А.А. Кретов, Воронежский государственный университет
Речь
идет об этимологии слов снасть и снадить. Оба они указывают на основу снад=,
которая, собственно, и является объектом этимологизации. Для решения этой
задачи обратим внимание на семантику простейших засвидетельствованных слов.
В.И. Даль даёт существительное снада как производное от снадить [1 – III, 314]
‘соединять и скреплять’. Направление деривации, скорее всего, противоположное,
поскольку суффикс =и= оформляет именные или заимствованные основы.
Древнерусский язык знал слово с(ъ)надь ‘верх, поверхность’. Древнейшее
употребление (Иоанн Лесвичник 12 в.): “Яко вěтри овогда оубо сънадь тихости
ради, овогда же глоубину морьскоую съмоущають” [2 – III, 452]. Это же слово
могло употребляться и как наречие ‘поверхностно, слегка’: “скрижали... не снадь
пишемыя..., но в глубину знаменаема” (Гр. Назианзин, 14 в.) [2 – III, 452]. Оно
же могло употребляться как предлог с род. падежом в значении “поверх” (хотя у
И.И.Срезневского стоит "вне", контекст позволяет дать более точную,
хотя и не исключающую значение “вне”, дефиницию: поверх ума – это одновременно
и “за пределами” = “вне” ума; нашу правоту подтверждает латинский эквивалент
данного фрагмента: id est in superficie cordis): “Не всĕяти при пути,
рекше снадь ума, и от воздушных птиць или от духовъ пронырливых взиматися и
поядену быти (Минеи четьи апр.; 16 в.) [2 – III, 452].
Ср.
аналогичные отношения у слов среда, (по)среди/(по)середь, средь р.п.; (ис)под,
из-под р.п. Совершенно очевидно, что и тут мы наблюдаем тот же самый
субстантивно-адвербиальнопредложный синкретизм. Сънадь – это сочетание
предлогов семантически симметричное сочетанию из-подъ (ср. сущ. испод ‘низ и
внутреннее пространство’ при съ-надь как ‘верх и внешнее пространство’. Ср.
структурно близкое сочетание по-над т.п. На производность слова снадь указывает
наличие в древнерусском языке слов надъ “Действие по глаг. надити” и глагола
надити (см. ниже): “Вологоцкой кузнец Чюрило надил 25 топоров, от наду дал
полтину. Кн. прих.-расх. Кир. м., 6. 1581 г. ” [3 – X, 59].
НАДИТИ.
Наваривать более твердый металл (на рабочую часть топора, лемеха и т.п.)
<...> Ковал Ондрюша... Шесть топоров: четыре исцелныя, два надил, семой
клепал. Кн. расх. Корел. м. №_937, 45. 1563 г. [3 – X, 69]. Контекст дает
возможность уточнить и это толкование: Надить – ‘покрывать чем-л. (в частности,
более твердым металлом) что-л. (в частности, рабочую часть топора, лемеха и т.п.)’.
Глагол же “наваривать” обозначает то же самое, экстралингвистически
конкретизируя способ, которым осуществляется покрытие металлического предмета
металлом. Кстати, вовсе не обязательно – “более твердым” (ср. диалектный пример
ниже): наваривание было одним из способов обновления, восстановления железного
изделия, режущая часть которого со временем снашивалась Такое понимание
семантики глагола надить позволяет уточнить и семантику глагол снадить, в
частности, словосочетание снадить голубей, “заставлять поняться”означает
‘спаривать голубей’, ‘делать так, чтобы голубь покрыл голубку’; буквально
‘помещать одного голубя поверх другого’. Соответственно, словосочетание снадить
доски означает не просто ‘соединить, скрепить, сплотить’, а ‘поместить,
прикрепить что-л. поверх чего-л.’, так, чтобы одна доска была поверх другой. С
учетом диалектного значения глагола “НАДИТЬ, несов. перех. 1. Наваривать
железом (старый стершийся сошник). Блох. Орл., 1901. Калуж. 2. Точить (лемех
сохи). Север., Даль. [4 – IX, 236] ” есть все основания рассматривать глаголы
надить - снадить как видовую пару.
Соответственно,
можно истолковать и семантику существительного снасть. В свете изложенного
наиболее древними представляются значения ‘обивка, покрытие’ и ‘убор, сбруя’,
‘доспехи’, как то, что располагается над, сверху, покрывает и тем самым –
защищает. Ср. наиболее красноречивые примеры: Снасть у нево (у сĕдла)
шолкъ червчатъ...; пряжи у снасти желĕзные. Конск. приб. Бор. Фед. Год.
1589 г. Снасть (у сĕдла) сафьян зеленъ т.ж. Останокъ люди в городĕ
нача продаяти, колико коя станеть, а снасть (по др. списку оружiа броннаа [! -
А.К.]) отима у всĕхъ. Новг.
I л. 6823 г. [2 – III, 453].
Особого
разговора заслуживает пример, который, по Срезневскому, иллюстрирует значение
‘прибор’: “Из снасти из серебрянои свая железная, черенъ костянои. Оп. им. ц.
Ив. Вас. 1582-83 г. [2 – III, 453] ”. Получается, что из серебряных приборов у
царя Ивана Васильевича была железная свая с костяным черенком. Это как кто-то
бы сказал, “а из серебряной посуды и меня только стеклянная кружка с железной
ручкой”. “Серебряная снасть” в данном контексте – ‘изделия, покрытые,
окованные, украшенные серебром’.
Контексты,
приведенные И.И. Срезневским как примеры на значение ‘орудия, снаряд’,
распадаются на две группы – металлические предметы (ср. надить) и
неметаллические (ср. снадить): кузнечная, бобровая, мелничная, деревянная,
пашенная, лодейная, копалная, колодезная снасть [2 – III, 452-453]. По функции
всё это, действительно, ‘орудия’, но это значение – результат позднейшего
функционального переноса, а по способу создания – это ‘продукт, результат
наложения, закрепления одних деталей поверх других’.
Перед
нами один из древних способов обозначения составных, неэлементарных артефактов,
и используемое И.И. Срез-невским слово снаряд – как раз из этого ряда:
{съ-на-ренд_ъ}, как нечто соположенное, объединенное в ряд.
Таким
образом, в глаголе снадить и существительном снасть выделяется корень над= в
его древнейшем именном значении. Предлог надъ так же представляет собой позднюю
стадию развития имени надъ, как предлог подъ представляет собой позднюю стадию
развития имени подъ ‘низ печи’ (приставочная функция этих морфем еще новее).
Таким
образом, находит подтверждение предполагавшаяся М.Фасмером и другими
исследователями связь слов снасть, снадить и др.-русск. снадь, и тем самым
становится неуместным их сближение с лтш. snat, snaju ‘непрочно скручивать’,
др.-ирл. snathe ‘нить’, др.англ. snod ‘повязка на голову’ [5 – III, 697].
Деривационная
история этих слов такова: надъ > надить > снадить/снад(ь/а) > снасть.
Снадь - снада нами (не совсем традиционно) интерпретируются как именные формы
глагола, входящие в его “большую" парадигму.
Рецензент
– В.Б. Кашкин
Список литературы
1.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/В.И. Даль. - Т.1-4. -
М.: Рус. язык, 1978-1980.
2.
Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным
памятникам. I-III, дополнит. том. СПб., 1893-1912. Репринт: М., 1958.
3.
Словарь русского языка XI-XVII вв. - Вып. 1-15. - М.: Наука, 1975-1989.
4.
Словарь русских народных говоров. - Вып. 1-27. – Л.: Наука, 1965-1992.
5.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка [перев. с нем. и доп. О.Н.
Трубачева, под ред. и с предисл. Б.А. Ларина]. ТТ. I-IV. - М.: Прогресс,
19641973.
Другие работы по теме:
Глоттогенез славян, или Происхождение славянских языков
Славянские языки до сих пор отличаются большой степенью близости друг к другу. Это обнаруживается в корнях, аффиксах, структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, морфонологических чередований.
Сербский язык
Сербский язык принадлежит к южнославянским яз. (см. «Славянские языки»). Он является сейчас господствующим языком в Югославии, вытесняяя из государственной и культурной жизни страны хорватский и словенский языки.
Словенский язык
Словенский язык — язык небольшой славянской народности (около 2 млн.), занимающей в основном северо-западную часть Югославии (Штирия, Каринтия, Крайна).
Святой Исидор Севильский
Южный Федеральный Университет Физический факультет РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ Святой Исидор Севильский Студент 4 к. 3 гр. Кан М. Н. Святой Исидор Севильский (лат. Isidorus Hispalensis, исп. San Isidoro de Sevilla; ок. 560, Картахены, Испания — 4 апреля 636, Севилья, Испания) — архиепископ Севильи в вестготской Испании, один из крупнейших ученых и писателей раннего Средневековья.
Древняя римская мифология
Судить о древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, так как источники относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) и часто содержат ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций.
Музыкальное искусство Византии
В основе музыкального искусства Византии лежали многообразные по этническому составу и культурному уровню элементы: позднегреческие, римские, сирийские, славянские (болгарские, древнерусские), армянские и грузинские.
Девясил высокий
Русское название происходит от «девяти сил», которыми растение наделяли на Руси. Славянские народы на протяжении столетий почитали девясил как надёжное лечебное средство.
Этимология слова шишок
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. С. М. КИРОВА КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА СООБЩЕНИЕ ПО ЭТИМОЛОГИИ СЛОВО «ШИШОК» Выполнила: студентка 1 курса 3 группы
Славянские языки. Русский и Украинский
Славянские языки. Русский и Украинский. Окладников Алексей школа № 23 Существует 3 группы славянских языков: Восточнославянские языки Западнославянские языки
Славянские названия месяцев
Введение 1 Месяцы весны 1.1 Белояр, Сухий 1.2 Соковик 1.3 Березень 1.4 Цветень, Кветень 1.5 Травень 2 Месяцы лета 2.1 Изок 2.2 Червень 2.3 Липень 2.4 Названия, связанные с жатвой
Хёвдинг
Хёвдинг (др.-исл. hцfрingʀ или hofрing, нем. haupting) — племенной вождь у германских и скандинавских народов. Этимология Возможная этимология слова от слов hцf — главный, глава, голова и рing — тинг. Другим вариантом этимологии могло служить слово хоф, означающие святилище. В последнем случае хёвдинг этимологически близок к понятию ховгоди.
Языки СССР
Введение 1 История 2 Письменность 3 Индоевропейские языки 3.1 Балтийские языки 3.2 Германские языки 3.3 Греко-фригийско-армянские языки 3.4 Иранские языки
Национальный состав Российской империи
На 1870-е годы в источниках Российская империя даются следующие сведения о национальном составе России[1][2]. I. Славянские племена 1. Русские (72,5 %, более 86 млн.). Наибольшая доля русских отмечена в Московской промышленной, Центральной чернозёмской, Малороссийской и Озёрной области, в который русское население составляет 94 %; в Северной области (89 %), в Новороссии (87 %), в Белоруссии (85 %), в губерниях юго-западных 80 %, приуральских 80 % и приволжских 75 %.
Восточные славяне в VI IX вв. Образование Древнерусского государства
Территория, на которой к концу I тысячелетия сложилась древнерусская народность и гос-во Киевская Русь, охватывала лесостепную и лесную части Восточно-европейской равнины. В течение VI-VIII веков славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной, Юго-Восточной Европе. На Западе они достигли Эльбы, на севере – Невы и Ладожского озера, на Востоке – средней Оки и верхнего Дона, на Юге заселили весь Балканский п-ов.
Вендельский период
Шлем вендельского периода. Шведский музей национальных древностей. Вендельский период в истории Швеции (550—793) — завершающий период германского железного века (или, в целом, эпохи великого переселения народов).
Вучинич, Александер
Введение 1 Биографическая справка 2 Премии, награды 3 Публикации 4 Источники Введение Александер Вучинич (англ. Alexander S. Vucinich, Alexander Vucinic, *1914 Вилмингтон (Калифорния) - †25 мая 2002, Беркли) - американский историк, культуролог, социолог; специалист по истории науки и культуры России и СССР; профессор Пенсильванского университета (Филадельфия).
Эпиграфика
Введение 3 Основные периодические издания 4 Общие работы по эпиграфике Введение Эпигра́фика (от греч. επιγραφή — «надпись») — Вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом.
Днепровские балты
Балтийские и славянские археологические культуры в V—VI вв. Днепровские балты — балтийские племена, населявшие в древние времена бассейн Днепра между бассейнами Вислы и Волги в эпоху железного века (I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.). Днепровские балты сформировались на финно-угорском субстрате. В летописях сохранилось имя только одного племени днепровских балтов — голядь[1].
Чешский коридор
Введение 1 Проект 1.1 География 2 Обоснования 3 Причины отклонения проекта Введение Чешский коридор (также альтернативный вариант названия: Чешско-югославский территориальный коридор) — один из самых противоречивых проектов территориального размежевания в Центральной Европе, вынесенных на обсуждение в ходе Парижской мирной конференции 1919 г., когда обсуждались итоги Первой мировой войны и этно-территориальные проблемы новых независимых государств.
Моймир I
Моймир I (чеш. Mojmнr I; около 795 — 846) — первый исторически достоверный князь Моравского княжества (около 818—846), князь Великоморавской державы (830—846). Основатель династии Моймировичей. В начале IX века объединил под своей властью славянские племена севернее Дуная, стал правителем Моравского княжества — славянского государства, расположенного в бассейне реки Морава (точное местоположение неизвестно, занимало часть территории современной Чехии).
Будители
План Введение 1 В отдельных странах 1.1 Чешские 1.2 Болгарские 1.3 Русинские Список литературы Введение Будители (чеш. buditel, словацк. buditeľ, словен. buditelj и болг. будител, буквально — «пробуждающие») — активисты национального, культурного и языкового возрождения в среде славянских народов, основа славянской интеллигенции новых суверенных славянских государств.
Княжества средневековой Далмации
План Введение 1 Пагания 2 Захумье 3 Травуния 4 Дукля Список литературы Княжества средневековой Далмации Введение Княжества средневековой Далмации: Пагания, Захумье, Травуния и Дукля.
Королевство Далмация
План Введение 1 История 2 Демография 3 Религия 4 Правители Королевство Далмация Введение Королевство Далмация — вассальное королевство, существовавшие с 1815 по 1918 год под властью Габсбургской монархии. Столицей королевства был город Задар.
Венеция-Джулия
Венеция-Джулия (Venezia Giulia) — самый восточный регион Итальянского королевства в 1918—1945 годах. Состоял из территорий, известных до Первой мировой войны как Австрийское Приморье. Ныне это хорватская жупания Истрия, Словенское Приморье и две итальянские провинции — Гориция и Триест.
Киевская Русь
Киевская Русь при князе Владимире. Крещение Руси в 988 году. Славянские миссионеры Кирилл и Мефодий. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Возвышение Москвы.
Славяне. Кто они?
Славяне (в древности словене) - крупнейшая группа родственных по языку этносов в восточной и юго-западной Европе, объединенная общностью происхождения. В зависимости от языковой и культурной близости славяне делятся на три большие группы.
Разногласия среди Славян
Могли бы и Даниил Галицкий или Александр Невский, что на пороге XXI века славянские государства, воспитанные на общей борьбе с иноземцами, чуждой религией, культурой попираемые и с Запада и с Востока будут разбежавшись по углам на потеху всему миру ослабляя себя политически, экономически пытать счастья одни у бывших притеснителей, другие упрямо упершись в одно место, строят стену недоверия между народами-братьями.
Восточные славяне в древности
Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. Н.э.
Вавилонская башня
Вавилонская башня, постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1-9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес.
Князь Ярослав Мудрый
КИЕВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XI-XII ВЕКАХ. Князь Ярослав Мудрый. После смерти Святослава (1015), на Руси возникли княжеские междоусобия. Но после всех этих междоусобиц и братоубийств остались 2-а лидера: Ярослав и Мистислав, княживший в Тмутаракании. Между ним и Ярославом вспыхнула война, последствием которой был раздел государства: Киева и земли к западу от Днепра получил Ярослав; Чернигов и земли к востоку от Днепра получил Мистислав.
Софроний Врачанский
Софро́ний Врача́нский (до пострижения Стойко Владиславов ; 1739, Котел — 22 или 23 сентября 1813, Бухарест) — болгарский епископ, один из вдохновителей болгарского национального возрождения XVIII века.
Словацкий язык
Словацкий язык — С. яз. распространен в словацкой части Чехословакии — на юг от Моравии, с политическим центром в Братиславе (прежнее название — Прессбург). Общее число словаков составляет около 3 млн. С. яз. в пределах Словакии наряду с чешским пользуется правами государственного яз.
Вельтман Александр Фомич
Романист и археолог, происходит из шведской семьи. Отец его служил в лейб-гвардии гренадерском полку.