ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТА
Кафедра: «Эксплуатация
автомобильного транспорта»
Курсовая работа
по дисциплине
«Информационные технологии
на автотранспорте»
Выполнил: Студент 4-го
курса группы ЭАТ.
Принял: преподаватель
Маняшин С.А.
Тюмень, 2008
СОДЕРЖАНИНЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 Исследовательский раздел.....................................................................................4
1.1 Исходные данные……………...................................................................4
1.2 Количественный и качественный анализ системы документооборота АТП……………………………..................................................................................6
1.3 Определение информационной нагрузки подразделений АТП.……..10
1.4 Обоснование уровня автоматизации......................................................12
2 Разработка электронной формы документа…....................................................15
3 Алгоритм организации учета расхода автомобильного топлива…..................17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа является заключительным этапом в изучении дисциплины «Информационные технологии на транспорте».
Основанием для выполнения работы является задание на курсовое проектирование.
Системы управления и контроля на промышленных предприятиях довольно сложны по своей структуре и изначально разбиваются на четыре различных уровня, каждый из которых, в свою очередь, тоже неоднороден, состоит из отдельных элементов и, как правило, является предметом деятельности специализированных, иногда весьма крупных фирм /1,4/.
На самом верхнем "этаже" располагаются информационные структуры, отвечающие за организацию работы предприятия в целом. Это автоматизация бухгалтерского учета, управление финансами и материально-техническим снабжением, организация документооборота и т.д. Данный уровень представляет собой вариант классической офисной автоматизации, приспособленной к наиболее общим формам делопроизводства на предприятиях индустрии, и называется планированием ресурсов предприятия (MRP, manufacturing resource planning). Внедрение информационных технологий на производстве во многом связано с этими продуктами.
В то же время анализ деятельности автотранспортных предприятий различной мощности показывает, что организация достаточно эффективной информационной системы в автотранспортных предприятиях (АТП) с помощью ЭВМ возможна лишь с учетом специфики деятельности предприятия. Значит, одним из основных требований к программному обеспечению является его гибкость, то есть способность адаптации к изменяющимся: законодательству, нормативной базе, технологиям перевозок и прочим условиям, которые характерны для нынешнего периода совершенствования рыночных механизмов в экономике.
1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1 Исходные данные
Исходными данными для выполнения работы являются: структурная схема предприятия (рис. 1.1), схема документооборота между структурными элементами АТП (рис. 1.2), списочное количество и структура подвижного состава предприятия (табл. 1.1); показатели использования подвижного состава (табл. 1.2); обработка информации по отделам и службам АТП (табл. 1.3); одна из задач системы MRP, решаемых на уровне АТП (табл. 1.4); дополнительные данные (справочная литература, приложения).
Рис. 1.1. Структурная схема АТП
Рис. 1.2. Схема документооборота при выполнении перевозок грузов
Таблица 1.1
Списочное количество подвижного состава АТП
№ варианта | Грузовые общего назначения | Автомобили-тягачи | Самосвалы | Спецтехника |
3 | 5 | 10 | 5 | 100 |
Таблица 1.2
Показатели использования подвижного состава
Вид техники | Средние по АТП показатели на одну единицу техники | ||
Пробег, тыс. км | Объем перевозок, тыс. т | Наработка оборудования тыс.час. | |
Грузовые общего назначения | 20 | 100 | - |
Автомобили-тягачи | 10 | 100 | - |
Самосвалы | 10 | 50 | - |
Спецтехника | 10 | - | 150 |
Таблица 1.3
Объем информационной деятельности структурных подразделений АТП (в % от числа реквизитов путевого листа) приходящийся на один оборотный путевой лист
Наименование отдела, службы | Входной информ. поток | Выходной информ. поток | Сортировка | Системати-зация | Перенос |
ОМТС | 10 | 15 | 20 | 20 | 40 |
Отдел эксплуатации | 100 | 150 | 20 | 20 | 60 |
ПТО | 20 | 30 | 10 | 30 | 50 |
Бухгалтерия | 60 | 20 | 20 | 20 | 60 |
Склад | 30 | 30 | 25 | 25 | 50 |
Таблица 1.4
Дополнительные характеристики предприятия
Показатель | Число реквизитов путевого листа | Продолжительность рабочего дня службы эксплуатации | Продолжительность рабочего дня остальных отделов и служб |
Данные | 52 | 24 | 8 |
Таблица 1.5
Одна из задач MRP подлежащих, автоматизации
Название задачи |
Организация учета расхода автомобильного топлива |
Данное АТП имеет линейную структуру управления производством, т.к. видно непосредственное подчинение каждому руководителю всех руководителей участка.
Эксплуатационная служба АТП организует свою работу на основе установленного плана перевозок для обслуживаемых предприятий и организаций по видам груза и грузоотправителям. Она находит возможности для наиболее рационального осуществления этих перевозок с наименьшими затратами. Поэтому эксплуатационная служба главное внимание уделяет обеспечению всемирного развития централизованной системы перевозок в городах и районах, а также в междугородном и международном сообщении как важнейшему условию полного и своевременного обслуживания предприятия и организации и наиболее эффективного использования транспортных средств.
Большое внимание руководителями службы эксплуатации и ее работниками должно уделяться следующим вопросам:
Изучение экономики района деятельности АТП, выявление характера и величины грузопотоков, а также возможности организации централизованных перевозок, организация получения объективной информации (заявок) на потребный объем перевозок, проверка ее и выявление фактических условий организации перевозок;
Разработка совместно с технической службой оптимального графика выпуска автомобилей на линию и режима работы их, четкое оперативное планирование перевозок, повседневный инструктаж и контроль за использованием подвижного состава на линии, правильное и своевременное оформление документации, систематическое улучшение организации обслуживания клиентуры и повышение эффективности использования транспортных средств;
широкое внедрение прогрессивных методов труда шоферов на на линии и обмена передовым опытом, анализ выполнения планов и договоров на перевозки, обеспечение всемирного снижение транспортных издержек, правильное применение тарифов и своевременное предъявление счетов обслуживаемой клиентуре.
Главными задачами ПТО являются:
организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе и своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их, а также разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базой предприятия;
оперативное планирование всех видов технического обслуживания и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам;
изучение, обобщение и распространение опыта новаторов производства, разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию производства, внедрение новой техники и научной организации труда, по технике безопасности, охране труда и предупреждению аварийности, а также руководство движением рационализаторов и изобретателей.
ОМТС включает руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организация хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному использованию их.
Бухгалтерия проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение предприятия, сохранности и уровня использования их, организует выполнение финансового плана, проверяет состояние финансового хозяйства предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств.
Склад предназначен для хранения запасных частей, их прием и отпуск со склада.
Таблица 1.6
Разработка электронной формы документа
№ варианта | Наименование документа | Назначение |
3 | Путевой лист | Накопление текущей информации об эксплуатации автомобилей, исходная информация для всех элементов учета |
Таблица 1.7
Объем используемых документов
Наименование задачи | Наименование подразделения решающего задачу | Наименование документа | |
Используемые документы | Разрабатываемые документы | ||
Выгрузка из кузова ТС (прием груза) | Склад | Акт приемки, приходной ордер | Журнал учета прихода |
Отпуск деталей со склада | Склад | Лимитная карта на отпуск деталей со склада | Журнал учета расхода |
Учет запасов | Склад | Карточка учета материалов | Журнал учета |
Прием заявок, составление договоров | Отдел эксплуатации | Заявка от клиента, договор | Заявление на оказание услуг |
Проведение контроля за рациональным использованием рабочего времени водителем | Отдел эксплуатации | Путевой лист | - |
Организация выполнения финансового плана | Бухгалтерия | Счет-фактура | Отчет |
Организация расчетов с клиентурой и поставщиками | Бухгалтерия | Счет-фактура, путевой лист, договор | Счет-фактура |
Учет расхода топлива | Отдел эксплуатации | Путевой лист | Карточка учета расхода топлива автомобилем |
Выдача, топлива, запасных частей и других материальных ресурсов | ОМТС | Акт выдачи (расхода) топлива | Карточка учета расхода топлива автомобилем, акт на повреждение автошины |
Учет ГСМ | ОМТС | Путевой лист | Расходная ведомость |
Проведение технического учета и отчетности по ПС | ПТО | Карта технического обслуживания автомобиля, акты различные | Приемо-сдаточный акт |
Оперативное планирование всех видов технического обслуживания и ремонта автомобилей | ПТО | Графики учета проведения ТО-1 и ТО-2 | Графики учета проведения ТО-1 и ТО-2 |
Таблица 1.8
Результаты анализа
Шифр функции | Функция управления | АТП | ||||
ОМТС | ОЭ | ПТО | БУХГАЛ-ТЕРИЯ | СКЛАД | ||
1 | Прогнозирование и перспективное планирование | + | ||||
2 | Текущее планирование | + | + | + | + | |
3 | Регулирование | + | + | |||
4 | Учет, отчетность и анализ | + | + | + | + | + |
Таблица 1.9
Количество документов по группам
Группы документов | Количество документов |
Внутренние | 20 |
В том числе передаваемые внешним организациям | 4 |
Внешние | 3 |
Итого | 27 |
Таблица 1.10
Группировки документов по их образованию
Количество документов разрабатываемых в обследуемом подразделении | Количество используемых документов |
ОМТС | |
3 | 2 |
ОЭ | |
3 | 3 |
ПТО | |
2 | 3 |
Бухгалтерия | |
2 | 3 |
Склад | |
3 | 4 |
1.3 Определение информационной нагрузки подразделений АТП
В соответствии с заданием рассчитать количество информационных единиц (товарно-транспортная документация и т.п.) приходящихся на каждое подлежащее информационному обслуживанию структурное подразделение предприятия (рис. 1.2., табл. 1.4.).
Основой для расчета служит расчетное число, находящихся в обороте путевых листов. Оно определится оп формуле
, (1.1)
где Аi – количество автомобилей i-той категории, ед;
i - коэффициент сменности для автомобилей i-той категории;
n – число категорий автотранспортной техники предприятия (табл. 1.2.).
Далее в соответствии с полученным значением определяется информационная нагрузка подразделения с учетом табл. 1.3-1.4. По результатам расчета заполняется таблица (табл. 1.7).
Таблица 1.11
Суточный объем информационной деятельности структурных подразделений АТП
Наименование отдела, службы | Входной информ. поток | Выходной информ. поток | Обработка | Всего |
ОМТС | 1248 | 1872 | 9984 | 13104 |
Отдел эксплуатации | 12480 | 18720 | 12480 | 43680 |
ПТО | 2496 | 3744 | 11232 | 17472 |
Бухгалтерия | 7488 | 2496 | 12480 | 22464 |
Склад | 3744 | 3744 | 12480 | 19968 |
В соответствии с общим объемом информационной нагрузки каждого подразделения (графа 5 табл. 1.7) и данными табл. 1.4. определим среднюю интенсивность потока информации.
Таблица 1.12
Информационный поток для отделов
Наименование отдела | Входной информационный поток | Выходной информационный поток | Обработка | Всего |
ОМТС | 2,6 | 3,9 | 20,8 | 27,3 |
ОЭ | 8,7 | 13,0 | 8,7 | 30,3 |
ПТО | 5,2 | 7,8 | 23,4 | 36,4 |
Бухгалтерия | 15,6 | 5,2 | 26,0 | 46,8 |
Склад | 7,8 | 7,8 | 26,0 | 41,6 |
С учетом информационного потока определяется потребное количество работников по категории учета, в соответствии со своим вариантом
, 1.2.
где Nр – количество работников данной категории учета, чел;
- интенсивность информации, поступающей для обработки, ед/мин.
Результаты расчета представить в виде табл. 1.8.
Таблица 1.13
Интенсивность информационного потока и потребное количество работников структурных подразделений АТП
Наименование отдела, службы | Информационный поток, ед. | Интенсивность потока, ед/мин | Потребное количество работников |
ОМТС | 13104 | 27,3 | 10 |
Отдел эксплуатации | 43680 | 30,3 | 10 |
ПТО | 17472 | 36,4 | 10 |
Бухгалтерия | 22464 | 46,8 | 10 |
Склад | 19968 | 41,6 | 10 |
1.4 Обоснование уровня автоматизация подразделений
Выбор необходимого уровня автоматизации отдела и службы зависит от интенсивности потока информации и соотношения входного и выходного информационных потоков и определяется в соответствии с табл. 1.14.
Таблица 1.14
Объем и структура информационных потоков и уровень автоматизации
Интенсивность, ед/мин | Число ПК | Принтер | ||
входного потока | выходного потока | обработки информации | ||
<1 | <1 | <1 | - | - |
>10 | <1 | <1 | - | 1 |
<1 | <1 | >10 | 1 | - |
>10 | >10 | >10 | 1 | 1 |
Таблица 1.15
Определение потребного количества принтеров и ПК
Наименование отдела, службы | Интенсивность, ед/мин | Число ПК | Принтер | ||
входного потока | выходного потока | обработки информации | |||
ОМТС | 2,600 | 3,900 | 20,800 | 1 | - |
Отдел эксплуатации | 8,667 | 13,000 | 8,667 | 1 | 1 |
ПТО | 5,200 | 7,800 | 23,400 | 1 | 1 |
Бухгалтерия | 15,600 | 5,200 | 26,000 | 1 | 1 |
Склад | 7,800 | 7,800 | 26,000 | 1 | - |
2. Разработка электронной формы документа
3. Алгоритм организации учета расхода автомобильного топлива
Рис. 3.1 Алгоритм Пояснение к алгоритму
Начало;
Ввод данных: дата начала работы, дата окончания, номер путевого листа, номер колонны;
Ввожу значение: i = 1 (т.е. берем первый путевой лист);
Ввожу значения: пробег колонны = 0, фактический расход топлива = 0, нормативный расход топлива = 0;
Ввожу значение: j = 1;
Ввожу условие: номер автомобиля должен соответствовать номеру в путевом листе. Если нет, то берем другой автомобиль;
Условие: дата должна находиться в пределах дат, введенных ранее. Если дата не входит в пределы – берем другой автомобиль;
Вводятся данные с путевого листа: пробег автомобиля до выезда с базы, пробег после прибытия на базу, расход топлива до выезда и после въезда;
Рассчитываем общий пробег автомобиля: к старому пробегу прибавляем пробег после приезда и вычитаем пробег перед выездом;
Рассчитываем общий нормативный расход топлива: к предыдущему прибавляем норму расхода топлива умноженную на километраж;
Рассчитываем общий фактический расход топлива: к предыдущему прибавляем расход топлива после прибытия на базу и вычитаем расход перед выездом;
Вывожу данные: номер колонны, фактический расход топлива, нормативный расход топлива, общий пробег автомобиля;
Ввожу условие: нормативный расход топлива должен быть больше фактического. Если нет – выводим в отдельный список, если да – берем следующий путевой лист;
Берем следующий путевой лист;
Ввожу условие: номер путевого листа должен быть меньше максимального значения количества путевых листов. Если нет, то конец (вывод результатов на печать).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бронштейн Л.А. Организация, планирование и управление автотранспортными предприятиями, М.: Транспорт, - 1986 – 360с.
Маняшин А.В. DBF-browser. Система управления базами данных. Руководство пользователя.