Карл Густав Юнг родился 26 июня 1875 года в швейцарском местечке Кесвиль в семье лютеранского пастора. Еще подростком, размышляя над собственным внутренним миром, Юнг пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая — сын своих родителей, не-уверенный в себе школьник. Вторая — взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе.
При выборе будущей своей профессии, Юнг долго не мог сделать выбор между двумя интересными для него направлениями. С одной стороны, его интересовали естественные науки — зоология, антропология, палеонтология, а с другой — гуманитарные, особенно религиоведение, теология и археология. После мучительных раздумий, он остановил свой выбор на последней, но из-за отсутствия средств он мог себе позволить учиться только в Базеле, а в Базельском университете археологию не преподавали. Колебания были решены в пользу естествознания, конкретно — медицины.
Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание — психиатрия. В ней ему удается найти наилучшее приложение для своих стремлений, в психиатрии Юнг сумел соединить как свои медицинские и естественнонаучные знания, так и многие постулаты гуманитарных наук.
В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В то время для начинающего специалиста это было небезопасно: большинство авторитетов научного мира приняла идеи Фрейда в штыки.
В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее — дружба.
Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Юнг тяжело переживал разрыв, писал об этом в своих мемуарах, в письмах друзьям.
Умер Карл Юнг в 1961 году.
Воззрения К. Юнга на вопросы культуры в целом
Всю свою жизнь Карл Юнг уделял значительное внимание вопросам культуры.
Если попытаться вкратце охарактеризовать его подход к сущности культуры, то его можно назвать психологическим. Как психиатру, ему немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах.
Как и Фрейд, Юнг пытался методы психиатрии перенести по аналогии на культуру, увидеть в последней лишь одну из многочисленных сфер деятельности человека как индивида и социума в целом. При этом он напрочь отрицал особую конструктивную функцию культуры.
Изучая поведенческую мотивацию поступков как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях — от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг выдвинул идею архетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения.
Культура у Юнга — предмет психологического анализа. Социально-политический кризис западно-европейской культуры и общества в целом он объяснял вторжением в жизнь общества архетипов. Следствием этого вторжения он считал расизм фашистов и коммунистический догмат о всеобщем равенстве. Факельные шествия, массовый психоз, пламенные речи вождей, символика (свастика в Германии и красная звезда в СССР) — все это свидетельствовало, по мнению Юнга, о вторжении в культурную жизнь таких сил, которые намного превосходят человеческий разум, а по природе своей подсознательны.
Рассматривая это объяснение Юнга, нельзя забывать о времени в котором он жил и писал свои работы. Видя ситуацию в соседней Германии, где фашизм в геометрической прогрессии овладевал мыслями людей, подчинял себе миллионы, Юнг искал разумное объяснение этим процессам.
Немалое внимание Юнг уделял и СССР. По его мнение, тотальное изменение характеров, поведения, идеалов и стремлений десятков миллионов человек можно было объяснить только с помощью психиатрии. Юнг писал, что советское общество — ярчайший пример буйства архетипов, сознательно или нет выпущенных из темницы подсознания.
По мнению Юнга, коллективное безумие современного ему мира, являлось закономерным следствием развития европейской культуры, особенно ее технократической направленности. История Европы — это история упадка символического знания. Торжество технической цивилизации куплено дорогой ценой — ценой отказа от единения с «душой» природы, от символа как образа бессознательной энергии. Символы, как считал Юнг, открывают человеку священное в природе и одновременно предохраняют его от непосредственного губительного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов.
Концепция культуры Карла Юнга
В центре юнговской концепции культуры лежит «коллективное бессознательное». Оно, по словам Юнга, «идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.» В этой предпосылке юнговской теории мы можем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией «суперэго».
По мнению Юнга, «коллективное бессознательное» передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения, появляются не только элементарные «животные» поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов таких как либидо, но также и восприятие, мышление, воображение и т. п. Содержанием «коллективного бессознательного» являются общечеловеческие первообразы — архетипы (например, образ матери-земли, мудрого старца, демона и т. д.). Архетипы выражаются как в мифах, так и в магии, алхимии и т. д.
Юнг придавал огромное значение архетипическим образам. Он считал, что именно они по сути являются источником мифологии, искусства, религии, философии.
Хотя впервые о архетипах заговорил именно Юнг, он сам утверждал, что сам феномен архетипа знаком человечеству уже давно, практически с момента появления цивилизации, хотя бы бессознательно. На языке христианства, архетип — грехопадение. Как доказательство тождественности понятий грехопадения и архетипа, можно считать то, что как архетип соответствует человечеству с его зарождения, так и грехопадение, в соответствии с Ветхим Заветом, произошло еще тогда, когда все человечество было представлено лишь двумя персонами — Адамом и Евой.
Однако, если по догматическим принципам христианства искупление первородного греха возможно лишь через страдание (катарсис), то Юнг не принимал такого пути, да и другого не предлагал, считая, что архетип является неотъемлемой особенностью человеческой личности.
По Юнгу, человек подсознательно осознает свое отдаление от природы, растущую пропасть между его естественным и нынешним состоянием. Он ищет выход в магии, заклинаниях, но чем сильнее он развивается, тем менее начинают его устраивать эти субституты и подсознательный процесс сублимации заходит в тупик. Сублимация перестает действовать, растет психическое напряжение, внутренний дисбаланс как личности так и общества в целом. При этом бессознательное стремится компенсировать односторонность и безрассудство сознания. Вторжение «коллективного бессознательного» ведет не только к индивидуальным, но и массовым психозам, появлению лжепророков (в истории XX века это ярко проявляется в появлении таких одиозных фигур как Гитлер, Сталин, Муссолини), а в итоге к массовым беспорядкам, насилию, войнам, тоталитаризму.
Здесь нельзя удержаться и не привести еще одну параллель с библией, которая вновь доказывает очевидное влияние христианской идеологии на Юнга. По библии, по мере роста «греховности» людей, как наказание и испытание на моральную устойчивость, Дьявол будет посылать на Землю именно лжепророков.
В 1927 году Юнг писал:
«Наши грозные боги поменяли имена: ныне они заканчиваются на «-изм». Хватит ли у кого-нибудь сомнительной смелости утверждать, что мировая война или большевизм — чьи-то сознательные выдумки?.. В конце концов, лишь очень незначительная прослойка человечества, живущая главным образом на том густонаселенном полуострове, который выдается в Атлантический океан, и называющая себя «культурной», до такой степени потеряла контакт с природой, что пришла к мысли, будто религия — это лишь особый вид умственного расстройства без сколько-нибудь ясно выраженного смысла. Глядя на это с безопасного расстояния, скажем из Центральной Африки или из Тибета, мы, несомненно, смогли бы убедиться, что данная прослойка просто-напросто спроецировала собственные бессознательные психические расстройства на нации, которыми все еще владеют вполне здоровые инстинкты».
Критика идей Карла Юнга
Многие современники К. Юнга восприняли его идеи в штыки. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты.
Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга — лишь предмет психоанализа. Он не учитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.
И все же, интерес к идеям автора теории «архетипов» сохраняется и по сей день. Первые шаги культура делала не только под воздействием сознания, в то время еще слабого и неоформившегося, но и под влияние мощных толчков подсознания, которое преобладало в мотивации и поведении первобытного общества. Это влияние оставило след в мифах, религии, символике и многом другом. Поэтому было бы несправедливо и опрометчиво видеть в трудах Карла Юнга лишь абсолютацию мистического и иррационального в сознании личности. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Густав Юнг.
Список литературы
1. К. Г. Юнг «Архетип и символ», М., 1991
2. «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС, 1995
3. Гердер И. Г. «Идеи к философии истории человечества», М., 1977
4. Л. И. Бондаренко «Моя жизнь – история реализации бессознательного», «Человек» № 2, 1995
5. К. Г. Юнг «Эпилог», «Человек» № 2, 1995.
Другие работы по теме:
Аналитическая психология К. Юнга и коллективное безсознательное
Структура человеческой психики. Элементы архетипов. Основные противоположные типа личностей. Культура у Юнга - лишь предмет психоанализа. Он не учитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.
Изучение явлений интерференции
Лабораторная работа по физике Краткая теория работы Интерференция света Интерференция – это результат наложения двух когерентных световых волн. В результате чего в одних местах появляются минимумы, а в других – максимумы.
Изучение явлений интерференции
Расчет длины волны из опыта Юнга и колец Ньютона. Интерференция света как результат наложения двух когерентных световых волн. Подробный расчет всех необходимых величин. Определение длины волны через угол наклона соответствующей прямой к оси абсцисс.
Психология личности 6
СРЕДНЕРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Гуманитарный институт) Факультет психологии Кафедра психологии КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: психология личности на тему: «Методы аналитической психологии Карла Густава Юнга»
Разное - Что такое рыцарский долг3
Основой средневековой французской поэмы. Легенда о Роланде являются легенды о походах. Карла Великого. Походы эти назывались крестовыми так как предпринимались императором для обращения язычников в христианство.
Песня о Роланде как образец средневекового героического эпоса
Художественные достижения культуры Средневековье отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину - ведущая тема и французского эпоса «Песнь о Роланде», и немецкого «Песнь о Нибелунгах», и испанского «Песня о моем Сиде», и славянского «Слово о полке Игоревом».
Прекрасная царевна и счастливый Карла
Автор: Карамзин Николай. Жил-был царь, добрый человек. Была у него дочь, прекрасная царевна. Пора ее замуж отдавать, но ей никто не нравится. Царь задумался, а не занято ли ее сердце? Однажды, проходя мимо комнаты царевны, услышал разговор ее и карлы (карлика), который был ее учителем (царь понял, что это карла, только после того, как вошел в комнату).
Каролинги 2
Кароли́нги (лат. Carolingi, фр. Carolingiens, нем. Karolinger, итал. Carolingi) — королевская и императорская династия в государстве франков, а после его распада — в Западно-Франкском королевстве, в Восточно-Франкском королевстве, в Италии и в некоторых мелких государствах.
Аррасский договор 1482
Аррасский договор подписали 23 декабря 1482 года в городе Аррас французский король Людовик XI и император Священной Римской империи Максимилиан I. Договор урегулировал вопросы, связанные с бургундским наследством.
Ришильда Провансская
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Ришильда Провансская (фр. Richilde de Provence, ок. 845 — 2 июня 910) — королева Западно-Франкского королевства в (869 — 877) годах, вторая жена Карла II Лысого. Дочь Бивина, аббата Горца и графа Меца, и Ришильды Арльской, дочери Бозона Древнего, сестра Бозона Вьеннского.
Ирменгарда из Хеспенгау
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Ирменгарда из Хеспенгау (фр. Ermengarde de Hesbaye, Irmingard, Ermengard, ок. 778 — 3 октября 818, Анже, Мен и Луара, Франция) — первая жена императора Людовика I Благочестивого, сына императора Карла Великого и Хильдегарды Винцгау.
Гизельберт граф в Маасгау
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Гизельберт или Гизлеберт (нем. Giselbert, ок.825 — после 14 июня 877[1]) — граф в Маасгау, родоначальник дома Регинаридов.
Елизавета Австрийская 1554 1592
Елизавета Австрийская (нем. Elisabeth von Цsterreich; 5 июля 1554(15540705), Вена — 22 января 1592, Вена) — королева Франции, жена короля Франции Карла IX.
Бланка Французская герцогиня Орлеанская
Бланка Французская (фр. Blanche de France), (1 апреля 1328 — 8 февраля 1393) — французская принцесса из династии Капетингов, посмертная дочь короля Карла IV и Жанны д’Эврё, супруга Филиппа, первого герцога Орлеанского.
Габсбургская Испания
Габсбургская Испания Королевство Испания под управлением Габсбургской династии — период в истории Испании в XVI—XVII веках (1516—1700 годы), когда королевство находилось под управлением династии Габсбургов, игравшей важную роль в истории Центральной Европы. Эпоха следовала срзу за эпохой правления католических королей (объединившими под своим скипетером королевства Арагона и Кастилии и Леона) и началась с правления короля Карла I, ставшего испанским монархом в 1516 году и закончилась в 1700 году со смертью короля Карла II не оставившего наследников, что повлекло за собой войну за Испанское наследство и воцарение на испанском престоле Бурбонов.
Хлотарь IV
(фр. Clotaire IV; ок. 685 г. — ок. 719 г.) — король франков ( 717 — 719 ). Меровинг, происхождение которого неизвестно; по некоторым источникам сын Дагоберта II, по другим — Теодориха III. Был в 717 г. провозглашён королём майордомом Австразии Карлом Мартеллом, который в это время вёл борьбу с Нейстрией, признавшую королём Хильперика II, и нуждался в Меровинге, именем которого он мог бы править.
Война Варшавского герцогства с Австрией 1809
Война Варшавского герцогства с Австрией 1809 года — часть войны Наполеона против Пятой коалиции. Когда началась война пятой коалиции с Францией, в Варшавском герцогстве остался только 14-тысячный корпус военного министра Юзефа Понятовского. Австрия атаковала Саксонию и Варшавское герцогство, в которое вторгся 36-тысячный корпус эрцгерцога Фердинанда Карла Австрийского-Эсте.
Маргарита Анжуйская
Маргарита Анжуйская (фр. Marguerite d'Anjou, англ. Margaret of Anjou 23 марта 1429 — 25 августа 1482) — королева Англии, дочь Рене I Доброго, графа Анжуйского (1409—1480), троюродного брата французского короля Карла VII.
Адлерфельд, Густав
Густав Адлерфельд (швед. Gustaf Adlerfelt; 1671(1671), Стокгольм, Швеция — 8 июля 1709, Полтава) — камергер Карла XII, автор дневника. Занимая должность камергера Карла XII, он сопровождал его во время Северной войны и оставил после себя дневник с описанием военных действий от начала войны до сражения под Полтавой.
Карл великий герцог Баденский
Карл Людвиг Фридрих (нем. Karl Ludwig Friedrich von Baden; 8 июня 1786, Карлсруэ — 8 декабря 1818, Раштатт) — великий герцог Бадена с 1811 года. Последний представитель старшей ветви рода Церингенов.
Рихарда Швабская
Святая Рихарда (фр. Richarde), (ок. 840 — 18 сентября между 894 и 896, Андело) — императрица Запада ( 881 — 888 ), королева Западно-Франкского королевства (
Клеменция Венгерская
Клеменция Венгерская (фр. Clйmence de Hongrie; 8 февраля 1293(12930208)[1], Неаполь — 12 октября 1328, Париж) — королева Франции и Наварры, супруга короля Людовика X.
Улица Карла Маркса Ташкент
Улица Карла Маркса (Ташкент) Улица Карла Маркса — такое название носила до конца XX века в Ташкенте одна из центральных улиц в новой части города, которая до революции имела название
Лагеркруна, Андерс
Андерс Лагеркруна (швед. Anders Lagercrona; ок. 1664(1664) — 7 января 1739, Стокгольм) — шведский генерал-майор, участник Северной войны, фаворит Карла XII.
Битва в Ронсевальском ущелье
План Введение 1 Предшествующие события 2 Битва 2.1 Армия басков 2.2 Место сражения 3 Последствия Введение Битва в Ронсевальском ущелье — известная битва, произошедшая в 778 году, в которой войска Роланда, правителя Бретани и командующего армией Карла Великого, были разбиты басками. Сражение произошло в Ронсевальском ущелье, в Пиренейских горах, на границе современных Франции и Испании.
Фуке, Жан
Введение 1 Биография 2 Произведения 2.1 Книжная графика 3 Библиография Введение Жан Фуке (фр. Jean Fouquet) (Тур, ок. 1420—1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения, выдающийся портретист и миниатюрист, глава Турской школы.
Лауриа, Руджеро
Руджеро ди Лауриа (араг. Rocher de Lauria, кат. Roger de Llъria, итал. Ruggiero di Lauria, сиц. Ruggeru di Lauria; около 1245 — 17 января 1305) — арагонский адмирал, принявший важное участие в событиях Сицилийской вечерни, крестового похода против Педро III и борьбы за Сицилию между братьями Альфонсом Арагонским и Хайме Сицилийским. 19 апреля 1283 года назначен великим адмиралом в правительстве Сицилийского королевства, возникшего в результате мятежа (Сицилийская Вечерня) против французов.
Карломан король франков
Карломан (фр. Carloman; — 4 декабря ) — король франков в годах, из династии Каролингов. Карломан был вторым сыном Пипина Короткого и Бертрады Лаонской, а также был младшим братом Карла Великого.
Штейнау, Адам Генрих
Адам Генрих фон Штейнау (нем. Adam Heinrich Graf von Steinau; ум. 1712) — польский и саксонский генерал-фельдмаршал, граф. Биография В очень юных годах вступил в баварскую военную службу и достиг в ней чина генерал-майора. В 1685 году он во главе бригады баварского контингента действовал против турок в Венгрии, а в 1689 году находился в армии Карла Лотарингского, осаждавшей Майнц; в 1693 году поступил на службу Венецианской республики и успешно сражался с турками на море и на сухом пути.
Анна Амалия Брауншвейгская
Анна Амалия Брауншвейг-Вольфенбюттельская (нем. Anna Amalia von Braunschweig-Wolfenbьttel) — герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская. Дочь герцога Карла Брауншвейг-Вольфенбюттельского и его супруги Филиппины Шарлотты, дочери Фридриха Вильгельма I и сестры Фридриха Великого.
Жанна де Бурбон
Жанна де Бурбон (фр. Jeanne de Bourbon; 3 февраля 1338, Венсен, Валь-де-Марн, Франция — 6 февраля 1378, Париж, Франция) — королева Франции, дочь Пьера I, герцога де Бурбон, и Изабеллы де Валуа, дочери Карла Валуа и Маго де Сен-Поль. Жена Карла V Мудрого.
Карл I де Бурбон архиепископ Руанский
Карл де Бурбон (22 сентября 1523 — 9 мая 1590) — французский кардинал, архиепископ Руанский, первый принц крови и командор ордена Святого Духа (1579). После смерти последнего из Валуа (1589) провозглашён Католической лигой королём Франции под именем Карла X, но реально не правил.
Шарль-Фердинанд, герцог Беррийский
Шарль (Карл)-Фердинанд, герцог Беррийский (24 января 1778, Версаль — 14 февраля 1820, Париж). Второй сын графа Карла д’Артуа, будущего короля Карла X, и Марии-Терезы Савойской.