Петр Абеляр. "Познай самого себя"
А.А. Гусейнов
Трактат знаменитого схоластика написан в 1132-1135 гг. В нем Абеляр различает понятия "порока", "греха", "намерения" и "действия". Прежде всего дается определение нравов (mores) - они представляют собой пороки или подвиги души, которые делают нас склонными к дурным или добрым делам. Нравы склоняют волю к действиям. Поскольку пороки и добродетели оказываются свойственными не только душе, но и телу, то в их определении Абеляр опирается на традиционное античное понимание добродетели как естественной "добротности", функциональной пригодности и здоровья. Существуют такие добродетели и пороки, которые нравов не затрагивают, т.е. не удостаиваются ни похвалы, ни порицания, например, острота ума или забывчивость. Человек может быть порочным, даже не проявляя это свойство в поступках (гневливость, сладострастие).
С этим натуралистическим представлением о нравственных качествах связано понимание Абеляром греха - если порок есть то, благодаря чему мы склоняемся к прегрешению, т.е. то, что заставляет нас сочувствовать тому, что запретно, то грех представляет собой само сочувствие или согласие воли на это [1]. А это означает презирать Творца, т.е. не делать ради него того, что надлежит. Теоцентрическая мотивация становится у Абеляра фундаментом морального действия. Отождествляя волю со способностью желания, он при этом не признает злую волю источником греха, так же как добрую волю началом добродетели, обосновывая свое мнение тем, что в этом случае грех будет причастен не только небытию, но и бытию. Грех же на самом деле есть отсутствие бытия, и субстанции греха быть не может, даже в злой воле. Это рассуждение направлено против аристотелевской традиции в понимании концепции добродетели и порока как некоторых складов души (у Фомы Аквинского это habitus - расположение). Грех - это слабость воли. Отсюда и заключение, что его можно совершить и без злой воли, как бы непроизвольно. В свою очередь, злая воля ("желание недозволенного") может быть обуздана и подчинена Божьей воле. Что же тогда в этом случае является источником греха, сли не воля? Поскольку грех есть согласие с порочным желанием, то отсюда следует, что он представляет собой акт разума - судящей способности.
1 Абеляр Петр. Теологические трактаты. М., 1995. С. 249.
Абеляр вносит в этику свойственные его образу мышления интеллектуальные мотивы: разум определяет пороки и добродетели души так, что соглашается или нет с порочными или добродетельными стремлениями воли. В этом трактате содержится скрытая полемика с известной нам мыслью Ансельма Кентерберийского о добровольности любого сознательного действия - ведь в этом случае, возражает Абеляр, "пришлось бы назвать добровольным то, что происходит в результате любого воления" [1], в том числе и убийство при самозащите. Но ведь при этом у убийцы не было желания (злой воли) совершить данное преступление, а грех был только в согласии разума на него. Ансельм, наверное, возразил бы на это: А разве разум не изъявил в данном проступке свою волю? Действительно, получается, что разум, вынося свои решения независимо от воли, берет на себя функцию волевого начала. Моральное самоопределение превращается у Абеляра прежде всего в интеллектуальную процедуру.
К двум названным элементам морального деяния - воле и разуму - Абеляр присоединяет и сам поступок, т.е. предметное действие. Сами по себе поступки оказываются в моральном смысле нейтральными: "не в поступке, а в намерении (intentio) состоит заслуга или подвиг" и "ничто не может загрязнить душу, кроме принадлежащего ей, то есть согласия"; "воля и согласие всегда в нашей власти" (рассуждения, близкие стоицизму). Моральное качество поступка определяется исключительно намерением, имеющим своей целью угодить Богу, т.е. религиозным мотивом. Абеляр правильно отмечает, что одно и то же деяние может совершаться по абсолютно разным мотивам. В целом он выделяет четыре составляющих греха - "изъян души, толкающий к прегрешению, затем самый грех, который мы усмотрели в согласии на зло, то есть в презрении к Богу, далее волю, направленную на зло, и, наконец, злокозненный поступок" [2].
1 Абеляр Петр. Тео-логические трактаты. С. 225.
2 Там же. С. 280.
Поскольку результат поступка сам по себе не может определять его нравственную оценку, делается недопустимый для христианского мыслителя вывод: невежество и связанное с ним неверие не могут быть вменены в грех; незнание истинного Бога снимает обвинения в грехе даже с тех, кто преследовал христианских мучеников и даже Христа - ведь они верили, что творят богоугодное дело. Абеляр высказывает парадоксальную мысль, что эти злодеи совершили лишь "грех деяния", и их грех был бы более тяжким, если бы они вопреки сознанию проявили пощаду к тем, кого, как они считали, нужно преследовать. Правда, принимая к сведению практику церкви, он все же соглашается, что для людей сознательных неверие преграждает доступ к вечной жизни - этим самым грех рождается не из презрения к Богу, а из самого поступка [1]. Люди, не верящие в Евангелие, не получающие святых даров, оказываются вне церкви и объективно не смогут получить спасение (согласно известной формуле "вне церкви нет спасения"), хотя в моральном смысле они безгрешны. Этика Абеляра в который раз обнаруживает коллизию религиозных и нравственных начал.
1 Абеляр Петр. Теологические трактаты. С. 278-279.
Другие работы по теме:
Средневековая философия 11
12. Средневековая философия Средне века (с I по XV - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Сильное влияние на западную средневековую философию оказала именно христианская религия.
Периодизация философии
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде.
Струве Петр Бернгардович
Струве Петр Бернгардович - экономист, философ, публицист, общественный деятель. Стоял на позициях индетерминизма, ратовал за воспитание христианского уважения к достоинству личности.
Лавров Петр Лаврович
Лавров Петр Лаврович - философ и социолог, революционер, теоретик народничества.
Русское духовенство при Петре Первом
После водворения на престол энергичной фигуры Петра в России начинается энергичная ломка старого строя и обновление его по за- падным образцам. Петр не был религиозным человеком в том смысле,
Санс-и-Йорда, Петр
Санс-и-Йорда, Петр Петр Санс-и-Йорда́ (исп. Pedro Sanz i Yordа, 3.09.1680 г., провинция Таррагона, Испания — 26.05.1747 г., Фучжоу, Китай) — святой Римско-Католической Церкви, мученик, член монашеского ордена доминиканцев, епископ епархии Фучжоу, миссионер, мученик.
Гринев в Белогорской крепости
Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование.
Образ Петра I в поэме Пушкина Полтава
(1 вариант) Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами.
Книга, которая потрясла меня
Автор: Достоевский Ф.М. Книга, которая потрясла меня, это «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Меня удивило то, как Родион Романыч Раскольников, главный герой данного произведения, глубоко мыслящий и видящий сущность окружающих людей (Раскольников из письма матери сразу же понял в чем дело, понял, что за человек Петр Петрович Лужин) сумел убить человека! Я до самого конца не верила, что он все-таки совершит это преступление.
Образ Петра Гринева в повести Капитанская дочка
Образ Петра Гринева в повести "Капитанская дочка" Автор: Пушкин А.С. Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви.
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Повесть В.Г.Короленко Слепой музыкант
Автор: Короленко В.Г. Владимир Галактионович Короленко в своей повести «Слепой музыкант» пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях.
Неизвестный друг Опальные рассказы
Автор: Зощенко М.М. Жил такой человек, Петр Петрович, с супругой своей, Катериной Васильевной. Жил он на Малой Охте. И жил хорошо. Богато. Хозяйство и гардероб, и сундуки полные добра... Было у него даже два самовара. А утюгов -- и не счесть -- штук пятнадцать.
Дело Артамоновых
Автор: Горький Максим. Приехал в город Дрёмов Илья Артамонов — красивый статный мужчина, жителям сказал, что хочет на берегу реки построить фабрику полотна. Раньше Илья служил у князей приказчиком, получил волю, за хорошую службу дали ему денег — вот приехал строить. У него три сына — Пётр (старший, задумчивый, постоянно дергает себя за ухо), Алексей (весёлый, работящий, рубаха-парень) и Никита (горбун, некрасивый, ухаживает за садом, любит растения).
Реформы Петра1 2
Петр Великий был одним из самых величайших политических деятелей в истории государства Российского. Значение и неоднозначность реформ, которые он проводил, является предметом для споров и по сегодняшний день. Одни считают, что он оказал исключительно положительное влияние на развитие нашего государства, другие наоборот.
Осада Выборга 1706
Осада Выборга — неудачная операция русских войск во время Великой Северной войны, предпринятая в 1706 году царем Петром I по захвату шведского города-крепости Выборг.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Россия при Петре I
После водворения на престол энергичной фигуры Петра в России начинается энергичная ломка старого строя и обновление его по западным образцам.
А.Нестеров - любимый фискал Петра 1
22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. “Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии “для спросу” и денежных сборах и дела финансового управления”.
Айгустов, Савва Васильевич
Савва Васильевич Айгустов (? — ?) — российский генерал-майор за боевые отличия в Полтавском сражении (27 июня 1709 года), один из видных петровских сподвижников, участник Великой Северной войны.
Петр I великий реформатор или крепостник-консерватор
Петр I – великий реформатор или крепостник-консерватор? Личность и действия Петра I были очень противоречивы: с одной стороны, это новатор, производящий реформы, а с другой – консерватор, не желающий менять старые уклады крепостничества.
Петр Абеляр
Жизнь Абеляра. Абеляр как родоначальник оппозиционной максимально рационализированной философии западноевропейского средневековья.
Пьер Абеляр
Французский философ, теолог и поэт. В споре о природе универсалий (общих понятий) развил учение, названное позже концептуализмом.
Анна Петровна
Дочь Петра Великого и Екатерины I, цесаревна и герцогиня Голштинская.
Абеляр
Абеляр, Пьер (Petrus Abaelardus лат., Pierre Abelard фр.) средневековый философ и теолог. Родился в окрестностях Нанта в благородной семье. Избрав карьеру ученого, отказался от права первородства в пользу младшего брата.
Петр II (1715-30)
Российский император (с 1727), сын царевича Алексея Петровича. Фактически правили государством при нем А. Д. Меншиков, затем Долгоруковы. Объявил об отмене ряда преобразований, проведенных Петром I.
Абеляр Пьер
Пьер Абеляр (1079-1142) - самый значительный представитель Средневековой философии периода ее расцвета. Абеляр известен в истории философии не только своими взглядами, но и своей жизнью.
Абеляр, Петр
Абеляр, Петр (Abelard, Abailard) (ок. 1079–1142), французский философ и теолог-схоласт.
Пьер Абеляр
Пьер Абеляр (1079—1142 гг.) — один из крупнейших западноевропейских философов и литераторов XII в. Свою жизнь, наполненную постоянным стремлением к познанию истины на фоне трагической личной судьбы, он описал в автобиографическом сочинении.