Экономическая мысль Древней Греции
Для данного общества характерно развитие рыночной экономики и частной собственности. Отсюда интерес философов к проблемам микроэкономики, но не теоретическим, а прикладным. Одним из таких философов был Ксенофонт, написавший работу «Экономика», т.е. «Закон домашнего хозяйства», а также Платон («Государство», «Законы») и Аристотель («Никомахова этика»), поднимавшие в своих трудах экономические проблемы.
Одной из главных, рассматриваемых античными учеными проблем была проблема разделения труда. Ксенофонт рассматривал зависимость степени разделения труда от размеров спроса и зависимость качества продукта от степени разделения труда. Ксенофонт относился снисходительно к ремесленному труду как таковому, однако признавал, что ремесленник может достичь большего умения за счет специализации (разделение труда).
Платон, изучая процесс разделения труда, отмечал, что разделение труда лежит в основе человеческого общества. Он писал, что у каждого человека множество потребностей, но одна способность и, следовательно, человек должен жить в обществе для удовлетворения своих потребностей и в обществе должно быть разделение труда. Рассмотрим принципы разделения труда подробнее.
Греческий полис, как уже отмечалось, представлял собой замкнутую гражданскую общину, наследственная принадлежность к которой давала ряд преимуществ. Важнейшим из них следует считать права на земельную собственность, на участие в защите родных рубежей и на участие в политической жизни. Все члены гражданского коллектива владели различными участками земли. В связи с географическими особенностями Балканского полуострова (74% его территории составляет горная местность) ощущался серьезный дефицит земляных участков, что обуславливало бережное отношение собственников к своим наделам. В силу этого, отношение к земле и к сельскохозяйственному труду было, можно сказать, культовым. Земля давала благосостояние и определяла жизнь гражданина как “достойную”.
Платон уважительно относился к гражданам, владевшим землей. Людей же, занятых общественным трудом, он нарекает “дельцами” или “стадом” и отводит им “деловую” функцию в своем совершенном государстве («Государство», IV, 434c, d, 441a).
Они “подобно скоту -- пишет Платон -- ...всегда смотрят вниз, склонив голову к земле и стопам, могут лишь пастись, обжираться и совокупляться”. Это сословие философ называет еще -- “толпа” (греч “охлос“).
Во втором проекте, «Законах», мыслитель подошел к земельной реформе более реалистично. “Пусть будущих граждан будет 5040. Это число подходящее: так земледельцы смогут отразить врага от своих наделов. Настолько же частей будут разделены земля и жилища; человек и участок, полученный им по жребию, составят основу надела”. Философ выдвигает ряд условий существования такого порядка вещей.
Во - первых, “Более, чем дети о своей матери, должны граждане заботиться о родимой земле: ведь она богиня-владычица смертных созданий”. Во - вторых, “каждый получивший по жребию надел должен считать свой надел общей собственностью государства”. Устанавливаются законы, запрещающие куплю-продажу земли.
Платон предлагает выделить из населения новое сословие. Единственная функция сословия воинов или ''помощников'', по мнению Платона, должна быть определена как “защитная”. Мыслитель доказывает в произведении ''Государство'' необходимость нововведения “сложностью военного искусства” и его “несовместимостью с другими занятиями”. В «Законах» же Платон отступает от этого предложения и пишет, все гражданские участвуют в охране своего полиса и вследствие этого их должно быть “столько, чтобы суметь отразить нападение”, для этого они находятся в состоянии постоянной подготовке к войне.
Аристотель, как и Платон, подчеркивает естественность разделения труда. Однако в вопросе о частной собственности он с учителем не соглашался. Он прекрасно понимает, что положение человека в обществе определяется собственностью. Поэтому он критикует Платона, который в своей утопии уничтожает частную собствен-ность у высших классов, специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает недовольство и ссоры, сни-жает заинтересованность в труде, лишает человека «естественно-го» наслаждения владением, и т.д. Таким образом, он отстаивает частную собственность, которая представлялась ему, да и действительно была в его время единственно возможной и прогрессив-ной, обеспечивая своим развитием преодоление последних пере-житков общинного социального устройства, тем более что развитие частной собственности означало и преодоление полисной ограни-ченности, вставшее на повестку дня в связи с кризисом всего полисного устройства Эллады. Правда, при всем этом, Аристо-тель говорит и о необходимости «щедрости», требующей под-держивать неимущих, а «дружбу», т.е. солидарность свободных между собою, объявляет одной из высших политических добро-детелей.
Также учеными поднимался вопрос о сущности товара и денег. Ксенофонт отдавал предпочтение натуральному хозяйству на земле; одобрял штрафы за накопление в личном пользовании золота и серебра; различал товар и продукт. При этом под товаром он понимал продукт, способный к обмену.
Платон и Аристотель поднимали теоретические проблемы. Например, проблему соразмерности товаров, из которой они сделали вывод, что, хотя существует равенство пропорций, людей, занимающихся обменом, т.е. обмен справедлив, но в самом товаре это равенство не заложено. Равенство обеспечивается деньгами, т.е. искусственным инструментом, созданном людьми.
Что касается денег, то все три философа сходились на том, что деньги - это результат созидательных действий людей. И выделяли три функции денег: средство обращения, измерения товаров и накопления. Платон считал необходимым государственное регулирование денег. Ссуды выдавать под % он считал необходимым категорически запрещать. Имущество граждан должно, по мнению ученого, подлежать учету, и государство должно отнимать у них любой излишек превышающий максимум. При этом исчезнет соперничество и раздоры, суды, золото и серебро станут ненужными.
Аристотель во многом был согласен с учителей. Он считал, что одну и ту же вещь можно использовать по - разному: по назначению (потребительская стоимость) и не по назначению (меновая стоимость). При этом деньги - средство сравнивать разные блага, поэтому их нельзя давать в ссуду под %.
Метод, которым пользовались эти философы сочетал в себе нормативный (подразумевал естественный порядок явлений, т.е. такой общественный порядок, который, по мнению автора, заложен в естестве человека) и позитивный (включал в себя элементы анализа и первые попытки систематизации) подходы.
Изучая экономическую мысль античного мира, необходимо уделить особенное внимание учению Аристотеля о хрематистике. Этот трактат важен тем, что он является первой попыткой систематизации экономических явлений. Аристотель делил все явления на 2-е части, и критерием являлась цель деятельности:
1. Если целью являлось удовлетворение потребностей, то он относил данное явление к экономике, т.к. данная цель является конечной и, следовательно, естественной. К таким явлениям он относил земледелие, ремесло и непрофессиональную торговлю.
2. Если целью являлась нажива, то Аристотель относил данное явление к разряду хрематистики, т.к. данная цель является бесконечной и, следовательно, неестественной. К данному разряду Аристотель относил профессиональную торговлю и ростовщичество.
Но не смотря на такой подход (естественное/неестественное), у Аристотеля существует положение о развитии экономических отношений (меновая торговля, появление денег, профессиональная торговля).
В Древнем Риме, как было показано выше, рабство было более развито, чем в Греции и имело иную точку приложения (сельское хозяйство), что отразилось на экономической мысли. Наиболее известными работами, которые можно по праву считать экономическими учениями, являются работы Катона Старшего и Варрона.
В своем трактате «О земледелии» Катон обосновывает преимущества сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. Хотя Катон допускал использование нерабского труда, но его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на рабском труде. При этом Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и предлагал ряд советов по увеличению доходности. Особое внимание он уделял проблемам организации рабского труда: он предлагал применять метод «кнута и пряника».
Проблемы организации рабского труда рассматривает в своей работе «О сельском хозяйстве» и Варрона. Он обосновывал преимущества сельского хозяйства и порицал переселение римлян в городские стены. Он также был сторонником самообеспечения вилл, а развитию рынка не придавал особого значения.
Другие работы по теме:
Развитие экономической мысли
Шпаргалка по теме: « Развитие экономической мысли » Древний Египет. Памятником экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением.
Центральный Банк Греции
ЦБ Греции Банк Греции — центральный банк Греции. Основан в 1927 и начал операции в 1928 году. Расположен в Афинах. Дo этого функции центрального банка выполнял Национальный банк Греции — крупнейший и самый старый банк Греции.
Античность 3
Анти́чность (от лат. antiquus — древность) — совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства и т. д., в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме в период с 776 до н. э. по 486 год н. э. Поскольку античность охватывает достаточно продолжительный отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов.
Философия Древней Греции 5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ Тема Доклада: Философия Древней Греции
Гимнастика
Гимнастика -это слово греческое и значит обнаженный. В Древней Греции какое-то время физическими упражнениями занимались без одежды. Гимнастика в те времена включала в себя и игры, и бег, и прыжки, и единоборства, и танцы.
Мифология Древней Греции и Древнего Рима
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах.
Методические рекомендации для учителя
Авторский медиапродукт: мультимедийная звуковая презентация Power Point – 14 слайдов (презентация работает только с приложением: звуковыми файлами)
Щука Леонида Глебова
Как известно, басня зародилась еще в древней Греции. С тех пор и доныне этот жанр является чрезвычайно популярным. Гением отечественной басни является Леонид Глебов. Большое количество его басен имеет оригинальные сюжеты. Кроме того, он творчески перенес на национальную почву большое количество известных сюжетов басен, наполнив их народными обидами, характерами, деталями.
Развитие макраме
Макраме (фр. Macramй, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения. Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Художественная культура Древней Греции
Художественная культура Древней Греции Греки активно интересовались окружающим миром и природой в целом. Архитектура В истории Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Демократия
Слово «демократия» родилось на улицах и площадях города Афин в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад (см. Античность). По-гречески «демос» — народ, «кратос» — власть, то есть власть народа.
Священные войны в Древней Греции
Священные войны — в древней Греции были связаны с существованием союза амфиктионов, имевшего религиозный характер и заключавшего некоторые элементы международного греческого права: все члены его давали клятву охранять неприкосновенность Дельфийского храма, соблюдать во время войны некоторые правила пощады, не нападать на соплеменников во время празднеств и т. д.
Стилос
Введение 1 История 2 В наше время Список литературы Введение Стилос (по воску) (стило, от др.-греч. στῦλος — столб, колонна, писчая трость, грифель) — в Древней Греции бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском.
Древнегреческий календарь 2
Древнегреческий календарь В начале первого тысячелетия до н. э. в Древней Греции начали создаваться лунно-солнечные календари, причем каждый полис (город-государство) имел свою календарную систему. Несмотря на их сходство, каждый календарь имел свою особенность и несколько отличался от всех остальных.
Антиковедение
Антикове́дение — наука о древней Греции и Риме. В континентальной Европе известна также под названием «классическая филология», но так как многие относили филологию преимущественно к изучению языков и литературы, термин «классическая филология» приобрёл двоякий смысл. В XIX веке немецкими учёными была создана концепция «науки о древности», объединявшая различные аспекты изучения древнего мира, такие дисциплины как собственно классическая филология, история древнего мира, классическая археология, папирология, эпиграфика, нумизматика и история права.
Флоракис, Харилаос
Введение 1 Биография Список литературы Введение Хари́лаос Флора́кис (греч. Χαρίλαος Φλωράκης, 20 июля 1914, Рахула, Кардица — 22 мая 2005, Афины) — греческий государственный и политический деятель, Генеральный секретарь Коммунистической партии Греции в 1972−1989.
Премьер-министр Греции
Введение 1 Избрание и назначение 2 История Список литературы Введение Премьер-министр Греции (греч. Πρωθυπουργός της Ελλάδος), официально: Премьер-министр Греческой Республики (греч. Πρωθυπουργός της Ελληνικής Δημοκρατίας) — глава правительства Греческой Республики и лидер кабинета Греции.
День Охи
(греч. Επέτειος του «'Οχι») — годовщина «Нет». Отмечается 28 октября как государственный праздник в Греции, и на Кипре. Также отмечается в греческих общинах по всему миру как напоминание об отклонении ультиматума, предъявленного Италией греческому диктатору (правившему с 4 августа 1936 года по 29 января 1941) Иоаннису Метаксасу 28 октября 1940 года.
Конституция Греции
Запрос «» перенаправляется сюда; Конституция Греции 1975 (греч. Σύνταγμα) - действующая Конституция Греческой республики, принятая пятый созыв Греческого парламента. Вступила в действие в 1975 году, дважды пересматривалась - 1986 и 2001 года. Конституционная история Греции началась в период Греческой национально-освободительной войны за независимость, в ходе которой первые были приняты три революционных греческие конституции.
Вестник древней истории
Вестник древней истории Вестник древней истории (общепринятое сокращение — , англ. Journal of Ancient History) — важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В настоящее время издается Институтом всеобщей истории Российской Академии наук.
Народно-освободительный фронт Македония
План Введение 1 Вступление 1.1 Оккупация Греции 1.2 СНОФ 2 НОФ 2.1 Формирование НОФ-а 2.2 Первые акции 2.3 Соединение НОФ-а с Демократической Армии 3 Гражданская Война в Греции
Олимпийские игры 5
Олимпийские игры (греч. Olэmpia) Древнейшие и наиболее популярные в Древней Греции общегреческие празднества и состязания. Устраивались в честь бога Зевса, согласно традиции, с 776 до н. э. в Олимпии 1 раз в 4 года. На время объявлялся обязательный для всех греков «священный мир», в это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны.
Парламент Греции
Парламент Греции Парламент Греции (греч. Βουλή των Ελλήνων, дословно Воля эллинов) — однопалатный законодательный орган (парламент) Греции, включающий 300 депутатов, избираемых на срок в четыре года.
Четвёртая Священная война
План Введение 1 Причины войны 2 Ход боевых действий 3 Итоги войны Четвёртая Священная война Введение Четвёртая Священная война (338 до н. э.) — вооружённый конфликт в Древней Греции IV в. до н. э., ставший поводом к завоеванию Греции Македонией.
Вторая Священная война
План Введение 1 Причины войны 2 Ход боевых действий 3 Итоги войны Вторая Священная война Введение Вторая Священная война (448 до н. э.) — вооружённый конфликт в Древней Греции V в. до н. э., являвшийся одним из проявлений конфронтации между Афинами и Спартой во время Малой Пелопоннесской войны.
Кочов, Стоян
Стоян Кочов (макед. Стојан Кочов, род. 25 декабря 1930) — македонский историк и публицист. Биография С 1946 по 1949 годы воевал в рядах Демократической армии Греции во время гражданской войны в стране, тогда же принимал участие в деятельности Народно-освободительного фронта — союзной ДАГ партизанской организации этнических македонцев в Греции.
Захариадис, Никос
Ни́кос Захариа́дис (греч. Νίκος Ζαχαριάδης, 27 апреля 1903, Эди́рне, Турция — 1 августа 1973, Сургут, СССР) также известный как Неистовый Никос, Николаев Николай Николаевич. Деятель греческого рабочего движения.
Греция 2
Греческий полуостров, находящийся на юго-востоке Европы, занимает площадь 131.944 кв. км. Греция расположена в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему и к побережью Малой Азии островах. Граничит с Албанией, Македонией, Болгарией и Турцией. Омывается: Средиземным морем, в том числе: Ионическим, Эгейским морями, а южное побережье Крита — Ливийским морем.
Аристотель
В Древней Греции в 4-м в. до н. э. существовала удивительная школа, где собирались лучшие умы, для того чтобы обсудить важные проблемы: как устроена природа? Каким должен быть человек? Как надо управлять государством? Что есть прекрасное?