Реферат: Нефтяная промышленность россии в 90-е годы - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Нефтяная промышленность россии в 90-е годы

Рефераты по экономике » Нефтяная промышленность россии в 90-е годы

Первая лекция по нефтяной промышленности России.

Лектор - Александр Кокшаров


Цикл лекций по отраслям российской экономики мы начинаем с нефтяной промышленности по ряду причин. Одна из причин -- это то, что нефтяная промышленность очень важна для современной России. Россия на настоящий момент является крупнейшим производителем нефти в мире. В России осенью 2002 года добывается 7,5 млн баррелей в день (одна тонна -- 7,33 барреля, т.е. более 1 млн т в год), поэтому сейчас Россия занимает первое место в мире по добыче, обойдя основного конкурента, Саудовскую Аравию, где сейчас добывается 7,2 млн баррелей в день. В 2001-м году добыча в России составила 347 млн тонн нефти. Из этого объема 155 млн тонн в 2001-м году составил экспорт на мировые рынки (85% российского экспорта направляется в страны ЕС). На долю нефтяной отрасли в России приходится 10% общего объема промышленного производства, 6% ВВП, 22% валютных поступлений и 17% суммарных налоговых платежей. Все это, естественно, делает нефть очень важной для российской экономики.


Что такое нефть? Нефть -- это большая и сложна группа жидких и твердых углеводородов. Нефть может быть как жидкой, так и твердой. Качество нефти определяется по двум основным признакам. Первое -- наличие примеси -- прежде всего серы. Так, например, североморская нефть марки Brent, в которой серы мало, в среднем стоит на 2 доллара больше, чем нефть Urals. А есть еще одна марка российской нефти, называется Siberian Light, которой серы меньше, чем в Urals. Если Brent в конце сентября стоил 28,5 долларов за баррель, Urals стоил 26,5 долларов, а Siberian Light -- 27,2. И вот эта корреляция сохраняется при изменении цены нефти. Второй фактор, который определяет качество нефти -- ее плотность (вязкость). Чем более нефть вязкая, тем сложнее ее транспортировать. Соответственно, стоимость более вязкой нефти (нефть Urals, например, более вязкая, скажем, по отношению к Siberian Light) будет ниже, так как ее сложнее транспортировать. Кроме того, Urals стоит меньше из-за того, что в ней есть сера, которая обладает свойством коррозии и, соответственно, разрушает трубопроводы и прочую технику, используемую в транспортировке, из-за чего возрастают расходы на поддержание транспортной инфраструктуры.


Технологический цикл нефтяной промышленности состоит из нескольких основных аспектов. Вокруг технологического цикла организована вся нефтяная промышленность.

Первое -- это разведка и бурение.

Второе -- добыча.

Третье -- транспортировка.

Четвертое -- переработка.

Пятое -- транспортировка нефтепродуктов.

Шестое -- продажа нефтепродуктов, называемая английским словом marketing.

Весь цикл делится на два блока: upstream, то есть, вверх по течению (от разведки до добычи и транспортировки). А второй блок называется downstream -- от переработки до продажи нефтепродуктов. Вся отрасль организована вдоль технологического цикла, за исключением одного аспекта: транспортировка во многих странах выделена в отдельные компании, которые часто являются государственной монополией как, например, в Российской Федерации, где транспортировкой нефти занимается государственная компания "Транснефть", которой принадлежат магистральные трубопроводы.


Нефтепереработка состоит из двух основных фаз. Первое -- это крекинг. Крекинг -- это физический процесс разделения нефти на фракции разной плотности. Результатом крекинга являются такие фракции, как керосин -- самая легкая фракция, которая используется в авиации, авиатранспорте; бензин, дизельное топливо, затем мазут, он же топочное топливо. И последние фракции крекинга -- асфальт, битум. Вторая стадия нефтепереработки называется тоже английским словом -- риформинг. Риформинг -- это химический процесс трансформации первичных продуктов нефтепереработки, то есть, продуктов крекинга в более сложные органические соединения. Если мы вернемся к технологическому циклу, здесь мы видим, что здесь идет один продукт до переработки -- нефть. Дальше идет много продуктов -- от бензина до пластмасс, соответственно, сырую нефть транспортировать экономически более целесообразно, поэтому переработка обычно географически отделена от места добычи.


Сейчас мы немного поговорим об истории российской нефти. В России добыча нефти началась в 1820-м году из колодца на Апшеронском полуострове в городе Баку, который в 1803-м году стал частью Российской Империи. Поэтому можно говорить о том, что тогда это была Россия. В 1820-м году добыча нефти объявляется государственной монополией и такая система просуществовала 40 лет. После того как ее отменили, в 1870-м в Баку добывается первая промышленная нефть из скважины. После отмены государственной монополии капиталу понадобилось 10 лет, чтобы прийти на месторождения и начать их разрабатывать, потому что Российская Империя была гораздо более бюрократизированным государством, чем современная Российская Федерация. Но уже в 1880-м году добыча нефти в России составила 1 млн нефти, что на тот момент составляло 10% мирового производства. И Россия стала угрожать США, которые в 19 веке являлись абсолютным монополистом в добыче нефти, и Рокфеллеры, и Морганы сделали свое состояние на монопольном положении США. В 1895-м году Россия контролирует уже 45% мирового рынка, добыча составила 6,5 млн тонн. В Российской Империи в конце прошлого века действовало 320 нефтяных компаний, большая часть нефтяной отрасли была профинансирована на деньги британского капитала, 40% капитала в отрасли имело британское происхождение, так как Британия искала альтернативы американской нефти. Тогда было три крупных компании: первая -- это компания братьев Нобель, один из братьев позже учредил Нобелевскую премию, и эта компания контролировала 14% рынка в то время. Компания братьев Нобель была известна своими техническими инновациями. Компания братьев Нобель построила первый нефтепровод в Российской Империи из Баку в порт Батум, и таким образом организовала широкомасштабный экспорт нефти за пределы Российской Империи. Они построили первый российский танкер в 1877-м году для транспортировки нефти из Баку. Второй крупной российской компанией была, как это ни удивительно, Royal Dutsch Shell, -- точнее компания Shell, в то время самостоятельная. Когда парижский банк Ротшильдов в 1892-м году основал Каспийскую нефтяную компанию, она была несколькими годами спустя выкуплена нефтеторговой компанией Shell, которая таким образом пришла в нефтедобычу в Баку еще в конце 19-го века. И Royal Dutch Shell контролировала в начале 20 века 16% российского рынка. Еще одной крупной компанией была "Всероссийская нефтяная компания", которая, правда на 35% принадлежала британскому капиталу. Она давала 22% добычи нефти в России в 1914-м году.


В 1918-м с приходом к власти большевиков происходит национализация промышленности, однако контроль над отраслью советское правительство устанавливает лишь в 22-м году, так как в России шла Гражданская война, а Азербайджан был с 1918 по 1921 был независимым. Таким образом, лишь в 22-м году в Советском Союзе появляется собственная нефтяная промышленность. Изначально большая часть добычи производилась на Кавказе (как Северном Кавказе, так и в Баку), и в 30-е годы большая часть нефтедобычи шла как раз из Северного Кавказа и из Баку. В 1940-м году Баку давал 70% добычи, однако затем месторождения Кавказа начали истощаться, плюс советские геологи обнаружили новые богатые месторождения и в ССССР начали разрабатывать так называемое "второе Баку", Урал и Поволжье. Разработка этого бассейна началась в 1950-е годы, пик добычи в Урало-Поволжье пришелся на 65-й год (73 млн тонн). Однако затем с 70-х годов начинается освоение месторождений Западной Сибири. В Западной Сибири имеется 500 месторождений нефти, около 500, из них 9 месторождений относятся к гигантам, с запасами от 100 до 500 млн тонн каждое. Есть два месторождения сверх-гиганта, в частности Самотлор. Сверх-гигант -- это более 500 млн тонн. Благодаря Самотлору в 70-80-х годах, как считают большинство экспертов, Советский Союз продлил свое существование на 10 лет. Потому что на Самотлоре добыча за пять лет с начала освоение выросла с нуля 160 млн тонн нефти, то есть 25% всей добычи страны. Советский Союз начал экспорт нефти в 60-е годы, сначала в страны СЭВ, то есть страны социализма -- Восточная Европа, Вьетнам, Монголия, Куба. Этот экспорт был экономически невыгоден Советскому Союзу, потому что в обмен на поставки дешевой нефти, СССР закупал промышленную продукцию по завышенным ценам.

С 1970-х годов СССР начал экспортировать нефть в западные страны, в Западную Европу, прежде всего Германию и Италию, которые первыми начали осуществлять закупки. В начале 70-х годов в мире происходил нефтяной кризис, арабские страны ОПЕК повысили цены на нефть в несколько раз, поэтому европейские страны попытались диверсифицировать свои поставки и стали закупать частично нефть в Советском Союзе. Пик советского нефтеэкспорта был в 1980-м году по странам СЭВ, а в 1984-м году -- абсолютный пик экспорта. Советский Союз тогда экспортировал 172 млн тонн нефти, то есть, больше, чем Россия экспортирует сейчас. Нефтедоллары в то время помогли советской экономике отложить время абсолютного краха на некоторое время, так как благодаря им СССР мог закупать на мировом рынке продовольствие и потребительские товары.


Как была организована структура нефтяной промышленности СССР? С 1970-го года существовало Министерство нефтяной промышленности, которое занималось установлением планов по добыче, транспортировке и переработке нефти и их реализацией. В структуре Министерства нефтяной промышленности были производственные объединения, которые занимались добычей нефти и нефтеперерабатывающие заводы. Структура была строго иерархической, естественно, все средства производства находились в руках у государства. Затем, когда Советский Союз распался, в России начались реформы. Основные причины реформ: почему были нужны реформы именно в этой отрасли? Тогда в России была очень высокая себестоимость добычи нефти -- она составляла 11-14 долларов за баррель, в то время как мировые цены в то время составляли 13-18 долларов за баррель. Себестоимость добычи в странах Персидского залива составляет где-то примерно 1,5 доллара за баррель. Поэтому себестоимость была очень высокой, что делало отрасль неэффективной. Второе -- низкая производительность. На одного занятого в отрасли добыча в России составляла 540 тонн, в США 1840 тонн. Следующим аспектом было резкое сокращение инвестиций. И четвертое -- сокращение нефтедобычи. Пик добычи был в 1987-м году -- 570 млн тонн (только Россия, а не весь СССР, где суммарная добыча превышала 620 млн т). В 1991-м добыча составляла всего 415 млн тонн -- на 25% за четыре года, достаточно существенное сокращение. У спада в нефтедобыче было несколько причин. Во-первых, важным фактором было то, что в советские годы нефтедобыча во многих регионах осуществлялась варварскими методами, по-английски crash development -- "развальное освоение". Для увеличения производительности скважин, в нефтегазоносные пласты закачивали воду, что повышало давление в пластах, но уменьшало суммарный объем нефти, который можно из месторождения добыть. При таком способе добычи добывается лишь только 30-40% нефти, имеющейся на месторождении, а остальная нефть остается внутри и добывать ее в будущем технически очень сложно и дорого. Однако в Советском Союзе устанавливались планы нефтедобычи, поэтому производственные объединения предпочитали выполнять, а еще лучше перевыполнять планы, поэтому они пользовались вот такими достаточно варварскими способами нефтедобычи. Сейчас этим уже не пользуются, сейчас наоборот -- многие компании России вынуждены работать на месторождениях очень сильно обводненных, в которых очень плохие геологические условия из-за вот таких методов добычи в 70-80-е годы.


Реформа отрасли состояла из трех основных аспектов: 1) демонополизация -- в Советском Союзе существовала лишь одна структура, которая занималась всей отраслью в Министерстве нефтяной промышленности. Было решено создать конкурентную среду, соответственно было решено создать некоторое количество компаний. Правительство решило, что отрасль будет реорганизована через вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Каждая из этих компаний занимается разведкой, разработкой, добычей, переработкой нефти, распределением получаемых нефтепродуктов и продажей их на автозаправочных станциях. То есть, каждая компания работает по технологическому циклу: от добычи нефти до продажи нефтепродуктов, бензина на бензоколонках. В 1992-93-м годах были организованы такие компании, как "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "ЮКОС". Вот эти первые компании, как считается, получили наиболее привлекательные, наиболее интересные российские нефтяные активы, потому что, например, созданием компании "ЛУКОЙЛ". Формированием "ЛУКОЙЛа" в единую компанию вертикально-интегрированную занимался тогдашний 1-й замминистра нефтяной промышленности Вагит Алекперов, который позже возглавил компанию "ЛУКОЙЛ" и сейчас является одним из ее владельцев. Похожее происходило с компанией "Сургутнефтегаз", штаб-квартира которой находится в Сургуге и компания "ЮКОС", штаб-квартира которой официально находится в Нефтеюганске, тоже Западная Сибирь. Когда были сформированы эти компании, первоначально государство сохраняло долю акций во всех новых нефтяных компаниях через государственную компанию "Роснефть". Затем произошло преобразование новых компаний в акционерные. Компании были сформированы как холдинги с только частичными долями в дочерних компаниях. Обычно 51% голосующих акций против 38% обычных. Вслед за этими тремя в 1994-м из "Роснефти" были выделены еще несколько вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких как "Славнефть" и Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания "Сиданко", затем Восточная нефтяная компания "ВНК" и Оренбургская нефтяная компания "ОНАКО". В 1995-м демонополизация завершилась формированием компаний Тюменская нефтяная компания "ТНК", Сибирская нефтяная, Татарская нефтяная компания "Татнефть", Башкирская "Башнефть" и компания "Коми-ТЭК" -- Республики Коми. Последние три компании были образованы на базе нефтяных предприятий, расположенных на территории автономных республик.


Вторым элементом реформы была приватизация. То есть, сначала государство создало конкурентную среду, а затем решило, что продаст эти активы и передаст их эффективным собственникам, которые будут эффективно ими управлять. Приватизация шла в 3 этапа. Сначала приватизация шла через передачу акций служащим компании в форме неголосующих или привилегированных акций. Тогда же передача акций шла не только сотрудникам компании, но и менеджменту компании, что делалось для того, чтобы менеджмент не противился приватизации. Это происходило в 1992-1995 годы. Вторым этапом приватизации стали залоговые аукционы. В середине 90-х российское правительство испытывало недостаток в средствах. Это было связано с тем, что в Государственной Думе преобладало левое большинство, которое принимало бюджеты сверстанные с большим дефицитом и правительство вынуждено было занимать средства для покрытия дефицита. В тот момент, российские банки, которые заработали капиталы во время высокой инфляции начала 90-х, предложили правительству кредиты под залог акций крупнейших компаний. В случае, если правительство не возвращает кредиты в срок, то акции, которые находятся в залоге у банков, могут быть проданы через аукционы по цене не меньше установленной договором. Когда пришло время правительству возвращать кредиты в 1996 году, денег на это у правительства не оказалось, поэтому эти акции были проданы с залоговых аукционов. Банк "Менатеп" приобрел компанию "ЮКОС": 45% акций "ЮКОС" было приобретено "Менатепом" за 160,1 млн долларов. Сегодня рыночная цена 45% "ЮКОС" составляет около 10 млрд долларов. Минимальная цена, по которой "Менатеп" имел право продать акции составляла 160 млн долларов ровно. Похожим способом была продана компания "Сибнефть", 51% был продан за 110 млн долларов и она попала под контроль банков, которые, как считается, находились под контролем Романа Абрамовича и Бориса Березовского. 51% акций "Сиданко" (Сибирско-Дальневосточная компания) были проданы банку "ОНЭКСИМ". И сумма контракта была 129,8 млн долларов при том, что аукцион начинался со 125 млн . В компании "ЛУКОЙЛ" 30% акций ушло за 320 млн долларов Инвестиционному фонду "ЛУКОЙЛ". "Сургутнефтегаз" тогда же был продан, 60% было продано за 260 млн долларов Пенсионному фонду "Сургут". Лишь более поздние приватизации — такие как продажа Тюменской нефтяной компании группе «Альфа» в 1998-1999 годах — характеризовались, по мнению наблюдателей, «более честной ценой». ТНК, резервы которой в момент продажи были значительно меньше резервов того же ЮКОСа была продана с двух аукционов за 1,7 млрд. долларов. В итоге сейчас у российского правительства остались акции лишь таких компаний -- компания "Роснефть" 100%, компания "Славнефть" 75%, затем "ЛУКОЙЛ" 6%. У правительств республик в составе РФ также сохранились пакеты: Башкортостану принадлежит 64,7% "Башнефть", а Татарстану принадлежит 30,6% компании "Татнефть".


Третьим элементом реформ оказалась дерегулирование. В России в 90-е года государство отказалось от функций прямого менеджмента отраслью, как это происходило в советские годы и сейчас нефтяная отрасль косвенным образом регулирует через несколько государственных органов, которыми являются Министерство энергетики (отвечает за отрасль в целом), Министерство природных ресурсов (отвечает за лицензирование месторождений и проводит экспертизу исполнения лицензий, что очень важно в России, потому что лицензии могут быть отозваны). Есть еще Министерство экономического развития и торговли, оно отвечает в нефтяной отрасли только за один блок, который называется СРП (Соглашение о разделе продукции), по-английски PSA. Соглашение о разделе продукции -- это договоры между компаниями и государством, оформляемые в форме федеральных законов, в этих договорах установлены правила раздела продукции между компаниями и государством. Соответственно, от соглашения с раздела продукции не платятся налоги. Основная идея СРП -- застраховать компанию-инвестора от перемен в национальном и региональном налоговых законодательствах. Законы по СРП принимаются в Госдуме и в нем зафиксированы правила раздела продукции по конкретному месторождению, по конкретному СРП. Соответственно, для СРП не действуют налоговые законодательства РФ, что очень привлекает иностранных инвесторов в частности, потому что законодательство налоговое у нас меняется очень часто. Например, последняя радикальная смена налоговых законодательств в области нефтяной отрасли произошла с 1-го января 2002 года и оно было действительно очень серьезным. В России существуют три действующих СРП: Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьяга (в Республике Коми). Суммарный объем инвестиций по Сахалину-1 и Сахалину-2 составляет 17 млрд долларов ожидаемых инвестиций. В Госдуме на утверждении находятся еще проекты законов по 15-20-ти соглашениям о разделе продукции, однако они не принимаются уже который год. Основной причиной являются лоббистские усилия со стороны российских нефтяных компаний, которые не заинтересованы в приходе иностранцев в их систему СРП. Еще есть несколько органов власти, которые занимаются этой отраслью, это Министерство по антимонопольной политике -- МАП, которое регулирует операции монополий, в частности "Транснефть". "Транснефть" -- это компания, которой принадлежат магистральные нефтепроводы. Еще один госорган регулирования нефтяной отрасли -- Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), она регулирует цены и тарифы естественных монополий. Сейчас происходит ее трансформация в орган государственной власти под названием ЕТО -- Единый тарифный орган.


В результате реформ вместо одного сверх-министерства в российской нефтяной отрасли сегодня действуют 132 нефтяных компании, из которых 11 являются вертикально интегрированными. В 2001 г. на ВИНК приходилось 88,2% добычи нефти в стране и 78,8% мощностей нефтепереработки. В результате, к концу 90-х в России сформировались три типа крупных нефтяных компаний. Одни из них оказались «ЮКОС», «Сибнефть», «ТНК», «Сиданко», которые стали составной частью финансово-промышленных групп. Учитывая, что нефть была наиболее ликвидным российским товаром на мировых рынках, они стали «дойными коровами» для их материнских ФПГ. Со времени продажи они пережили период масштабной реструктуризации, когда из них были выведены непрофильные активы, сокращался персонал и повышалась эффективность деятельности. Все это было сделано для того, чтобы как можно быстрее заработать деньги для инвестиций в другие отрасли — телекоммуникации, недвижимость, банки, нефтехимию и т.д. ЛУКойл и «Сургутнефтегаз», с момента основания возглавляемые Вагитом Алекперовым и Владимиром Богдановым соответственно, оказались под контролем высшего менеджмента, вышедшего из нефтяной отрасли, а не финансовых кругов, как в компаниях первого типа. Не входя в финансово-промышленные группы, обе компании создали вокруг себя целый ряд финансовых структур (пенсионные, инвестиционные фонды), в которые они направляли заработанные средства. Они иначе строили свои стратегии, и в меньшей степени подверглись реструктуризации. В то же время, они гораздо больше внимания уделили социальным программам — на сегодняшний день работники компаний и их «нефтяные города» (такие как, лукойловские Лангепас или Когалым) оказались наиболее социально защищенными в отрасли. Третья группа компаний включает в себя те, в которых государство по-прежнему играет важную роль в управлении. Среди них — почти на 100% государственная «Роснефть», российско-белорусская «Славнефть», и подконтрольные правительствам своих республик «Татнефть» и «Башнефть». Они все в меньшей степени были затронуты реструктуризацией (особенно по части своей эффективности), чем компании, находящиеся в частных руках. Лишь «Татнефть», которая в последние годы стала проявлять все большую активность за пределами Татарстана, начала движение в сторону более рыночной стратегии. По данным Госкомстата, в середине 2000 г. в России нефть добывали 132 компании, и только у 12 из них (11 вертикально интегрированных и Газпром) годовая добыча превышала 10 млн. т. (табл.2). Хотя в сфере нефтедобычи преобладают ВИК, в 2000 г. около 3% от общего объема добыли свыше 100 небольших независимых нефтяных компаний. К крупнейшим из независимых нефтедобывающих компаний относятся БелКамнефть (1,6 млн. т), Тебукнефть (1,0 млн. т) и РИТЕК (0,9 млн. т). Независимые добывающие компании увеличили свою долю в общей нефтедобыче с чуть более 2% в 1997 г. до более чем 3% в 2000 г. Доля совместных предприятий с иностранным участием в 2000 г. составила 6% суммарной добычи или 18,9 млн. т. Многие партнеры российских компаний, представляемые как “иностранные”, на самом деле — те же российские компании, но зарегистрированные за рубежом, что дает им возможность использовать специальные привилегии, гарантированные совместным предприятиям с иностранным участием. По примерной оценке, совместные предприятия с участием истинно иностранных компаний добыли в 1999 г. около 9 млн. т. нефти — менее половины общей добычи совместными предприятиями. Реальная роль российских участников совместных предприятий в последующем, вероятно, возрастет, так как некоторые из них выкупают доли в проектах их иностранных партнеров. В 1999 г. первая нефть была добыта в результате реализации двух соглашений о разделе продукции — в соответствии с проектом Сахалин-2 (компания Sakhalin Energy) и Харьяга (TotalFina-Elf/Norsk Hydro). При реализации первого проекта в 1999  г. добыли 143,5 тыс. т. нефти, второго — 72,3 тыс. т. В 2000 г. добыча возросла, соответственно, до 1672100 т. и 515480 т.


Условия спроса на нефть в России и за рубежом. В 90-е годы объем переработки нефти в стране уменьшился на 45% до 163 млн. т. в 1998 г. В 1999-2000 гг. он несколько возрос, что можно объяснить главным образом воздействием административных ограничений на экспорт сырой нефти. Вследствие упрощенности схем или недостаточной “глубины переработки” на российских НПЗ необходимо было перерабатывать очень большие объемы нефти для удовлетворения растущего спроса на легкие нефтепродукты, что оставляло избыточные объемы тяжелых жидких топлив, которые обычно экспортируются. В период между 1990 г. и 1998 г. суммарное потребление нефтепродуктов снизилось более чем наполовину. С 1999 г. стабилизация экономики и административные ограничения экспорта нефти создали предпосылки для стабилизации потребления нефтепродуктов. Основная часть российского экспорта направляется на ближайшие рынки — в страны Европы и СНГ. 87% экспортируемой нефти идет лишь в пять стран — Германию, Францию, Италию, Испанию и Великобританию. Основные направления экспорта:

Балтика (порты Прибалтики и БТС);

Черное море (Новороссийск, Туапсе, Одесса);

трубопровод Дружба (северная ветка — через Белоруссию на Германию, южная ветка — через Украину).


«Смутное время » в нефтяной отрасли уже оказалось давно позади. После того, как были заработаны первоначальные капиталы, в российской нефтянке поняли, что для долгосрочного развития им требуется перемена стратегии. За прошедшее с начала реформ годы руководство нефтяных компаний научилось эффективно ими управлять. Еще в конце 90-х в штаб-квартирах ЮКОСа, ЛУКойла, «Сибнефти», ТНК задумались о корпоративном управлении и прозрачности, начав публиковать годовые отчеты на своих сайтах и переводя учет на международный стандарт US GAAP. Компании отказались от характерной для середины 90-х годов практики по уводу средств от налогов на банковские счета в оффшорных зонах и перестали притеснять миноритарных акционеров. Они ввели в состав совета директоров многочисленных иностранцев — как специалистов нефтяного бизнеса, так и инвесторов с мировым именем. Например, совсем недавно ЛУКойл объявил о вводе в совет директоров Марка Мобиуса, управляющего инвестиционным фондов Templeton. На Западе у него репутация финансового гуру. Основная причина перемен — в России много нефти и недостаточно финансовых ресурсов для освоения новых месторождений. Поэтому российские компании заинтересованы в увеличении своей инвестиционной привлекательности — так как их собственные средства позволяют лишь сохранять имеющуюся добычу, дальнейший рост возможен только в случае притока инвестиций. Круг источников инвестиций в российскую нефтянку довольно ограничен. Отечественная банковская система, до сих пор до конца не оправившаяся от августа 1998 года, не в состоянии дать нефтяникам то, в чем они заинтересованы — долгосрочные кредиты под низкие проценты. Поэтому нефтяникам остается обращаться либо к фондовому рынку, либо к иностранцам. Российский фондовый рынок, хотя и вырос в 2001 году на 221%, по-прежнему остается недокапитализирован. Если по запасам нефти, находящимся на балансе у нефтяных компаний, отечественные намного опережают западных конкурентов (например, резервы крупнейшей по запасам российской компании ЛУКойл на 15% больше запасов ExxonMobil, крупнейшей по запасам нефти западной компании), то по капитализации они заметно отстают. Так, если у British Petroleum капитализация составляет весьма приличные 177 млрд. долларов, то капитализация ЮКОСа в начале февраля составила лишь 14,3 млрд. Немногим меньше капитализации «Сургутнефтегаза» (13 млрд. долларов) и ЛУКойла — 11,9 млрд.


На развитие нефтяной отрасли сегодня все смотрят с оптимизмом. Так, глава ЮКОСа Михаил Ходорковский не так давно отметил: у России, по его мнению, вполне достаточно нефти, чтобы ее хватило до угасания спроса на этот вид топлива: «В России огромные нефтяные резервы. У нашей нефтяной компании резервы порядка тридцати лет. Но нефть - это тот товар, который будет нужен человечеству в сегодняшних объемах не всегда. По тем прогнозам, которые у нас есть, пика потребления нефти мировая экономика достигнет через 20 лет, а до 40 года будет происходить снижение потребления нефти и замещение ее другими видами топлива. На этот срок в России нефти более чем с избытком». Ведущая роль в нефтедобыче, впрочем, по-прежнему будет сохраняться за Западной Сибирью — там сконцентрировано 9,1 млрд. тонн промышленных запасов нефти. Существующая инфраструктура — нефтепроводы, линии электропередач, дороги, нефтяные города с квалифицированным персоналом сыграют свою роль в сохранении статуса Западной Сибири как важнейшей нефтяной провинции. Однако, ее ждет конкуренция. Как считают аналитики, во-первых, со стороны Тимано-Печорской провинции, располагающейся на территории Республики Коми и Ненецкого Автономного Округа. В ее недрах — 1 млрд тонн доказанных резервов и еще 1 млрд. тонн предполагаемых. По оценкам аналитиков, уровень добычи нефти в Коми и в Ненецком округе к 2005 году должен увеличиться вдвое и достигнуть 25 млн. тонн. Разработка ресурсов провинции во многом упирается в реализацию транспортного проекта ЛУКойла, который планирует создать систему, альтернативную государственной транспортной монополии «Транснефть». Уже в 2005 году через арктический порт Варандей на побережье Баренцева моря ЛУКойл планирует танкерами-ледоколами отправлять на экспорт до 5 млн. тонн нефти в год. В декабре 2001 года на верфи в Санкт-Петербурге был спущен четвертый из пяти танкеров-ледоколов, построенный по заказу нефтяной компании. Еще одним конкурентом Западной Сибири станет Восточносибирская нефтяная провинция. Сейчас разработка нефти на месторождениях Эвенкии, Иркутской области, Красноярского края и Якутии крайне мала, однако нефтяные компании уже развернули широкомасштабные инвестиции в разведку и разработку нефти в этом регионе. Первым на очереди месторождением является Юрубчено-Тахомский блок в южной Эвенкии. По оценке геологической компании Miller & Lentz, доказанные запасы нефти здесь составляют 700 млн. тонн нефти. Разработка этого и других месторождений, лицензиями на добычу которых владеют ЮКОС и «Сибнефть», к 2010 году должно поднять добычу нефти в Восточной Сибири с нынешних мизерных показателей до 25-30 миллионов тонн. Однако для этого потребуются серьезные инвестиции в инфраструктуру региона, где нет не только ниток нефтепроводов, но зачастую и обычных автомобильных дорог. В ближайшее десятилетие должна возрасти добыча нефти и в еще одном восточном регионе — на шельфе острова Сахалин. В 2010 году уровень добычи должен достигнуть 20-25 млн тонн, что в десять раз больше, чем сегодня. Реализация сахалинских проектов во многом облегчается тем, что здесь не требуется делать серьезных вложений в транспортную инфраструктуру: нефть добывается на платформах в Охотском море, где она сразу может грузиться на танкеры и отправляться на экспорт, преимущественно в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Благодаря развитию всех этих проектов, а также применению новых технологий добычи на старых месторождениях, Россия сможет сохранить свои позиции на мировом нефтяном рынке. Уровень нефтедобычи около 350-400 млн. тонн в год позволит стране экспортировать около 130-180 млн. тонн в год, что даже при довольно низких ценах обеспечит экономику России средствами для выплаты долгов и формирования бюджета.


9