Реферат: Проблема создания Таможенного союза - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Проблема создания Таможенного союза

Рефераты по экономике » Проблема создания Таможенного союза

Белорусский государственный университет
Факультет международных отношений

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ СНГ

Реферат

Горячевой Евгении Андреевны
студентки 5 курса отделения
международных отношений

Минск – 2010

Таможенный Союз ЕврАзЭс: сложный старт

При всей востребованности интеграционной тематики, говорить об успехе  интеграции на постсоветском пространстве не приходится. Несмотря на  то, что современные экономики стран СНГ два десятилетия назад составляли экономику одного государства – СССР, практически ни один из интеграционных проектов не продвинулся дальше первого-второго  этапов экономической интеграции. 

Роль России в интеграционных  процессах на постсоветском пространстве уникально. Непременным условием жизнеспособности любого интеграционного проекта является присутствие в   интеграционной «цепочке»  субъекта мировой экономики.   До сегодняшнего дня таким статусом на постсоветском пространстве обладает только  Российская Федерация.   Объективно, именно на  РФ возлагается обязанность регулирования развития интеграционных  процессов в регионе, которые, в свою очередь,  должны использоваться  в интересах модернизации своей экономики и обеспечения своей национальной безопасности. Между тем, как уж отмечалось  выше,    говорить об успехе интеграции на  постсоветском пространстве не приходится. 

История проблемы

Проблема развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве берет свое начало с момента распада СССР. На первом этапе, в 1991 -1996 гг.  стремление к  интеграции  у руководства молодых независимых государств  проявлялись в виде попыток сохранить  единое   экономическое пространство, так как прекращение  экономических  связей оказывало неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства вновь созданных республик (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.).  Созданное Содружество независимых государств (СНГ) предоставило переговорную площадку для  создания механизма, способного  оградить  экономику региона от полной дезинтеграции, а затем выйти в ряде случае на первый этап экономической интеграции.

В первой половине 90-х гг. страны СНГ испытывали соблазн, с одной стороны сохранить кооперационные связи между предприятиями бывших союзных республик, воспользоваться рынками соседей для  сохранения собственного производства. С другой стороны, в государствах региона быстро формировались национальные экономические модели, не способствующие  развитию реальной экономической интеграции.

Примерно с 1996–1997 гг. усилилась тяга к сближению на иных основах, с учетом сформировавшихся политико-экономических реалий. Стало понятно, что универсальный подход, который объединил бы весь бывший Советский Союз, невозможен , зато появилась идея разноскоростной интеграции. Практическим следствием ее воплощения стали нескольких интеграционных инициатив: прежде всего – Единое экономическое пространство (ЕЭП) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). К концу 1990-х гг. был запущен проект, претендующий на политико-экономический статус: Союзное Государство России и Белоруссии. На рубеже веков контуры подлинного военно-политического альянса стала обретать Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ).

Основываясь на опыте европейской экономической  интеграции,  интеграционный процесс принято делить на  основные четыре этапа: зона свободной торговли. Таможенный союз, единое экономическое пространство и экономический, включая валютный, союз. Однако большинство интеграционных проектов не продвинулось дальше второго этапа экономической интеграции (Таможенный союз в рамках Союзного Государства России и Белоруссии). Развитие проекта союзного государства, единственного, предполагающего полноценную политическую интеграцию, было заблокировано в 2002–2006 гг.

Проблемы интеграции на постсоветском пространстве

Причиной стагнации интеграционных процессов на постсоветском пространстве явилось то, что интеграция в странах СНГ  натолкнулась на противоположные тенденции, определявшиеся, прежде всего, стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность и обеспечить контроль над экономикой своих государств. Это рассматривалось ими в качестве  безусловного приоритета, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план. В свою очередь, политическими классами стран постсоветского пространства   интеграционные процессы  и  инициативы воспринимались, как ограничение суверенитета, что, однако, не мешало правящим кругам  использовать бренд интеграции во внутриполитических целях.  Кроме субъективных причин, на стагнацию интеграционных процессов на постсоветском пространстве оказало свое влияние то, что экономики стран СНГ оказались во многом  конкурентны друг другу.

В свою очередь, Россия по своему политико-экономическому потенциалу остается объективно неравным партнером по интеграции в регионе СНГ.  Дифференциация по уровню экономического развития стран СНГ продолжает усиливаться. В настоящее  время структуры экономик стран региона в своем развитии отстают друг от друга на два десятка лет. В частности, государственная экономика Белоруссии до сих пор живет в режиме жесткого администрирования, ее эффективность оценивается методиками и индикаторами  периода советской перестройки 80-х гг.

Ряд государств СНГ уже являются членами ВТО (Украина, Киргизия, Молдавия), что объективно  переводит эти государства в иную плоскость интеграционных экономических проектов.

СНГ практически выполнило свою историческую миссию. За весь период существования СНГ внутри Содружества было создано  немало "дочерних" интеграционных структур, появившихся из недр СНГ. Можно привести примеры  инициированного в 90-е годы Таможенного союза,  Центральноазиатского союза, Евразийского союза, российско-белорусского Союзного государства, и т.д.  Проекты ЕврАзЭс и ЕЭП  были призваны преодолеть интеграционную несостоятельность  Содружества независимых государств. Тем не менее «разогнать» в рамках СНГ  экономическую интеграцию на постсоветском пространстве не удалось.

Проект Единого  экономического пространства (ЕЭП), инициированный в  начале  века  Россией с поддержкой  Казахстана и  Белоруссии, предусматривал  участие в нем Украины. Однако Киев, обнаружив, что в рамках ЕЭП он не получит доступ к российским нефти и газу по внутрироссийским ценам, к проекту охладел. Видимо, учитывая опыт «первого» ЕЭП, проект Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭс включает в себя энергетическую сферу в полном объеме.

ЕврАзЭс на этапе становления отвечал интересам восстановления, сохранения и развития промышленной кооперации, отчасти  потерянным в первой половине 90-х гг. Учитывая солидную кооперационную и технологическую зависимость экономик Казахстана и Белоруссии от России (не более 10%  продукции может производиться из местного сырья и комплектующих), а также формальное отсутствие внутри ЕврАзЭс торговых барьеров, которых в свою очередь на просторах СНГ более 300,  ЕврАзЭс  в принципе оказался наиболее адекватным проектом для  первого этапа экономической интеграции на постсоветском пространстве. Видимо, подошло время второго, «таможенного» этапа развития интеграционного блока.

Заявленный еще в докризисный период в рамках ЕврАзЭс проект Таможенного Союза («Таможенной тройки» в составе России, Белоруссии и Казахстана) в посткризисный период  приобрел особую актуальность и был в целом востребован правящими кругами России, Казахстана и Белоруссии. Главной причиной оказался унаследованный  с периода кризиса  протекционизм, связанный стремлением оградить собственные рынки от дешевого импорта, что в свою очередь  связано с низкой конкурентоспособностью товаров отечественных производителей, находящих спрос, как правило, исключительно на рынке постсоветского пространства.

Таможенный Союз

Путь к созданию Таможенного союза на пространстве СНГ был непростым

Формализация процесса создания данного таможенного объединения была осуществлена подписанием 20 января 1995 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном Соглашения о Таможенном союзе. В 1996 г. к Соглашению присоединилась Киргизия, в 1997 г. - Таджикистан.

Таможенный союз, создание которого было закреплено в указанном Соглашении, с одной стороны, может рассматриваться как попытка практической реализации концепции "разноскоростной" интеграции в рамках СНГ. В этом контексте таможенный союз нескольких стран-участниц СНГ, выражающих готовность и политическую волю к такой "ускоренной" интеграции, выступает логическим продолжением экономического и политического сотрудничества, основа которого была создана в рамках СНГ.

С другой стороны, принимая во внимание параллельный процесс еще более интенсивного объединения России и Белоруссии, также предусматривающего таможенное объединение и осуществляемого "внутри" создаваемого союза, последний одновременно может рассматриваться и как переходный этап, подготовка к интеграции на условиях и принципах, лежащих в основе "малого" российско-белорусского таможенного союза.

Формальным подтверждением такого подхода может служить следующее. В Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 г. прямо указывается, что стороны формируют Таможенный союз, цели и принципы формирования, механизм и этапы создания, порядок функционирования которого, а также распределение таможенных пошлин, налогов и сборов, условия введения временных ограничений и таможенного контроля определяются Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия от 6 января 1995 г.

В целях перевода сотрудничества упомянутых стран на качественно новый уровень 10 октября 2000 г. в городе Астане президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Договор заключили как раз те страны СНГ, которые в политико-правовом и экономическом измерении оказались наиболее подготовленными к тесному интеграционному взаимодействию.

В лице ЕврАзЭС страны создали межгосударственную структуру, которая поставила перед собой главную задачу – достижение глубокой экономической интеграции. Ее осуществление предполагает три логических этапа: создание зоны свободной торговли, формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Последовательность этих стадий экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС в целом соблюдается. Положительная динамика развития Сообщества позволила главам государств принять в августе 2006 года решение о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таможенный союз на начальном этапе формируется тремя государствами – Беларусью, Казахстаном и Россией. Присоединение к нему Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет происходить с учетом степени готовности их экономики. На состоявшемся в г. Душанбе в октябре 2007 года заседании Межгоссовета ЕврАзЭС главами государств подписаны основополагающие документы по формированию Таможенного союза:

Протоколо внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;

Договор о Комиссии таможенного союза;

Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;

Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

Это основополагающие документы, необходимые для формирования институциональной структуры Таможенного союза. Они же определяют механизм присоединения к Таможенному союзу других государств. Все принятые документы отвечают международным принципам, признанным нормам и правилам, закрепленным в многосторонних соглашениях Всемирной торговой организации.

Межгоссовет ЕврАзЭС наделен функциями высшего органа Таможенного союза. Учрежден постоянно действующий регулирующий орган – Комиссия Таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон. Голоса между Сторонами в Комиссии распределены следующим образом:

Республика Беларусь – 21,5%,

Республика Казахстан – 21,5%,

Российская Федерация – 57%.

Таким образом, впервые главы государств согласились передать часть своих полномочий наднациональному органу. Предложение решить проблему создания Таможенного союза с использованием наднационального органа – это эффективное применение площадки Сообщества, поскольку ЕврАзЭС выступает здесь так же, как Евросоюз для европейских стран - свободным, независимым и объективным арбитром процесса интеграции.

Ключевыми точками в работе по созданию Таможенного союза являются: 1 января 2010 года, 1 июля 2010 года и 1 июля 2011 года.

К 1 января 2010 г. в основном сформирована правовая база Таможенного союза и принято более 40 международных договоров, введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами, Комиссии Таможенного союза переданы функции по определению параметров таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

С 1 июля 2010 года начал функционирование второй этап: Беларусь, Казахстан и Россия формируют единую таможенную территорию, на которой действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Знаковым событием в этом плане стало подписание главами государств 5 июля 2010 года в г. Астане пакета документов, в числе которых Совместное заявление президентов Беларуси, Казахстана и России о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза для трех стран с 6 июля 2010 года.

1 июля 2011 года - это завершающий элемент формирования единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран.

Осуществление в полном объеме в согласованные сроки последовательности шагов по созданию единой таможенной территории усилит конкурентные позиции стран-участниц Таможенного союза в рамках Единого экономического пространства (далее – ЕЭП), договоренность о создании которого была достигнута на неформальном саммите глав государств Таможенного союза в декабре 2009 г. Утвержден План действий по формированию ЕЭП к началу 2012 г., включая формирование общего энергетического рынка и единого транспортного пространства.

План действий по формированию ЕЭП предполагает разработку, принятие и введение в действие 20 международных договоров, которые составляют правовую базу ЕЭП. Все документы разделены на два пакета. При этом на первом этапе должно быть обеспечено формирование единой таможенной территории, как ключевого элемента создания единого товарного рынка, а первый пакет из 14 соглашений, содержащих единые базовые правила внутреннего регулирования экономик, должен быть введен в действие до 1 июля 2011 года.

Завершается формирование ЕЭП к 1 января 2012 года введением в действие второго пакета из 6 соглашений, определяющих единые правила в конкретных секторах экономики. На этом завершающем этапе устанавливаются единые принципы валютной политики, включая вопросы введения единой валюты.

Таможенный союз: перспективы развития

Как отмечалось выше, с 1 июля 2010 года начал действовать Налоговый кодекс Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС. За прошедшее время много сказано о пользе организации для стран, которые в нее входят (Белоруссия, Казахстан, Россия), и совсем чуть-чуть о перспективах ее расширения. В этой связи хотелось бы поговорить о том, в какой степени отражается создание и развитие Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии на их коллегах по СНГ в Центральной Азии.

Страны, о которых идет речь, являются импортерами российских и казахских энергоносителей, прежде всего, нефтепродуктов. Соответственно, с введением более высоких пограничных тарифов, которыми сопровождается любой таможенный союз, цена на этот тип товаров возросла на порядок. Могу сказать, что пограничные ценовые накрутки теперь сопоставимы со стоимостью собственно нефтепродуктов. Это самым серьезным образом отражается на экономике Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.

Киргизия и Таджикистан, кстати, уже несколько раз обращались к странам ТС с просьбой снизить для них цены. Если цена так и не будет снижена, то три страны ждет галопирующая инфляция, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для Киргизии есть еще одно существенное последствие. Раньше значительная доля доходов шла в бюджет этой страны от реэкспорта дешевого китайского ширпотреба, в основном текстиля. Являясь членом Всемирной торговой организации (ВТО), она закупала ткани и одежду в Поднебесной и гнала их в Казахстан со значительными прибылями. В рамках ТС реэкспорт из третьих стран запрещен, в Казахстан и Россию можно ввозить только те товары, которые произведены непосредственно на территории Киргизии. Многих бизнесменов в Бишкеке это может привести к разорению. Подобные проблемы по отдельным видам продукции есть и у Таджикистана, и Узбекистана.

В перспективе присоединение к ТС новых стран в Центральной Азии очень вероятно. Но дело в том, что Таможенный союз еще только формируется. Взять хотя бы Белоруссию. Она все время торгует своими обязательствами в рамках ТС. Я имею ввиду попытки Минска привязать какие-то вопросы двусторонней российско-белорусской повестки дня к проблемам из компетенции ТС. Прежде чем расширяться, Таможенный союз еще должен преодолеть болезни роста.

Последствия создания ТС для Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будут улаживать путем двусторонних соглашений этих стран с Россией и Казахстаном. Мне кажется, что страны – члены ТС пойдут на снижение тарифов на некоторые товары, но – в обмен на некие уступки по политическим вопросам. Что это будет, пока не ясно, но есть свидетельства того, что ситуация уже развивается в этом направлении. К примеру, таджикский президент Эмомали Рахмон во время своей недавней встречи в Сочи с президентом России Дмитрием Медведевым был необычайно уступчив. Встреча была неформальной и никаких документов на ней не подписывалось, тем не менее, ее общий тон был теплым. Я не исключаю, что дешевые нефтепродукты Россия сможет «обменять» на аэропорт Айни, которой давно хочет заполучить для себя ОДКБ.

В случае с Киргизией предметом торга может быть, к примеру, доля в крупном предприятии советской оборонки «Дастан» или акциях других киргизских фирм. Возможно, проблема будет частично решаться путем выдачи импортерам нефтепродуктов кредитов. Заявления о возможности кредитования киргизской экономики Россией, чтобы та могла платить за энергоносители, уже несколько раз делали российские чиновники.

В целом мне кажется, что южные соседи Таможенного союза пока что проиграли от его создания, так как приемлемые тарифы им придется на что-то обменивать.

Что касается Украины, то польза от создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом для Украины будет гораздо больше, чем от вступления в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана.

Такое мнение высказал директор Европейского центра международной политической экономики Фредрик Эриксон в ходе экспертного опроса Института Горшенина.

«Европейский рынок почти в 4 раза превосходит по размеру рынок Таможенного союза, в котором состоят Россия, Казахстан и Беларусь. Потребительский потенциал ВВП на душу населения в Европе намного больше, чем в России, не говоря уже о Казахстане или Беларуси. Поэтому, если Украина хочет определить свою торговую политику для лучшего доступа к рынкам, где показатели потребления самые высокие, она должна двигаться к Западу и смотреть на Европу, потому что именно здесь для нее лежит потенциал увеличения объемов продаж и экспорта. Это объясняется тем, что инвестиционный потенциал в Европе намного выше, чем в России, Беларуси и Казахстане», - сказал Ф.Эриксон.

Эксперт также отметил, что есть несколько других вопросов, которые не менее важны при принятии решения о создании ЗСТ. «Один из них: что произойдет с существующей торговлей, и в частности с существующим экспортом из Украины в Россию, Казахстан или Беларусь, если Украина сохранит свои позиции вне Таможенного союза и если эти страны серьезно отнесутся к внедрению правильного Таможенного союза», - подчеркнул эксперт.

По его мнению, нынешнее образование этих стран не особо подходит под понятие Таможенного союза. «Но, если они серьезно отнесутся к тому, чтобы это сделать, есть теоретическая возможность того, что какая-то часть существующего сегодня экспорта из Украины в Россию пострадает из-за того, что придется соответствовать существующей тарифной линии, которой экспортеры-конкуренты из Беларуси и Казахстана соответствуют», - считает Ф.Эриксон. Он также отметил, что очевидным юридическим осложнением при рассмотрении возможности заключения Украиной Таможенного союза с Россией, Казахстаном и Беларусью является то, что Украина является единственным из этих четырех стран членом Всемирной торговой организации. Это значит, что страна подчиняется правилам и ограничениям ВТО относительно того, в какие таможенные союзы она может вступать как член ВТО. Это существующая на сегодня проблема, но это может измениться в будущем, если Россия, Казахстан и Беларусь вступят в ВТО, что откроет новые возможности для Украины легально создавать торговые коалиции с другими странами. Эксперт обратил внимание на возможность применения юридических санкций в случае, если Украиной будут нарушены положения ВТО при вступлении в Таможенный союз. Это серьезный вопрос, поскольку, если вы создаете Таможенный союз, вы должны быть на 100% уверенны в том, что те же правила, типы, таможенные процедуры, которые существуют в одной стране, должны также существовать в других странах. И это, очевидно, проблема для сегодняшнего Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Беларусью, поскольку у них нет одинакового применения базовых торговых правил и практик внутри своего Таможенного союза.

Как сообщалось, 26 ноября 2010 года президент Украины Виктор Янукович заявил о возможности вступления Украины в Таможенный союз РФ, Беларуси и Казахстана.

Украина и ЕС еще в 2008 г. начали переговоры о соглашении относительно зоны свободной торговли, которая должна стать составляющей частью соглашения об ассоциации.

Таким образом, создание Таможенного союза – однозначно благо для экономик всех трех стран-участниц. Единые таможенные правила, которые позволят товарам, произведенным в странах союза, свободно перемещаться внутри его границ, без сомнения, стимулировать экономическую активность и кооперацию. Бизнес - структуры выиграют от расширения рынков. Хотя, разумеется, выигрыш предприятий разных стран и разных отраслей будет различным, но снятие таможенных пошлин выгодно как производителям, так и потребителям.

Однако нужно понимать, что создание Таможенного союза – не итог, а начало долгой работы по интеграции экономик интегрирующихся стран. Для создания единого экономического пространства, которое по замыслу политиков должно превратиться в аналог Евросоюза на территории СНГ, еще нужно много и долго поработать. И не факт, что данный проект будет реализован.

Думаю, что перспективы расширения Таможенного союза будут зависеть, прежде всего, от успеха реализации этого проекта в России, Беларуси и Казахстане. Вряд ли к нему захочет присоединиться Украина и другие страны СНГ, если Союз не придаст серьезных импульсов к развитию экономик все трех стран. И наоборот, если он будет успешен, возможно расширение. Однако, повторюсь, на решение таких вопросов как полноценная межгосударственная интеграция должны уйти не один год, а, может, и не одно десятилетие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Москва, 26 февраля 1999 г.) // СЗ РФ. — 2001. — №42. — Ст. 3983.

2. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) // СЗ РФ. — 2002. - № 7 . - Ст. 632.

3. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». — 1994. — № 4. — 23.

4. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества (Минск, 31 мая 2001 г.) // СЗ РФ. — 2005. — № 47 . — Ст. 4829

5. Протокол о порядке введения и применения вывозных таможенных пошлин государствами - участниками Таможенного союза (Москва, 22 мая 2001 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2002. — № 3.

6. Протокол совещания экспертов по вопросу «О мерах по дальнейшей унификации акцизной политики в рамках Таможенного союза» от 28 мая 1998 г. // Текст Протокола официально опубликован не был, из архива автора.

7. Решение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 26 апреля 2003 г. N 201 «О состоянии взаимной торговли государств - членов ЕврАзЭС по итогам 2002 года» (г.Душанбе) // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. — 2003. — № 5.

8. Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 г. N 71 «О формировании Общего таможенного тарифа Евразийского экономического сообщества»// Информационный бюллетень ЕврАзЭС. — 2002. — № 4.

9. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 г. N 123 «Об организации функционирования Суда Евразийского экономического сообщества» (г.Душанбе) // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. — 2003. — № 5.

10. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 г. N 122 «О Статуте Суда Евразийского экономического сообщества» (г.Душанбе) // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. — 2003. — № 5.

11. Решение о Правилах определения страны происхождения товаров (Минск, 30 ноября 2000 г.) // Российская газета. — 2001. — 16 янв.

12. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.) // СЗ РФ. — 1996. — №45. — С т . 5057.

13. Соглашение об Общем таможенном тарифе государств - участников Таможенного союза (Москва, 17 февраля 2000 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2006. — № 4.

14. Соглашение Республики Беларусь и Российской Федерации с Республикой Казахстан о Таможенном союзе от 20 января 1995 г. // Российская газета. — 1995. — 28 янв.

15. Таможенный кодекс Кыргызской Республики от 13 апреля 2004 года // keden.kz/zakonodat.html?p=sng kg.

16. Таможенный кодекс Республики Казахстан № 401-II // keden.kz/zakonodat.html?p=zakon/

17. Таможенный кодекс Республики Узбекистан (утвержден Законом Республики Узбекистан от 26.12.1997 г. N 548-1) // gtk.uzsci/z2.htm.

18. Устав Содружества Независимых Государств // Бюллетень международных договоров. — 1994. — № 1. — 4.