А.Н. Шуман
Вольтер (Voltaire, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ — Arouet) (1694—1778) — фр. философ, писатель, публицист, один из виднейших представителей фр. Просвещения 18 в. Испытал влияние идей Дж. Локка, естественно-научных взглядов И. Ньютона. Близок к материализму, его идее вечности и несотворенности материи, объективного существования и вечного движения.
Исключал религиозное объяснение конкретных явлений природы, вместе с тем разделял позиции деизма, считая божественной конечную причину движения материи и др. явлений, исключал непосредственное вмешательство Бога в человеческие дела: согласно В., каждый человек, обладая собственной ценностью, занимает свое особое место в универсуме,
Одним из первых употребил термин «философия истории», обозначив им изучение сущности исторического процесса. Представлял историю как творчество самих людей, человечества, идущего от бессознательного существования к просвещенной цивилизации; отсюда отрицание объективных закономерностей истории («хаос»): миром правят мнения, и чтобы избавить людей от предрассудков и невежества, необходимо просвещение; культура человечества, т.е. его нравы, науки, искусства, в целом определена прогрессом разума. В равной мере критиковал христианский пессимизм и исторический оптимизм; наилучшей формой правления считал просвещенную монархию.
Идеи В. сыграли значительную роль в формировании нового поколения фр. просветителей (Ж.О. Ламетри, Д. Дидро, П.А. Гольбах, К.А, Гельвеции).
***
Настоящее имя – Франсуа Мари Аруэ (Arouet) (1694–1778) – французский философ, писатель, историк, представитель французского Просвещения. Историограф Людовика Xv во второй половине 1740-х. Избран в Академию наук Франции (1746).
Произведения В. в полном издании Моланда (1878–1885) составляют 52 тома. Основные философские сочинения: «Философские письма» (1727–1733), «Метафизический трактат» (1734, издан посмертно), «Основания философии Ньютона» (1736–1738), «Век Людовика Xiv» (1751), «Микромегас» (1752), «Опыт о нравах и духе народов и об основных фактах истории от Карла Великого до Людовика Xiii» (1756), «Сократ» (1759), «История Российской империи в царствование Петра Великого» (1759–1763), «Карманный философский словарь» (1764), «Несведущий философ» (1766) и др.
В. предложил новое доказательство бытия Бога, которое утверждалось им аксиоматически, исходя из одной возможности логического обобщения понятия человеческой сущности: «Я существую, а следовательно нечто существует вечно». По мнению В., эта истина сходна с первыми положениями арифметики и геометрии, – являясь очевидной, она не может оказаться заключением какой-либо цепочки логических выводов. Мыслителей, отрицающих существование Бога, В. обвинял в механицизме.
Так, опровержение бытия Бога сводилось ими к тому, что все в природе происходит исключительно в соответствии с законами математики. Современная эпистемология такую позицию называет установкой на аддитивность. В результате применения подобной установки сама собой отпадает необходимость обращения к супераддитивным причинам, которые не могут быть описаны математическими законами. К таким причинам принадлежат «Бог» и «конечная причина». Механицисты отбрасывают возможность супераддитивного обобщения человеческой сущности, подчеркивая непротиворечивость проведения принципиального отказа от идей типа «конечных причин».
Однако, по возражению В., это опровержение относится только к полаганию возможности несуществования Бога и никак не касается доказательства невозможности существования Бога. Бытие Бога все же мыслимо, а значит возможно. Отсюда, Бог скорее существует, чем не существует. Противоположность двух установок (на аддитивность и супераддитивность) вынуждает признать лишь немыслимость ясным образом суммы божественных качеств. Установить и обсудить атрибуты Бога человек не в состоянии. Будучи бытием конечным, он не в силах постичь природу божественного бытия. Отталкиваясь от этого тезиса, В. развернул философскую критику теологии: «Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения».
Разделяя позиции сенсуализма Локка и натурфилософии Ньютона, В. называл теологией всякую внеопытную метафизику. На этом основании В. отвергал учение Декарта о вечной душе и врожденных идеях как своеобразную теологию. Таким образом В. упрекал как механицистов, так и теологов. Первых – за односторонний редукционизм всех природных явлений к математическим законам. Вторых – за некритическое учение (наподобие теории о божественных атрибутах). Подлинная философия, по В., должна быть автономна от механицизма и от теологии. По утверждению В., метафизические рассуждения заключают в себе некоторую долю вероятности. Философия строит лишь правдоподобные гипотезы, выполняя эвристическую функцию, и не должна претендовать на точное знание. В. однозначно коррелирует теологию и политическую борьбу. Теологи «питают честолюбивые чаяния главарей сект, но кончается это обычно тем, что они стремятся стать во главе партий». Эффективность отношений господства предполагает «фанатизм народа», поэтому каждая «партия» имеет определенную религию. Теология преследует частные корпоративные интересы и не выходит на уровень интересов общества в целом. Подлинная же мера добра и зла – благо общества, следовательно мораль не может быть связана с «теологическим мнением». Общество в целом нуждается не во многих теологических религиях враждующих «партий», а, скорее, в одной естественной (государственной) религии, которая представляет собой философскую веру в Бога (деизм). Если теологическая религия – «мать фанатизма, гражданских раздоров, враг рода человеческого», то религия государственная – основа порядка и законодатель общественной морали.
Мировая история видится В. высшим судом человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса. Именно поэтому история народа оказывается неотделимой от его культуры, нравов и обычаев. В. категорически отвергает идеи провиденциализма.
По его мнению:
а) далеко не все в истории может складываться к лучшему
б) исторический процесс являет собой не более, чем хаос единичных событий, где каждое событие вызвано определенными причинами – но во взаимодействии этих причин невозможно уловить какую-либо закономерность.
Вместо теологического способа рассмотрения истории В. предлагает иной – философский. В связи с этим он ввел в научный оборот термин «философия истории». Просветительская деятельность В. затронула все основные культурные феномены своего времени, включая религию, государство и историю.
Список литературы
Философия истории. СПб., 1868
Мемуары и памфлеты. Политика, религия, мораль. Л., 1924
Эстетика. М., 1974
Философские сочинения. М., 1988
Oeuvres completes. Vol. 1—50. Paris, 1877–1885, Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978
NavesR. Voltaire. Paris, 1962
Другие работы по теме:
Вольтер о религии
ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА МАРИ АРУЭ Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил (уничтожьте подлую), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в Обеде у гражданина Булэнвилье), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате Бог и люди); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал Завещание Жана Мелье, священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания клерикализма.
Эпоха просвещения во Франции
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Философия XVIII в. в не меньшей степени, чем ей предшествующая, отмечена духом новаторства. В идейном отношении непосредственно примыкая к философии XVII в., новая философия существенно конкретизировала ее традиции. При этом выявились интересные особенности эволюции философской мысли.
Франсуа Мари Вольтер
Отношение к религии и к богу. Вольтеровская концепция Бога. Размышления о жизни, об основных принципах её устройства, о человеке и обществе.
Философия. Кроссворд
8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Вопросы. По горизонтали : Учение о человеке, мире и познании ( Петрарка, Леонардо да Винчи ... )
Мова
Автор: Рильський Максим. Треба доглядати наш сад Вольтер Як парость виноградної лози, Плекайте мову. Пильно в ненастанно Політь бур'ян. Чистіша від сльози
Вольтер
Центрально – Городской лицей РЕФЕРАТ По зарубежной литературе ТЕМА: В О Л Ь Т Е Р . Выполнил ученик 9-А класса: Левандовский А. П. Кривой Рог 2004 год Вольтер
Классицизм XVII - XVIIIвв
Автор: Зарубежная литература Классицизм (от лат. Classicus – "образцовый") - напряженно-драматический и в то же время гармонически-величественный стиль – окончательно утвердился во второй половине XVII в. Классицизм с его устремленностью к гражданской тематике сохраняет любовь к упорядоченности, ясности языка, верен трагедии, эпической поэме, оде.
Вольтер Мари-Франсуа
(21.11.1694 - 30.05.1778) Франсуа-Мари Аруэ, автор "Кандиды", был сыном мелкого правительственного чиновника в Париже. Он не был особенно желанным ребенком в семье и в юности часто утверждал, что настоящим его отцом был аббат Шатонеф, поскольку именно он дал ему возможность получить прекрасное образование в школе, которой управляли иезуиты.
Реализм романа. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина
Автор: Пушкин А.С. Характер Онегина в первой части романа раскрывается в сложном диалогическом отношении между героем и автором. Пушкин и входит в образ жизни Онегина, и поднимается над ним в другое, более широкое измерение бытия. Диалог этот обусловлен не только различиями в характерах Онегина и автора, но и временной дистанцией между ними.
Как Вольтер стал «русским»
Теме "Вольтер и Россия" традиционно уделялось и уделяется большое внимание. Достаточно сказать, что недавно вышедший библиографический указатель "Вольтер в России" - это объемный том большого формата.
Мари-Франсуа Вольтер. Задиг, или Судьба
Посвящая свою повесть маркизе де Помпадур, которую Вольтер называет султаншей Шераа, сам писатель выступает под именем поэта Саади, классика восточной литературы. В произведении автор использует элементы столь популярного в XVIII в. жанра путешествий.
1778 год
Введение 1 События в мире 2 События в Российской Империи 3 Родились 4 Скончались Список литературы Введение 1778 год — невисокосный год, начинающийся в четверг по григорианскому календарю.
Лекуврёр, Адриенна
Введение 1 Сценическая биография 2 Личная жизнь и убийство 3 Судьба актрисы в искусстве 3.1 В кино Введение Адриенна Лекуврёр (урождённая Адриенна Куврёр, 5 апреля 1692 — 20 марта 1730) — знаменитая французская актриса, героиня одноимённой пьесы Э. Скриба и оперы Ф. Чилеа «Адриана Лекуврёр».
Вольнодумство
Вольноду́мство вольноду́мие свободомы́слие фармазо́нство (уст., перен.) — скептическое отношение к религиозным верованиям или к господствующим идеям; течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины.
Отель Ламбер
, чертежи 1655—1656 Отель Ламбе́р (фр. Hфtel Lambert) — особняк[1] XVII века в центре Парижа на острове Сен-Луи. С 1843 — политический штаб и культурный центр польской эмигрантской диаспоры во Франции во главе с Адамом Ежи Чарторыйским и его братом Константином. В переносном смысле
XVIII век
Введение 1 События 2 Изобретения, открытия 3 Общество, культура 4 Значимые люди Введение Восемнадцатый (XVIII) век длился с 1701 по 1800 годы по григорианскому календарю.
Эмили дю Шатле
План Введение 1 Биография 2 Упоминания в современном искусстве Список литературы Введение Габриэль Эмили Ле Тоннелье де Бретеиль, маркиза Дю Шатле (фр. Gabrielle Йmilie Le Tonnelier de Breteuil, marquise du Chвtelet, 17 декабря 1706, Париж — 10 сентября 1749) — французский математик и физик. Являлась музой и вдохновительницей Вольтера.
Іван Мазепа
Майже триста років, ім’я українського гетьмана Івана Мазепи не залишає до себе байдужим як істориків так і людей, взагалі далеких від історії. Його ім’я сьогодні викликає найрізноманітніші оцінки. Більше дізнайся і створи для себе свій образ Мазепи.
Политические и правовые взгляды Вольтера
ФГОУ ВПО ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ Кафедра _______________________________________________ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине История политических и правовых учений
Виллар, Клод Луи Гектор де
Введение 1 Ранние годы 2 Война за испанское наследство 3 Поздние годы Введение Портрет маршала де Виллара кисти Иасента Риго. Маркиз, затем герцог Гектор де Виллар (полное имя Клод Луи Эктор де Виллар, фр. Claude Louis Hector de Villars, 8 мая 1653(16530508), Мулен — 17 июня 1734, Турин) — наиболее успешный французский полководец войны за испанское наследство, главный маршал Франции (1733).
Кёнигсмарк, Аврора фон
Графиня Мария Аврора фон Кёнигсмарк (нем. Marie Aurora Grдfin von Kцnigsmarck; 28 апреля 1662(16620428), Штаде — 16 февраля 1728, Кведлинбург) — любовница Августа Сильного, мать Морица Саксонского, впоследствии настоятельница кведлинбургского аббатства. Вольтер считал её наряду с Екатериной Второй «самой знаменитой женщиной двух столетий».
Демаре, Николя министр финансов
Николя Демаре (фр. Nicolas Desmarets, 10 сентября 1648(16480910), Париж — 4 мая 1721, Париж) — министр финансов Франции при Людовике XIV. Демаре был племянником Кольбера, который принял его на службу. В 1683 году Демаре был назначен интендантом финансов, но в последние годы жизни дяди был заподозрен в злоупотреблениях при выпуске медной монеты и удалён со службы.
Аббат Прево
Прево Антуан Франсуа, аббат (именуемый Прево д’Эгзиль — abbe Prevost d’Exiles, 1697—1763) — французский романист.
Вольтер
Франсуа Мари Аруэ, вошедший в историю под именем Вольтер, не только блестящий писатель, замечательный философ-просветитель, но и своеобразный символ эпохи Просвещения, "не человек, но век".
Вольтер
Вольтер (Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694-1778), французский писатель и философ-просветитель, деист, иностранный почетный член Петербургской АН (1746).