Интуиция - одна из форм познания человеком окружающей действительности. Поэтому, понимание сущности интуиции предполагает определенное решение проблем бытия. В то же время, она используется нами довольно ограниченно. Было установлено, что человек использует потенциал работы мозга сознательно только на 10%, а остальные - 90% приходятся на подсознание и практически не используется нами.
В настоящее время традиционные методы обучения и повсеместная компьютеризация направлены на развитие логической, формализованной части мышления. Тенденции, обусловленные жизнью в условиях социального стресса, неблагополучия и радикальных стремительных перемен в различных общественных сферах, приводят к появлению у значительной части населения кризисов, во многом определяющихся противоречием между требованиями резко изменяющихся общественных и экономических отношений и ригидностью личных установок и стереотипов. Индикатором здоровой личности могла бы служить развитая, а не заглушенная чувствительность к слабым импульсам, предупреждающим сигналам тревоги, умение их воспринимать, понимать, а также доверять им.
К развитию интуиции стремились ещё люди, посвященные в древние философские учения, и разрабатывали для этого определенные техники. Следование некоторым из них, доступным в наши дни, может привести к раскрытию способностей, запрятанных далеко в глубинах под- и надсознательного.
Исходя из механизмов действия интуитивных процессов, видна необходимость участия в них обоих полушарий мозга, для чего обязательно развитие сбалансированного их взаимодействия, а не поддержание тенденции придавать большее значение функциям левого полушария, превалирующее в западных культурах. К раскрытию таких способностей надо идти с самого детства, при необходимом включении их в программы обучения и воспитания.
Сформированная модель мира - достаточно жесткая и стабильная структура, где мотивы, цели, установки, идеалы и нормы могут создать гипертрофированность отдельных частей модели и, таким образом, препятствовать пониманию человеком истинных, природных смыслов и ценностей его жизни, что притупляет полноценность переживаний человеком ситуаций, с которыми он сталкивается в своей жизни, и приводит либо к возникновению стрессов, либо мешает выйти из них с помощью собственных заложенных, но подавленных способностей, в том числе интуитивных. Системный подход к болезням человека, отражающий наряду с социальными и биологическими, факторы личностные (т.е. механизмы и стратегии, опосредующие или препятствующие распознаванию организмом интуитивного сигнала опасности) помогает повысить процент выздоровления, т.к. подходит к человеку как к целостному, саморегулирующемуся организму.
Гармоничное развитие как способности человеческого мозга к интуитивным процессам, так и к познанию разумом, является профилактикой в формировании патологических психологических защит и дезадаптивных стратегий поведения в значимых ситуациях. Для анализа данных способностей предлагается структурная модель "Круги развития", отражающая участие разума и интуиции в психологической картине пути развития личности. В данной модели идеальная целостность индивида должна предполагать идеальность расходящихся от центра кругов, стремящихся к увеличению своего количества и расширению своих размеров, т.к. интуиция стремится дополнить разум, а разум - интуицию. Познание в разуме и познание интуицией между собой равноправны; как то, так и другое одинаково даются не даром, а являются результатом работы и напряжения сознания, различие состоит лишь в технике познавания, которое подразумевает противоположные характеристики (анализ - синтез; центробежность - центростремительность; познание форм - познание сущности; перестройка в плоскости сознания - перестройка и видоизменение сознания без перемещения в плоскости и т.д.). Таким образом, схематически направленность познания в человеке можно представить как симметричные друг другу, равнозначные, но противоположно направленные половинки окружностей. Незаконченность, прерывистость и неправильность форм кругов могут говорить о нарушении баланса данных сторон и, следовательно, о необходимости их проработки и корректировки для достижения целостной и саморегулирующейся индивидуальной системы.
В основу сбора психологического анамнеза была положена методика "Психологическая автобиография" Л.Ф.Бурлачук и Е.Ю.Коржовой, направленная на выявление особенностей ситуационного компонента внутренней картины жизненного пути личности. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через своё "Я". Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды и особенности восприятия ситуаций. Для интерпретации полученных данных в ходе опроса по методике использовались измерения по шкалам порядка и интервалов. Полученные графики и диаграммы отражают степень гармоничности развития полукругов модели на сторонах разума и интуиции. Таким образом, данная методика уже на начальном этапе сбора информации позволяет судить о целостности и гармоничности в развитии личности.
Список литературы
Плющева О.А. (МГСА) Интуитивные процессы личности.
Другие работы по теме:
Неофрейдизм
Неофрейдизм, направление в современной, преимущественно американской, психологии и философии, развившееся в конце 1930-х годов из ортодоксального фрейдизма.
Американская модель делового поведения
Культура предпринимательства – вопрос важный для любой страны. От того, как и что делают предприниматели, зависит не только настоящее, но и будущее, не только экономика, но и политика, культура, наука, образование.
Тесты Кеттелла
Метод психодиагностики личности Кеттелла. Детский опросник Кеттелла CPQ. Опросник Кеттелла PF-16.
Экзистенциальная психология личности
Это современное направление в психологии личности уходит корнями в экзистенциализм как популярную философскую школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера.
Неофрейдизм (К.Хорни)
С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности.
Персонология (Г.Меррей)
Меррей предложил термин "Персонология" не только для обозначения собственной концепции, но и для любых исследований в области психологии личности. Его теория личности во многом заимствовала основные положения психоанализа З. Фрейда.
Индивидуальная психология (А.Адлер)
Основные принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.
Пятифакторная модель личности
Создание П. м. л., как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделении критериев для описания личности из анализа естественного языка и последующей научной таксономизации.
Понимающая психология (Э.Шпрангер)
Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе.
Теория ролей
Теория ролей, или социально-психологическая теория символ, интеракционизма рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей и утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности.
Концепция "человекознания" (Б.Г.Ананьев)
Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний.
Теория установки (Д.Н.Узнадзе)
Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки", которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность.
Профессиональные и личностные деформации у педагогов
Graphics психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности; психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности; неосознанная привычка человека измерять явления окружающего мира в соответствии с профессиональными стандартами.
Понятие характера 4
Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер -- её содержание
Психология как наука 4
Реферат Психология как наука. Психология личности СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 2 ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЁ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ.. 4 1.1. Предмет психологии. 4
Харизма 2
«Харизма — это влияние, основанное на свойствах личности человека, и его способность привлекать к себе сторонников». Власть харизматического лидера основана на эмоциональном и безусловном доверии людей к нему (М. Вебер).
Детерминанты профессиональной деформации личности
Профессиональная деформация личности – это изменения качеств личности которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли. Профессиональная деятельность человека – одно из ведущих проявлений активной личности. Профессиональная деформация может отличаться своей направленностью, носить положительный или отрицательный характер.
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Теория личности А.Н.Леонтьева
Понятие индивида. Индивидуализация индивида. Структура индивида. Процесс формирования личности. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Этапы формирования личности. Понятие личности. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.
Теория личности А. В. Петровского
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А. В. Петровского, это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий
Решение менеджера
Управленческие решения, их классификация, требования, предъявляемые к управленческим решениям Решение как мыслительный процесс Процесс выработки, принятия и реализации решений
Зачем нужна пунктуация
Автор: ЕГЭ Родной язык для личности человека – примерно то же, что воздух для его тела. Если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности. Главное – открыть для себя мир языка, полный тайн и загадок.
Три подхода к исследованию творческой активности
В целях выявления сущности феномена «творческая активность», определения источников и механизмов его формирования рассмотрим данную проблему индуктивным путем: с позиции генетического, уровневого и системно-структурного подходов.