Реферат: Формирование и эволюция экономической мысли 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Формирование и эволюция экономической мысли 2

Рефераты по экономике » Формирование и эволюция экономической мысли 2

Негосударственная образовательная автономная некоммерческая

организация высшего профессионального образования

«Институт бизнеса и политики»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине: Основные направления экономической мысли


Тема: «Формирование и эволюция экономической мысли»


Выполнил:


(Ф.И.О. студента(тки), специальность, форма обучения, группа, курс)


(дата сдачи в деканат, подпись методиста)


Проверил:

к.э.н., доцент Дьякова Г.С.

(Ф.И.О. преподавателя, ученая степень, ученое звание)


(оценка, личная подпись) (расшифровка личной подписи)


Оглавление

Оглавление 2

Введение. 3

1. История экономической мысли. 4

2. Маржиналистская революция и вклад в нее Венской и Лозаннской экономических школ. 5

3. Кембриджская и американские неоклассические школы. 7

4. Институционализм и этапы его развития. 8

5. Кейнсианство и неокейнсианство. 10

6. Неолиберализм и монетаризм. 12

Заключение. 14

Литература: 15


Введение.

На сегодня сложилось довольно определенное представление о законах функционирования рыночной экономики. Эти закономерности подробно описаны в учебниках по экономической теории. Однако не случайно такое важное место в экономическом образовании отведено курсу истории экономических учений. Было бы неправильно недооценивать экономистов прошлых эпох только потому, что сейчас мы знаем больше: ведь этими знаниями, инструментами, теоретическими подходами мы обязаны им.

Без рассмотрения основных этапов развития экономики, как по отдельности, так и во взаимосвязи, невозможно в полном объеме исследовать элементы, образующих предмет экономической теории, т.е. отношения людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.


1. История экономической мысли.

Экономическая наука имеет глубокие исторические корни. Крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности внесли мыслители Древней Греции. Именно Ксенофонт и Аристотель ввели в оборот термин «экономия».

Попытки осмыслить принципы организации не отдельного хозяйства, а государственного, были предприняты много веков спустя. В этой связи наука получила новое название – «политическая экономия», т. е учение о государственном хозяйстве.

В 1615г. написана книга «Трактат» Антуаном де Монкретье. Он изложил свои соображения королю Людвигу XIII: как собирать налоги и таможенные пошлины, способствовать развитию ремесел и торговли.

Следующий шаг в развитии экономической науки ознаменовало появление учения меркантилизма. Учение основано на представлении, что богатство состоит в обладании деньгами. Главной отраслью народного хозяйства является внешняя торговля, самыми ценными людьми – купцы.

В XVIIIв. во Франции зародилась физиократия, основателем которой стал Франсуа Кенэ.

Отцом экономики принято считать Адама Смита (1723 – 1790). Он считал, что богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики. По Смиту, спрос и предложение может успешно действовать в острой конкуренции. Идеи Смита были популярны в эпоху становления капитализма.

Карл Маркс (1818 – 1883) выдвинул свою экономическую теорию. Он полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем замене другой системой.

Трудовая теория стоимости - фундамент здания марксистской политической экономии. Обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством труда, который затрачен на их производство.

Социальное общество должно базироваться на собственности и некой плановой экономике, которая исключает «анархию» и «хаос» рынка, и присущие ему социально – экономические противоречия между трудом и капиталом.


2. Маржиналистская революция и вклад в нее Венской и Лозаннской экономических школ.

В последней трети XIX века происходит «субъективизация» всех общественных наук. Предшествующие сто лет обществоведы пытались найти «объективные законы» общественного развития. Но в конце XIX в. стала меняться вся парадигма обществознания, что было связано с осознанием различий природы и культуры, отличия природных объектов от социальных и проявлением культуроцентристской парадигмы. На первый план выдвинулся человек со своими субъективным, индивидуальным сознанием и начал играть доминирующую роль в общественных науках. Ведущее значение приобрели три неоклассические школы: Венская, Лозаннская и Кембриджская.

Венский университет стал одним из самых значительных и влиятельных научных центров XIX – XX вв. Венская (Австрийская) школа сформировалась вокруг Карла Менгера (1840 – 1921).

Маржиналисты приняли за исходный пункт потребности человека и законы насыщения этих потребностей.

Маржиналистский анализ представляет собой фундаментальную экономическую теорию, объясняющую любую экономику.

Потребность – стремление к реализации какой-либо нужды, испытываемой человеком, недостаток чего-либо вызывает стремление устранить его. В основе потребительского выбора лежат субъективно оцениваемые полезности товаров, материальных и духовных благ.

Менгер напрямую связал полезность и редкость предметов потребления. Степень полезности благ для различных потребителей зависит от редкости блага – количества, которым располагает потребитель. Потребность каждой новой единицы, поступающей в распоряжение человека, зависит от уже находящихся у него подобных единиц. Этот закон носит название Первого закона Госсена.

Менгер для обозначения полезности ввел термин «предельная полезность». Убывающая предельная полезность помогает понять, что с позиции потребителя конкретная полезность определяется предельной полезностью.

Венская школа рассматривала цену товара либо как выражение степени его полезности, либо как плату за отказ от иного использования товара. Цена является результатом столкновения на рынках продавцов и покупателей.

Второй закон Госсена: должно обеспечиваться равенство предельных полезностей на каждую единицу денежной оплаты каждого товара.

О.Бем-Баверк ввел понятие субъективной и объективной стоимости. Субъективная стоимость – личная оценка товара потребителем и продавцом.

Объективная стоимость – цены, которые формируются в ходе их взаимодействия на рынке.

Ф. Визер распространил принцип убывающей полезности на факторы производства и расширил рамки анализа, доказав, что на определенном этапе начинает проявлять себя закон убывающей производительности: объем производства и затраты растут, а отдача не увеличивается или даже сокращается.

Одновременно с Венской начала свое развитие Лозаннская школа, которая положила начало исследованию экономического равновесия с помощью методов математического моделирования.

Основателем этой школы стал француз Леон Вальрас (1834 – 1910), профессор Лозаннского университета, где его сменил итальянец Вильфредо Парето (1848 – 1923).

Базовые положения модели Вальраса: всякое рыночное хозяйство в тенденции стремиться к равновесию; экономическая деятельность осуществляется на базе принципа субъективной полезности.

Вальрас разделил субъектов на две группы:

Владельцы производительных услуг (земли, труда и капитала)

Предприниматели (фирмы)

Равновесные цены способствуют устранению излишков и дефицита – количество предлагаемых товаров соответствует количеству приобретаемых товаров, общая сумма цен равна совокупным издержкам.

Общее равновесие – устойчивое состояние конкурентной экономики, при котором потребители максимизируют значение функции полезности.

Рыночное равновесие – наилучшее положение в рамках уже сформировавшейся системы распределения, модель Парето предлагает невосприимчивость общества к неравенству.


3. Кембриджская и американские неоклассические школы.

Традиции классической английской политической экономии продолжила в новый период маржиналистской реформации экономической теории Кембриджская школа, которая сформировалась вокруг Альфреда Маршалла (1842 – 1924). Ключевая идея Маршалла – переключение усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение процессов, протекающих на рынке. С помощью концепции «равновесной цены» он осуществил единый подход к анализу процессов, протекающих в рыночной экономике, объединив теории издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения.

Маршалл ввел понятия «цены спроса» и «цены предложения», также их эластичности: цена снижается – спрос растет, цена повышается – спрос падает.

В Кембриджском университете Маршалла сменил Артур Пигу (1877 - 1959). Пигу разработал инструментарий обеспечения благосостояния на основе посылок теории убывающей предельной полезности, субъективно – психологического подхода оценки благ и принципа утилитаризма. Для более строгой оценки уровня благосостояния он предложил использовать показатели, более полно отражающие жизненные параметры и стандарты.

Основателем американской неоклассической школы является Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938). Кларк сформулировал закон «убывающей предельной производительности»: в условиях, когда хотя бы один фактор производства остается неизменным, дополнительное приращение факторов дает все меньший и меньший прирост продукции, т. е предельный продукт переменного фактора постоянно уменьшается.

На основе модели Дугласа и Кобба была построена первая модель экономического роста, который обеспечивается вложениями в производственные факторы, степень взаимозаменяемости которых постоянна. Далее стали разрабатываться более сложные модели производственных функций, учитывающие факторы производства.


4. Институционализм и этапы его развития.

В XIXв. в Западной Европе, а позднее в США возникло новое направление экономической мысли – институционально-социальное. Его представители ставили перед собой задачи:

выступить оппонентами защитникам монополистического капитала

разработать концепцию защиты среднего класса по средством реформации, в первую очередь, экономии.

Принципиальное отличие институционально – социального направления от классической и австрийской школ состояло в неэкономическом объяснении сущности и движущих сил общественного развития.

Основоположником немецкое исторической школы являлся Фридрих Лист (1789 – 1846). Разработал теорию производительных сил и создал учение о стадиях хозяйственного развития нации. Все его теории работали на одну идею – обосновать необходимость государственной поддержки развития мануфактур и промышленности в интересах прогресса национального производства.

Основная критика экономистов-историков была направлена против принципов классической школы. В основе институционализма лежали правовой, нравственный, историко-генетический подходы.

Институционалисты поставили под сомнение основные постулаты классической политической экономии. Они настаивали на том, чтобы объектом изучения в экономической теории был реальный человек. Отвергли главные постулаты ортодоксальной теории экономического либерализма и «идею интересов».

Институционализм включает в себя четыре направления:

социально – психологическое во главе с Т. Вебленом. Рассматривал психологию коллектива, а не индивидуума. Сконструировал психологическую теорию экономического развития. Основным противоречием капитала является противоречие между индустрией и бизнесом.

социально – правовое во главе с Д. Коммонсом. Его взглядам присущи две особенности:

основа экономического развития – юридические отношения и правовые нормы;

выражение интересов рабочей аристократии.

Разработал теорию социальных конфликтов. Особое внимание уделял роли корпораций и профсоюзов.

эмпирическое во главе с У.К. Митчеллом. Отрицал возможность создания общей теории циклического развития экономики.

социологическое во главе с Дж. Гелбрейтом. В корпорациях реальной властью обладают не собственники, а инфраструктура.

Капитализм трансформируется в индустриальное общество, лишенное многих недостатков капитализма. Деятельность корпораций устремлена к достижению наивысших производственных результатов.

Как направление экономической мысли институционализм довольно расплывчат, включает в себя множество течений и школ.


5. Кейнсианство и неокейнсианство.

Самую большую революцию в экономической теории произвел воспитанник Кембриджской школы и ученик А. Маршалла Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946). Стал основоположником направления экономической мысли – нового интервенционализма.

Кейнс предложил радикальный способ избавления от жестоких кризисов и массовой безработицы. Он сделал следующие выводы: экономия во время депрессии пагубна; снижение цен или замораживание заработной платы не добавляет экономической устойчивости; рост цен стоит приветствовать, т.к он стимулирует инвестиции и экономическую активность;

Государство должно играть решающую роль в предотвращении кризиса и безработицы. Оно вмешивается в распределении дохода общества и сосредотачивает в своих руках денежные и другие ресурсы в целях активного воздействия на экономику. Для обеспечения полной занятости работников следует расширять покупательскую способность населения и покупку предпринимателями новых средств производства. Для этого государство должно наращивать объемы новых капитальных затрат в производство и увеличивать расходы на другие социально – экономические цели, используя повышение размеров налогов и выпуск большего количества денег.

Кейнс исследовал зависимости и пропорции между совокупными народнохозяйственными величинами, поскольку главную задачу видел в достижении общенациональных экономических пропорций. Благодаря этому Кейнс разработал теорию эффективного спроса, и основное внимание уделил анализу факторов, определяющих динамику личного потребления и инвестиций.

Прирост личного потребления представляет собой устойчивую функцию прироста дохода, роль остальных факторов незначительна. С ростом доходов предельная склонность к потреблению уменьшается, т.е по мере роста дохода прирост потребления замедляется, что является основной причиной снижения доли потребления на протяжении повышенной фазы экономического цикла в долгосрочном плане.

Кейнс представил макроэкономическое описание четырьмя основными агрегатами ( доход, сбережения, инвестиции, потребление), выдвинув на первый план реальные производственные потоки и связи.

Для Кейнса инвестиции являются функцией предельной эффективности и нормы процента; занятость зависит от дохода инвестиций.

Избыточные сбережения Кейнс трактует как избыточное предложение товаров – такая ситуация оборачивается общим кризисом перепроизводства. Вывод: для поддержания роста национального дохода нужно увеличить капитальные вложения.

Создание дополнительных рабочих мест во всех сопряженных отраслях отразиться на росте платежеспособного спроса рабочих и соответственно создаст стимулы для расширения производства продуктов питания и товаров народного потребления. Таким образом будут решены взаимосвязанные проблемы: обеспечение экономического роста, решение проблем безработицы.

Кейнс выступал сторонником фиксации заработной платы и проведения экономической политики, направленной на достижение высокой занятости в народном хозяйстве. Бюджетный дефицит, рост денежной массы и инфляция являются вполне приемлемой ценой за поддержание высокого уровня занятости и стабильный рост национального дохода, а инфляция имеет место только тогда, когда растет эффективный спрос при полной занятости.

Уже при жизни Кейнса возникло новое течение в развитии экономической теории – неокейнсианство.

Классики экономической теории исследовали рыночную структуру, которая получила название совершенная конкуренция: большое количество фирм, однородная продукция, никто не обладает долей рынка, влияющей на цену продукта, вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничивался.

Экономисты никогда не отрицали, что в экономике монополия присутствует, хотя в большинстве случаев объясняли ее внеэкономическими факторами. На процессы роста монополизации в последней трети XIXв. обратила внимание немецкая историческая школа, а с 1930-х гг. экономический анализ активно приступил к изучению несовершенной конкуренции.

Джоан Робинсон (1903 - 1983) и Эдвард Чемберлин (1899 – 1967) изучали изменение условий и характера рыночной конкуренции. Они выступали против положения о невозможности производителя влиять на цену. Наоборот, производитель получает такую возможность, занимая исключительную возможность на рынке в силу небольшого числа поставщиков или ограниченного количества товаров определенного качества. Таким образом, вслед за совершенной конкуренцией в экономическую теорию вошли виды несовершенной конкуренции: монополия, дуополия, олигополия, монопсония.


6. Неолиберализм и монетаризм.

В последнюю четверть XXв. произошло бурное возрождение неолиберальных концепций экономической мысли. Как система взглядов Неолиберализм ведет начало от А. Смита и Д. Риккардо.

Неолибералов объединяет общность методологии, первостепенное внимание они уделяют поведению отдельного человека, экономике фирмы, хотя и признают широкое вмешательство государства в экономическую жизнь. Основными школами неолиберализма являются:

Фрайбургская

Лондонская

Чикагская

В неолиберализме существует множество направлений:

Правые – противники государства, проповедники абсолютной экономической свободы;

Левые – разрабатывают более гибкий и трезвый подход к участию государства в экономической деятельности;

Критики кейнсианства;

Исследователи микроуровневых эффектов рынка;

В западных странах получили наибольшее признание экономические подходы, для которых неолиберализм является методологической основой и на которые опирается современная неолиберальная политика: монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий.

Мировой экономический кризис 1973 – 1975гг. ярко продемонстрировал, что замена рыночного саморегулирования экономики кейнсианскими методами государственного вмешательства не способна полностью избавить общество от кризисных потрясений. Неоконсерваторы выдвинули собственные теоретические разработки и практические рекомендации по проблемам инфляции, политики налогов.

Монетаризм опирается на на количественную теорию денег. Его предпосылки:

Количество денег в обращении определяется автономно;

Скорость обращения денег жестко фиксирована;

Изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;

Исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;

Фридмен проанализировал три функции цен: информационную, стимулирующую, распределительную и сделал вывод, что попытки заставить цены способствовать реализации социальных целей в плановой социалистической экономике абсурдно, т.к нельзя отделить их последнюю функцию от остальных, поскольку цены сообщают побудительные мотивы только потому, что участвуют в распределении доходов.

Монетаризм исходит из положения, что рыночный механизм способен обеспечить стабильное развитие экономики: фискальная политика выталкивает частные инвестиции из производства.


Заключение.

В процессе изучения развития экономической мысли ведущими учеными в этой сфере выявлены наиболее важные тенденции в развитии любой рассматриваемой экономической единицы. Чем больше будет альтернативных решений со стороны современных экономистов по объединению и извлечению наибольшей пользы из уже созданных экономических учений, тем плодотворней будет поиск новых путей в целом.

Именно изучение всего опыта экономических исследований во взаимосвязи его периодов помогает спрогнозировать правильные тенденции развития экономической науки и предметов ее изучения.


Литература:

История экономической мысли двадцатого столетия: Курс лекций. (Сорвина Г. Н., Москва, Изд-во РАГС, 2006, 330с.)

История экономики и экономических учений: Учебно-методическое пособие. (Сурин А. И., Москва, Финансы и статистика, 2003, 200с.)

Основы экономической теории (под ред. В.Д. Камаева, Москва, «Юнити», 2005, 725с.)

Экономическая теория – учебник для студентов ВУЗов (Москва, «Практ», 2004, 381с.)

История экономических учений. (Бартенев С. А., Москва, Юристъ, 2001, 456с.)

История экономических учений. (Костюк В. Н., Москва, Центр, 1997 224с.)