Персонализм (от лат. persona - личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. Персонализм сформировался в конце 19 веке в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и других странах.
В России идеи Персонализма развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский и другие. Основоположниками американского Персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи - У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П. Шиллинг, Р. Т. Флюэллинг, объединившиеся вокруг журнала "Personalist", основанного в 1920 Флюэллингом. Французские персоналисты (П. Ландберг, М. Недонсель, Г. Мадинье, П. Рикёр и др.) группировались во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа вокруг журнала "Esprit", основанный в 1932. Представителями нерелигиозного Персонализма были Б. Коутс (Великобритания), В. Штерн (Германия) и другие.
Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в Персонализме противопоставляется идеалистический плюрализм - множественность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип теизма, то есть творения мира верховной персоной (богом) и наделения его способностью развития. Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта классической философии, а человеческую личность во всей полноте её конкретных проявлений, в её неповторимой индивидуальности. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся, по Персонализму, не в ней самой, а в бесконечном едином начале - боге. Существует аналогия между этими принципами Персонализма и монадологией Г. Лейбница, развившейся в конечном счёте в форме теодицеи. Задачу ориентации человека в мире Персонализм возлагает на религиозную философию, которая должна найти смысл существующего с точки зрения волеизъявления человека в соотнесенности с высшим началом, богом.
Распространение Персонализм- симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций иррационализма. В России Персонализм разрабатывался в русле философско-литературного идеалистического движения начала 20 в., представители которого считали личность единственным субъектом истории и носителем культуры в противоположность народным массам и выступили одними из первых теоретиков "массовой культуры" и "массового общества". Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории прогресса. Теоретической базой развития идей П. в России явилась попытка найти "третью линию" в философии, снимающую противоположность материализма и идеализма, субъекта и объекта. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П., существование индивида, вплетённое в сложную сеть общественных отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое "Я".
Другие работы по теме:
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Паскалю Пиа. Миф о Сизифе
Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) — философское эссе Альбера Камю, написанное им в 1942 году. Считается программным произведением в философии абсурдизма.
Структура философии
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) —учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях.
Экзаменационный билет по предмету философия
Экзаменационный билет по предмету ФИЛОСОФИЯ Билет № Охарактеризуйте теоретический уровень мировоззрения. Объясните подход Гераклита к характеристике субстанционально-генетического начала мира Вселенной.
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Бехая бен Иосеф ибн Пакуда из Сарагоссы
Бехая предстает перед нами как первый еврейский философ, для которого мышление концепциями и философское созерцание не просто полезное полемическое орудие, но по существу внутренний религиозный долг и Божественное предписание.
Кроссворд по философии
Раздел философии, учение о бытии. Философское учение о природе ценностей. Процесс получения и обновления знаний. Мыслительный процесс, полный сомнений и колебаний. Совокупность взглядов, оценок, принципов.
Кроссворд по философии
Пример составления кроссоворда по философии для проверки знаний основных философских понятий, концепций, направлений, теорий и утверждений. Определение психологического или философского предмета и дисциплины по его описанию, свойствам или качествам.
Богоискательство
Богоискательство, религиозное философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен.
Философия стоицизма
Стоицизм, как специфическое направление философской мысли, просуществовало с 3 века до н.э. до 3 века н.э. Стоицизм - наименее греческое из всех философских школ. Ранние стоики в большинстве своем Сирийцы: Зенон Китеонский с Кипра, Клеанф, Хрисипп.
Философия Нидерландов
До конца 16 - начала 17 вв.- времени выделения собственно Нидерландов в самостоятельное государство голландская философия, как и вся наука и культура Нидерланды, была составной частью общенидерландской.
Буддизм религия или философское учение
Государственный университет –Высшая школа экономики Факультет права Реферат по профессиональной деятельности юриста Буддизм – религия или философское учение?
Христианский персонализм (Э.Мунье)
Мунье определял персонализм как экзистенциальную философию, в центре которой находится человеческое существование. "...Слово exister благодаря своей приставке означает, что быть – значит развертываться вовне, выражать себя".
Веховство
Ве́ховство , ве́ховцы — философское и общественно-политическое направление в русской интеллектуальной среде в начале XX века, получившее своё название по программному сборнику «Вехи» (1909). Инициатором издания последнего был Михаил Гершензон.
Проблематика романа Оскара Уайльда Портрет Дориана Грея
Английский писатель, поэт, драматург Оскар Уайльд прожил недолгую и трагическуя жизнь. Его творчество наиболее полно и талантливо отбивает художественно-философское течение - эстетизм, который возник в Англии в 70-90 годах XIX века. Поборники эстетизма отстаивали принципы «искусства для искусства» и считали, что литература не должна выполнять моральную миссию, учить добру, справедливости, что она равнодушна к проблемам добра и зла.
Стихотворение Ф.И.Тютчева Как хорошо ты, о море ночное... Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение Ф.И.Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Тютчев Ф.И. Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок.
Своеобразие романа А. Платонова Чевенгур
Автор: Платонов А.П. Роман “Чевенгур” — центральное социально-философское произведение А. Платонова, захватывающая драма народного правдоискателя — возник в известном смысле неожиданно среди небольших, бессюжетных повестей, рассказов, всей “микропрозы” писателя начала и середины 20-х годов.
Четверик единица измерения
Четве́рик — русская единица измерения в 15-20 вв. объёма сыпучих тел (сухой вместимости). В Новгороде Великом известна с XV века, в Российском государстве - с начала XVII века.
Тлетворное влияние Запада
— философское и политическое клише. Еще русские панслависты (М.П. Погодин, Н.Я. Данилевский, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин), народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), почвенники и славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) отрицательно относясь к внешнему влиянию на российскую жизнь, часто называло его «тлетворным».[1] В XX веке в период «хрущёвской оттепели», когда западная мода, музыка и т. п. стали просачиваться через «железный занавес», выражение
Осевое время
(нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры.
Маздакизм
Маздакизм — религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннее средневековье. Названо по имени Маздака, сына Бамдада
Бёрк, Эдмунд
План Введение 1 Биография 2 Политические взгляды 3 Сочинения 3.1 Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного 4 Публикации на русском языке
Марксистско-ленинская философия
Марксистско-ленинская философия (МЛФ) — философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина[1], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира».
Оцуп Н.А.
Николай Оцуп был одним из основателей "Нового цеха поэтов" (1920, вместе с Н. Гумилевым, М. Лозинским, Г. Ивановым). Учившийся в Петербургском университете, а затем в Сорбонне у самого Анри Бергсона.