогиня Гессенская и Прирейнская.
Александр IV Македонский
Александр IV (323 — 309 гг. до н. э. ) — македонский царь, номинально правивший в 316 — 309 гг. до н. э. Биография Сын Александра Великого от Роксаны, принцессы Бактрии, родился через месяц после смерти отца и был немедленно провозглашён царём и соправителем своего дяди, Филиппа Арридея в 323 до н. э. Вавилонские источники называют македонским царем в это время именно Филиппа Арридея, не упоминая о младенце Александре.
Александр Андреевич Чацкий
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян -крепостников, борьба нового мировоззрения со старым. Эту борьбу идей "века нынешнего"и"века минувшего"Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам.