В творчестве многих русских писателей можно найти немало примеров того, как автор наделяет личностными характеристиками какой-либо населённый пункт, создавая своеобразный «портрет» города, деревни, местности. Достаточно указать на следующие произведения: «Истоория села Горюхина» А.С. Пушкина; «Город без имени» В. Достоевского, «Патриархальные нравы города Малинова» А. Герцена; «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Городок Окуров» М. Горького; «Город Градов» А. Платонова.
Названия некоторых произведений Гоголя ( «Миргород»,,«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Рим») так же указывают на стремление писателя описать особую атмосферу, которая всегда возникает там, где жизнь людей либо плавно «течёт», либо «кипит», либо бесцельно «проходит». Кроме того, город в творчестве Гоголя часто выступает символом общества в целом или внутреннего мира героя. Так, объясняя смысл своей комедии «Ревизор», Гоголь писал в 1846 году, что место действия-«душевный город», то есть мир души, Хлестаков-«ветреная светская совесть», а чиновники- низкие и прочные страсти. Однако это не означает, что образ города играет в его творчестве лишь роль яркой социальной аллегории. В сердце писателя всегда жила мечта о прекрасном Городе, который воплощал для него высший Идеал. Однако в разные периоды его творчества мечты об этом Идеале были связаны с одним конкретным городом. Сначала это был Петербург, потом – Рим.
О Петербурге Гоголь неотступно думает ещё во время учёбы в Нежинской гимназии. В 1827 году он пишет матери: «Ежели об чём я теперь думаю, так это всё о будущей жизни моей. Во сне и наяву мне грезится Петербург». Однако первое время жизни в столице, когда юноша бедствовал и делал первые, пока ещё неудачный шаги на поприще литературы, Петербург показался ему бездушным и мрачным. Лишь через несколько лет, когда талант его окреп, душа города открылась ему до конца – причём не только в своём блеске, но и со своей жалкой и даже страшной стороны. Но каким бы этот город ни виделся писателю, он словно приворожил его. Прямые или косвенные упоминания о Петербурге встречаются почти в каждом его произведении, даже в лиричных «Вечера на хуторе близ Диканьки». Самый яркий и праздничный образ столицы Гоголь показывает в «Ночи перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажный стены. Ему казалось, что все ! дома устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели». Однако, опьяняясь красотой роскошных дворцов, площадей и улиц столицы, Гоголь не забывает о том, что видимость, кокой бы прекрасной она ни казалась, всё же остаётся лишь видимостью, за пределами которой – иная красота, иная, высшая реальность. Если в начале повести «Невский проспект» писатель восторженно восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге…, то в конце её, где трагедия и фарс объединены в сложное динамическое целое, он говорит: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нему, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»
В жизни художника было два города, пленивших его душу мечтой об идеале, и второй из них – Рим, где он пишет свою бессмертную поэму «Мёртвые души». Словно пылкий влюбчивый юноша, писатель, познакомившись с Римом, готов забыть о своей прежней «влюблённости». Он пишет об этом городе: «Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – всё это мне снилось. Я проснулся опять на родине». Однако Гоголь никогда не погрешает простив правды своего художественного видения и даже в самых фантастических картинках, порождённых его воображением, отталкивается от повседневной действительности. В повести «Рим» Гоголь посредством своего героя подчёркивает, что ему чуждо смотреть на жизнь сквозь «розовые очки»: «Теперь ему казалось ещё более согласною с этими внутренними сокровищами Рима его неприглядная, потемневшая, запачканная наружность, так бранимая иностранцами. Ему неприятно было выйти после всего этого в модную улицу с блестящими магазинами, щеголевато!
И все же мечта неизбежно разбивалась о жестокую земную действительность. В письме Погодину (из Рима) Гоголь с горечью замечает: «Я бездомный, меня бьют и качают волны, и упираться мне только на якорь гордости, которую вселили в грудь мою высшие силы». И снова в который раз писатель убеждается в том, что «все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» Эта его фраза – по сути, лейтмотив его творчества. «О, как отвратительна действительность. Что она против мечты?» – в отчаянии восклицает его герой, художник Пискарев, который надеялся обрести идеал в тщетной погоне за призраком…
Гоголь глубоко страдал от того, что современная ему Церковь с равнодушием, а то и с явным неодобрением относилась к свободному творческому поиску. Писатель и христианин, Гоголь мечтал о воссоединении Церкви и Культуры. Однако он понимал, что это едва ли было возможно – по крайней мере в той российской действительности, где среди бесчисленных «мертвых душ» так трудно было отыскать душу живую! Духовные искания Гоголя показывают нам, что его тоска по Идеалу, который воплощался для него в образе прекрасного города, сначала Петербурга, потом Рима, была не чем иным, как жаждой обрести Град Небесный, Небесный Иерусалим, в котором исполняются все чаяния души, влюбленной в образ высшего совершенства.
Другие работы по теме:
Байрон д. - Подвиг героя4
Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы. Многие из его произведений посвящены людям готовым отдать жизнь в борьбе за независимость. Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы.
Максим Максимыч и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден
Максим Максимыч 8230 и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — одно из первых реалистических произведений в русской классической литературе. Максим Максимыч является одним из центральных героев произведения. Это добрый и обаятельный человек, прошедший суровую школу жизни, но не ожесточившийся, привыкший правильно оценивать каждую сложившуюся ситуацию, но не чуждый душевной мягкости, не утративший веру в лучшие человеческие начала.
Стихотворение Цветаевой У меня в Москве купола горят
С Москвой были нерасторжимо связаны вся жизнь и творчество Марины Цветаевой. В своих стихах она постоянно обращалась к образу любимого города, с которым ассоциировала свое чувство родины. Неслучайно целый цикл из девяти произведений в лирике Цветаевой посвящен именно Москве, в него входит и стихотворение «У меня в Москве – купола горят!»
Родина анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе.
Повесть Карамзина Наталья, дочь боярская
Во второй половине 70-х годов XVIII века возникает и к концу века развивается в русской литературе новое направление — сентиментализм. Сентиментализм был общеевропейским направлением в искусстве и литературе, но в каждой стране он имел своеобразные черты. Писатели-сентименталисты в центре изображения поставили повседневную жизнь простого человека, его личные душевные переживания, чувства и настроения.
Образ Обломова как тип лишнего человека в русской литературе XIX века
В начале XIX века в русской литературе появляется целый ряд произведений, основной проблемой которых является конфликт человека и общества, воспитавшей его среды. Наиболее выдающимися из них были «Евгений Онегин» А.С. Пушнина и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Так создается и развивается особый литературный тип – образ «лишнего человека», героя, не нашедшего своего места в обществе, не понятого и отвергнутого окружением.
Образ русской земли по Слову о полку Игореве
Образ русской земли (по "Слову о полку Игореве") Автор: Разное Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – гениальное произведение древней русской литературы. «Слово…» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы.
Образ Онегина в романе Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины XIX века. Этот роман — одно из самых любимых, современных и в то же время сложнейших произведений русской литературы. На примере Онегина, Ленского Пушкин исследует вопрос об интеллектуальной жизни и нравственных исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.
Н.В.Гоголь Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. Николая Васильевича Гоголя по праву называют «хрестоматийным» писателем народной русской жизни девятнадцатого века. В его произведениях достоверно отображаются не только исторические события, но и жизнь, быт простых людей. Девятнадцатый век – один из самых сложных в социально-политическом плане веков в нашей стране.
Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века
Автор: Шолохов М.А. ...Земля... широко раскинулась... могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Н.Кун XX век оказался для русской литературы временем глубоких философских поисков, он подарил нам яркие произведения выдающихся писателей. Для меня вершинной книгой в русской литературе XX века стал роман “Тихий Дон”, произведение, обагренное трагедией социальной борьбы, войн и революций, сохранившее национальную духовность и высокую меру народной нравственности.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Лесков Н. С. Левша
Санкт-Петербург Школа№254 класс Быстров Женя Проверила: Преподаватель Бельская Л. М. Оценка-5 баллов. ЛЕВША Лесков Н. С. Левша-это собирательный образ загадочной русской души. Бедный рабочий, в старой незалатанной одежде, с удивительным достоинством разговаривает с императором и его чиновниками.
Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать"
Роман М.Горького "Мать" - одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На его страницах перед нами предстает русское революционное движение, как движение народных масс, героических в своем порыве.
Значение сатиры Салтыкова-Щедрина
Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно.
Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова Горе от ума. Чацкий и декабристы
Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, б рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе.
Автор Слова о полку Игореве.
Автор "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" посвящено походу против половцев в 1185 году.Оно глубоко связано с народной культурой,с народными обычаями и языком.
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его подданного князя Андрея Курбского, продолжавшаяся в течение 1564—1579 гг., ставшая широко известной, занимала значительное место в публицистике XVI века.
Бюргер
(нем. Bьrger, от древн.-верхн.-нем. burgari — защитники города) — горожанин, гражданин. Эволюция значения: В Раннем Средневековье — жители укрепленного населенного пункта — «Бурга» (нем. burg — крепость, за’мок, град) или поселившиеся рядом с укрепленной кирхой, собором (лат. cives, urbani, oppidani; ср-в.лат. burgenses).
Пётр Томский
Пётр Томский (Пётр Алексеевич Мичурин; ум. в начале XIX века) — святой Русской церкви, почитается в лике праведных, память совершается (по юлианскому календарю) 4 марта, 10 июня (Собор Сибирских святых) и в последнее воскресение августа (Собор Кемеровских святых).
Идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души Мертвые и Живые души в поэме Гоголя
На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Кожинов В.В.
Русский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии).
Лукин Е.В.
Окончил исторический факультет ЛГПИ им. Герцена (1977). Член Союза писателей России (1996). Основной труд - стихотворные переложения древнерусских произведений "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина".