Реферат: Чистая и естевственная монополия. Ценовая дискриминация потерь. - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Чистая и естевственная монополия. Ценовая дискриминация потерь.

Рефераты по экономике » Чистая и естевственная монополия. Ценовая дискриминация потерь.

Министерство образования РФ.


Башкирский экономико-юридический техникум самарское представительство.


Контрольная работа по Экономике на тему: Чистая и естевственная монополия. Ценовая дискриминация потерь.


Выполнил: студент

юридического

факультета з/о набор с08


Проверила: Копаева В.В

Самара2009


Содержание

Естественная монополия - экономическая организация или форма общественного (государственного) регулирования? 3-5 стр

Чистая монополия 5 стр.

Спрос на продукт монополиста 6-7 стр

Совершенная конкуренция 7-9 стр

Ценовая дискриминация 7-12 стр

Список литературы 13 стр


Естественная монополия - экономическая организация или форма общественного (государственного) регулирования?

Способы регулирования естественной монополии:

прямое государственное регулирование (возможности и границы),

торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях),

ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты)

Ответить на поставленный выше вопрос мы можем, только, рассмотрев как способы регулирования естественной монополии со стороны государства, так и формы экономической организации в рамках которых возможно решение ее (естественной монополии)

Начать следует с прямого государственного регулирования естественной монополии. Чаще всего механизм и границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, в Российской Федерации действует уже упоминавшийся Федеральный Закон “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, относящиеся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного регулирования.

Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.

При реализации данного подхода возникают сразу же несколько проблем: 1) необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре, 2) сложность точного определения реальных издержек производителя услуг - естественной монополии.

Рассмотрим их по порядку.

Создание любого государственного органа несет в себе угрозу подмены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих затратах на содержание госчиновников. Если вспомнить, что в крупнейших российских предприятиях - естественных монополистах государству принадлежит либо контрольный пакет акций, либо близкий к нему по размерам, то становится очевидным, что ожидать высокой общественной эффективности от такого органа не приходится.

Можно с достаточно большой долей уверенности утверждать, что вторая проблема также не разрешена в Российской Федерации. Нетрудно убедиться, что именно предприятия - естественные монополисты ростом тарифов на собственную продукцию вызывают инфляцию издержек в народном хозяйстве.

С другой стороны, хорошо известны “расточительные нравы” таких предприятий. Рядовой гражданин (потребитель) в конечном итоге и оплачивает это чрезмерное потребление предприятий - естественных монополистов. Автор уже однажды отмечал пример одного карельского предприятия - естественного монополиста, которое при снижении объема производства за последние годы увеличило штат примерно на половину, сохранив при этом условия оплаты персоналу. Заработная плата работников на данном предприятии является элементом постоянных затрат, т. е. не зависит от объема выпускаемой продукции (!?).

Подводя итог, мы должны признать, что при очевидной простоте прямое государственное регулирование в нашей стране не дает возможности регулирования естественных монополий в интересах общества . Скорее, это происходит в интересах правящих элит.

Другой способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это - торги за франшизу (право на ведение такой деятельности).

Выше, при рассмотрении регулирования естественной монополии, мы пришли к выводу об ограниченности решения данного вопроса, как рынком, так и государством, в рамках государственной иерархии независимо от формы: либо непосредственная деятельность, либо прямое государственное регулирование.

В первом случае - частная нерегулируемая монополия с установлением монопольно-высокой цены, которую приходится оплачивать обществу в целом (имеем дело с прямым общественным вредом монополии).

Во втором случае - проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблемы естественной монополии (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).

Легко сделать вывод, что, говоря о торгах за франшизу, мы будем иметь дело с контрактной системой как формой экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг и т. д.).

Стоит ли ожидать, что контрактная система позволит раз и навсегда решить проблему естественной монополии? Конечно, нет. Мы уже в данной работе сделали принципиальный вывод о выборе в конкретном случае любой из трех форм экономической организации: рынка, контрактной системы и иерархии.

Феномен естественной монополии не является исключением, поэтому торги за франшизу в деле регулирования естественных монополий выступают в качестве одного из равновероятных вариантов действий.

Авторы в целом согласны с выводами О. Уильямсона, сделанными на основании изучения американского опыта использования торгов за франшизу (для России это, скорее всего, - “экзотика”).

Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими способами их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев - к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.


Чистая монополия

.
Монополия («один продавец»). Признаки чистой монополии: 1. Фирма — единств. производитель и продавец данного товара, охватывает 100 % рынка. Фирма тождественна отрасли. 2. Продукт является уникальным, у покупателя нет альтернатив. 3. Монополия диктует цены. Фирма контролирует весь объём предложения. Монополия устанавливает уровень цены, обеспечивающий специальный доход. 4. Барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. реально существуют экономические, юридические барьеры. Эти барьеры высоки и практически блокируют доступ на рынок. В ряде отраслей эффективное пр-во м.б. тогда, и только тогда, когда пр-во будет достаточно крупным. Это такие отрасли, где при совр. уровне технологй низкие издержки на единицу возможны только при большом объёме пр-ва. Мелкие только что пришедшие фирмы не смогут выжить на таком рынке. Вступление в отрасль м.б. ограничено гос-вом путём выдачи лицензии.
Монополист, используя свой монопольное положение, м. манипулировать ценой и общим объёмом пр-ва. Поэтому на 1ый взгляд кажется, что монополия будет устанавливать наивысшую цену, к-ую она м. получить. Монопольная цена — цена, к-ая устанавливается в целях получения монопольного дохода. Механизм установления монопольной цены в том, что монополии создают зону дефицита, сокращая объём пр-ва, искусственно создают повышенный покупат. спрос и устанавливается наивысшая цена. На практике монополист стремится к максимальной совокупной прибыли — это разница м/д совокупным доходом и совокупными издержками. Монополист должен также учитывать динамику предельного дохода и предельных издержек. Ценовая дискриминация — фирма для получения доп. прибыли продаёт один и тот же товар по разным ценам на разных рынках. Условия, необходимые дя ценовой дискриминации: 1. Покупатель не д. иметь возм-сти перепродавать купленную продукцию. 2. Продавец д. иметь возможность разделить покупателей на группы, исхода из расчёта эластичности спроса на товар. Для неэластичного спроса — выс. цена, и наоборот. 3. Покупатели имеют разные доходы и готовы платить за один и тот же товар разную цену. За счёт дифференциации цен фирма увеличивает продажи и получает развитие пр-ва и больший доход.
В целом последствия монополизации носят отриц. характер. 1. Ресурсы общества исп-ются не в полном объёме, часть продукции, необходимой для общества, не производится. 2. Монополия подрывает конкуренцию, исключает возможность сопоставления эффективности пр-ва на разных предприятиях. 3. Монополия не стремится к снижению издержек пр-ва, у неё нет стимула к использованию новейших тех. средств. 4. Монополия, завышая цены, усиливает неравенство доходов, снижает жизненный уровень людей.

СПРОС НА ПРОДУКТ МОНОПОЛИСТА

Кривая спроса на выпуск продукции монопольной фирмы является наклоненной вниз кривой рыночного спроса на продукт, который продает монополия. Распространенная ошибка тех, кто критикует монополию, заключается в том, что они предполагают, что спрос на ее продукт является совершенно не эластичным. Потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением потребных им количеств товара. Например, если местная электрическая монополия повысит цены, потребители могут сократить использование электричества. Они могут меньше использовать свои кондиционеры, или могут меньше жечь свет, когда их нет в комнате. Если бы в стране был только один продавец автомобилей, люди все равно продолжали бы реагировать так, что покупали бы больше машин, когда монопольный продавец снизит цены, и меньше, когда цены возрастали.

Управляющие монополией считаются с реакцией потребителей на изменение цены, когда они принимают решение по ценам. Они знают, что количество товара, которое они продадут, зависит от цены, которую они установят. И наоборот, они знают, что цена, которую они могут получить за свой товар, зависит от его количества, которое они предлагают на продажу за любой период времени.

Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой данный период времени. Раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определяется кривой рыночного спроса. Например, местная телефонная монополия могла бы решить увеличить свою цену, чтобы увеличить свои прибыли. Если увеличение цены будет одобрено регулирующими органами, то компания столкнется с сокращением количества находящих спрос услуг. Таким же образом, если монополия выберет в качестве устанавливаемого ею главного параметра поставляемое на рынок количество товара, то цена, которую покупатели заплатят за это количество, также будет зависеть от кривой спроса на продукт. Например, предположим, что какой-то производитель автомобилей обладает монополией. В результате прироста переменных издержек производства он решает, что должен производить и продавать меньше автомобилей каждый месяц, чтобы удержать прибыль на максимуме. Он, следовательно, сократит поставку машин своим дилерам. Сокращение поставок сделает автомобили более дефицитным то варом для соперничающих покупателей. В результате сокращения имеющихся в наличии машин конкуренция между покупателями за уменьшенное число автомобилей, находящихся у дилеров, окажет повышающее воздействие на цену.

Предложение продукции чистой монополией является рыночным предложением. Спрос на товар монополиста также является рыночным спросом. Теперь легко увидеть, почему монополия не является фирмой, принимающей цену как данное. По мере роста выпуска цена должна упасть, потому что спрос направлен вниз. Сопоставим спрос при монополии с тем, с которым сталкивается конкурентная фирма. Конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочет по рыночной цене. Не имеет значения, сколько производит конкурентная фирма, она не может ни повысить, ни понизить своими действиями рыночную цену.

Совершенная конкуренция
Понятие «совершенная конкуренция» в экономической теории является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.
Монополия – (от от греч. monos – один и Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Монополия в экономике - ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль др. фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством (в форме патентов, тарифов, франшиз), либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии или управленческом ноу-хау, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли .Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.
Российская экономика в силу наследования определенных черт плановой экономики имеет большое количество монополий. Это касается, прежде всего, сырьевых отраслей, энергетики и транспорта. Они играют огромную роль в жизни каждого гражданина нашей страны. Например, повышение цен на электроэнергию с 2005 года есть отражение деятельности одной из крупнейших российских монополий РАО ЕС. Таким образом, тема работы является актуальной.
С развитием технического прогресса и потребностей людей происходит укрупнение масштабов производства и увеличение разнообразия потребительских благ. То и другое создает возможность полного удовлетворения спроса на конкретное благо одной фирмой. Если в этих условиях фирма может экономическими или административными средствами воспрепятствовать появлению конкурентов; то она становится монополистом.
Особенность положения монополии на рынке проявляется в том, что кривая отраслевого спроса становится кривой спроса на продукцию фирмы. Поэтому, определяя объем выпуска, монополия одновременно определяет цену реализации. В таких условиях равновесная цена зависит от рыночной стратегии фирмы: изменение ее цели сопровождается изменением сочетания цена — выпуск. При стремлении монополии к максимуму прибыли цена будет выше, чем при стремлении к максимуму выручки, а при максимизации нормы прибыли цена превышает цену, максимизирующую прибыль.
Положение единственного продавца позволяет монополии при определенных условиях проводить ценовую дискриминацию. Продажа гомогенного блага по разным ценам увеличивает как объем предложения монополии за счет расширения контингента покупателей, так и ее прибыль за счет сокращения потребительских излишков покупателей. Ценовая дискриминация первой и второй степеней ведет к повышению общественной эффективности использования факторов производства, а ценовая дискриминация третьей степени может сопровождаться экономическими потерями для общества.
Поскольку условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных затрат предельной выручке, а предельная выручка при любом объеме выпуска меньше цены спроса, то стремящаяся к максимуму прибыли монополия не доводит выпуск до оптимального с позиций общества объема. Для предотвращения связанных с этим экономических потерь общества используется антимонопольное законодательство, запрещающее монополизацию отраслевого сбыта, и устанавливаются правила государственного регулирования естественных монополий. Государственное регулирование цен продукции естественных монополий может сопровождаться необходимостью их субсидирования.
В отличие от рынка совершенной конкуренции на монополизированном рынке государственное регулирование деятельности фирмы может привести к повышению эффективности использования факторов производства.
Хозяйственная деятельность характеризуется терминами "предпринимательство", "бизнес", "распорядительство", "коммерция", "менеджмент", "маркетинг".
Предпринимательство — хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов. Но в широком смысле это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта. Сущность предпринимательства состоит в том, что это особая специфическая сфера рыночного хозяйствования, одновременно способ и процесс хозяйственной деятельности человека в современном обществе. Предпринимательская деятельность рассматривается и как ведущий фактор производства.

Ценовая дискриминация — такая политика цен, при которой одна и та же продукция, изготовленная одним производителем с одинаковыми затратами, реализуется различным покупателям по разным ценам.
Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий:
- фирма должна обладать некоторой монопольной властью на рынке данного товара или услуги;
- отдельные покупатели или группы покупателей должны легко идентифицироваться и отличаться по уровню прямой эластичности спроса по цене;
- товар или услуга, в отношении которых осуществляется ценовая дискриминация, не может быть перепроданным одной группой покупателей другой.
Проведение политики ценовой дискриминации может привести к увеличению выигрыша покупателя, так как цена устанавливается на уровне, учитывающем воспринимаемую им ценность товара. Поэтому покупатели, для которых ценность этой продукции меньше, чем для других, приобретая ее по более низкой цене, максимизируют свою полезность. С этой точки зрения ценовая дискриминация сглаживает различия в реальных доходах потребителей. С другой стороны, фирмы, устанавливая различные цены для разных групп покупателей, увеличивают объем продаж (выпуск в условиях ценовой дискриминации выше, чем при чистой монополии) и, таким образом, захватывают большую часть рынка и увеличивают прибыль. Следует учитывать, что ценовая дискриминация целесообразна только тогда, когда затраты на ее проведение не превышают дополнительный доход, получаемый производителем, а конкуренты не имеют возможности предлагать потребителям, готовым купить товар по более высокой цене, сделать покупку по более низкой. Очевидно, что ценовая дискриминация должна производиться только в допустимых законом рамках и не вызывать негативной общественной реакции в отношении фирмы или ее продуктов. Наиболее благоприятные условия для проведения данной ценовой политики имеются в сфере услуг, так как услуги всегда оказываются конкретному лицу как потребителю и их перепродажа невозможна.
Термин «дискриминация» образован от латинского discriminatio , что

означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику

установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в

ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике

какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного

покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных

продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его

условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведеня

продавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие на

основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же

продукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не

связаны с дискриминацией. Совершенно конкурентное предприятие не

устанавливает цен, оно является ценополучателем. Поэтому в условиях

совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна. Другое дело

монополия. Монополист, будучи единственным продавцом товара, может

продавать его по разным ценам на разных рынках или в разных количествах,

т.е. осушествлять ценовую дискриминацию.

Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать

все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую

единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и

тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества

товара, так и разные покупатели.

Сделанный в определении акцент на отсутствие связи ценовых различий с

затратами не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга

из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита,

дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения

изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствие с

индивидуальными запросамим потребителей. В тех случаях, когда покупатель

оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих

затрат, ценовые различия не являются дискриминационными. И наоборот,

оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель

подвергается ценовой дискриминации.


2. Предпосылки возникновения и условия существования ценовой дискриминации.

Все то, что может подорвать какое либо направление конкурентных

отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создает

предпосылки для ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация возникает на основе реальных противоречий

рыночного механизма. Одна из особенностей его функционирования- приведение

всех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболее

представительному уровню. На рынке все равны. Но за общей кривой спроса

скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок

потребителей при разных бюджетных возможностях. Этоо значит, что при единой

рыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то же

количество товара.

Кроме того, как мы знаем, если бы цена была больше, потребители не

отказались бы от покупок совсем, а купили бы меньшее количество единиц

товара. Значит, покупая больше при данной цене, они как бы недоплачивают за

предыдущие единицы товара. Таковы общие правила рыночной игры.

Географически и институционально обособленные рынки также создают

естественную базу ценовых различий, если фирма имеет возможность

одновременного выхода на эти рынки.

Чтобы реализовать названные предпосылки в практической деятельности

фирм, необходимы определенные условия.

Во-первых, у продавца должна быть возможность контролировать цены.

Легче всего это может сделать монополист, поэтому весь разговор о ценовой

дискриминации в дальнейшем будет вестись в контексте монопольной структуры

рынка. Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где

фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с

количеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, то

уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового

диктата ограничены.

Во-вторых, у покупателей не должно быть возможности покупать там, где

продают дешевле. Факт покупки какого-либо товара по низкой цене в одном

месте и перепродажи его по более высокой цене в другом часто называют

арбитражем.

Арбитраж- это приобретение чего-либо по низкой цене с целью

немедленной его перепродажи по более высокой цене.

Там, где практикуется арбитраж, не может долго сохраняться большая

разница в ценах на одно и то же изделие. Но арбитраж возможен не всегда.

Предоставляя льготы студентам, владельцы кинотеатров одновременно могут

подразделять места в залах в зависимости от их качества, или , другими

словами, сигментировать свои рынки. В результате оказывается нереальной

ситуация, при которой один зритель посмотрел бы фильм, купив билет по

низкой цене, а затем билет на то же место в зрительном зале был бы продан

кому-либо по более высокой цене. В подтверждение сказанному можно привести

общеизвестный пример из практики, когда юристы и врачи назначают различным

людям различную плату за оказанные услуги. Но сигментация рынка весьма

затруднительна при продаже такого продукта, как жареная кукуруза. Если бы

владельцы кинотеатров попытались продавать жареную кукурузу по 1$ студентам

и по 3$ взрослым, то некий предприимчивый студент воспользовался бы

возможностью арбитража и начал продавать жареную кукурузу взрослым всего по

2$. Под давлением конкуренции, которая возникла бы в результате того, что

другие студенты также пожелали бы заняться арбитражем в кинотеатрах,

разница в ценах на кукурузу упала бы до такой ничтожной величины, при

которой продолжать заниматься этим бизнесом для студентов стало бы

бессмысленно.

В-третьих, издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не

должны превышать выгод от такой деятельности. Торговаться с каждым в

отдельности, изучая его платежеспособность, контролировать персонал,

получивший возможность лично назначать цены, - все это дело дорогое и не

всегда оправданное.


3. Типы ценовой дискриминации по доходу.

В зависимости от того, насколько полно реализуется каждое из

вышеперечисленных условий и насколько удачно они сочетаются между собой,

можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной политики

как постоянной линии поведения фирмы. Наивысшая степень контроля над рынком

при благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначения

индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в

соответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая форма

дискриминации связана с назначием разных цен для разных групп

покупателей. Между этими полюсами находится множество промежуточных

положений: установление различных цен на отдельные партии товара,

индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групп

покупателей и т.п. Принято различать следующие основные типы ценовой

дискриминации. Причем, следует отметить тот факт , что в основе этого

разделения лежит фактор дохода покупотелей.

Ценовая дискриминация первой степени или, как ее часто называют,

совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать

разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит

за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивдуальной цене

спроса. Этот вид дискриминации предполагает как персональное, так и

межличностное различие цен спроса.

Ценовая дискриминация второй степени или ценовая дискриминация по

объему покупки (здесь повторюсь, что по объему покупки в зависимости от

дохода покупателя). Совершенная ценовая дискриминация трудно осуществима,

но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает,

позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных

объемов покупки. В этом случае, как очевидно, отсутствует межличностное

различие цен спроса, так как каждый потребитель, покупающий одинаковае

количество блага, уплачивает и одинаковую цену.

Ценовая дискриминация третьей степени или ценовая дискриминация на

сегментированных рынках означает установление разных цен для разных

категорий покупателей (сегментах рынка). Предполагается, что эти категории

могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета,

пенсионного удостоверения и т.п.). В таком случае имеет место лишь

межличностное различие цен спроса, но отсутствует персональное. На практике

такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.

Рассмотрим каждый из перечисленных типов ценовой дискриминации по

доходу более подробнее.


Список использованной литературы
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.
2. Еленева Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело»: Дис. канд. техн. наук. — М., 2001.
3. Гасанов Р.М Сущность монополий. М.: Международные отношения. 2003.
4. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ. - М., 1992.
5. Зайдель. Х , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 2004
6. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. С-П. Формика. 1992.
7. Маконнелл. К., Брю. С . Экономикс : принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 1992. Т. 1
8. Портер. М Международная конкуренция. М.: Прогресс, 1994
9. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., АСТ-Пресс 2003.
10. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 2003.