Логика русского языка
В зависимости от того, откуда и как то или иное слово является в сознании человека, в какой "свите" и в какой ситуации, как оно запечатлевается, могут различаться личностные, сословные и другие значения слов.
Ироико-комический жанр
Ироико-комический жанр (от франц. heroi-comique – шутливо-героический) – исторический жанр комической поэзии в европейских литературах 17-18 вв., образцы которого характеризует контраст тематического и стилистического планов.
Стилизация
Стилизация (франц. stilisation, англ. stylization – подражание стилю) - 1) литературный стилистический прием умышленной имитации характерных особенностей чужой речевой манеры для достижения определенной художественной цели.
Миф
Миф (греч. мythos - предание) – древнейший синкретический жанр бессознательного народного творчества; повествование, персонифицирующее в художественных образах общественные представления о природных и социальных явлениях.
Русский смысл в свете русского языка
Теряя памятники письменности и культуры, народ сохранил главный "памятник" - свой язык. В языке содержится память об опыте освоения мира, который приобрели в истории народы, называемые ныне русскими.
Иноязычная культура как содержание иноязычного образования
Познавательный аспект (культуроведческое содержание) иноязычной культуры. Развивающий аспект (психологическое содержание) иноязычной культуры. Воспитательный аспект (педагогическое содержание) иноязычной культуры.
О стратегии аудирования
Невозможность прямой стратегии аудирования. Аутентичные тексты для изучающих иностранный язык. Различия между письменным и устным текстом.
Казахский язык: справедливость – это истина в действии
Закон о "языках" пытается "натянуть" казахский язык на те сферы жизни, в которых у него не хватит информационно-функциональных качеств.
Черная брань (слово о русском мате)
Матерщина - не просто ругань, стремление одержать верх над противником в словесной стычке. В конечном счете она направлена не против людей, а против Бога, за что и получила именование "черной ругани". Материться значит "ругаться по черному".
Неиндоевропейские языки

Индоевропейские языки
Индоевропейские языки представляют собой одну из крупнейших семей языков Евразии (около 200 языков). Они распространились в течение последних пяти веков также в Северной и Южной Америке, Австралии и отчасти в Африке.
Отдельные предположения о появлении и развитии русского языка
Одна из самых больших загадок окружающего нас мира - язык, его появление и развитие. Является ли он наследственным подарком природы или же продукт нашего совершенствования? Как известно, язык - основа мышления человека.
Вольный стих
Вольный стих - это форма стихотворного произведения, все строки которого выдержаны в едином силлабо-тоническом метре, но произвольно неравностопны.
Сонет
Сонет – стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже - на 2 рифмы.
Гекзаметр
Гекзаметр – древнейшая форма стиха в античной европейской поэзии. В русской силлабо-тонике гекзаметр (или гексаметр, от греч. hexametros – шестимерник) обычно передают с помощью чистого 6-стопного дактиля.
Октава
Октава развилась из популярной у итальянских поэтов XIII в. “сицилианы”. “Сицилийское” восьмистишие со схемой рифмовки abababab было генетически связано с народными песнями.
Александрийский стих
В русской силлабо-тонике эта твердая форма композиции стиха представляет собой двустишия из парно рифмующихся строк шестистопного ямба, каждая из которых поделена цезурой на два равных полустишия.
Терцины
Терцины – строфическая организация произведения в единую цепь трехстиший со схемой рифмовки aba bcb cdc ded… Терцины как форма строфики исторически связаны с “Божественной комедией”, в которой они были впервые применены ее автором, Данте.
Элегический дистих
Элегический дистих – вид античной строфы; двустишие, первая строка которого имеет форму гекзаметра, а вторая – пентаметра.
Полиметрия
В рамках одного произведения могут сочетаться части, которые либо организованы в соответствии с принципами разных систем стихосложения, либо – если поэт пользуется только формами силлабо-тоники - обладают особыми метрами или размерами.
Метризованная проза
Метризованная проза – это художественный прием силлабо-тонического упорядочивания ритма прозаического текста. Прозаик, желая придать тексту благозвучие, подчиняет ритм прозы регулярному силлабо-тоническому метру.
Бурлеск
Бурлеск (франц. и англ. burlesque, от итал. burla – шутка) – 1) тип комической стилизации, заключающейся в имитации какого-либо из широко распространенных стилей или в использовании стилистических примет известного жанра.
Фактографическая проза, или пред-текст
Дневники, записные книжки, черновики, заметки в альбом, маргиналии. .. - все это можно называть пред-текстом, но также и "обыденной литературой", по словам друга Пушкина кн. П.А. Вяземского.
Концепция дискурса как элемента литературоведческого метаязыка
Исходя из того, что терминологическая точность - условие, необходимо должное соблюдаться в любом претендующем на научность исследовании, здесь мы обратимся к рассмотрению проблемы дискурса как литературоведческого понятия.
Брокеры, дилеры и другие посредники
Три десятка лет назад историк языка Ю. С. Сорокин писал: «Изменения в стилистике языка и стилистике речи связаны с изменением в составе языкового коллектива, с изменением его социальной природы, с выдвижением внутри него новых влиятельных групп...».
Основы русской пунктуации
Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания. В истории русской пунктуации, по вопросу о ее основах и назначении, выделились три направления: логическое, синтаксическое и интонационное.
Словари жаргона как слепок эпохи
Язык существует в виде бесчисленного ряда вариантов. Их можно назвать стилистическими регистрами. Звучит несколько музыкально, но суть дела отражает.
Риторическая модель русского разговорного языка
К модели русского разговорного языка (РРЯ) относятся все устные и письменные варианты, изводы, искажения, подражания, имитации русского языка любой степени его кодификации (от бытового до литературного).
О структуре литературного текста
Литература, является "не первичной" символической системой, каковой, например, может быть живопись или в некотором смысле язык, а "вторичной": в качестве сырья она использует уже существующую систему - язык.
Придаточные предложения относительные и посессивность в современных славянских языках
Об относительных местоимениях в славянских фдыках.
К проблеме "Язык или диалект в условиях отсутствия письменности"
В различных отраслях частного языкознания нередко при совершенно очевидной членимости ареала на некие локальные языковые разновидности большие трудности представляет квалификация степени их самостоятельности относительно друг друга.
Социалистический реализм в контексте литературной эпохи
Как уже говорилось в предыдущем выпуске, для русской литературы первой трети ХХ в. характерно функционирование разных художественных систем и тенденций. В их ряду должен быть рассмотрен и творческий метод пролетарской литературы.
Влияние попыток исследования литературы на литературу
Само наличие и применение различных методов анализа, или иссечения литературных произведений оказывает некое необратимое воздействие на литературу, как явление современности.
Проблемные толкования в словарях русских арго
В рамках критики источников по русским арго особое место занимает задача выявления слов с неточными толкованиями. Важно зафиксировать различие между "проблемными" и "дефектными" толкованиями в нашем понимании.
Что такое отдельный язык?
При попытке определить понятие "отдельный язык" мы сталкиваемся с тремя различными ситуациями. Первая ситуация связана с оппозицией "язык - диалект" в синхронном аспекте.