Термин "шелкография" (serigrafia) этимологически состоит из двух корней: seri (с греческого:шелк) и grafia (с греческого: писание, изображение). Это означает, что происхождение названия относится к работе, связанной с декорированием шелка или с помощью него. Согласно традиции, шелкография возникла в Китае, как и все вещи, о которых не знают и поэтому относят их происхождение в далекие туманные страны.
Существующие гипотезы о китайском происхождении шелкографии, основываются на том факте, что шелк начали производить в этой стране за целых 1200 лет до новой эры. Нет, однако, свидетельств, которые могут с достоверностью это подтвердить. Более вероятно, что шелкография в этой стране не родилась, хотя бы потому, что шелк был вовлечен непосредственно в развитие шелкографии по крайней мере 2400 лет спустя.
Современная трафаретная печать не имеет практически ничего похожего на первоначальную технику шелкографии.
Согласно дошедших до нас исторических фактов шелкография, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. Многие совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы.
Этот небольшой семитский народ, обитавший на узкой полосе земли, в Финикии, расположенной примерно на территории современного Ливана в восточной части Средиземного моря, жил между XIII и III веками до новой эры и был одним из великих мореплавателей античности. Финикийцы ходили за Гибралтарский пролив до Канарских островов, а на север до Великобритании. Кроме того, они плавали по всему бассейну Средиземного моря. Финикийцы занимались торговлей и использовали свои прибрежные города как порты для экспорта того, что они могли получить не только в результате собственного производства, а также и товаров, привезенных из достаточно далеких земель.
Финикийцы добывали из секрета железы одного моллюска пурпур - красное вещество для крашения тканей. Такое вещество сравнимо с пигментом, который впервые стали использовать финикийцы для окраски своих одежд. Шаг от окраски тканей к получению повторяющейся набивки был, с большой вероятностью, тем, что они смогли использовать его для получения дешевых промышленных изделий, продаваемых в широком масштабе.
Окраска таких тканей была не ручной, а ускоренно повторяющейся. Но как могли воспроизводить финикийцы повторяющуюся окраску тканей, когда в то время не было сведений об оборудовании, которое могло это позволить? Не будет рискованным предположить, что финикийцы на их торговых путях вступали в контакт с более далекими цивилизациями, обладавшими тогда более разнообразным производством и более сложными технологиями.
Тем самым, можно сделать предположение, что финикийцы или какой-то соседний им народ нашли способ воспроизводить рисунки на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными, но представляют рождение "множительной системы", системы "повторения изображения".
Исходя из вышеизложенного, нужно рассматривать рождение шелкографии не как искусство, происходящее от печатания по тканям - шелку или другим, а как технологию, базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов", на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных материалов.
Нельзя думать, что шелкография сразу же сделала шаг к раме, но можно предположить значительное упрощение процесса через примитивную печать с помощью "штампа".
Печать штампом, которая имела множество недостатков в первую очередь из-за недостаточного слоя пигмента, прежде всего при использовании на толстых и впитывающих тканях, претерпела значительные и интересные усовершенствования в последующие столетия.
Очень значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий спустя - примерно в 1185-1333 г.г. в городе Камакура, бывшего тогда столицей Японии. В этом городе в указанный период процветали все виды искусства, включая печать: декорировались доспехи самураев и украшения для коней. Сначала для этого применялся обычный трафаретный метод. Затем было изобретено гениальное новшество: поскольку резерв изображения полученный только путем вырезания материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом, изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорируемой ткани.
Многочисленные примеры японских трафаретов, сделанных из волос или тонких шелковых тканей, свидетельствуют, как шелкография стала все больше и больше принимать характерные черты, свойственные этому типу печати.
В Европе распространение метода, происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жан Патильон начал выпускать обои.
Во второй половине XVIII века эта технология распространяется по всему миру. И особенно в Америке, где с помощью метода шелкографии декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия.
Ткань для "печатной рамы", изготовлявшаяся ранее из волос, стали делать из шелковых нитей и из кисеи, но это были ткани, с которыми было очень трудно работать.
Большой шаг вперед произошел в 1907 г., когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую ткань, которая гарантировала более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем резиновых ракелей) для нанесения краски. Изобретение было каталогизировано под названием SILK SCREEN PRINTING (англ. = печатание шелковым ситом).
Поэтому название "шелкография" совсем недавнее. Современный вид трафаретная печать приобрела в 30-50-х годах XX века. С того времени методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до плакатов, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей. Однако на практике чисто коммерческое использование процесса печатания привело к тому, что шелкография не рассматривалась как новое воплощение графики, как настоящий процесс печати, а имела по сути подчиненное положение, что заставляло предвзято считать ее второстепенным методом, специальным видом печати.
В настоящее время спектр применения этого способа печати очень широк, что связано со специфическими возможностями шелкографии. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и в других отраслях промышленности.
Список литературы
europrint
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Храм Воскресения Словущего Коломна
Введение 1 История 1.1 Современная история 2 Святыни Список литературы Храм Воскресения Словущего (Коломна) Введение Храм Воскресения Словущего —- один из древнейших храмов в Коломне, приписаной храм Успенского собора (г. Коломна). Расположен на территории Коломенского Кремля.
Тема Кол-во страниц история
Городская реформа как второй этап проведения реформ местного самоуправления. Подготовка и проведение реформы
работа
Г р а ф и к сдачи экзаменов и зачетов в межсессионный период на 2008-2009 уч. год для студентов заочного отделения МарГУ специальности «ИСТОРИЯ» Курс Наименование предмета
Русь бесприютная
Автор: Есенин С.А. Товарищи, сегодня в горе я, Проснулась боль В угасшем скандалисте! Мне вспомнилась Печальная история - История об Оливере Твисте. Мы все по-разному
The New York Times
Введение 1 История 2 Интересные факты Список литературы The New York Times Введение The New York Times (русск. Нью-Йо́рк та́ймс) — третья по популярности (после The Wall Street Journal и USA Today) газета США. Как и основная часть американских газет, The New York Times создана как региональное издание.
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Bath Iron Works
Введение 1 История 2 Современное строительство 3 Галерея Список литературы Введение Bath Iron Works (BIW) — судостроительная верфь, расположенная на реке Кеннебек в Бате, штат Мэн (
Detroit Free Press
Введение 1 История Список литературы Detroit Free Press Введение Detroit Free Press (русск. Детройт фри пресс) — первая по популярности газета в Детройте (США). Как и основная часть американских газет создана как региональное издание.
Ямская гоньба
Введение 1 Происхождение названия 2 История Список литературы Введение Ямска́я гоньба́ — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.
Архенгольц, Иоганн Вильгельм фон
Иоганн Вильгельм Архенгольц (нем. Johann Wilhelm von Archenholz) (1743—1812) — немецкий писатель и историк. Родился 3 сентября 1743 года в Лангфуре под Данцигом, образование получил в Берлинском кадетском корпусе.
Антиковедение
Антикове́дение — наука о древней Греции и Риме. В континентальной Европе известна также под названием «классическая филология», но так как многие относили филологию преимущественно к изучению языков и литературы, термин «классическая филология» приобрёл двоякий смысл. В XIX веке немецкими учёными была создана концепция «науки о древности», объединявшая различные аспекты изучения древнего мира, такие дисциплины как собственно классическая филология, история древнего мира, классическая археология, папирология, эпиграфика, нумизматика и история права.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Институт истории СО РАН
Введение 1 История ИИ СО РАН 2 Кадры 3 Проекты и исследования 4 Структура института 5 Адрес Введение Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (ИИ СО РАН) — научно-исследовательское учреждение в сфере исторической науки в составе Сибирского отделения РАН Российской академии наук.
Олкады
Введение 1 История Список литературы Введение Олкады (лат. Olcadi, др.-греч. Ολκάδες ) — одно из доримских племён смешанного кельтиберского происхождения в Тарраконской Испании, жившее предположительно на территории провинции Куэнка на южных склонах Иберийских гор.
Особый Закавказский Комитет
Введение 1 История 2 Список членов ОЗАКОМа Список литературы Введение Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ) — орган Временного правительства России по управлению Закавказьем. Под юрисдикцией комитета была вся территория бывшего Кавказского наместничества.
Гендерная история
— научная дисциплина, центральным предметом изучения которой является история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование социальной действительности и её изменений в пространстве и времени. Своим появлением гендерная история обязана интенсивному развитию феминистических исследований в 1970-е годы.
Восточно-Караханидское ханство
Введение 1 История 2 Ханы Восточно-Караханидского ханства 2.1 Ханы Восточно-Караханидского ханства в Кашгаре 2.2 Ханы Восточно-Караханидского ханства в Узкенде
История Англии работа Джейн Остин
История Англии (англ. The History of England) — работа английской писательницы Джейн Остин, написанная ею в пятнадцатилетнем возрасте (1791). Работа написана в жанре бурлеск и пародирует широко известную школьную литературу, к примеру книгу Оливера Голдсмита (1771) «История Англии с ранних времён до смерти Георга II».
Врбасская бановина
План Введение 1 География 2 История 3 Население Врбасская бановина Введение Врбасская бановина (сербохорв. Врбаска бановина/Vrbaska banovina) — провинция (бановина) в Королевстве Югославия, существовавшая с 1929 по 1941 год.
Хиджаз
План Введение 1 История Список литературы Введение Хиджа́з (араб. الحجاز) — территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии. Историческое место возникновения ислама — здесь находятся священные города мусульман Мекка и Медина.
Старая усадьба Конкорд
План Введение 1 История 1.1 Времена Эмерсона 1.2 Времена Готорна 1.3 Современная история Список литературы Введение Старая усадьба (англ. The Old Manse) — историческая усадьба на Monument Street в Конкорде, штат Массачусетс (США). Выстроена в 1770 году дедом Ральфа Уолдо Эмерсона. В настоящее время усадьба известна как литературный музей Готорна и Эмерсона.
Приморская бановина
План Введение 1 География 2 Баны 3 История Введение Приморская банови́на (сербохорв. Primorska banovina, Приморска бановина) — провинция (бановина) в Королевстве Югославия в период с 1929 по 1939 год.
Трафарет в офсетной типографии
Трафаретные технологии могут с успехом использоваться и в традиционной типографии. Первое, что приходит на ум – лакирование офсетных оттисков. Однако у шелкографии есть куда большие возможности.
Шелкография в рекламной полиграфии 2
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ Реферат По дисциплине «Специальные виды печати»