Олейников Николай Макарович, псевдонимы - Макар Свирепый, Николай Макаров, Сергей Кравцов, /23.7(5.8).1898, станица Каменская области Войска Донского, - 24.11.1937, Ленинград/ - поэт, журналист. Из семьи казаков. Обучался в реальном училище и учительской семинарии. К периоду юности относятся первые литературные опыты О. и пробуждение интереса к математике, который впоследствии повлиял на формирование натурфилософского мировоззрения поэта и отразился в тематике некоторых произведений. После событий 1917 О. участвовал в действиях отрядов революционных партизан в Карасной армии. В 1920 вступил в РКП(б) и стал членом редколлегии газеты станицы Каменская “Красный казак”, в которой появились его первые журналистские материалы. В 1921 был приглашен в г.Бахмут (позднее Артемовск) Донецкой губернии на должность ответственного секретаря редакции газеты “Всероссийская кочегарка”. В 1923 создал литературный журнал “Забой” и организовал работу его редакции. Параллельно сотрудничал в ростовской газете “Молот”. Общаясь с начинающими литераторами, задумал и начал собирать коллекцию их графоманских опусов, оказавших определенное влияние на его собственное поэтическое творчество. В 1924 О. - один из учредителей писательской организации Донбасса, а через год - получает направление ЦК партии на работу в газете “Ленинградская правда”.
С 1925 начинается новый этап в жизни О. Он стал сотрудником редакции ж.“Новый Робинзон”, где напечатал “Кохутек”, свой первый рассказ для детей. О. познакомился с будущими обэриутами А.И.Введенским и Д.И.Хармсом, ставшими, как и Е.Л.Шварц, ближайшими друзьями писателя. В 1926 выступает в детском альманахе “Советские ребята” в новом жанре публицистики для детей. В 1928 организует выпуск ленинградского журнала для детей “Ёж” (“Ежемесячный Журнал”), сотрудниками которого, кроме Шварца и обэриутов, становятся К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, М.М.Пришвин, И.Л.Андроников и другие талантливые писатели. Очерки, рассказы и статьи О. появляются в журнале под разными псевдонимами. Основная литературная маска О. тех лет - “Макар Свирепый”. В редакции “Ежа” царила атмосфера розыгрышей и мистификаций, в которых поэт принимал самое деятельное участие. В 1930 по инициативе О. начал выходить “Чиж” - “Чрезвычайно Интересный Журнал”.
До 1934, когда поэт стал членом Ленинградской писательской организации, а затем делегатом Первого съезда писателей, были выпущены двенадцать его книг для детей. В 1934 состоялась единственная прижизненная публикация “взрослых” стихов О. в сборнике “30 дней” (№10), вызвавшая официальную реакцию в виде статьи А.Тарасенкова “Поэт и муха” (“Литературная газета”, 10 декабря). Через полгода в “Правде” появилась статья, критикующая прозу О. для детей. Продолжалась работа О. для маленьких читателей в “Чиже”, в новом детском ж.”Костер”, создание текстов театральных инсценировок, либретто и киносценариев. После закрытия “Ежа” О. готовит издание московского ж.”Сверчок”, первый номер которого был выпущен в начале 1937. 3 июля этого же года О. был арестован НКВД, затем осужден как “враг народа” и ”шпион” и 24 ноября расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1957. С конца 1960-х, по мере публикации его произведений, начинается открытие “взрослого” О.
В составе этих произведений более сотни стихотворений и две поэмы. Ироническое творчество О. достаточно однородно по тематике и стилистике. Квазилирический герой, маска автора, - донжуанствующий или философствующий пошляк-обыватель, унаследовавший некоторые черты Козьмы Пруткова, “внуком” которого называл себя сам О. Подобно своим предшественникам, О. культивировал у окружающих представление о себе как о равнодушном к широкой славе гениальном остроумце, чему служило многократное обращение к жанру шуточного мадригала или послания “на случай”. Основной темой их образцов является тема любви, самое частотное определение которой - “страсть”, иногда - “вожделение”. О., по словам Л.Я.Гинзбург, пользуется “галантерейным языком” - причудливым сочетанием псевдоромантических клише, высокопарных фраз и контрастирующих с ними просторечий. Самые характерные элементы поэтического словаря О. тех лет - “дамочка” и “красавица” (независимо от возраста героини или адресатки стихотворения). О. намеренно примитивизирует форму: использует рифмы типа “любовь-кровь”, иногда сознательно ломает рифмовку (“Любовь”, 1927); применяет к объекту “любви” самые нелепые сравнения (“Т.Н.Глебовой”, 1931: “Для кого вы - дамочка, для меня - завод,/ Потому что обаяния от Вас дымок идет.”). При этом в сознании своего героя О. обнажает характерное для карнавально-шутовской традиции свойство: “страсть” обусловливает функционирование внутренних органов, от голода и насыщения до физического разрушения тела (“Лидии”, предп. 1931: “Пожалейте, Лидия,/ Нового Овидия./ ...Чтоб мое питание/ Вновь восстановилося.”). Иногда процесс еды стимулирует развитие чувств: герой “Короткого объяснения в любви” (1928) “загорается” во время ужина, когда “пищей нагружен” и потому уже готов к восприятию дамы-сотрапезницы как своеобразного “эстетического” объекта (“Гладкая кожа./ Ест не спеша.../ Боже мой, Боже,/ Как хороша!”).
Объектом пародического использования, кроме заимствования традиционных черт поэтики графоманов, часто становятся и высокие образцы. Так, в стих. “Генриху Левину...” (1932) - реминисценции из лермонтовского “На воздушном океане...”, в стих. “Шуре Любарской” (1932) - из некрасовского “Перед дождем”, в бурлескном послании “Деве” (1930?) - контаминация пародических цитат: “Пускай уж я не тот! Но я еще красивый!/ Доколь в подлунной будет хоть один пиит,/ Еще не раз взыграет в нас гормон игривый./ Пусть жертвенник разбит! Пусть жертвенник разбит!”
1932 год - пик творчества О.-поэта. Развивая тему “страсти”, О. гиперболизирует ее животность детализацией телесного описания (“Шуре Любарской”), фокусирует внимание на ее разрушительном действии (“Послание /на заболевание раком желудка/”), обращается к комическому нравоучению (“Быль, случившаяся с автором в ЦЧО”, “Чревоугодие”). Наконец, лирический герой стих. “Служение науке” декларирует: “...Я перестал безумствовать и пламенеть,/ И прежняя в меня не лезет снедь”. Взгляд квазилирического “я” обращается к деталям окружающего мира: “Мечты о спичках, мысли о клопах,/ О разных маленьких предметах...”; его интересует геометрическая, архитектурная гармония отделенных от человеческого мира элементов природного механизма (“Озарение”, “Бублик”).
В 1933 метрический репертуар О. продолжает расширяться, в стихотворения (большинство их не имеет точной датировки) вводятся новые темы. В число персонажей все чаще попадают очеловеченные птицы и насекомые (“Смерть героя”, 1933; “На день рождения Т.Г.Г.”, 1933; “Муха”, 1934; “Таракан”, 1934), посвященные им сюжеты приобретают трагическое начало. Природной идиллии (“Из жизни насекомых”, 1934?) противостоит человеческий мир с его сомнительной разумностью (“Чарльз Дарвин”, 1933: “Однако синичка сложна./ С ней рядом я просто бездарен...”) и бездушием (“Таракан”: “Но наука доказала,/ Что душа не существует,/ Что печенка, кости, сало -/ Вот что душу образует.”). Логическим завершением темы природной гармонии в творчестве О. представляются его поэмы 1937 года. В “Вулкане и Венере” - параллелизм мотивов развития любовной страсти и физических процессов природы; в торжественном описании природной стихии (в шестой главке поэмы) различимы отзвуки поэтических картин Тютчева. Натурфилософская поэма “Пучина страстей” - полуиронический апогей развития темы поисков смысла жизни и математического совершенства в одухотворенном мире (“Вижу смыслы в каждой травке,/ В клюкве - скопище идей”, “Геометрия - причина/ Прорастания стеблей.”). Воплощению той же темы, сближающему поэтику О. с поэтикой Хармса и Н.А.Заболоцкого начала 1930-х, посвящены многие произведения этого периода творчества автора (“Неуловимы, глухи, неприметны...”, 1937; стихотворные фрагменты 1935-1937 гг.). К 1936 относится поэтический цикл “В картинной галерее (Мысли об искусстве)”, отличающийся чередованием разных видов пафоса. Стихотворения 1937 года “Графин с ледяною водою...” и “Птичка безрассудная...”, наиболее приближенные к чистой лирике, отражают трагические предчувствия поэта.
Список литературы
Л.Флейшман. Маргиналии к истории русского авангарда. - в кн.: Стихотворения. Бремен, 1975
Л.Я.Гинзбург. Николай Олейников. - в кн.: Человек за письменным столом. Л., 1989
А.Н.Олейников. Поэт и его время. - в кн.: Пучина страстей. Л., 1991.
Другие работы по теме:
Николай Кузанский 2
Николай Кузанский Никола́й Куза́нский,(1401- 11 августа 1464) Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс— кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель.
Алексеев Николай Николаевич
Алексеев Николай Николаевич- философ, правовед, участник евразийского движения. Эволюционировал от неокантианства через феноменологию к критическому реализму, полагая традиционные метафизические проблемы научно необъяснимыми.
Васильев Николай Александрович
Васильев Николай Александрович- логик, психолог, философ. Профессор Казанского университета с 1918. Предвосхитил конструктивизм в логике /неуниверсальность закона исключенного третьего/.
Шукшин в. м. - Искусство в жизни человека
О о эх воля моя воляВоля вольная моя. Воля сокол в поднебесье. Воля вольная моя. Воля милые края. Самобытный художник и человек. Василий Макарович Шукшин видел и ценил в людях индивидуальность оригинальный взгляд на мир.
Пушкин в 1820 году Южная ссылка Романтизм
Text В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов. В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов.
Любовь в романе Отцы и дети
Text Text Graphics Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение. Аркадий и Катя – земная любовь. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота). Graphics
Шукшин Василий Макарович
Василий Макарович Шукшин «Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз.
Поиски идеального героя (по рассказу «Чудик»)
Своего положительного героя Василий Макарович ищет в деревенском жителе. Это простоватый человек, добрый мечтатель, старающийся делать людям добро. Не всегда это получается, но герои не отчаиваются, как и автор.
«Сестра твоя родная!»
Николай Алексеевич Некрасов — поэт необыкновенно широкой палитры тем и сюжетов. Нет такого явления в жизни, на которое бы не откликнулся Николай Алексеевич.
Крыжовник
Автор: Чехов Антон. Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин заходят в имение небогатого помещика Алёхина, который сам трудится на своих полях, несмотря на блестящее образование, им полученное. Иван Иванович рассказывает Буркину и Алёхину о своём младшем брате Николае. Детство оба брата провели в деревне и навсегда полюбили жизнь на природе.
Встреча
Автор: Гаршин Всеволод. Василий Петрович стоит на пристани — он назначен учителем в местную гимназию. Он весь исполнен мыслями об учительстве и невесте Лизе, которая ждет его с 1000 рублей для «первоначального обзаведения». Случайно Василию Петровичу встречается студенческий приятель Николай.
Сочинение по мотивам картины В.Г . Перова Охотники на привале с прямой речью
Сочинение по мотивам картины В.Г . Перова "Охотники на привале " (с прямой речью) Автор: Разное Как-то раз три друга Николай, Федор и Иван собрались на охоту. Долго они ходили по полю в поисках дичи. Подстрелив несколько гусей и уток, решили сделать привал. Как всегда во время обеда друзья, начали рассказывать охотничьи байки.
Анализ рассказа Верую
Автор: Шукшин В.М. Да это, кажется, знакомый человек. Н. Гоголь Василий Макарович Шукшин — писатель, пришедший в литературу со своей темой, даже философией. Его рассказы, небольшие по объему, заставляют задуматься о себе, своем месте в жизни, почувствовать всю полноту бытия.
Макаров Николай Федорович
В 1945 г. объявили конкурс по созданию нового пистолета, который должен быть меньше и легче ТТ, иметь лучшую точность и надежность при том же поражающем действии пули.
Кировоградский областной комитет КП Украины
- орган управления Кировоградской областной партийной организацией КП Украины (1939-1991 годы). Кировоградская область образована 10 января 1939 года из частей Киевской, Николаевской, Одесской областей. Центр - г. Кировоград.
Никифоров, Николай Матвеевич
Николай Матвеевич Никифоров (1805—1881[1880?]) — русский актер и певец. Сын актрисы Марии Ивановны Никифоровой. Окончил курс в Московском театральном училище, в 1824 году зачислен московскую оперную труппу, потом был переведен в 1836 году в императорскую московскую драматическую труппу. Лучшими в его обширном репертуаре были роли подьячих, в которых он не знал соперников.
Адашев, Александр Иванович
Александр Иванович Ада́шев (наст. фам. — Платонов) (1871—1934?) — русский актёр и театральный педагог. Играл в театре с 1890 года в городах Рыбинске, Твери, Костроме и других. С 1898 по 1913 год в Московском художественном театре.
Афанасьев, Николай Леонидович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Николай Леонидович Афанасьев (21 ноября 1915(19151121) — 18 марта 1989) — советский актёр, заслуженный артист РСФСР (1949).
Шаховской, Николай Леонтьевич
Николай Леонтьевич Шаховской (1757—1836), сенатор, генерал-майор Карьера В 1769 году зачислен рядовым в первый фузилерный полк. Во время русско-турецкой войне 1768 — 1774 годов участвовал в битве под Силистрией в 1774 году. Участвовал в русско-турецкой войне 1787—1792 годов. В 1790 году при штурме Измаила командовал двумя батальонами Херсонского гренадерского полка, прикрывавшими батарею, ведущую огонь в поддержку войск, штурмовавших город.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Инцидент в Оцу
— неудавшаяся попытка покушения на жизнь цесаревича Николая Александровича (впоследствии Николая II), произошедшая в японском городе Оцу 29 апреля (11 мая) 1891 года во время его визита в Японию.
Дневник Николая II
Николай II с 9 лет начал вести дневник. В архиве (рукописные оригиналы находятся в так называемом Новоромановском архиве) хранятся 50 объёмистых тетрадей — подлинник дневника за 1882—1918 гг. Часть их была опубликована и переведена в электронный вид, каждая тетрадь представлена в виде отдельного PDF-файла с электронными закладками по годам, месяцам и датам.
Бородин, Николай Николаевич
Николай Николаевич Бородин (Российская империя, 1870 — 5 сентября 1919, Лбищенск) — уральский казак, русский военачальник. Генерал-майор. Участник Русско-японской,Первой мировой и Гражданской войн. Участник Белого движения в Сибири.
Соколов, Николай Алексеевич следователь
Николай Алексеевич Соколов 22 мая 1882 (Мокшан Пензенской губ.) — 23 ноября 1924, (Сальбри, Франция) — следователь по особо важным делам Омского окружного суда, расследовавший дело об убийстве Царской Семьи.
Белоголовый, Николай Андреевич
Николай Андреевич Белоголовый (1834, Иркутск — 1895, Москва) — врач, общественный деятель, автор мемуаров. Биография Николай Андреевич Белоголовый происходил из купеческой семьи. Начальное образование получил в семье декабриста А. П. Юшневского, позднее его учителем был А. В. Поджио. В 1846 году определён отцом в частный пансион Эннеса в Москве.
Кишка, Николай II
Николай Кишка (1588 — 23 марта 1644) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой из рода Кишек, воевода Мстиславльский, воевода Дерптский, каштелян Трокский, подскарбий великий литовский, один из самых богатых и влиятельных литовских магнатов своего времени.
Бух, Николай Константинович
Бух Николай Константинович (6 ноября 1853 — после 1934), русский революционер-народник. Кличка «Иван Васильевич». Из семьи высокопоставленного чиновника.
Арсеньев, Николай Дмитриевич
Арсеньев, Николай Дмитриевич Николай Дмитриевич Арсеньев (1739—1796) — генерал-майор, герой штурма Измаила. Биография Николай Дмитриевич Арсеньев родился в 1739 году, а уже в 1760 году стал служить в лейб-гвардии Преображенском полку, из которого в 1769 году перешёл волонтером в армию, действовавшую в русско-турецкой кампании 1768—1774 годов.
Авдотка
Населяет степные районы на север до Камышина, Илека, юга Оренбургской обл. За пределами России гнездится в Казахстане.
Николай Бурлюк
Младший из братьев Бурлюков Николай Давидович принимал участие практически во всех футуристических изданиях и выступлев Санкт-Петербурге и Москве, но персонального поэтического сборника так и не выпустил.