Брукнер (Bruckner) Антон (4 IX 1824, Ансфельден, близ Линца —11 X 1896, Вена) — австр. композитор. В раннем возрасте работал органистом, затем учителем. Муз. образование приобрел почти самоучкой, изредка пользуясь консультациями авторитетных мастеров. Профессиональным музыкантом стал после победы на конкурсе органистов в Линце в 1853. Работая органистом в Линцском соборе, Б. писал гл. обр. духовную, хор. и органную музыку. В 1868 переехал в Вену, с к-рой связан осн. период его творчества. С этого же года преподавал в Венской консерватории (гармония, контрапункт и игра на органе), с 1875—в ун-те и учительском ин-те св. Анны. Среди его учеников—Г. Малер, А. Никиш, Ф. Клозе. В 60—80-е гг. Б. создал свои симфонии, но они исполнялись редко, а сам композитор подвергался резкой критике со стороны Э. Ганслика и последователей И. Брамса. Признание пришло к Б. лишь в 1884, когда была исполнена его 7-я симфония под упр. А. Никиша. После смерти Б. творчество композитора пропагандировали дирижеры Ф. Мотль, Ф. Вейнгартнер, Г. Леви, Ф. Лёве, Й. Шальк, 3. Окс. Редакторы симфоний Б. братья Й. и Ф. Шальк, а также Ф. Лёве сильно изменили тексты партитур. В 1912 А. Гёллерих положил начало движению за пропаганду творчества Б. (Bruckner-Bewegung), задачами к-рого стали организация фестивалей (Bruckner-Festen) и издание полн. собр. сочинений композитора. К 1936 восстановлен подлинный текст симфоний Б., освобождённый от многочисленных редакторских наслоений, и опубликованы авторские рукописи, хранившиеся в Венской национальной библиотеке.
Б.—один из крупнейших симфонистов 2-й пол. 19 в. Тесно связанный с австр. фольклором и традициями муз. классики, он возродил в своём творчестве монументальный симф. стиль. Наиболее значительны и характерны его зрелые симфонии, начиная с 3-й, посв. Р. Вагнеру (1873), и особенно 4-я (“Романтическая”, 1874), 7-я (1883, 2-я ч. симфонии возникла под впечатлением смерти Вагнера), 8-я (т. н. “Трагическая”, 1887), 9-я (т. н. “Готическая”, 1894). Большинство симфоний перерабатывалось композитором, 9-я симфония не была закончена, 1-й предшествовали две симфонии, не исполненные при жизни композитора и не имеющие нумерации.
Для творчества Б. характерны этич. возвышенность, серьёзность и глубина намерений, здоровое жизнеощущение, теплота и искренность чувств. В симфониях композитор воплотил преклонение перед красотой и величием мироздания. Образы произв. Б. всегда конкретны, рождены впечатлениями реальной действительности. Мировоззрение Б. отличалось наивной религиозностью и пантеизмом. Иск-во Б. обращено к широкой аудитории, отсюда его эпический размах, крупные планы, “фресковость” письма. В музыке композитора воплощены противоречия эпохи. Они преломились в остроконфликтных образах ряда симф. аллегро, трагич. образах медленных частей, саркастич. скерцо последних симфоний. В скерцо симфоний также слышны интонации крестьянских песен, ритмы лендлеров, вальсов. Стилистически музыка Б. лежит в русле позднего романтизма. Но, будучи современником Ф. Листа, И. Брамса, Р. Вагнера, Б. пошёл самостоятельным путём. Романтически возвышенный, гимнический, подчас экзальтированно приподнятый строй чувств Б. соединил с классич. принципами симф. формы. Он создал монументальный, эпически протяжённый четырёхчастный цикл, композиционные черты к-рого определяются целенаправленностью, постоянным возрастанием степени напряжённости. Для симфоний Б. характерны длительные волны нарастаний, постепенное накапливание динамики, приводящее к грандиозным кульминациям, после к-рых следует медленный, равномерный спад. Три из четырёх частей симфонии написаны обычно в насыщенной острыми конфликтами сонатной форме. Но пропорции и строение её по сравнению с классической нарушены. Основные темы разрастаются до трёх развёрнутых тематич. групп, причём особое значение приобретает заключит. партия; если у классиков она служит завершением экспозиции, то у Б. она самостоятельна и часто играет роль кульминации, после к-рой следует новая фаза развития. Наиболее органично муз. развитие в медленных частях. Обычно они построены на чередовании 2 тем. С каждым новым проведением темы усложняются, эмоциональная напряжённость всё более растёт, достигая вершины к концу части. Наиболее сложны по строению (как и по содержанию) финалы. При всём обилии тематич. материала и эпизодов, при кажущейся импровизационности изложения и здесь сохраняется сонатная схема.
Б. был присущ большой дар мелодич. изобретения. Муз. ткань его сочинений полифонична (господствуют приёмы имитац. полифонии). Гармония отмечена завоеваниями позднего романтизма (сопоставление далёких тональностей и др.). Оркестровка оригинальна (оркестровые группы нередко трактуются как регистры органа).
Основные даты жизни и деятельности
1824.—4 IX. В Ансфельдене в семье сельского учителя Антона Брукнера родился сын Йозеф Антон.
1834.— Первое сочинение — органная прелюдия.—Первый опыт работы в качестве церк. органиста.— Занятия музыкой с отцом (игра на скр. и фп.) и двоюродным братом И. Б. Вейсом (уроки игры на органе, гармонии и полифонии).
1837.— Начало самостоятельной жизни.— Работа в качестве хорового певчего в монастыре Сан-Флориан.— Занятия игрой на органе у А. Каттингера и скрипке у Ф. Грубера.
1840—41.— Поездки в Линц на лекции по гармонии и генерал-басу теоретика И. А. Дюрнбергера.
1841.—Окончание курсов нар. учителей в Линце.—Получение должности помощника сельского учителя в дер. Виндхаг.
1843.— Перевод на работу в Кронсторф.— Создание ранних хоровых сочинений — Libera и Tantum ergo.— Занятия гармонией с органистом Энса Л. Ценетти.
1845.— Выдерживает с отличием экзамены на звание учителя.— Получает место учителя в Сан-Флориане.
1848—55.— Работа в качестве помощника органиста, а затем главного органиста Сан-Флориана.— Создание ряда крупных сочинений, в их числе: Реквием, две мессы, Missa solemnis, Магнификат и др.— Первая поездка в Вену.— Начало заочного обучения у видного теоретика С. Зехтера. — Победа Б. на конкурсе органистов в Линце (1853).— Работа в качестве органиста в Линцском соборе.
1858.— В вечерней “Венской газете” (“Wiener Zeitung”) напечатана первая статья о Б. как о выдающемся органисте и импровизаторе.
1861.—Экзамен в Венской консерватории и получение свидетельства о. муз. образовании.
1861—63.— Занятия по композиции с О. Кицлером.
1863.— Первое знакомство с совр. музыкой (произв. Ф. Листа, Р. Вагнера).— Пост. в Линце оперы Вагнера “Тангейзер”; увлечение Вагнером, длившееся всю жизнь.
1864.— Исп. мессы № 1 в Линцском соборе.— Первая хвалебная рецензия о творчестве Б. в линцской газете.
1865—67.— Нервное перенапряжение с симптомами психич. заболевания.
1868.— Переезд в Вену.— Преподавание гармонии и контрапункта в Венской консерватории.— Исп. в Линце 1-й симфонии под управлением автора.— Хвалебная статья Э. Ганслика в “Wiener Zeitung” о творчестве Б.
1869.— Гастрольная поездка Б. в качестве органиста во Францию.— Триумфальный успех концерта Б. в Нотр-Дам (Париж).
1870.— Начало газетной травли со стороны Э. Ганслика и “брамсианцев”.
1871.—Гастроли в Англии (Лондон).—Получение звания профессора Венской консерватории.
1873.— Исполнение 2-й симфонии в Вене под упр. автора.
1874.— Поездка в Байрёйт к Р. Вагнеру, посвящение ему 3-й симфонии.
1875.— Работа в Венском ун-те (лекции по гармонии и контрапункту).
1877.— Провал 3-й симфонии в Вене (исп. под упр. автора). 1881.— 1-е исп. 4-й симфонии в Вене (дирижёр Х.Рихтер).
1883.— 1-е исп. двух частей 6-й симфонии в Вене (дирижёр В. Ян).
1884.— 1-е исп. 7-й симфонии под упр. А. Никиша в Лейпциге с триумфальным успехом.— Запоздалое признание Б., интерес к его ранее написанным сочинениям.
1891.—Присуждение Б. степени доктора honoris causa Венским ун-том.
1887—94.— Работа над 9-й симфонией.— Тяжёлая болезнь (водянка).
1892.—Исп. 8-й симфонии в Вене (дирижёр Х.Рихтер).
1896.— 11 X. Смерть композитора.
Многие композиции могут быть найдены на диске "БРУКНЕР Антон. Симфонии"
Другие работы по теме:
Внеурочная деятельность по предмету Список творческих работ, ов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их резу
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их результаты (за три года)
Девятая симфония
Известно, что сам Бетховен явно не желал ограничиваться девятью симфониями и в последние годы жизни начал писать очередную - Десятую. Но, увы, так и не смог реализовать свой замысел. Путь дальше был закрыт. И, как оказалось, не только для него.
Андре, Иоганн Антон
Иоганн Антон Андре (нем. Johann Anton Andrй; 1775—1842) — немецкий скрипач, композитор и музыкальный издатель, третий сын Иоганна Андре[1]. Андрэ Иоганн Антон родился в Оффенбахе 6 октября 1775 года.
Тайницкая башня Московского Кремля
В последней четверти XV столетия Иван III развернул грандиозную перестройку стен и башен Кремля. Начало нового строительства тесно связано с именем итальянского зодчего Антона Фрязина (Антонио Джиларди).
Своеобразие повести Владимира Тендрякова Пара гнедых
В повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» описан начальный период коллективизации. События разворачиваются в 1929 году в одной русской деревне. Володя Тенков «поднимает со дна своей памяти» далекие события своего детства, когда в деревне началась коллективизация. Отец мальчика, Федор Васильевич Тенков, начал ее, «вывернул деревню наизнанку».
Чем мне Близок Чехов
Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого привыкли искать ответы на те вопросы, которые часто возникают в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов.
Дочь Альбиона
Автор: Чехов Антон. Уездный предводитель дворянства Федор Андреич Отцов, приехавший в гости к помещику Грябову, находит хозяина у реки во время ловли рыбы с английской гувернанткой. Грабов вовсю обсуждает Уильку Чарльзовну Тфайс в самых нелестных тонах («кукла», «длинный гвоздь», «кикимора», «тритон») — мол, она все равно не понимает.
Хамелеон
Автор: Чехов Антон. Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов. Он видит бегущую собаку, которую догоняет и хватает ругающийся мужик. Собирается толпа. Мужик (золотых дел мастер Хрюкин) показывает толпе покусанный палец. Очумелов настроен решительно: «Я покажу вам, как собак распускать! Елдырин, — обращается он к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо.
Крыжовник
Автор: Чехов Антон. Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин заходят в имение небогатого помещика Алёхина, который сам трудится на своих полях, несмотря на блестящее образование, им полученное. Иван Иванович рассказывает Буркину и Алёхину о своём младшем брате Николае. Детство оба брата провели в деревне и навсегда полюбили жизнь на природе.
Биография Антона Павловича Чехова 2
Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в городе Таганроге. В семье, кроме него, было еще 5 детей – четыре брата и сестра. Отец Антона Павловича, бывший приказчик, был хозяином мелочной лавки. Сам себя он называл «коммерсантом». Своих детей Павел Егорович содержал в строгости.
Анализ произведения
Автор: Чехов А.П. Рассказ "Толстый и тонкий" написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г. Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что "толстый" - человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед.
Сочинение по рассказу А.П. Чехова Ионыч.
Автор: Чехов А.П. Антон Павлович Чехов является, пожалуй, самым «легким» автором для чтения. Его «конек» - небольшие, но очень емкие рассказы. Чехов презирает всякого рода убожества, пошлость, ограниченность людей.
Чем мне близок Антон Павлович Чехов 2
Чем мне близок Антон Павлович Чехов? Автор: Чехов А.П. Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого мы привыкли искать ответы на вопросы, так часто возникающие в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов.
Духовное становление человека на войне
Произведения Василия Владимировича Быкова поражают читателя суровой правдой жизни. Его герои, обычные люди, в трудных условиях войны, на фронте или в партизанском подполье, обретают силу воли, готовность отстаивать свое человеческое достоинство.
Беглец
Автор: Чехов Антон. Семилетнего Пашку, страдающего от больного сустава, мать привела в больницу. Доктор оставил мальчика на стационаре, пообещав сводить на ярмарку и показать лисицу. Пашка сначала в восторге от больницы: новая одежда, суп с мясом, хлеб, жаркое с картофелем. Но доктор не спешит показывать лисицу, да и проявляется реальная сторона лечебного заведения: тяжело больные, одиночество, скука, тоска по дому… Когда из палаты ночью выносят умершего соседа, Пашка с криками «мама!» бежит куда глаза глядят.
Д. В. Григорович. Антон-Горемыка
Антон, пятидесятилетний крепостной мужик, сухощавый и сгорбленный, глядящий на мир Божий потухшими глазами, занят заготовкой топлива на зиму.
Кауниц, Венцель Антон
Портрет Лиотара Graf Kaunitz Венцель Антон Доминик Кауниц , граф Ритберг (нем. Wenzel Anton Graf Kaunitz, 2 февраля 1711(17110202) — 27 июня 1794) — австрийский государственный деятель, ведавший внешними сношениями империи с 1753 по 1792 годы.
Аредаков, Григорий Анисимович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Саратовский академический театр драмы 2.1.2 Саратовский театр оперы и балета 2.2 Постановки в театре
Мария Луиза Испанская
Введение 1 Имя 2 Биография 3 Герцогиня 4 Императрица 5 Дети Введение Мария Луиза Испанская (исп. Marнa Luisa, нем. Maria Ludovika) была императрицей Священной Римской Империи, королевой Германии, королевой Богемии и Венгрии как супруга Леопольда II, императора Священной Римской империи.
Бледный, Филипп Анатольевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Фили́пп Анато́льевич Бле́дный (род. 1988[1]) — российский актёр театра и кино.
Арсений Суханов
Введение 1 Биография Список литературы Введение Иеромонах Арсений (в миру Антон Путилович Суханов; 1600(1600), д. Спицыно, Псковский стан, Соловской уезд — 14 августа 1668, Москва[1]) — русский церковный деятель, дипломат, писатель и книжник, иеромонах, строитель (распорядитель) московского Богоявленского монастыря, келарь Троице-Сергиева монастыря.
Польское коло
Введение 1 История 2 Состав 2.1 Дума 2-го созыва 2.2 Дума 3-го созыва 2.3 Дума 4-го созыва Введение Польское коло (польск. Koło Polskie, польский кружок) — группа польских депутатов в Государственной думе Российской империи.
Глушко, Антон Кузьмич
Анто́н Кузьми́ч Глушко́ (Глушко́в) (18 (30) января 1884, Таганрог — 26 мая 1919, Харьков) — российский революционер, советский государственный и партийный деятель, первый председатель Таганрогского комитета РСДРП и большевистского Совета рабочих депутатов.
Булин, Антон Степанович
План Введение 1 Революция и Гражданская война 2 Послевоенный период и репрессии 3 Награды Список литературы Булин, Антон Степанович Введение Антон Степанович Булин (1894(1894) — 29 июля 1938[1]) — русский революционер, советский партийный и военный деятель, политработник в РККА, армейский комиссар 2-го ранга (1935).
Нильсон, Антон
План Введение 1 Биография 2 Осуждение и тюрьма 3 В Советской России Список литературы Введение Антон Нильсон (швед. Anton Nilson, 11 ноября 1887 — 16 августа 1989) — шведский анархо-коммунист, последний человек, который был приговорен к смертной казни в Швеции. Приговор, однако, исполнен не был. Нильсон стал одним из шведских героев рабочего движения.
Лесток, Антон Вильгельм фон
Антон Вильгельм фон Лесток (нем. Anton Wilhelm von L’Estocq; 16 августа 1738(17380816) — 5 января 1815) — прусский кавалерийский генерал, Берлинский губернатор.
Валек, Антон Яковлевич
Антон Яковлевич Валек (партийный псевдоним Яков) (1887 — 8 апреля 1919), деятель революционного движения. Член Коммунистической партии с 1903 года.
Чермак, Антон
Антон Джозеф Чермак , Тони Чермак (англ. Anton (Tony) Joseph Cermak, собственно Антонин Йозеф Чермак, чеш. Antonнn Josef Čermбk; 9 мая 1873(18730509), Кладно, Чехия — 6 марта 1933, Майами, США) — американский политик чешского происхождения, мэр Чикаго с 1931 года до своей смерти в 1933 году.
Бурцев, Антон Иванович
Антон Иванович Бурцев (ок. 1867 — ?) — российский революционер социал-демократ. Биография Родился около 1867 года. Окончил трёхклассное Чебоксарское городское училище. Работал в Казани, где в начале 1890-х годов входил в рабочий кружок, которым руководил А. Стопани. Один из организаторов и активных членов социал-демократического кружка на Алафузовском заводе.
Прокопович-Антонский, Антон Антонович
Антон Антонович Прокопович-Антонский (17 января 1762 года, Прилуки — 6 июля 1848 года, Москва)[1][2] — российский публицист и педагог, воспитанник Киевской духовной академии и Московского университета, где занимался преимущественно медицинскими и естественными науками; будучи профессором того же университета, первый преподавал «натуральную историю» на русском языке и сельское хозяйство (кроме того — энциклопедию и минералогию).
Чаликов, Антон Степанович
Чаликов, Антон Степанович Антон Степанович Чаликов (1754 – 1821), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор Биография Из грузинского княжеского рода Шаликашвили (Шаликовы). В службу вступил 1 марта 1774 рядовым в лейб-гвардии Преображенский полк. 1 января 1788 выпущен в Черниговский карабинерный полк ротмистром и принял участие в войне с турками, где в сражении при Фокшанах получил ранение саблей в бедро и пулей в левую ногу.
Антон Брукнер (Bruckner)
Австрийский композитор. Родился 4 сентября 1824 в Ансфельдене (близ Линца) в семье сельских школьных учителей. Как музыкант Брукнер развивался медленно: ему было около сорока, когда появилось первое его значительное произведение.