Личины
Вечный должник и искатель доходных мест, доктор юриспруденции, карточный игрок (не без шулерства), скрипач, дуэлянт, математик, литератор, арестант нескольких европейских тюрем, директор театра, тайный агент святой Инквизиции, оккультист-мистификатор... Список личин этого человека можно, кажется, продолжать до бесконечности. Но главное - имя его стало синонимом дамского угодника, ловеласа, соблазнителя, наконец, совратителя.
Джованни Джакомо Казанова, кавалер де Сенгальта. Родился 2 апреля 1725 года в Венеции (где, кстати, уже в нынешнем веке после обнаружения могилы его прах с почетом перезахоронили). О своих бесконечных и, в общем-то, бесцельных скитаниях по городам и весям Европы он оставил шесть томов "Мемуаров", изданных в 1881 году в Брюсселе. Есть в них и страницы, посвященные пребыванию итальянца в России.
В столице Российской Империи
Казанова приехал в Петербург из Риги в декабре 1764 года. Город производит на него весьма странное впечатление: "Санкт-Петербург поразил меня своим необычным видом: казалось, будто в европейский город переселены колонии дикарей. Улицы здесь длинные и широкие, площади поражают величиной, дома просторны. Все это ново и грязно. Как известно, сия столица была импровизацией царя Петра Великого, и ее архитекторы с успехом создали подражание европейскому городу". Чем же занимается венецианец в столице Российской империи? Да тем же, чем и всегда - представляет рекомендательные письма, заводит новые знакомства, возобновляет некоторые старые. Неожиданно повстречав кое-кого из Европы, посещает маскарад и прочие увеселительные собрания, бывает приглашен в дома, где "деликатесный стол, сухие вина, оживленная беседа и еще более оживленная игра". (В карточной моде тогда был "фараон".) Казанову представляют Екатерине II, и он несколько раз беседует с императрицей - в основном о преимуществах григорианского календаря, принятого в Европе, но пока не введенного в России. Казанова намекает читателю на поступившее ему предложение занять некую должность, которое его якобы не заинтересовывает (то есть и тут - все как обычно). Наиболее же примечателен, пожалуй, эпизод покупки итальянцем юной девицы у ее родителей и история недолгих взаимоотношений с ней, которые, впрочем, оставили след в душе всеевропейского ловеласа.
Сто рублей за девственницу
Прогуливаясь в Катериненгофе (так написано в "Мемуарах") с одним из своих новых знакомых, гвардейским офицером по фамилии Зиновьев, Казанова замечает "девицу редкой красоты, но и необычайной робости, ибо, завидев нас, она сразу убежала. Мы последовали за ней и взошли в ту хижину, где она скрылась". Оказалось, что в "хижине" ютится нищее многодетное семейство. Зиновьев вступает в переговоры с его главой о продаже дочери "в услужение". Диалог, состоявшийся позже между приятелями, весьма любопытен. Казанова интересуется: "- Сколько же он хочет за сие сокровище? - Цена непомерная - сто рублей, но она девственница. Как видите, ничего не выходит. - Как же не выходит? Да ведь это же просто бесценок. (Занятно провести аналогию с нашим временем - практически безденежному иностранцу цена за девицу вполне подходит.) - И вы согласны отдать сто рублей за эту малютку? - Несомненно..." В конце разговора Зиновьев добавляет: "- Ежели вы хотите завести гарем, достаточно одного лишь слова. Здесь нет недостатка в красивых девицах".
В роли гинеколога
На следующий день купля состоялась. Но Зиновьев советует: "- Что же вы не проверите покупку. В контракте обусловлено, что вы покупаете девственницу. Удостоверьтесь, не обманули ли вас. - Мне неловко делать это здесь. - И в самом деле, я не хотел подвергать Заиру (так звали девицу столь оскорбительному досмотру. - Ба! - отвечал Зиновьев. - Она будет только рада. Вы удостоверите перед родителями ее благонравие. Я сел на стул и, привлекши к себе не сопротивляющуюся Заиру, убедился, что отец не солгал".
"Медовый месяц"
Начинается короткий "медовый месяц". "По возвращении в Петербург я заперся с Заирой и четыре дня не покидал ее". Кроме того, Казанова приводит девицу "в благопристойное состояние", для чего отводит ее в общественную баню, о которой оставляет интересное свидетельство: "Там было пятьдесят или шестьдесят персон как мужчин, так и женщин, совершенно раздетых и не смотревших друг на друга. По всей вероятности, они полагали, что и на них никто не смотрит. Свидетельствовало ли сие о бесстыдстве или первобытной невинности?" Тут же "молодожен" живописует прелести своего нового приобретения: "Мне показалось странным, что никто из мужчин не взглянул на Заиру, являвшую собой во всей пленительной мягкости совершенный образ Психеи, виденный мной среди статуй виллы Боргезе. Грудь ее имела не завершенные еще очертания, ибо девица достигла не более чем тринадцатилетнего возраста. Белизна и свежесть кожи, подобная снегам севера, оттенялась черными, как смоль, неаполитанскими волосами. Я и в самом деле влюбился в эту малютку. И если бы не ее приступы ревности, возможно, никогда бы с нею не расстался".
Семейная сцена
А девушка и действительно попалась ревнивая. Возвратившись после ночи карточной игры из гостей домой " столь же целомудренным, каковым из него и вышел", Казакова встречает следующий прием: "Я едва успел увернуться от брошенной Заирой бутылки, после чего девица начала кататься по полу, словно в припадке падучей, покушаясь разбить себе голову. Я подбежал к ней и стал звать на помощь, не сомневаясь, что она сделалась безумной. Но тут же картина переменилась - она принялась осыпать меня упреками и бросила в лицо колоду карт, по которым будто бы узнала о моей измене". Однако милые бранятся - только тешатся, и после столь бурных сцен идиллия продолжается. Казанова везет свою юную подругу в Москву.
Поездка в Москву
Интересна сравнительная характеристика, даваемая венецианцем двум столицам: "причины политические и религиозные делают их воистину врагами"; "обитателей новой столицы почитают за чужеземцев", "у многих московитов Санкт-Петербург вызывает ужас". Не обходит он стороной и вопрос российского пьянства, хотя здесь его рассуждения вполне укладываются в рамки того, что писали на сей счет иностранные путешественники, начиная от голштинца Адама Олеария в тридцатых годах XVII столетия. Казанова замечает: "Русский раб, столь послушный и мягкий, в опьянении страшен. Стакан водки делает его диким зверем. Вот главный порок этого народа - они слишком много пьют". В Москве Казанова в сопровождении Заиры наносит визиты. Он отмечает значительную терпимость российского общественного мнения в отношении морали: "Во всех домах, куда я ее привозил, все единогласно восхваляли непринужденность ее манер и красоту. Мне же было приятно то, что никого не заботило, вправду ли она моя воспитанница или же просто любовница или служанка. В этом отношении русские из всех прочих народов доставляют менее всего стеснения".
Главное - не влюбляться по уши
Итальянец возвращается в Петербург, однако кипучая энергия уже влечет его к новым путешествиям, приключениям и любовницам (одну из них - французскую актрису, приехавшую по контракту, но желающую вернуться домой, Казанова зацепляет и приглашает ехать обратно в Европу вместе с ним). Но встает вопрос о будущем юной Заиры. Зиновьев советует увезти ее с собой, однако Казанова, конечно же, не собирается этого делать, находя для себя довольно оригинальное объяснение: "Меня пугало будущее, ибо любил я ее чрезвычайно, и она стала бы делать со мной все, что угодно". Заиру выпрашивает у Казановы его соотечественник, известный архитектор, семидесятидвухлетний Ринальди. Но девица тоже не промах. Казанова пишет: "Она спросила, отдаст ли мне Ринальди, получив ее, те сто рублей, которые я заплатил за нее отцу. - Конечно, моя милая. - Но теперь ведь я стою дороже. Во-первых, ты мне оставляешь все подарки, и потом я научилась говорить по-итальянски". В конце концов они останавливаются на следующем варианте: Казанова возвращает девицу родителям (при этом он оставляет ей в подарок те сто рублей, о которых шла речь выше), а толстосум Ринальди сверх того выкупает ее у родителей заново. "Я всегда буду помнить твою доброту. Поцелуй меня и давай спать", - заявляет удовлетворенная решением материальных вопросов хваткая Заира. Это была их последняя ночь. Наутро Казанова отвез Заиру домой. Перед отъездом из Петербурга он узнал, что его бывшая любовница уже "ринальдизировалась".
"Только сомнительная репутация..."
Пройдет еще несколько лет, и Казанова в своих "Мемуарах" с горечью констатирует: "Мне пришлось, взглянув в прошлое, пожалеть о нем и содрогнуться о пятидесяти годах, к которым я летел на всех парусах. У меня уж не осталось никаких очарований, только сомнительная репутация и напрасные сожаления, а впереди - лишь бремя старости без достатка и пристанища". Друзья говорят ему без всякой жалости, что он выглядит поразительно старше своих лет. Он скончался 4 июня 1798 года в заштатном богемском замке Дукс, где исполнял должность библиотекаря. Долгое время могила его была неизвестна. Сохранялось только предание, что железный крест на ней зацепляет юбки девушек, идущих в церковь.
Список литературы
Окунь Михаил. Казанова в Санкт-Петербурге.
Другие работы по теме:
Кикины палаты
Кикины палаты Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.
Здание Двенадцати коллегий
Введение 1 История 2 Современность Введение Здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).
Проституция гостиприимства
Проституция гостеприимства - это адаптация к обычаям простых людей, к практике использования права первой ночи, установленного в интересах сильных мира сего.
Приключение
Автор: Цветаева Марина. Гостиница; ночь; Италия; год 1748-й. Главный герой — Джакомо Казанова, двадцати трех лет, доподлинный, извлеченнный из IV тома собственных его мемуаров и дополненный, дорисованный женской грезой о вечном Казанове, спит, роняя с губ женские имена. Его беспокойный сон прерывает гусар Анри, по первому впечатлению — юный проказливый ангел в мундире.
Камарго, Мари Анн
Мари́ Анн Камарго́ (настоящая фамилия Кюпис де Камарго, фр. Marie-Anne de Camargo, 1710—1770) — французская танцовщица. Училась у известной французской балерины Ф.Прево, однако бунтарский характер юной ученицы и свободолюбивые нравы привели к конфликту, Прево отказалась от воспитанницы, и та напросилась в ученицы к М.Блонди, у которого и продолжила занятия[1].
Торговая журналистика 1820-30-х годов
В Санкт-Петербурге - две школы журналистики. Первая из них - это торговая, была основана в 1825 году Фаддеем Венедиктовичем Булгариным, скользким человеком с коммерческими интересами.
Ратиев, Иван Давидович
Иван Давидович Ратиев (Ратишвили) (?—1825) — князь, генерал-майор, участник русско-польских войн. Происходил из грузинских князей, сын подполковника Давида Юрьевича Ратиева, родился в Санкт-Петербурге.
Разумовский, Кирилл Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Смерть 3 Адреса в Санкт-Петербурге 4 Адреса в Батурине Введение Кири́лл Григо́рьевич Разумо́вский (при рождении Розум) (1728—1803) — российский государственный деятель, граф с 1744, генерал-фельдмаршал, последний гетман Войска Запорожского с 1750 по 1764 год.
Садовников, Василий Семёнович
Васи́лий Семёнович Садо́вников (16 (28) декабря 1800, Санкт-Петербург — 26 февраля (10 марта) 1879, Санкт-Петербург) — акварелист и график.
Рункевич, Стефан Григорьевич
Стефан Григорьевич Рункевич (1867(1867) — 1924) — российский писатель, обер-секретарь Священного Синода, приват-доцент Санкт-Петербургского государственного университета и член учебного комитета при Священном Синоде.
Казанова, Джакомо
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Творчество 3.1 Мемуары 3.2 Другие сочинения 4 Казанова в культуре Список литературы Введение Джа́комо Джирола́мо Казано́ва (итал. Giacomo Girolamo Casanova) кавалер де Сенгальт — дворянский титул, который он себе присвоил (2 апреля 1725, Венеция — 4 июня 1798, Духцов, Чехия) — известный итальянский авантюрист, путешественник и писатель.
Алексеев, Пётр Алексеевич революционер
Введение 1 Биография 2 Адреса в Санкт-Петербурге 3 Память о Петре Алексееве Список литературы Введение Пётр Алексе́евич Алексе́ев (14 (26) января 1849, деревня Новинская Смоленской губернии — 16 (28) августа 1891) — один из первых российских рабочих-революционеров, ткач.
Англо-русское соглашение 1907
года Петербургское соглашение 1907 года — разграничивало сферы влияния России и Британской империи в Азии, положило конец «Большой игре» в Азии и завершило складывание тройственной Антанты. Было подписано в Санкт-Петербурге 18 (31) августа 1907 года министром иностранных дел А. П. Извольским и британским послом Артуром Николсоном.
Киселевский, Иван Платонович
Иван Платонович Киселевский (1839—1898) — русский артист. Закончил морской кадетский корпус, затем был мировым посредником Петергофского уезда и старшим нотариусом курского окружного суда. В 1873 поступил на сцену, играл в провинции, в 1879—1886 в Санкт-Петербурге, затем в Москве; неоднократно приезжал с частными труппами в Петербург.
Райнеггс, Якоб
Якоб Райнеггс (нем. Jacob Reineggs, наст. фамилия Энхлих, 28 января 1744, Айслебен — 1 марта 1793, Санкт-Петербург) — авантюрист и дипломат XVIII в., родом из Саксонии.
Петербургская конвенция 1810
года — политическое соглашение между Россией и Францией, подписаное в Санкт-Петербурге 4 (16) января 1810 года и направленное, в первую очередь, на урегулирование «польского вопроса». Конвенция была подписана со стороны Франции — послом А. Коленкуром, со стороны России — графом Н. П. Румянцевым
Барков, Дмитрий Дмитриевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Фильмография Введение Барко́в Дми́трий Дми́триевич (род. 1972) — советский и российский актёр кино.
Пётр Петрович царевич
Царевич Пётр Петрович (1715—1719), сын Петра I от Екатерины Алексеевны, умерший во младенчестве. Родился в Санкт-Петербурге 29 октября (9 ноября) 1715 года, через 17 дней после своего тёзки и племянника — великого князя Петра Алексеевича (будущего Петра II). В честь царевича говорились «похвальные слова» (Феофан Прокопович), ему посвящались книги (Пётр Шафиров, «Рассуждение» о причинах к началу русско-шведской войны).
Тлетворное влияние Запада
— философское и политическое клише. Еще русские панслависты (М.П. Погодин, Н.Я. Данилевский, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин), народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), почвенники и славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) отрицательно относясь к внешнему влиянию на российскую жизнь, часто называло его «тлетворным».[1] В XX веке в период «хрущёвской оттепели», когда западная мода, музыка и т. п. стали просачиваться через «железный занавес», выражение
Дервиз
Дервиз Дервиз вернее фон-дер-Визе — русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих-Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Дервиза, Иоанн-Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц-советником голштинской службы у Петра III и возведен в дворянское достоинство Римской империи, с прибавкой частицы «фон-дер».
Русско-американская конвенция 1824
Русско-американская конвенция (1824) Русско-американская конвенция 1824 года — конвенция, подписанная 5 (17) апреля 1824 года в Санкт-Петербурге между Россией и США об упорядочении отношений в северо-западной части Северной Америки.
Берхман, Пётр Фёдорович
Берхман, Пётр Фёдорович Пётр Фёдорович Берхман (1749—1803) — генерал-поручик, командир лейб-гренадерского полка, командующий войсками в Санкт-Петербурге.
Алексеев, Фёдор Яковлевич
План Введение 1 Биография 2 Работы 3 Библиография Введение Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (между 1753—1755, Санкт-Петербург — 11 (23) октября 1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.
Югов, Арон Абрамович
Арон Абрамович Югов (наст. фамилия Фрумсон ; 1886 ,Ростов-на-Дону — 1954) — российский социал-демократ. Меньшевик с 1903 года. Занимался нелегальной революционной работой в Ростове-на-Дону, Мариуполе, Одессе, Севастополе, Санкт-Петербурге, Москве.
Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург
В 1712 году столица России (до 1918 года)[1] была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. В ходе Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю. Там был основан первый в России город, построенный по европейским канонам. В него была перенесена столица, так как этот город был ближе к Европе и производил лучшее впечатление на иностранцев.
Петербургская декларация 1868
План Введение 1 История 2 Замечания Введение Санкт-Петербургская декларация 1868 года «Об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль» — международное соглашение заключенное 29 ноября (11 декабря) 1868 года в Санкт-Петербурге. Декларация запретила использование в армиях европейских стран снарядов, которые при весе менее 400 граммов имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом.
Анрикес, Бенуа-Луи
Бенуа-Луи Анрикес (фр. Benoit-Louis Henriquez; 1732 - 1806) — французский гравёр, ученик Дюпюи [1]. Бенуа-Луи Анрикес родился в 1732 году. С 1769 по 1779 год жил в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге, занимая должность профессора гравирования резцом в Императорской академии художеств.
Павел I
Павел Петрович – российский император, сын Петра III и Екатерины II Великой; родился 20 сентября (1 октября) 1754 в Санкт-Петербурге.
Бонневаль, Клод Александр де
Клод Александр де Бонневаль (Claude Alexandre de Bonneval; 14 июля 1675(16750714) — 23 марта 1747) — французский авантюрист, зять маршала Бирона, который прославился на службе турецкого султана под именем
Федор Александрович Эмин
Федор Эмин родился в 1735 году в Польше. В России он прославился как замечательный журналист и автор приключенческих романов.
Земцов М.Г.
Родился в Москве. Учился при Оружейной палате. В Санкт-Петербурге с 1709 г.; обучался итальянскому языку при губернской канцелярии.
Брюллов А. П.
Брюллов, Александр Павлович - архитектор (1798 - 1877), старший брат Карла Павловича Брюллова.
Чевакинский С.И.
Архитектор. Из обедневшего старинного дворянского рода. Определен сначала в Московскую школу навигационных наук, а в 1729 г. в Морскую академию в Санкт-Петербурге. В 1732 г. взят Н. К. Коробовым в ученики.