Реферат: Конституционное право Израиля 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Конституционное право Израиля 2

Рефераты по государству и праву » Конституционное право Израиля 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

Филиал ФГАОУ ВПО ДВФУ в г.Петропавловске-Камчатском


Кафедра истории и теории государства и права


Конституционное право Израиля


Реферат по конституционному (гос.)

праву зарубежных стран

студентки 2 курса очного отделения

Пульченко Екатерины Андреевны


Научный руководитель:

Геготаулина Лариса Александровна,

доцент, к.и.н.


Петропавловск-Камчатский,

2010


Содержание


Глава 1. Общая характеристика государства……........................................3-4

Глава 2. Характеристика Конституции……………………………………..5-6

Глава 3. Правовой статус личности…………………………………………7-8

Глава 4. Глава государства…………………………….................................9-10

Глава 5. Парламент…………………………………………………………11-13

Глава 6. Правительство…………………………..........................................14-16

Глава 7. Судебная власть……………………...............................................17-19

Глава 8. Местное самоуправление…………………………………………20-22

Глава 9. Форма государственного устройства………………………………23

Список литературы……………………………………………………………24


Глава 1. Общая характеристика государства.


Государство Израиль было образовано 14 мая 1948 года на основе резолюции ГА ООН от 29 ноября 1947 года об отмене английского мандата на Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств – еврейского и арабского.

Государство Израиль располагается в Западной Азии, на побережье Средиземного моря. Израиль – страна репатриантов. На протяжении долгих лет в страну прибывали евреи со всех концов света. В конце XIX – первой половине XX века, еврейское население пополнялось в основном выходцами из стран Восточной и Центральной Европы. После провозглашения независимости население Израиля удвоилось за счет массовой репатриации евреев, переживших Холокост европейского еврейства, и беженцев из арабских стран. Мощный приток евреев из исламских стран Северной Африки и Ближнего Востока пришелся на 50-е годы. В 70-х годах прибыло 170 тысяч евреев из Советского Союза, которые успешно интегрировались в израильском обществе, внеся важный вклад в развитие науки, промышленности и культуры страны. В 1989-1992 годах новая волна репатриации из бывшего СССР привела в Израиль более 400 тысяч новых граждан. В 1984 и 1991 годах репатриировалась почти целиком древняя еврейская община Эфиопии. С 1948 года население Израиля возросло более чем в 7 раз и продолжает пополняться за счет репатриантов со всего мира. Новые репатрианты несут с собой бесконечное многообразие мировоззрений, языков, традиций. Поэтому израильскому обществу приходится проявлять немало изобретательности и гибкости, чтобы сплотить различные группы репатриантов в единый народ и создать современное демократическое общество.

Столицей государства Израиль официально объявлен г. Иерусалим в 1949 году. Однако столицей его считают лишь сам Израиль, США и некоторые латиноамериканские страны. Все остальные государства называют столицей Израиля Тель-Авив согласно резолюции ООН.

Государственные языки государства Израиль – иврит и арабский. Официально признанные языки – английский, русский и амхарский.

Исключительно важную роль в политико-правовой жизни Израиля играет религия - иудаизм. Религия в Израиле не отделена от государства. В стране действуют религиозные нормы, касающиеся взаимоотношений между государством и религией, причем некоторые из них противоречат принципам демократии, принятым в странах с либерально-демократическими режимами. Это проявляется в заключении религиозных браков как обязательных, неотделимости школы и армии от религиозных организаций, а также в том, что в законодательстве господствуют библейско-талмудические принципы, судопроизводство в области личного статуса граждан является монополией разного рода религиозных судов, правовой статус граждан зависит от их вероисповедания и т.д.


Глава 2. Характеристика Конституции


Израиль не имеет Конституции как особого правого акта, обладающего высшей юридической силой. Все государственно-правовые и гражданские отношения регулируются многочисленными Основными Законами.

Несмотря на своё название «Основные», эти законы принимаются и изменяются в том же порядке. Что и другие. Единственное их отличие состоит в том, что они не могут быть приостановлены, изменены постановлениями о чрезвычайном положении. Только отдельные статьи являются «укрепленными», то есть для их изменения требуется абсолютное большинство всех членов Кнессета.

С 1958 по 1988 г. Кнессет принял 9 Основных Законов: о Кнессете, о землях Израиля, о Президенте, о правительстве, о государственной экономике, об армии, об Иерусалиме – столице Израиля, о судоустройстве, о выборах.

В марте 1992 г. были приняты 2 новых Основных Закона: о свободе профессий и о человеческом достоинстве и свободе. Первый из них, принятый в новой редакции в 1994 г., является целиком «укрепленным».

В последние десятилетия были приняты и другие законы, которые хотя и не именуются основными, относятся к ним по своему содержанию.

Согласно Декларации независимости Израиля конституция должна была быть принята Конституционной Ассамблеей к 01.10.1948 г. Задержка её разработки и нынешнее отсутствие обусловлено длящейся борьбой между сторонниками светской и теократической концепций по вопросу о роли религии в государстве и правовой системе. Ортодоксальные иудеи отрицают необходимость другой Конституции, помимо Торы. Причиной является также то обстоятельство, что самая многочисленная партия Израиля, член Кнессета в 1948 году была против принятия Конституции, чтобы не обидеть представителей религиозных деятелей, вместе с которыми эта партия сформировала коалиционное правительство до 1978 года. Кнессетом 12 июня 1950 года было принято решение об отложении принятия Конституции до неопределенного времени и руководствоваться Основными законами.

Сторонники считают принятие Конституции необходимым ввиду следующих аргументов:

Необходимость в документе, который бы установил все основные государственные институты, и будет служить базисом правил функционирования государства;

Для современного и демократического государства как Израиль необходима Конституция, которая определяла бы правовое положение личности с одной стороны и компетенции с другой;

Конституция объединяет народ и является символом суверенитета государства;

Конституция способна ограничить власть и защитить права и свободы граждан.

Многие государства имеют Конституции.

Противники принятия Конституции выдвигали следующие аргументы:

В обществе существуют значительные разногласия между верующими и неверующими евреями об идее отделения религии от государства;

Население Израиля составляет не более 10% всех евреев и это меньшинство не имеет право принимать Конституцию от имени большинства, проживающего в галуте;

Великобритания, где несмотря на отсутствие кодифицированного акта, демократия и право едины, поддерживаются гражданские свободы.


Глава 3. Правовой статус личности


Правовой статус личности в Израиле, имея общедемократические черты, отличается исключительным своеобразием по сравнению с подобными институтами конституционного права в других государствах. Это обусловлено уникальностью образования израильского государства, рядом исторических факторов, религиозными тонкостями и политическими явлениями.

Основополагающим нормативным актом в области прав человека является Декларация независимости государства Израиль, положения которой гласят, что Израиль создан на принципах равенства «всех своих граждан без различия расы, религии и пола, гарантирует полную свободу совести, вероисповедания…». Однако положения Декларации в израильском обществе неоднократно нарушаются, поскольку «Декларация» не носит характер закона, а является идеологическим актом. В 1992 г. Кнессет принял закон «О свободе и достоинстве человека, относящийся к квазиконституционным основным законам, который гласит, что «основные права человека в Израиле основаны на признании ценности человека, святости его жизни и свободы, и они будут соблюдаться в соответствии с духом принципов, провозглашенных Декларацией независимости Израиля». Но эти декларативные принципы могут быть отменены чрезвычайным законодательством.

Весьма своеобразный характер имеет институт гражданства в Израиле, поскольку понятие «гражданин» фактически приравнивается к национальности. Согласно закону «О гражданстве» гражданство Израиля можно приобрести по основанию рождения, проживания, натурализации и Закона «О возвращении». Именно Закон «О возвращении» 1950 г. отличает Израиль от всех других стран. Он состоит из 5 статей, не дает определения израильского гражданства, но он позволяет евреям и их потомкам приехать на постоянное место жительство в Израиль. При этом Государство Израиль дает гражданство всем тем, кто иммигрировал в Израиль через Закон «О Возвращении», если того хочет заявитель, хотя Закон «О Возвращении» на это прямо не указывает.

Личный статус гражданина Израиля зависит от вероисповедания и национальности. В наибольшей степени это проявляется в сфере семейных отношений, а именно, заключения браков и оформления разводов. В Израиле не существует института гражданских браков и гражданских разводов. В соответствии с Законом «О юрисдикции раввинатских судов» 1953 г. гражданин Израиля может заключить брак или оформить развод только в соответствии с законами религиозной общины, к которой он приписан. Евреи не могут заключить брак с неевреем без прохождения нееврейской половиной определенной процедуры – гиюра (перехода в иудаизм) в соответствии с ортодоксальным каноном. В Израиле признаются гражданские браки, заключенные в других странах, которые не порождают юридических последствий в Израиле.

Что касается равноправия мужчин и женщин, то в соответствии с израильским законодательством, а именно с законом «О равенстве прав женщин» 1951 г. равенство женщин не касается брачно-семейной сферы. Также женщины не могут обучаться в ортодоксальных иудейских учебных заведениях.


Глава 4. Глава государства


Глава государства в Израиле – президент «наси ха-медина», избираемый Кнессетом на 7 лет тайным голосованием. Его статус, права и обязанности определяется Основным законом «О президенте» 1964 г, в который были внесены значительные изменения. Так до 1963 г. Президент Израиля избирался на 5 лет без ограничений дальнейшего переизбрания; с 1963 по 2000 гг. на 5 лет с ограничением переизбрания – не более 2-х сроков подряд. С 2000 г. Президент избирается на 7 лет только на один срок.

Выдвинуть свою кандидатуру на выборы президента может любой гражданин Израиля, постоянно проживающий в стране.

Политического веса президент практически не имеет; его обязанности сводятся в основном к официальным церемониям: возложение на членов Кнессета задачи по формированию нового правительства после выборов или отставки предыдущего правительства; прием верительных грамот от иностранных послов; подписание договоров и законов, ратифицированных Кнессетом, и законы, кроме тех, что касаются его полномочий. Президент назначает премьер-министра и принимает отставку правительства; по предоставлению министров юстиции и религии назначает и освобождает от должности государственных и религиозных судей, председателя центрального банка Израиля и глав израильских дипломатических миссий за границей. Президент обладает правом помилования заключенных и правом сокращения сроков наказания по рекомендации министра юстиции. Президент государства Израиль не имеет право вето.

Президент обладает профессиональным и личным иммунитетом. Профессиональный иммунитет означает, что он не может быть арестован или привлечен к ответственности за дела, связанные с его профессиональной деятельностью как во время осуществления своих полномочий так и после. Личный иммунитет предполагает, что любой иск, предъявленный президенту может быть рассмотрен только после истечении его полномочий.

Согласно основному закону, в случае досрочного освобождения президента от должности или в силу каких-либо препятствий для осуществления полномочий президента их исполняет председатель парламента. Президент может добровольно уйти в отставку, написав письмо председателю Кнессета. Отставка президента вступает в силу через 48 часов после получения председателем Кнессета сообщения об отставке. Президент также может быть лишен своих полномочий, если совершит проступки несовместимые с его должностью. Однако основной закон «о главе государства» установил сложную процедуру отрешения президента от должности. Инициатива в выдвижении обвинения должна принадлежать не менее чем 20 членам Кнессета. Решение о предъявлении обвинения требует большинства голосов (трех четвертей) от общего числа членов данного комитета. Жалоба с требованием отстранить президента от должности должна быть подана в комиссию по делам Кнессета; она передается на дальнейшее рассмотрение только в том случае, если за это проголосовало не менее чем три четверти комиссии.

Президент может быть отстранен от должности по состоянию здоровья, при этом его неспособность исполнять свои обязанности должна быть доказана специальным медицинским заключением. В этом случае для принятия решения об отстранении от должности достаточно простого большинства. Право вынести вопрос об отстранении президента по состоянию здоровья имеет комиссия по делам Кнессета, решение комиссии должно быть поддержано не менее чем двумя третями членов комиссии.

Президент может временно приостановить исполнение своих обязанностей в связи с выездом за границу или в связи с состоянием здоровья или по иной уважительной причине. В этом случае решение о приостановке обязанностей должно быть утверждено комиссией по делам Кнессета. Срок, на который президент может прекращать исполнение обязанностей не может превышать 3-х месяцев.


Глава 5. Парламент


В соответствии с Декларацией «О независимости» Народный Совет действовавший до образования государства Израиль был заменен Временным государственным советом, одним из полномочий которого было проведение выборов Учредительного совета до 1 октября 1948 года. Однако в связи с чрезвычайным положением эти выборы состоялись лишь 25 января 1949 года. Итогом их стало избрание Учредительного совета. 16 февраля это же собрание приняло закон, в соответствии с которым орган законодательной власти стал наименоваться Кнессетом. Парламент тогда состоял из религиозных деятелей и писателей численностью от 85 до 120 депутатов.

Кнессет – однопалатный парламент. Его название и число депутатов (120) происходит от «Ха-Кнессет Ха-гдола» – Великое собрание – так назывался законодательный орган в Иудее, созывавшееся в пятом веке до н.э.

Кнессет состоит из Президиума Кнессета, в состав которого входит председатель и его заместители. Председатель Кнессета управляет делами Кнессета и представляет его на международной арене; соблюдает порядок заседания Кнессета в соответствии с регламентом; возглавляет заседание Кнессета, представляет вопросы для обсуждения и оглашает результаты голосований по повестке дня и другим вопросам. Он отвечает за исполнение закона, принимает отставку членов Кнессета, замещает пост главы государства в случае его отсутствия в соответствии с законом «О главе государства» 1964 года.

У председателя Кнессета существует несколько заместителей. Их число колеблется от двух до восьми. Заместители избираются парламентариями из своего состава. В случае отсутствия председателя Кнессета его работу возглавляет один из его заместителей. Как правило, заместители председателя представляют крупнейшие партии Израиля.

Председатель Кнессета и его заместители избираются на весь срок полномочий Кнессета.


Кнессет состоит также из членов Кнессета. Их полномочия определены основным законом «О парламенте» 1958 года. В соответствии с этим законом члены Кнессета обладают пожизненным личным иммунитетом от судебного преследования за голосование, деятельность и выражение личного мнения в Парламенте во время исполнения своих обязанностей. На срок службы они пользуются иммунитетом от личного и домашнего обыска, кроме таможенного досмотра. Члены Кнессета не подлежат аресту, если они не пойманы во время совершения насильственного преступления, нарушения общественного порядка или государственной измены. Иммунитет членов Кнессета может быть ограничен или отменен по решению пленума Кнессета.

Главная функция Кнессета состоит в издании законов и их пересмотра по мере необходимости. Законодательная власть Кнессета практически не имеет ограничений, поскольку на принятые им законы не может быть наложено вето и они не могут быть аннулированы Верховным судом. Кнессет также имеет широкие полномочия по руководству и надзору за действиями правительства. Он утверждает бюджет, контролирует деятельность правительства (Кабинета) путем депутатских запросов к министрам, проводит парламентские расследования, может отправить Кабинет в отставку путем вотума недоверия, определяет размер прямых и косвенных налогов, избирает председателя Кнессета и его заместителей. Члены Кнессета проводят тайное голосование для избрания главных раввинов Израиля: сефардского и ашкеназского. Кнессет избирает и освобождает от должности президента страны и государственного контролера. Кнессет утверждает назначение новых министров, определяет размер заработной платы высших должностных лиц (главы государства, председателя правительства, министров и их заместителей, судей, членов Кнессета). Кнессет ратифицирует международные договоры и принимает закон, позволяющие правительству объявить чрезвычайное положение в стране.

Законопроект в Кнессете проходит 3 стадии прежде чем стать законом. В первом чтении проходят основные дебаты на Пленуме по поводу законопроекта. Он может быть принят и передан соответствующей комиссии на обсуждение или возвращен в Правительство. Если законопроект принят, он поступает в комиссию для решения по деталям. Комиссия вправе внести поправки в законопроект или оставить его без изменения. После этого комиссия возвращает законопроект на Пленум для второго чтения. На втором чтении проходят обсуждения и голосования по каждому пункту законопроекта. В третьем чтении законопроект выносится на окончательное голосование. Подписывают закон президент страны, премьер-министр и соответствующие министры.

В структуру Кнессета входят временные и постоянные комиссии и комитеты, отражающие специфику государства Израиль: Комиссия Кнессета, Финансовая комиссия, Комиссия по экономике, Комиссия по иностранным делам и безопасности, Комиссия по внутренним делам и защите окружающей среды, Законодательная комиссия, Комиссия по вопросам алии, абсорбции и диаспоры, Комиссия по образованию, культуре и спорту, Комиссия по труду, благосостоянию и здравоохранению, Комиссия по вопросам государственного контроля, Комиссия по поддержке статуса женщины, Комиссия по науке и технологии, Комиссия по борьбе с наркотиками, Комиссия по правам ребенка, Особая комиссия по делам иностранных рабочих, Комиссия по обращениям граждан, Комиссия по вопросам этики, Подкомиссия по борьбе с торговлей женщинами, Совместная комиссия по бюджету обороны.

Численность членов комитетов и комиссий не определяется законом. Закон дает право парламентариям работать одновременно более чем в одном комитете или комиссии. Комитеты и комиссии помимо законодательных функций обладают правом обсуждать нормативные акты Правительства или любой другой вопрос, отнесенный к их компетенции Пленумом. В составе каждого из комитетов и комиссий должны работать представители партий, не принимающих участия в формировании правительства.


Глава 6. Правительство


Правительство государства Израиль или Кабинет министров Израиля - высший орган исполнительной власти. Правительство заседает в Иерусалиме, состоит из премьер-министра и министерств.

Премьер-министр избирается путем всенародных, прямых, равных и тайных выборов. Выборы проходят одновременно с выборами в Кнессет. Кандидат в премьер-министры может баллотироваться от партии (или нескольких партий), имеющей не менее 10 мандатов в Кнессете, либо собрав 50 000 подписей. Он должен возглавлять свой партийный список и быть не моложе 30 лет. Если проводятся специальные выборы, кандидат должен быть членом Кнессета. В Законе «О выборах» подробно оговаривается дата и сроки проведения выборов и специальных выборов. Кандидат становится главой Правительства и членом Кнессета, если он получил простое большинство голосов. Если никто из кандидатов не получил данного числа голосов, проводятся повторные выборы через 2 недели после опубликования результатов выборов. В таких выборах участвуют только 2 кандидата, набравших большинство голосов. Если в первичных и вторичных выборах участвует только 1 кандидат, то голоса подаются «за» или «против» него. Он считается избранным, если «за» проголосовало простое большинство избирателей. В течение 45 дней после опубликования результатов Премьер-министр появляется в Кнессете.

Премьер-министр Израиля является главой исполнительной власти. Он обязан быть членом Кнессета и на него возложены высшие полномочия в принятии государственных решений. Премьер-министр представляет состав Правительства, основные направления деятельности и руководящие принципы политики Правительства. Премьер-министр и министры приносят присягу, где берут на себя обязанность поддерживать государство Израиль и его законы, честно и справедливо исполнять свои обязанности и подчиняться решениям Кнессета. Также Премьер-министр представляет правительство и государство в стране и вне её, руководит заседаниями кабинета министров, имеет право назначать или увольнять министров, инспектирует работу межминистерских комиссий, утверждает законы, принятые Кнессетом, имеет право распустить Кнессет с согласия Президента страны, является главой межминистерской комиссии по безопасности.

Максимум пребывания на посту премьер-министра – два срока. Сам срок службы премьер-министра зависит от вида выборов, но обычно он составляет 4 года. Премьер-министр назначает остальных министров, но для этого требуется одобрение Кнессета. Если Кнессет не одобряет кандидатуры министров, это означает вынесение вотума недоверия. Вотум выносится большинством членов Кнессета и одновременно означает самороспуск до окончания срока.

Премьер-министр обладает иммунитетом. Против него не может быть возбуждено уголовное дело. Он ответственен только перед Генеральным Атторнеем, который вправе инициировать импичмент премьер-министра. Если премьер-министр будет виновен в совершении аморального преступления, Кнессет может отстранить его от занимаемой должности простым большинством голосов. В случае отъезда премьер-министра за границу или его временной нетрудоспособности, его заменяет исполняющий обязанности премьер-министр.

В компетенцию правительства входит определение внутренней и внешней политики государства, составление и исполнение бюджета, управление государственным аппаратом, исполнение решения и поручения Кнессета, разработка и предоставление Кнессету законопроектов, определение совместно с Кнессетом повестки дня Кнессета, исполнение решения судов различных инстанций, определение графика заседаний правительства, издание законов о введении чрезвычайного положения, после утверждения их Кнессетом. Правительство может объявить войну, но немедленно сообщить об этом Кнессету.

Правительство несет коллективную ответственность. Она проявляется в выражении вотума недоверия правительству. Согласно основному закону «О недоверии правительству» каждая фракция или блок, представленный в парламенте даже одним членом, имеет право вносить предложение о вотуме недоверия правительству на рассмотрение в Кнессет. Председатель Кнессета должен назначить день для обсуждения предложенного вопроса. Решение о вотуме недоверия правительству принимается простым большинством присутствующих на заседании членов Кнессета. Правительство считается ушедшим в отставку после того как председатель Кнессета сообщит президенту Израиля об этом.

Помимо вотума недоверия, правительство прекращает свою деятельность в случаях проведения новых выборов в Кнессет, добровольной отставки, отставки премьер-министра, смерти премьер-министра.

Однако во всех случаях уходящее в отставку правительство продолжает исполнять свои обязанности до избрания нового правительства. В таком случае оно называется правительством переходного периода.

Кроме коллективной ответственности существует министерская ответственность. Она означает то, что каждый министр несет ответственность за работу своего министерства, как перед премьер-министром, так и перед Кнессетом.


Глава 7. Судебная власть


Судебная власть государства Израиль независима и является одной из 3 ветвей государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной.

Судебная система Израиля в соответствии с Законом «О судебной власти» 1984 года представлена светскими и религиозными судами.

Суды разрешают дела лиц, обвиненных в нарушении закона. Обвинение может возбуждать один гражданин против другого, государство против граждан и граждане против государства. Если судей несколько и нет единого мнения, решающим является мнение большинства. В Израиле отсутствует институт присяжных заседателей. В судах рассматриваются 2 типа дел: уголовные и гражданские. Обычно рассмотрение дела проводится в открытом слушании. Но некоторые дела могут слушаться «в камере», если определен закрытый характер заседания о особых обстоятельствах таких как: госбезопасность, иностранные отношения, защита чести и достоинства, защита интересов этнических и религиозных меньшинств, беззащитных; вопросы семейного права, обстоятельства, при которых публичное слушание может препятствовать свидетелю давать правдивые показания или свидетельствовать вообще. Закон запрещает публикации о слушаниях «в камере» без согласия суда.

Система светских судов включает мировые, окружные, верховный и особые суды.

Мировой суд действует в составе 1 судьи. В 1990-е гг. их полномочия были значительно расширены за счет передачи под их юрисдикцию части полномочий окружных судов. Мировые суды рассматривают уголовные дела, срок наказания за которые не превышает 7 лет, гражданские и семейные дела.

Окружной суд действует в составе 1 или 3 судей. Всего в Израиле 5 окружных судов. Он рассматривает апелляции по решениям мирового суда и более серьезные гражданские и уголовные дела. В области уголовного судопроизводства – дела о тяжких преступлениях, за которые назначается смертная казнь или тюремное заключение более чем на 7 лет. В области гражданского судопроизводства – это денежные тяжбы по особо крупным суммам (более 1 млн. израильских шекелей). В компетенцию окружных судов также входят вопросы, связанные с экономическими спорами, банкротством, жалобами заключенных, апелляциями по налогам и регистрации кандидатов для участия в парламентских выборах.

Верховный суд Израиля, называемый «Высшим судом справедливости», является высшей судебной инстанцией, решения которой обязательны не только для всех судебных органов, но и для исполнительной и законодательной власти. Заседает в Иерусалиме. В состав Верховного суда входят 12 судей. Председатель Верховного суда возглавляет всю судебную власть Израиля. Верховный суд является последней апелляционной инстанцией по уголовным, гражданским, дисциплинарным и избирательным делам; в интересах справедливости он полномочен вмешиваться в ход судопроизводства, освобождать незаконно арестованных или невинно осужденных; в качестве «Высшего суда справедливости» рассматривает жалобы и иски против правительства, его учреждений и официальных лиц, будучи при этом судом первой и последней инстанции. Верховный суд также разрешает юрисдикционные споры между более низкими гражданскими и религиозными судами.

Особые суды действуют в составе 1 судьи и представляют собой органы с четко определенной юрисдикцией: транспортные, трудовые, военные, муниципальные, административные, по делам несовершеннолетних, чрезвычайные.

Так, трудовые суды слушают жалобы на основе отношений «работник-работодатель». Ими руководит судебная администрация, ведомство министерства юстиции.

Суды по делам несовершеннолетних являются частью мировых и центральных судов и рассматривают правонарушения, совершенные лицами, не достигшими 18 летнего возраста.

Военные суды, которые подразделяются на суды для военнослужащих и чрезвычайные суды, рассматривают такие дела совершенные военнослужащими, как отклонение от военной службы или нарушение военного устава. Среди такого рода судов есть специальный, для высших чинов армии и морские суды, которые формируются только во время войны. Они относятся к министерству обороны, а не министерству юстиции.

Чрезвычайные суды образуются во время чрезвычайного положения и рассматривают дела, которые касаются государственной безопасности.

Религиозные суды представлены основными религиями в Израиле. В их юрисдикцию входят дела, связанные с рассмотрением вопросов личного статуса граждан (браки, разводы, алименты, опекунство, усыновление). Они бывают двух уровней: первичные специализированные суды и апелляционные суды, рассматривающие спорные жалобы на решения первых. Их деятельность регламентируется нормами религиозного права. Для каждой религиозной общины предусмотрены свои суды: раввинатские суды – для евреев, шариатские суды – для мусульман, церковные суды – для христиан, друзские суды – для друзов.

Каждый тип суда организационно подчинен определенному министерству. Гражданские суды находятся в ведении Министерства юстиции; религиозные – Министерства религиозных дел, военные – Министерства обороны. Однако в отправлении правосудия они все независимы.

Судьи назначаются Президентом Израиля по представлению Комитета по назначению судей. Этот высший кадровый и квалификационный орган состоит из 9 членов: трех судей (председателя и двух членов Верховного суда), двух министров, один из которых – министр юстиции (без права голоса), двух депутатов Кнессета (без права голоса) и двух представителей израильской Ассоциации адвокатов. Возглавляет Комитет министр юстиции. Судьи назначаются исключительно по профессиональным, а не политическим соображениям. Должность судьи является постоянной с обязательным выходом на пенсию по достижении 70 лет.

Глава 8. Местное самоуправление


Первичными административными органами в Израиле являются органы местного самоуправления – муниципалитеты (ирийот) в городах, местные советы (ма׳ацот мекомийот), в поселках городского типа и крупных деревнях – региональные советы (мо׳ацот эзорийот), объединяющие группы мелких населенных пунктов. Всего в Израиле 50 муниципалитетов, 147 местных советов и 53 районных.

В функции органов местного самоуправления входит предоставление жителям коммунальных услуг (водоснабжение, ремонт, вывоз мусора и т.п.) и благоустройство и развитие населенного пункта. В ведении местных органов находятся образование, культура, здравоохранение и социальное обеспечение в рамках данного населенного пункта.

Полномочия, обязанности, организация и характер деятельности органов местного самоуправления установлены соответствующими законами. Местные органы власти наделены правом принимать на своей территории вспомогательные законы, вступающие в силу после утверждения министром внутренних дел и публикации в официальных «Ведомостях» («Решумот»). Министр внутренних дел уполномочен рекомендовать местным органам вспомогательные законы посредством публикации в «Ведомостях» типовой формулировки, которая с изменениями или без них может быть принята соответствующим постановлением местного органа власти.

Работа органов местной власти контролируется Министерством внутренних дел, которое разрабатывает проекты законов, регулирующих их деятельность, утверждает их постановления, подзаконные акты и инструкции, размеры налогов и бюджетов. Ответственный сотрудник в каждом из шести административных округов осуществляет связь между Министерством внутренних дел и органами местной власти. В случае если местный орган власти не может успешно функционировать (нарушение рамок установленного бюджета, конфликты в местном совете, препятствующие его нормальной деятельности и т.п.), министр внутренних дел имеет право распустить местную администрацию и временно передать управление специально уполномоченному лицу или комиссии.

Финансируются органы местной власти за счет муниципальных налогов и правительством – в виде дотаций и обеспечения общегосударственных социальных служб.

Все органы местного самоуправления в Израиле выборные. Правом голоса обладают все жители страны, достигшие к моменту выборов 18 лет и являющиеся постоянными жителями данной местности. В отличие от выборов в Кнессет, в выборах в местные органы могут участвовать все постоянные жители, в том числе и не имеющие израильского гражданства. Кандидатом на местных выборах может быть всякий, кто достиг 21 года, является постоянным жителем данной местности и чье имя занесено в список кандидатов к моменту официальной подачи этих списков. Выборы проводятся по системе пропорционального представительства на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Выборы в органы местного самоуправления проводятся 1 раз в 5 лет. В ходе этих выборов избираются местные советы и с 1975 г. отдельно мэры городов и главы местных советов. Персональные прямые выборы глав местных органов делают их более независимыми от личных и партийных интересов членов местных советов. На выборах в органы местного самоуправления обычно фигурируют те же партийные списки, что и на выборах в Кнессет.

Процедура выборов в региональные советы отлична от процедуры выборов в местные советы и муниципалитеты. Поселения, управляемые региональными советами, направляют в эти советы своих делегатов, избранных тайным голосованием поселковым комитетом (в кооперативных сельскохозяйственных поселениях кибуцах и мошавах комитет кооператива является одновременно местным комитетом поселка). Число делегатов от каждого поселка – от 2-х и более, в зависимости от числа жителей и по утверждению Министерства внутренних дел. На своем первом заседании новоизбранный региональный совет избирает открытым голосованием председателя совета и его заместителей.


Глава 9. Форма государственного устройства


Израиль по форме государственного устройства является унитарным государством.

Территория государства Израиль делится на 6 округов: Центральный, Хайфский, Иерусалимский, Северный, Южный и Тель-Авивский. Во главе округов стоят окружные администраторы, которые назначаются на должность указом министра внутренних дел. Ему они непосредственно подчиняются и несут перед ним ответственность.

Территории Палестинской автономии (Сектор Газа, Иудея, Самария) в число израильских округов не входят.


Список литературы


I Исследовательская литература


Гилберт, Мартин. Евреи в двадцатом столетии / М. Гилберт. – М.: Арт-Родник, 2002. – 380 c.


Израиль сегодня. – Иерусалим: Израильский фонд культуры и просвещения в диаспоре, 1993. – 28 с.


Пилингтон, С.М. Иудаизм / С.М. Пилингтон. – М.:ФАИР-ПРЕСС, Информпресс +, 1992. – 400 с.


Сухарев, А.Я. Правовые системы стран мира / А.Я. Сухарев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА · М, 200. – 840 с.


Самюэле, Рут. По тропам еврейской истории / Р. Самюэле. – М.: Библиотека – АЛИИ СП «ПАНАС», 1991. – 520 с.


Факты об Израиле. – Иерусалим: Израильский фонд культуры и просвещения в диаспоре, 1992. – 260 с.


II Интернет-ресурсы


Государство Израиль. Государственное устройство [Электронный ресурс] // Электронная еврейская энциклопедия – Режим доступа: eleven.co.il/article/11735. (Дата последнего обращения - 12 ноября 2010 г.)


Закон о гражданстве Израиля. Иммиграция. [Электронный ресурс] // Иммиграция – Режим доступа: honoraryconsul/index.php?an=law_cit_israel.

(Дата последнего обращения - 14 ноября 2010 г.)


Закон о гражданстве Израиля 1952. [Электронный ресурс] // Haverim – Алия – Режим доступа: haverim/card.php?la=r&sm=6_3&crd=3. (Дата последнего обращения – 14 ноября 2010 г.)


Полномочия и обязанности Кнессета [Электронный ресурс] // Текущая информация из Кнессета – Режим доступа:

knesset.gov.il/description/ru/mimshal0_ru.htm

(Дата последнего обращения - 12 ноября 2010 г.)