Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания. Наиболее яркое и последовательное выражение новой тенденцией философской мысли нашли в творчестве одного из величайших естествоиспытателя эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи.
Титаническая фигура Леонардо да Винчи ( родился в 1452г. в городке Винчи, близ Флоренции, работал во Флоренции, Милане, Риме, последние годы жизни – во Франции, где умер в замке Клу, около г. Амбуаза, в 1519 г.) справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“.
Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития.
Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, худ. творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого распространения. Сделанные в самом точном смысле “для себя“, зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием не только для современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования.
Философские воззрения Леонардо существенны, таким образом, не в свете исторической перспективы, а прежде всего как явление своего времени, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого , оригинального выражение главнейших тенденций ренессансной мысли Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научно- философской среды конца 15 в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега – мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками – учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.
Стремление охватить все богатство и разнообразие природных явлений в своих наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же время привычной устоявшейся схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.
«Занимаясь философией явлений природы, - рассказывает о Леонардо да Винчи автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, - он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращениям солнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином». Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию.
Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание – будь то полученное из откровения и из Священного писания
Знание богословов.
Знание, не опирающееся на ощущение и опыт,не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.
Другой, по Леонардо, признак неистинной науки – разноголосица мнений, обилие споров.
Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников.
К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся на использование «духов». Леонардо не только опровергал основания практики “некромантов” и других колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса и ведовство.
Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание – противостоит мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».
Другой помехой к истинному знанию является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом.
Обращение к опыту как источнику познания – не декларация. Скорее напротив – оно является выводом постоянной и повседневной практики Леонардо – наблюдателя, художника, экспериментатора, механика, изобретателя. Само многообразие его научных интересов, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением самостоятельно проверить все научные истины, познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную природу.
В своих записях и рисунках Леонардо постоянно возвращается к уже сделанным наблюдениям и опытам. Рисунки играют особую роль в его научных изысканиях.
Другие работы по теме:
Философия. Кроссворд
8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Вопросы. По горизонтали : Учение о человеке, мире и познании ( Петрарка, Леонардо да Винчи ... )
Искусство и натурфилософия
Гуманистические идеи обрели себя не только в рамках studia humanitatis, они пробивались в живописи и поэзии еще в ХIII - ХIV вв. Искусство Италии в этом смысле было колыбелью Возрождения.
Универсальный человек
Введение 1 Известные полиматы Список литературы Введение Универсальный человек, энциклопедист, полимат (polymathēs, греч. πολυμαθής)[1] — тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, но и добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям.
Творческие принципы Леонардо да Винчи
Каждый из нас от природы наделен любознательностью; задача же состоит в том, чтобы научиться ею пользоваться и развивать ее во благо себе и другим.
Метод золотого сечения
Курсанты Коньякова А.А., Мажуха А.И. Филиал Новороссийской Морской Государственной Академии им. Адмирала Ф.Ф.Ушакова в г. Ростове-на-Дону МЕТОД ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ.
Красота, которая спасет мир
(по новелле Рэя Брэдбэри «Улыбка») Настоящее имя американского писателя Рэя Брэдбери - Монд Дуглас. Первый рассказ Брэдбэри опубликовал сразу после окончания школы (1941).
Произведение искусства, которое больше всего меня поразило
Существуют много произведений изобразительного искусства, которые остались в памяти человечества навсегда. Это и «Джоконда» Леонардо да Винчи, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля, и портреты Ван Дейка, и пейзажи Левитана. Со всем этим можно ознакомиться по репродукциям, или придя в соответствующие музеи.
Красота спасет мир, если мир спасет красоту
(по новелле Рэя Брэдбэри «Улыбка») Есть шедевры искусства, над которыми невластно время. К таким шедеврам принадлежит непревзойденная картина Леонардо да Винчи «Джоконда» - воплощение идеала женской красоты.
В чем секрет долголетия басни
Басня — это небольшое прозаическое или стихотворное произведение поучительного характера и аллегорического содержания, один из самых древних жанров литературы. Еще в V веке до .н.э были популярными басни, автором которых считался древнегреческий раб Эзоп. Они так понравились людям, что разошлись по всем странам и пережили не только века, а и целые тысячелетия.
Легендарный Леонардо да Винчи
Детские годы Леонардо да Винчи. Легенда о Щите Медузы. Работа Леонардо в мастерской Верроккьо. Домыслы и правда о личной жизни живописца. Легенда о кончине великого Винчи. Вклад мастера в мировую художественную культуру. Дневники и изобретения Леонардо.
Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи
Сегодня тот факт, что "Мона Лиза", также именуемая "Джокондой", является самым известным (популярным) произведением искусства планеты Земля не вызывает, вне зависимости от личного отношения к этому творению Леонардо да Винчи, сомнений.
Художники эпохи Высокого Возрождения
Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения предвосхищались в творчестве выдающихся художников 15в. И выражались в стремлении к величавости , монументализации и обобщённости образа.
Моя поездка в Эрмитаж
рмитаж. Не так давно мы со всем классом поехали в Эрмитаж. Тема нашей поездки была живопись, портреты XV–XVII веков в Европе. Поездка в этот музей мне не очень понравилась. В галерее Эрмитажа наверняка не менее сотни картин этого жанра, но нам почему-то показали всего четырнадцать портретов – это меня очень огорчило, но зато о каждой картине нам очень подробно, хорошо и понятно рассказала экскурсовод.
Леонардо да Винчи
ДОКЛАД ПО МХК НА ТЕМУ: «Леонардо да Винчи» Выполнил ученик 10«А» класса Школы№528 ЦАО города МОСКВЫ Савельев К. А. МОСКВА 10.03.1999 год Леонардо да Винчи, из всех известных нам творцов в истории человечества, обладал наиболее всесторонней гениальностью. Он считал себя, прежде всего художником, но из его записных книжек и рисунков видно, что в свое представление об искусстве он вкладывал многое из того, что ныне мы называем естественнонаучными вопросами.
Леонардо Да Винчи титан Возрождения
Леонардо да Винчи (1452-1519) Милан, 1498 Тайная вечеря Леонардо да Винчи завершил работу над Тайной вечерей, фреской, заказанной ему миланским монастырем Санта-Мария делле Грацие и начатой в 1495 г. Тайная вечеря принадлежит к самым известным произведениям мировой живописи. Художник изобразил момент, когда Христос говорит: “Один из вас предаст меня” .
Творчество Леонардо да Винчи
Влияние Сандро Боттичелли на творчество Леонардо. Влияние Пьетро Перуджино на творчество Леонардо. Ангел Леонардо. Оригинальность гения Леонардо.
“Джоконда”
Мона Лиза. Шедевр искусства. Самая смелая и трудная работа Леонардо.
Элементная база компьютера
История развития элементной базы ЭВМ. Механические вычислительные машины Леонардо да Винчи, Блеза Паскаля, Лейбница. Релейные, ламповые, транзисторные дискретные и интегральные ЭВМ. Современная элементная база компьютера и перспективы ее развития.
Велосипед
Способы быстрого передвижения люди искали на протяжении почти всей своей эволюции. Для этого использовались как животные (лошади, собаки, волы, слоны и так далее), так и изобретённые ими технические средства.
Авиация
Первые чертежи летательных машин найдены в рукописях Леонардо да Винчи, великого итальянского ученого, художника и инженера эпохи Возрождения.
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Чезаре да Сесто
(Чезаре де Сесто) (итал. Cesare da Sesto; 1477, Сесто-Календе — 1523, Милан) — итальянский художник, ученик Леонардо да Винчи. Огромное влияние на его творчество — как и на Бернардино Луини и Марко д'Оджоно — оказал Леонардо, что отчётливо просматривается в Мадонне с младенцем. Позднее, в Южной Италии, он создал сложный и вычурный стиль, в котором соединились классицизм и наиболее характерные элементы раннего маньеризма.
Леонардо да Винчи
" Где больше чувства, там в нас, мучениках, больше муки..." Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (15.04.1452, Винчи, близ Флоренции.- 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Родился в семье богатого нотариуса.
Леонардо да Винчи и его работы
План: Введение. Название *Путешествия и триумфы. *Технические проекты. *Оптика. *Анатомия, ботаника, палеонтология *Великие картины 3. Заключение
Леонардо да Винчи
Среди произведений Леонардо да Винчи - живопись, фрески, рисунки, анатомические рисунки, заложившие основу для появления научной иллюстрации, произведения архитектуры, проекты технических сооружений, записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов).
Валери Поль
Французский поэт, прозаик, мыслитель, критик. Поль Валери родился 30 октября 1871 во французском городе Сэт на побережье Лангедока. По семейным истокам - полуитальянец с примесью корсиканской крови, выходец из чиновничьей буржуазной среды.
Леонардо Да Винчи
Биография выдающегося художника, основателя искусства Высокого Возрождения Леонардо Да Винчи.
Леонардо да Винчи
Леонардо (Лионардо) да Винчи (1452-1519) - живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый.
Никола Пуссен
Пуссен (Poussin) Никола (1594-1665) французский живописец и рисовальщик.