Об интуиции и формальном умопостроении
Разговор
о пустословии о предмете и противопостовляемом ему переживании истинного опыта
этого предмета сам по себе всегда очень скользкий и потому нуждается в
освещении, чтобы ему самому не стать пустословием.
Можно согласиться,
что есть некое умственное видение любого предмета нашего сосредоточения,
и есть способность символического описания этого видения, знаком и
звуком. Люди, рассматривающие предмет или тему, могут действительно видеть то,
что ей принадлежит и обозначать, то что они действительно видят, символом,
который намекает им на созерцательное умственное постижение, а могут и
символически говорить о разном, и потому строить дальнейшее совместное
рассуждение в иллюзии. Кроме того, такое умственное зрение может
проникать в предмет как-бы до разной глубины, и потому говорят о разных степенях
умственного проникновения или степенях интуиции. Не всегда бывает легко
заметить, говорят ли собеседники об одной и той же или о разных характеристиках
предмета. Часто это бывает смешанным, т.е. иногда говорят об одной и той же
составляющей, и тут же о разных (или о разных аспектах). В этом процессе
рассмотрения и совместного рассмотрения и обсуждения умы наши могут развиваться
и отшлифовываться, подобно тому, как может развиваться тело атлета,
практикующего некий вид спорта, или подобно тому, как развивается искусность
музыкантов, учившихся своему искусству, нотной грамоте, и поотдельности и совместно
практикующих свои концерты. Конечно, замечали разную степень одаренности в
спорте разных спортсменов, или в музыке разных музыкантов, но замечали также и
то, что теоретическая подготовка, тренировки и совместная сыгранность
участников, делает их более способными выступать лучше в своем искусстве, и от изначальной
какофонии приходить к некоей гармоничности, и часто к хорошему совместному решению,
поставленной задачи. Отсюда внимание тренера или режиссера обычно привлекают
две вещи, а именно: талант будущих исполнителей (и потому они занимаются отборкой
перспективных исполнителей), а также теоретическая и практическая подготовка
изначально отобранных (и потому они учат их, собирают и тренируют, и дают им задания
для самостоятельной практики).
Тот, кто хочет
сосредоточиться скорее на умственном видении (или интуиции), чем на способности
общаться о нем, выражать его в символах, способствующих со-настрою и
аналогичным интуициям умов, знакомящихся с такими символами, часто склонен
недосматривать и саму правду о возможности такого символического со-настроя,
совместного творчества и взаимопонимания, а также склонен к болезненной критике
символического элемента. Те же, кто склонны обращать внимание на формальные
построения, работающие наряду с интуициями и помогающие им, часто склонны
недооценивать сами интуиции и увлекаться формальностью, которая тогда уводит
слишком далеко от интуиций, делая само рассуждение пустым или полу-пустым.
Первые платят за свой недосмотр непонятностью, противоречивостью и
негармоничностью выражения, а вторые формализмом, имеющим мало отношения к
самой теме, ускользнувший из их символических сетей, пусть и хорошо сплетенных.
Предмет же ускользает от внимания в обоих тех случаях. Не очевидно ли, что если
есть желание понять тему, отразить ее понятно и таким образом совместно
продвигаться в понимании ее до ее полноты, необходимо внимание к обеим сторонам
этого процесса, т.е. к интуции и формальной логике? Обычно, такое внимание к
тому и другому и называли вообще логикой (а не лишь формальной логикой). Если
формальная логика по своей природе абстрагируется от предмета для того, чтобы
понять саму структуру логического построения, его законы, то общая логика не
может себе позволить абстрагирования об предмета рассмотрения, от интуиции.
Это иногда упускали из виду (до разной степени) даже очень сильные
философы. В таких случаях их рассуждения открывались для ошибки. Некоторые
другие философы (вроде Абиларда, решение которого было изящно и элегантно)
обращали внимание на необходимость синтетического решения проблемы общения со
смыслом. Такие обычно уделяли должное как реализму так и номинализму, но
говорили и о невозможности полной адекватности ни того, ни другого самих
по себе, а о том, что есть самостоятельная реальность умственного
концептуального продвижения как в сфере физической реальности, так и в сфере
условности; поэтому их называли концептуалистами.*
Как я уже указывал в
более ранних статьях, критика логики, как вторичной или неистинной или
неспособной справляться с эпистемологическими задачами, сама по себе строится
на логическом основании, заведомо признавая его способность даже критиковать
саму логику, а потому фундаментально является порочной и к философии может
относиться не более чем пример аллогизма и фэлоси. Мы постигаем мир посредством
логики, а не помимо нее, но в понятие логики здесь включается и понятие
интуиции. Даже понятие тотального знания, которое приписывали Богу и
слившимся с Ним, здесь не выходит за пределы логики, так определенной. Однако
следует иметь ввиду и то, что из-за редкости такого явления, саму его идею
часто старались выражать в терминах, диссонирующих с обычным человеческим
мышлением и знанием, что вводило в заблуждение некоторых мыслителей, недостаточно
знакомых с историей логики или философии вообще (восточной и западной, духовной
и светской).
Следует заметить, что
в общении может возникать и проблема оценки своей интуиции и интуиции собеседника.
Могут задать вопрос: «Как же можно быть уверенным, что мы действительно
умственно проникаем в тему до должного уровня и видим там то же самое, а потому
и имеем право говорить об этом без ошибки?” Этот сложный вопрос я намерен
рассмотреть особо в свое время, а пока ограничусь лишь вышеизложенным, заметив
только, что каждый из нас конечно может ошибиться в том, что действительно
видит предмет своего рассмотрения полностью или даже до той глубины, которая им
декларируется. Поэтому философствование остается живым и открытым предприятием.
Полному знанию же предмета и всех предметов есть другое название - мудрость.
Философия же представляет собой промежуточное явление между невежеством и
мудростью и потому процесс развития, в котором заняты как отдельные индивидуумы,
не
________________________________________________________
* Говорили например, что умеренный реализм Аристотеля
был подобен концептуализму Абиларда, а также что Фома Аквинский, Джон Локк и Кант
были концептуалистами, тогда как Давид Хьюм например оставался номиналистом.
Ансэлму Кентерберийскому приписывали статус реалиста.
считающие себя еще мудрецами, так
и их сообщества.
Трудно спорить о том,
имеет ли кто-то достаточно хорошую интуицию по заданной теме общения, но можно
спорить относительно формы, которой пытаются выражать возможные интуиции. Я бы предложил такое положение на рассмотрение:
Прав
или неправ в оценке своей интуиции человек, он может решить только в случаи
достижения тотального знания (т.е. слияния с Богом). Это же может сказать о нем
и совершенный мудрец, потому что последнему видно содержание всех умов. Другой
философ может здесь только гадать, наблюдая только то, что ему доступно, а
именно то, что тот человек сам высказал. Гадание такое может будет верно, а
может и нет. Однако о формальной логичности или нелогичности могут судить все
сколько-нибудь собранные философы. Поэтому они этим и пытаются заниматься,
анализируя позиции собеседников. Если их формальная логика допустила ошибку, на
то можно попытаться указать и дать им ответить. В процессе люди иногда приходят
к более глубокому пониманию предмета, а иногда увлекаются личностными эмоциями,
что только замутняет тему для всех, кто последним предается. И всеже занятия
философией продолжаются, наверно потому что люди не живут лишь только эмоциями,
хотя каждый и платит им какую-то дань, большую или меньшую, а истина продолжает
манить каждого из нас.
Другие работы по теме:
Неформальная занятость в современной российской экономике
Единого определения того, что же следует понимать под неформальной экономической деятельностью и неформальной занятостью не существует, как не выработано и единого взгляда на причины возникновения этого явления. Возьмем определение, основанное на определении неформальной экономики, предложенное Э.
Интуитивизм
Интуитивизм - чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Изложение основ интуитивизма. Степени глубины опознания субстанциальности своего Я.
Картезианские традиции в философии XX века
Не умаляя творческой мощи философов Нового времени, ограничимся рассмотрением некоторых аспектов творчества Рене Декарта, главного «виновника» достаточно любопытной ситуации, сложившейся в философии XX столетия.
Анри Бергсон 2
Анри Бергсон Один из родоначальников» современной западной философии, Анри Бергсон (1859-1941), наряду с В.Дильтеем, О.Шпенглером, У.Джемсом и другими принадлежит к плеяде философов, стоявших она перепутье» двух столетий, двух философских традиций. Возникновение бергсоновской концепции знаменовало собой радикальный поворот во французской философии от позитивизма к интуитивизму, изменение способа философствования, представления о целях и задачах философии.
Сознание и бессознательное 4
Бурков, АС-09 Сознание и бессознательное Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.
Популярно о философии
Философия, любовь к мудрости. Универсальность самого языка общения и универсальность логики. Разные школы философской мысли с их многочисленными приверженцами. Способности к формальной логике и к интеллектуальным интуициям.
Черты русской философии
Характерные черты русской философии. Идеал цельного познания. Абстрактно идеальное бытие, познаваемое посредством интеллектуальной интуиции. Метафизика и религия.
Кобылинский Лев Львович
Христианское мировоззрение Кобылинского не во всём сходится с традиционным христианством. Так, он утверждает, что великое множество личностей является результатом греха.
Философия Анри Бергсона
В начале XX в. большую популярность приобрело учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859-1941) - представителя интуитивизма и философии жизни.
Ревизионная теория истины
Ревизионная теория истины призвана анализировать парадоксы типа парадокса лжеца (или парадокса Эпименида), которые показывают, что полагания здравого смысла относительно истины могут быть непоследовательны и противоречивы.
Познание философии, его формы
Санкт-Петербург 2010 Содержание: Введение 3 Проблема познаваемости мира в истории философии: реализм, скептицизм, агностицизм 5 2. Субъект, объект, предмет познания 7
Веланский Данило Михайлович
Исходил из тождества бытия и мышления, критиковал агностицизм, развивал идеи о всеобщей взаимосвязи /борьба полярностей, триада/. Оказал влияние на М. Павлова и любомудров.
К. Кастанеда: путь мистика
К. Кастанеда исследует новый способ познания, мало кем до сих пор изученный, - с помощью интуиции, интуитивный. Он представляет этот путь познания как специфический путь знакомства с миром древнего мексиканского племени.
Философия Швеции
В средние века развитие философской мысли в Швеции было тесно связано с христианской мистикой и схоластикой. С конца 16 в. распространяется учение французского философа П. Раме, последователи которого выступали против схоластического метода.
Интуиция и интеллект в изобразительном искусстве
Искусство, как в аспекте его творения, так и восприятия - это обязательно элемент тайны, невозможность полного рационального объяснения, впрочем. это же самое относится ко всем проявлениям жизни.
Дзен
Дзен можно назвать внутренним искусством и дизайном жителей Востока. Корни его были заложены в Китае Бодхидхармой, который пришёл в Китай из Индии в 6 веке (592г). Впоследствии, в 12 столетии, учение дзен проникло и в Японию.
Теория по Зайцеву
Н.А.Зайцев, как никто другой, понял, что абстрактно – логическая недоразвитость мозга ребёнка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, ведущих от тактильности, зрения, обоняния, интуиции.
Можно ли развить в себе интуицию?
Любой творческий человек, будь то художник, изобретатель или менеджер, во многом своему успеху обязан интуиции. Интуицию можно развить, если человек исключает переоценки себя (самовосхищение, высокомерие) и недооценки себя (сомнение в себе и т.д.).
Интуитивные процессы личности
Интуиция - одна из форм познания. Было установлено, что человек использует потенциал работы мозга сознательно только на 10%, а остальные - 90% приходятся на подсознание и практически не используется нами.
Интуиция на страже здоровья
Специалисты определяют интуицию как знание, полученное путем, не объяснимым при помощи логики. Но исследования, проведенные на детекторе лжи Дэвидом Радином, деканом Центра Исследования Сознания, доказали, что интуиция - это научный факт.
Трансакционный анализ (Э.Берн)
Личность в концепции Берна рассматривается как совокупность особых состояний Эго, проявляющихся в специфических состояниях сознания и образцах поведения. С помощью структур, анализа автор выделяет три основные Эго-состояния.
Страдание как аспект проблемы смерти
Проблема смерти может рассматриваться и через диалектику индивидуального и общего, проявляющуюся в типах поведения человека в процессе перехода к смерти и в возможных перспективах существования после смерти.
Эвристические методы решения творческих задач
Эвристические методы как различные процедуры, направленные на сокращение перебора вариантов. Построение моделей процессов решения какой-либо новой задачи как основное назначение эвристических методов, разнообразие данных моделей и их особенности.
Толстой л. н. - Что есть красота
Откроем второй том академического “Словаря русского языка”: “Красота - свойство по значению прилагательного красивый”, “Красивый - приятный на вид, отличающийся
: Декарт основоположник рационализма
Родился в 1596 г во Фр в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г
Общая стратегия успешности в конкурентной среде
Данная стратегия является базовой стратегией успешности в таких областях жизни и деятельности как бизнес, торговля на финансовых рынках, игра в карты и казино, научная деятельность, романтическое знакомство, поиск работы, и многое другое подобное.
Менеджмент- это исскуство или наука
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО Ф. Тейлор указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Как выжить молодому специалисту
Российская практика последних 3-х лет показала существование еще одной проблемы: высокий уровень «текучести» молодых кадров. Такая проблема обоснована несколькими факторами.
Что есть красота По роману Л. Толстого Война и мир.
Автор: Толстой Л.Н. Откроем академический “Словарь русского языка”: “Красота — свойство по значению прилагательного красивый”, “красивый — приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий, отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания, рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление”.
Вторая бременская война
Вторая бременская война Вторая бременская война (швед. Andra bremiska kriget) – война между Швецией и Бременом, начавшаяся в 1665 г. в связи с нерешённым во время Первой бременской войны вопросом о статусе Бремена.
Компьютерные переводчики
Text Graphics Компьютерные переводчики Технология обработки текстовой информации Graphics Программы переводчики Знание хотя бы одного иностранного языка необходимо сегодня всем, как воздух. В особенности пользователям: ведь избежать столкновения с английским языком при работе на компьютере, увы, невозможно.
Маккракен Эдвард (McCracken Edward R.)
Маккракен Эдвард (McCracken Edward R.) (р. 1943), председатель и главный исполнительный директор (CEO) Silicon Graphics, Inc., крупнейшего мирового производителя средств компьютерной визуализации.