Зачетная
работа по
Естествознанию
Грех
- как путь смерти
и небытия
в
работе П.А.Флоренского
"Столп и утверждение
истины",
письмо
седьмое: "Грех"
Студентки
II курса АСК
Карасевой
Е.В.
Москва 1995 год
Грех
- как путь смерти
и небытия
в
работе П.А.Флоренского
"Столп
и утверждение
истины",
Реферат
Выполнил: студент
группы Т-3-3
Петраш Д. Г.
Москва 1995 год
Грех
- как путь смерти
и небытия
в
работе П.А.Флоренского
"Столп и утверждение
истины",
письмо седьмое:
"Грех"
Свобода
личности в
христианстве
есть свобода
выбора, как
свобода идти
многими путями
в поисках той
единой дороги,
ведущей к истине,
но и она широка,
а врата, ведущие
рай, узки, предупреждает
Господь. Из
этого становится
ясно, что на
самом деле, без
мудрствования
лукавого, есть
только два
пути: путь жизни
(тождественно:
света, мудрости,
целостности,
вечности, творчества)
и смерти, то
есть греха.
Как
распознать
грех? Каков он
есть? Что есть
собственно
грех не как
частные проявления,
а как сущность?
Итак,
грех - есть путь
смерти, небытия.
Это естественно
следует из
двойственности
пути. Если один
путь Истина,
источник всякого
бытия, то есть
Истина - есть
все, а вне Истины
- ничего нет,
то не Истина
- не бытие. "Бог
- Жизнь и Виновник
жизни, то есть
творчества.
Значит Ложь
есть Смерть
и источник
смерти, то есть
уничтожения.
Бог есть Лад
и Строй; а Ложь
- Беспорядок
и Анархия. Бог
есть Святость;
а Ложь - Греховность.
Но опять, как
может быть
греховность?
Ведь Бог - есть
Сущий, Ягве, и,
значит, Сатана,
Грех - совсем
иное, - то есть...-
Невольно
подсказывается
ответ, что
греховность
хотя и есть, но
есть не-сущая.
"Неплодствовавший
мой ум, плодоносен
Боже покажи
мне", взывает
душа, сознавшая
свое бесплодие
от греховной
скверны. Бесплодие,
бессилие,
неспособность
рождать жизнь
- вот естественный
плод греха.
Грех не способен
творить, но -
только разрушать.
Грех не способен
рождать, ибо
всякое чадородие
- не иначе как
от сущего отца,
но - только
умерщвлять.
Грех бесплоден,
потому что он
- не жизнь, а
смерть."
Какова
же "жизнь"
Смерти, Небытия,
как само осуществление
Греха.
Если
Грех нечто не
существующее,
некая пустота,
неспособная
к творчеству,
то естественно,
что ее (пустоты)
проявления
есть пародия,
собственно
пародия жизни,
"жалкая обезьяна
Бога”: "То что,
что есть у Смерти
- это лишь испоганенная
ею жизни же.
Даже на "Черной
Мессе", в самом
гнезде дьявольщины,
Диавол со всеми
своими поклонниками
не могли придумать
ничего иного,
как кощунственно
пародировать
тайнодействия
литургии, деля
все наоборот.
Какая пустота!
Какое нищенство!
Какие плоские
"глубины"!"
Итак,
если с одной
стороны, Грех
это пародия
жизни, то с другой
стороны - это
осуществление
Жизни наоборот,
извращение
основных жизненных
проявлений
с целью их
разрушения.
Грех
- беззаконие,
как противопоставление
Закону, того
порядка, который
установлен
Господом для
каждой твари
и для Мира в
целом, на котором
Все зиждется,
которым Все
живет и обретает
высшую Премудрость,
Смысл своего
существования.
Развращение
- раз-врат
противоположность
цело-мудрия
- раз-вороченность
души: "Целина
личности разворочена,
внутренние
слои жизни,
которым надлежит
быть сокровенными
даже для самого
Я, они вывернуты
наружу, а то,
что должно быть
открытым, -
открытость
души, то есть
искренность,
непосредственность,
непосредственность,
мотивы поступков
-, это-то и запрятывается
внутрь, делая
личность скрытной.
Развращенный
человек - как
бы вывороченный
наизнанку
человек,- человек,
кажущий изнанку
души и прячущий
лицо ее."
Грех
- уничтожение,
а отсюда и
самоуничтожение
как противопоставление
творчеству.
Грех неспособен
к творчеству,
неспособен
к созиданию,
значит самовыражение
Греха - есть
разрушение.
"Разрушая,
как и всякое
паразитическое
существование,
своего кормителя,
Грех подрывает
вместе и себя
самого. Он
направляется
на себя, себя
ест, ибо все,
что не хочет
уничижения,
подвергается
уничтожению.
Бог, никому не
желающий зла,
никогда никого
не уничтожал;
но всегда сами
себя злые губили."
Отсюда понятие
Растленности
души. "Тло”
значит "дно”,
исподь, основание
как плоскость,
"до тла" - значит
до чиста, до
основания;
глаголы "тлеть"
и "тлеть" относят
к процессам
гниения, отсюда
рас-тление
обозначает:
или совершенное
тление, то есть
уничтожение
души до конца,
до тла, или же
разрушение
законченного
порядка.
Грех
- разделение,
дробление,
"царство,
разделившееся
на себя",
как противопоставление
целостности.
"Грех - сам в
себе не устойчив.
Единство нечистоты
- мнимо, и призрачность
этого лже-единства
обнаруживается,
лишь только
оно вынуждается
стать лицом
к лицу с Добром.
Нечисть едина
- пока нет Чистого,
от одного только
приближения
Чистого скидывается
с нее личина
единства. Это
распадение
нечисти и это
саморазложение
"тошной силы"
наглядно обрисовано
в повествовании
об исцелении
гадаринского
бесноватого,
одержавшегося
нечистью. Стоит
обратить внимание,
как внезапно
меняется единственное
число нечистой
силы на число
множественное,
лишь только
Господь Иисус
вопросил у нее
об имени ее, то
есть о сокровенной
ее сущности.(Мф.
5, 1-13)" ... " Иисус Христос
разговаривает
не с самим
бесноватым,
а с тем, что в
нем, - с нечистою
силою. Эта нечистая
сила - один
нечистый дух,
который и является
одним и говорит
о себе, как об
одном. Но лишь
только Господь
вопросил об
имени, лишь
только захотел,
чтобы эта нечисть
открыла подлинную
свою суть, как
она рассыпалась
на неопределенное
множества
нечистых духов
же, ибо "легион"
текста означает
именно "бесконечно
много", "неисчислимо
много", "неопределенно
много". - Это
внезапное
разложение
нечисти отмечено
внезапным
изменением
единственного
числа ее в стихе
девятом на
число множественное,
тогда как до
вопрошения
имени последовательно
употреблялось
число единственное,
а после вопрошения
столь же последовательно
проходит везде
число множественное."
Это
ведет к пониманию
рас-путства,
как перехода
с пути на путь,
шатание по
разным путям;
или еще это -
блуждание,
блужение, блуд,
потеря своей
настоящей стези
и "хождение
путями своими",
что закономерно
в результате
потери, разрушения
целостности,
которую являет
Бог (целостность
Пресвятой
Троицы).
Естественно
отрицая Бога,
Грех творит
себе нового
кумира, становясь
кумиром самому
себе.
Грех
- самотождество,
само-упорство,
"само-идольство",
как противопоставление
своего "Я"
собственно
Богу, самообожествление,
и это есть корень
всех грехов.
Все частные
грехи становятся
понятны, если
есть понимание
данного явления,
так как являются
лишь его видоизменениями,
собственно
проявлениями
Самости. "Грех
есть та сила
охранения себя,
как себя, которая
делает личность
"само-истуканом",
идолом себя,
"объясняет"
Я через Я же, а
не через Бога,
обосновывает
Я на Я же, а не
на Боге. Грех
есть то коренное
стремление
Я, которым Я
утверждается
в своей особенности,
в своем отъединении,
и делает из
себя единственную
точку реальности.
Грех есть то,
что закрывает
от Я всю реальность,
ибо видеть
реальность
именно и значит
выйти из себя
и перенести
свое Я в не-Я,
в другое, зримое,
- то есть полюбить.
Отсюда, грех
есть то средостение,
которое Я ставит
между собой
и реальностью,
- обложение
сердца корою.
Грех есть
непрозрачное,
- мрак, - мгла, -
тьма, почему
и говорится:
"Тьма ослепила
ему очи"."
Начиная
со смерти и
небытия и проследив
весь путь Греха,
а вернее будет
сказать, его
пути, мы опять
же приходим
к небытию и
смерти, а именно
к Грезу как
потерянности.
Греховная душа
- "потерянная
душа", потерянная
не только для
других, но и
для себя самой,
потерянная
значит не
существующая,
не живущая в
данный момент,
как потерянная
вещь не используется
по назначению
ее владельцем,
а значит и не
живет на самом
деле, а лишь
существует,
как некий феномен.
В
заключении
обратимся к
тому, что мы с
самого начала
определили
как Путь Жизни,
дабы окончательно
стала понятна
сущность Смерти,
ибо в жизни
Грех, маскируясь
Истиной и Жизнью,
часто приводит
к духовной
растерянности.
"По плодам их
узнаете их."
Во-первых,
Жизнь, как духовное
целомудрие,
несет душе
целостность,
сосредоточенность,
мудрость духовную
и душевную,
покой, что в
жизни есть
"блаженство".
"Блаженство,
как отдых от
неустанно
жадного и никогда
не удовлетворенного
хотения, как
само-заключенность
и само-собранность
души для вечной
жизни в Боге,
- одним словом,
как полно-властное
и потому вечно
осуществленное
повеление себе
самому: "Ма-хар
- не ешь себя"
- такова задача
аскетики. Только
построив себя
в земной жизни,
только пресуществив
помыслы в высшее
созерцание,
только соделав
дольнее символам
горняго можно
получить блаженство."
Стремление
к блаженству,
к стяжанию Духа
Святаго - есть
высшая радость
и награда земной
жизни.
Во-вторых
- Жизнь как
преодоление
Смерти и обретение
бессмертия.
Победа Христова
над смертью,
дарование жизни
рассматривается
как преодоление
мирского пристрастия,
как прохлаждение
внутреннего
горения грешной
души, как осветление
тьмы греховной,
как мир в Боге,
как отдых от
греховного
мыканья. "Господа,
душу раба Твоего
упокой" - вот
тема отпевания,
а также "Помяни
меня, Господи,
когда приидешь
во Царствии
Твоем!". Быть
помянутым
Господом - это
быть в Раю, то
есть продолжать
жить после
физической
смерти.
Другие работы по теме:
Петр Абеляр. "Познай самого себя"
Трактат знаменитого схоластика написан в 1132-1135 гг. В нем Абеляр различает понятия "порока", "греха", "намерения" и "действия". Прежде всего дается определение нравов (mores) - они представляют собой пороки или подвиги души.
Флоренский П. А.
"Этот род отличался всегда принципиальностью в области научной и научно-организаторской деятельности. Флоренские всегда выступали новаторами, начинателями целых течений и направлений - открывали новые точки зрения, новые подходы к предметам..."
Философия элейской школы
Краткая характеристика деятельности Парменида (ок. 540-470 до н. э.) – основателя элейской школы, Зенона – защитника философии Парменида и Мелисса – систематизатора учения элеатов.
Философия элейской школы
План доклада по философии элейской школы. Парменид (ок. 540-470 до н.э.) - основатель элейской школы Активный политик, дал городу законы. Источник философии Парменида - недоверие к органам чувств.
Тема смерти-тема жизни: философия социологии
Человек, по-видимому, единственный представитель земной фауны, который знает о неизбежности смерти и понимает ее значение небытия (животные могут интуитивно чувствовать, предчувствовать
Кожевников Владимир Александрович
При помощи многочисленных цитат из буддийской литературы Кожевников дает яркое изображение буддийского абсолютного отрицания мира, их учения о том, что всякое космическое бытие есть зло, что источник личного существования - себялюбие.
Тревога, как усилие человека быть
Внутренняя противоречивость и многогранность, личностная вовлеченность и ответственность, борьба с научной дискурсивностью и однозначностью – вот те моменты, характеризующие рассмотрение всякой проблемы в русле экзистенциальной психологии.
Психология смысла жизни
Экзистенциальный кризис (кризис человеческой жизни) воспринимается не как интеллектуальное открытие, а как отнятие того, что у человека было. Человек начинает задумываться о смысле жизни тогда, когда у него возникает экзистенциальная тревога.
Некрасов н. а. - люди холопского звания
Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои современной ему России, и благодаря удачно подобранному сюжету автору это удалось.
Сочинения на свободную тему - Вечный спор добра и зла
AlignjustifyВопрос греха и добродетели один из так называемых вечных вопросов мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались дать окончательное последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то чтобы выяснить как соотнесены грех и добродетель какова граница после которой добродетель становится.
Сочинения на свободную тему - Грех и добродетель людская
Не скажу что я верю в Бога. Пожалуй я даже не верю в него. Это приходит со временем. Я хочу верить потому что верующие люди самые счастливые люди на земле. Они знают что такое истина что такое любовь что такое грех и добродетель людская.
Люди холопского звания в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение грандиозно по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы.
Любовь к людям у Достоевского это живая и деятельная христианская любовь
Давно признано, что в основе мировоззрения Достоевского лежат христианские идеи. Недаром вопросы веры, христианской любви, добра и милосердия так или иначе возникают во всех его произведениях. И главным при этом оказывается то, что только вера в Бога и безграничная любовь к людям, способная на самопожертвование во имя других, может поддержать человека, придать его жизни глубокий смысл и противостоять страшным «болезням» века, утратившего христианскую основу. «Покупается счастье страданием» - вот та сквозная идея, которая проходит через все романы Достоевского.
Размышляю о произведениях Варлама Шаламова
Автор: Шаламов В.Т. С одной стороны, я согласен с В. Шаламовым, что человека меняет среда, в которой он находиться. Ведь путь, который выпал самому писателю, был невероятно труден, порою трагичен. Писатель, проведя в тюрьмах около семнадцати лет, сам считает лагерь отрицательным опытом для человека – с первого до последнего часа.
Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление.
Тема греха и покаяния в произведении А.Н. Островского Гроза
Тема греха и покаяния в произведении А.Н. Островского "Гроза" Автор: Островский А.Н. Каждый из нас грешит, наверное, каждый день. Ведь само понятие «грех» толкуется вовсе не однозначно. Обидев человека, тем самым, совершив грех, человек испытывает чувство вины, угрызения совести. Искуплением вины является покаяние, совершив которое, на душе становится спокойнее, легче.
Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского Гроза
Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Автор: Островский А.Н. Душа хотела видеть тело тощим и голодным, отвратительным... Эта душа сама была еще тощей... и жестокость была вожделением этой души. Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собой?...
Сцена с ключом анализ эпизода из второго действия драмы А.Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. В жизни людей бывают моменты, когда им предоставляется выбор пути, одного из двух; он может вести к успеху или к проблемам, или значительнее – к спасению или гибели, к раю или аду. Сказать «да» или «нет» бывает сложно противоречивой человеческой личности, но выбор все же приходится делать.
Судьба Катерины в произведении Гроза Островского
Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба Катерины действительно драматична. Она, возможно, сама того не осознавая, протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли был иной исход?
Бог и грех в романе Преступление и наказание
Бог и грех в романе "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Бог и грех нераздельны. В бездне Бога открывается взгляд на бездну греха. В бездне греха рождается тоска по Богу. Именно так Достоевский ощущает жизнь. Именно про это он сочинял «Преступление и наказание». Точно так же, как творчество Льва Толстого генетически связано со «Словом о полку Игореве», Достоевский связан с «Молением» Даниила Заточника.
Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Философское исследование проблемы греха составляет смысловой центр романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главные герои романа - бывший студент Родион Раскольников и живущая «по желтому билету» Соня Мармеладова - нарушают моральный закон, «переступают черту».
Красота души Катерины По пьесе А. Н. Островского Гроза
Красота души Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Солнце в небе высоко, тропинка бежит далеко, бредет по ней красная девица. Истомилась она, измучилась: за долгий свой путь три пары башмаков железных истоптала, три чугунных посоха изломала да три каменные просвиры изглодала.
Был ли выход у Катерины Кабановой?
Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первый этап творческой деятельности Островского, цикл его пьес о “темном царстве”. Эта пьеса была необыкновенно популярна.
Толстой Камни
Лев Николаевич Толстой Камни Толстой Лев Николаевич Камни Лев Николаевич Толстой Камни Пришли две женщины к старцу за поучением. Одна считала себя великой грешницей. Она в молодости изменила мужу и не переставая мучилась. Другая же, прожив всю жизнь по закону, ни в каком особенном грехе не упрекала себя и была довольна собой.
Яворницкий, Дмитрий Иванович
Дмитрий Иванович Яворницкий Эварницкий ; 25 октября (6 ноября) 1855(18551106), Борисовка, Харьковская губерния — 5 августа 1940, Днепропетровск) — российский и украинский историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель, академик АН УССР (1929), член Московского археологического общества, один из самых значительных исследователей истории Запорожского казачества.
Люди холопского звания
"" (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счаcтья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне- не странники-богомольцы.
Павел Александрович Флоренский
Павел Александрович Флоренский (1882—1937) родился возле местечка Евлах Елисаветпольской губернии (ныне — на территории Азербайджана). Свое детство он провел в Тифлисе и Батуме, где его отец строил военную Батумо-Ахалцыхскую дорогу.
Парменид
Философское учение изложено Парменидом в сочинении "О природе", написанном гекзаметрами. От этой философской поэмы целиком сохранился "Пролог", значительные фрагменты из первой части и некоторые куски из второй части.