А. А. Иванова
Философия
Вл. Соловьева относиться к Х1Х веку, а ведь уже наступил ХХ!, но нас по -
прежнему притягивают к себе труды великого русского мыслителя. С одной стороны,
мы обращаемся к теоретическому наследию Соловьева только ради изучения истории
русской философии. Но разве этого хотел философ, разве для этого он посвятил
всю свою жизнь на создание метафизики всеединства, чтобы после смерти кануть в
лету? Нет!
Во-первых,
он заложил традицию философии всеединства, повлияв на таких мыслителей, как С.
Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. М. Соловьев, С. Н. и Е. Н.
Трубецкие. Но, опять же, не это главное.
Во-вторых,
Соловьев был не просто философом, который витал в метафизических заоблочностях,
он был практическим философом. И проблемы, которые он решал, были направлены на
жизнь земную, человеческую, а точнее, он пытался найти некую нить, которая
соединяла бы жизнь земную с жизнью небесной. Актуальность данной темы
заключается в принципе Вл. Соловьева, который гласит, что мир божественный и
внебожественный 'различаются не по существу, но по положению'. Небо и земля,
Бог и человек это - по сути два противоположных полюса, но, введя понятие
'София' в свою философскую систему и сделав ее идеальным универсумом, Соловьев
соединяет эти полюса. В результате чего София выступает неким звеном, который
связывает творца и творение. Поэтому получается, что 'все то, что мы совершаем
на земле во времени, есть воспроизведение того, что было и есть в Боге'.
Что
касается традиции, в которой рождалась метафизика всеединства, то мы поймем,
почему он так сильно хотел соединить то, что до него противопоставлялось.
Русская философская традиция складывалась весьма не просто. Она черпала свои
идеи из святоотеческого наследия, но во времена богословского застоя резко
переметнулась на Запад. В результате чего возникает двойственность в русской
философской мысли. Пытаясь, сохранить свои народные корни, она в тоже время не
желала примыкать к холодному рационализму Запада. Именно в эти трудные времена
для русской мысли и рождается метафизика всеединства Вл. Соловьева.
Многие
исследователи философского наследия Вл. Соловьева приписывали довольно высокий
статус софиологической тематики: П. П. Гайденко, Э. Л. Радлов, Д. А. Крылов, Н.
О. Лосский.
Но
вот В. В. Зеньковский утверждает, что София не могла выступать исходной идеей в
творчестве Вл. Соловьева и может рассматриваться отдельно от всей его системы.
Но в силу того, что София носит сквозной характер, она занимает особое
положение в метафизики всеединства. Благодаря своему статусу она способна
выполнять различные функции: 1) Она соединяет всю философскую систему Вл.
Соловьева, делаяя ее целостной; 2) Какими бы идеями не занимался философ, она
везде находит свое применение, а главное, что София при этом занимает
главенствующее положение.
При
анализе данной темы возникают следующие проблемы: 1) постоянная эволюция
взглядов Вл. Соловьева; 2) двойственность Софии - то она мировая душа, то
Премудрость Божия; 3) стремление В. Соловьева объединить два разных способа
мышления, два разных типа диалектического построения системы, то есть он
пытается соединить христианскую троицу с двойной природой Бога.
Именно
Шеллинг приводит Соловьева к тому, что он становится пантеистом. Но русский
философ делает небольшую попытку снять с себя обвинения в пантеизме. Разделив
мир на бытие и сущее, он устанавливает тем самым между трансцендентной основой
мира и самим миром связь необходимости, которая постигается только рациональным
путем. Такая интерпретация носит пантеистический характер, и, желая избежать
этого, Соловьев как раз и акцентирует внимание на отсутствие обратной связи
между бытием и сущим. Если бытие с необходимостью вытекает из сущего, то сущее,
напротив, свободно от бытия, не обусловлено им. Именно для того, что бы
подчеркнуть эту свободу сущего от бытия, Соловьев называет его так же
сверхсущим. Однако это не спасает русского мыслителя.
Использование
компаративного метода по отношению к различным этапам творчества русского
мыслителя позволяет нам глубже проникнуть в суть философской рефлексии Вл.
Соловьева. Тогда сам философ выступит как толкователь своих идей. Чтобы решить
проблемы, которые были обозначены выше, я взяла на себя смелость разделить всю
философскую систему на три этапа: прошлое, настоящее и будущее. На каждом этапе
София выполняет определенные функции, что позволяет ей эволюционировать.
Прошлое
На
этом этапе рассматривается функция Софии в домирном существовании Бога, где она
предстает как основа его существования. Здесь очень сильно проскальзывает влияние
на Соловьева мистики, каббалы и шеллингианства, а так же мы обнаруживаем явное
расхождение философа с библейской догматикой.
В
первоначальном виде теория Вл. Соловьева была один в один схожа с теорией
Шеллинга. Бог - сущее, и он не отделим от основы своего существования, которая
есть воплощение хаоса и зла. Здесь София понимается как мировая душа. И
получилось так, будто зло заложено в Боге, то есть носит метафизический
характер. Конечно, с одной стороны Соловьев прав, ведь вне Бога ничего не может
существовать, иначе это бы его ограничивало. Но с другой стороны, признать
раздробленность в самом божестве он не мог, поэтому в книге 'Россия и
вселенская церковь' исправляет это положение. В этом произведении София - это
Премудрость Божия. Премудрость Божия - это носительница Божественных идей, по
образу которых сотворил мир.
Не
будем забывать о том, что на этом этапе еще не было человека, он был только
потенциально заложен в Премудрости Божий, и как потенция человек совечен Богу,
но если говорить о физическом возникновении мира, то здесь Соловьев напоминает
Дарвина. Известный нам земной человек возник в процессе эволюции, 'появившись
на земле в определенный момент времени как заключительное звено органического
развития на земном шаре'.
Настоящее
В
этой части рассматривается функция Софии, которая заключается в том, что она
обращает свой взор на человека. Здесь Соловьев спасает двойственность Софии.
София отпадает от Бога в силу того, что хочет обладать всеми вне Бога, она
приобщается к эгоизму и превращается в мировую душу. Мировая душа становится
низшим противообразом Премудрости Божией. Тем самым, раскол происходит уже не в
самом Божестве, а в Премудрости Божией. Именно после отпадения мировой души на
земле возникает раздробленность, множественность. Мир теперь противопоставлен
Богу, но именно через Софию Соловьеву удается удержать эту тонкую нить между
небом и землею, между творцом и его творением.
Будущее
Здесь
в полной мере проявляются надежды Вл. Соловьева, его мечты о богочеловечестве и
свободной теократии. София теперь рассматривается как богочеловечество, как
вечное человечество. Но в месте с тем, когда говорят о вечном человеке,
подразумевается не родовое понятие 'человек', не человечество как имя
собирательное, а нечто другое. Говоря словами самого Соловьева, 'софийный,
идеальный человек не есть только универсальная общая сущность человеческих
особей, от них отвлеченная, а это есть универсальное и вместе с тем
индивидуальное существо'. Даже если учесть тот факт, что София отпала от Бога,
то она по - прежнему испытывает смутное желание приобщиться к Божеству, она
тяготеет к единству. Поэтому, когда-нибудь мировая душа найдет верный путь к
Богу, сможет подавить в себе эгоизм.
Что
касается идеи свободной теократии, то она довольно проста. Теократия для
Соловьева есть Царство Божие в земном его осуществлении. Цель вселенской
теократии - это осуществление Божественного закона в мире человеческом,
воплощение небесного в земном. Цель эта может осуществиться только через отдачу
себя церкви. А церковь, по Соловьеву, есть тело Божие на земле. А тело Божие и
есть Премудрость Божия.
Таким
образом, человечество через церковь должно стать богочеловечеством, и только
тогда на земле наступит царство Божие, и тогда возникнет второе всеединство.
Другие работы по теме:
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Свобода личности 2
Свобода личности Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие “свобода личности” все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства.
Религиозная философия (Владимир Соловьев)
Гениальный мыслитель В.С. Соловьев. Синтез философской и богословской мысли: христианская философия Соловьева. Богочеловек как индивидуальное проявление Царства Божьего. Идея всеединства и вселенской церкви путем объединения православия и католичества.
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережковский Дмитрий Сергеевич - писатель, поэт, философ. Отправными для Мережковского были идеи Достоевского и Вл. Соловьева. Отстаивал концепцию "нового искусства", в котором мистическое содержание получает символическое выражение.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Зеньковский Василий Васильевич
Зеньковский Василий Васильевич- философ и психолог. От концепции всеединства Вл. Соловьева шел к построению метафизики человека и интуитивизму. Разработал концепцию психофизического взаимодействия.
Философия Финляндии
Развитие философии в Финляндии началось со 2-й половины 18 в. с усвоения и переработки идей, заимствованных у Г. Лейбница, Х. Вольфа и Дж. Локка. Последователем Локка и критиком И. Канта был Х. Г. Портан.
Батищев Генрих Степанович
С начала 70-х гг. Батищев подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х гг. выступает против абсолютизации деятельности.
25
Бытие фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии
Подготовка больного к операции 2
Ярославский медицинский колледж Реферат: по теме: « Подготовка больного к операции » Выполнила: Студентка 3 АК « А » Проверила: Соловьева Т. Н Содержание:
София Ротару
Сочинение биографическое описание София Ротару (полное имя — София Михайловна Евдокименко-Ротару, по молдавски — Sofia Rotaru) — русская, украинская и молдавская певица, музыкант, танцовщица, музыкальный продюсер, кино-продюсер, актриса, деловая женщина. Известная голосом альто, стала первой поп-певицей, которая пела речитативом.
Чацкий и фамусовское общество. 3
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Кто такой Чацкий и что это за фамусовское общество? Автор сравнивает и противопоставляет две категории людей, которые даже в наше время встречаются и конфликтуют между собой.
Роль Софьи в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Роль Софьи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. «Грибоедов – человек одной книги, - заметил В.Ф. Ходасевич. – Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места».
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Бюргер
(нем. Bьrger, от древн.-верхн.-нем. burgari — защитники города) — горожанин, гражданин. Эволюция значения: В Раннем Средневековье — жители укрепленного населенного пункта — «Бурга» (нем. burg — крепость, за’мок, град) или поселившиеся рядом с укрепленной кирхой, собором (лат. cives, urbani, oppidani; ср-в.лат. burgenses).
Распутная императрица
Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Критический анализ Список литературы Введение «Распутная императрица» (англ. The Scarlet Empress) — псевдоисторический фильм, снятый в 1934 году голливудским режиссером Джозефом фон Штернбергом из компании Paramount Pictures о жизни Екатерины II.
Санданский, Яне Иванов
Введение 1 Биография 2 Балканские войны 3 Убийство 4 Память Введение Яне Иванов Санданский (болг. Яне Иванов Сандански; 18 мая 1872, село Влахи, Османская империя — 22 апреля 1915, Роженский монастырь, Болгария) болгарский революционер, один из руководителей ВМОРО.
Ораовдолский, Секула
Секула Христов , известный по месту рождения как Ораовдолский (1882, Ораов дол, Македония, Османская империя — 18 января 1912, Бистрица, Македония) — болгарский революционер в Македонии, член ВМРО.
Раковский, Георги Стойков
Георги Стойков Раковский (болг. Георги Стойков Раковски, наст. имя Съби Стойков Попович; апрель 1821, Котел — 9 октября 1867, Бухарест) — болгарский революционер, один из организаторов национально-освободительного движения в Болгарии против турецкого господства, историограф, этнограф, поэт, писатель и публицист.
Боевые группы БКП
(болг. Бойните групи на БКП) — вооружённые отряды 3–6 человек (членов БКП), действовавшие в 1941—1944 гг. на территории Болгарии с целью ведения партизанской войны против немецких войск и функционеров монархо-фашистского режима в стране. Участники боевых групп известны в Болгарии как «нелегалы».
Солунская болгарская мужская гимназия
План Введение 1 Гимназия и политическая борьба 2 Гимназия в художественной литературе 3 Директора и учителя гимназии 3.1 Директора 3.2 Учителя 4 Воспитанники гимназии
Георг I король Великобритании
Георг I (нем. Georg Ludwig von Hannover, англ. George I; 28 мая 1660(16600528), Ганновер — 11 июня 1727, Оснабрюк) — король Великобритании с 1 августа 1714 года, первый представитель Ганноверской династии на королевском троне Великобритании.
Матов, Христо Апостолов
План Введение 1 Биография 2 Произведения Список литературы Введение Христо Апостолов Матов (10 марта 1872, Струга, Османская империя — 10 февраля 1922, София, Болгария) — выдающийся болгарский[1] политический деятель в Македонии — идеолог движения за освобождение Македонии и Одринской Фракии, филолог, фолькорист, публицист.
Петров, Георги
Георги Петров Николов , известный под прозвищами Гёрче Троячанец (болг. Георги (Гьорче) Петров, около 1865, село Варош, Прилеп, Македония, Османская империя — 28 июня 1921, София, Болгария) — болгарский революционер и один из руководителей Внутренней македонско-одринской революционной организации.
Владимир Сергеевич Соловьев
В.С.Соловьев родился в Москве 16 января 1853 года в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева(1820-1879) и его жены Поликсены Владимировны.
София Французская
София Филиппа Елизавета Жюстина (фр. Sophie Philippe Elisabeth Justine de France; 27 июля 1734 — 2 марта 1782) — французская принцесса крови, дочь короля Франции Людовика XV и его супруги Марии Лещинской. При версальском дворе была известна как «мадам Шестая», «дочь Франции» и «мадам София».
Вапцаров, Никола Йонков
Никола Йонков Вапцаров (7 декабря (24 ноября) 1909, Банско, Османская империя — 23 июля 1942, София, Болгария) — болгарский поэт и писатель, революционер-антифашист, член БКП. В Македонии считается этническим македонцем.
Булгаков Сергей Николаевич
Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) — философ, богослов, экономист, священник. В 1896 оканчивает юридический факультет Московского ун-та и уезжает в Германию, где занимается политэкономией и примыкает к марксизму.
Сергей Николаевич Булгаков
Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944) родился в г. Ливны Орловской губернии, в семье священника. В юности он учился в Ливенском духовном училище и Орловской духовной семинарии, в 1890—1894 гг. — на юридическом факультете Московского университета.
Соловьева П.С.
Поликсена Соловьева, родная сестра философа и поэта Владимира Соловьева, родилась 20 марта 1867 года. Она была последним, двенадцатым ребенком в семье известного историка Сергея Михайловича Соловьева.
Булгаков Сергей Николаевич
Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944), русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию.
Соловьев В.С.
Русский религиозный философ, поэт, публицист и критик.