Образование Древнерусского государства. Крещение Руси Х-Х11 в
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Они часто объединялись в крупные союзы и имели черты ранней государственности . Одним из таких союзов объединял племена с во главе с Кием (известен с конца У в.) Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом экономического и социально-политического развития. Широко распространялось земледелие с использованием орудий труда из железа, распадалась родовая община с превращением ее в соседскую, шел рост числа городов, возникали дружины - это свидетельства формирующийся государственности. Военные походы антов, склавен, русов на более развитые страны приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Это способствовало расслоению восточно-славянских общества и говорило о начале складывания государственности. Накануне образования Древнерусского государства существовало три крупных объединения славянских племен: Куябы (Киев), Славии (Новгород) и Артании (Рязань или Чернигов, по разным исследованиям).
Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. Тогда там шла междоусобная борьба и новгородцы решили пригласить варяжских. В 862 г. Рюрик и 2 его брата были призваны а Русь Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил,( как считал летописец) начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег ( есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где в то время княжили Аскольд и Дир ( по данным историков это последние представители рода Кия). Обманом их убили и захватили город. Киев стал центром объединенного государства. Так сложилось гос-во, называемое Киевская Русь.
Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе го-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Расцвет Киевской Руси пришелся на правление князя Владимира 1 ( 980-1015 г.г.). В 988 г. было принято христианство. Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” - государь был и справедливым судьей и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой производства стала вотчина или отчина ( отцовское владение – от отца к сыну по наследству)Владельцами были князь или боярин. Наряду с вотчинами было значительное число крестьян-общинников. Еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Все свободное населения Киевской Руси назывались люди. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянской общине, так и в вотчине. Но там их жизнь была суровее. Они теряли личную свободу. Закупы – это категория населения, которая взяла у феодала в долг “купу” - часть урожая, скота, деньги. Помимо смердов и закупов были на Руси еще и рабы, называемые холопами или челядью. Феодальный уклад существовал вместе с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. При Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания. С семьей киевского князя стремились пород-ниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам он был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французскими, венгерскими, норвежскими королями. Его сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда и прозвище Владимир Мономах (1125-1125)– сына Всеволода. Составленная при Ярославе Мудром “Русская правда” является юридическим памятником на нормы обычного права. “Правда Ярослава” ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников; разбирали споры между свободными людьми чаще в княжеской дружине. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Массовые народные выступления покатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. В Киеве вспыхнуло восстания в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава / Изяслав, Святослав, Всеволод/ от половцев. В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Народ потребовал оружие, чтобы самим бороться с половцами. Им отказали, тогда народ разгромил богатые дворы. На это князья Ярославичи выпустили дополнение к “Правде Ярослава” - “Правду Ярославичей”, в которой отменили кровную месть. Повысили плату за убийство различных категорий населения, причем феодалы ценились дороже, эащитили имущество феодалов. Начались между усобицы между князьями по вопросам наследования власти. Наблюдался рост могущества каждого отдельного княжества. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Владимиру удалось удержать власть над всей Русской землей. Укрепился международный авторитет России. Появилась шапка Мономаха, признак преемственности власти русских царей от константинопольского императора. При Владимире была составлена “Повесть временных лет”. Сын Владимира – Мстислав (1125-1132 г.г.)еще некоторое время удерживал единство русских земель. Но после смерти его Киевская Русь окончательно распалась, наступил период раздробленности, или удельный период.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Крещение Господне, Богоявление
Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение от Иоанна.
Сочинение по картине С.В. Герасимова Церковь Покрова на Нерли
Сочинение по картине С.В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли" Автор: Разное Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885-1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества.
Государственный Исторический Музей
Исторический музей построен в 1875—1881 гг. архитектором В. О. Шервудом. Стены Исторического музея выложены из красного обожжённого кирпича, как и стены Кремля. Над зданием музея поднялись башни, и они напоминают кремлёвские.
Место и роль Киевской Руси в мировой истории
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье.
Норманская и Антинорманская теория 2
С недалёкого, по историческим меркам, XVIII века, на Руси ведётся спор о происхождении государства. Этот вопрос привлёк к себе немало знающих людей, и в основном они разделились на два мнения, каждое из которых горячо отстаивали. Первой точкой зрения на происхождение древнерусского государства является норманнская теория.
Губная грамота
— акт, которым правительство царя Ивана Грозного предоставляло местному обществу право самому преследовать и судить татей и разбойников и полагало казнь на его души.
Деятельность первых князей России
История- это наука, которая изучает факты, события и явления в прошлом, извлекая уроки а целью предотвращения ошибок в будущем. 9-13 веков – период формирования древнерусского государства и феодальной раздробленности.
Абрамиты
Абрами́ты — религиозное течение. Абрамиты или чешские деисты, — религиозное течение, образовавшееся в Богемии по обнародовании Иосифом II эдикта о веротерпимости.
Конец династии Рюриковичей
Уральский институт бизнеса Предмет: « ИСТОРИЯ» Доклад на тему: «КОНЕЦ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ» Выполнила: Судентка 1 курса группы д – 108 Венера Басырова
Восточные славяне в VI IX вв. Образование Древнерусского государства
Территория, на которой к концу I тысячелетия сложилась древнерусская народность и гос-во Киевская Русь, охватывала лесостепную и лесную части Восточно-европейской равнины. В течение VI-VIII веков славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной, Юго-Восточной Европе. На Западе они достигли Эльбы, на севере – Невы и Ладожского озера, на Востоке – средней Оки и верхнего Дона, на Юге заселили весь Балканский п-ов.
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Социальный строй древнерусского государства
Социальный строй древнерусского общества В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населения составляли свободные крестьяне-общинники, объединявшиеся в вервь (от веревки, которой обмеривали земельные участки; вервь называли также сотней, позже — губой).
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
Возникновение Древней Руси
Первые сведения о славянах. Свидетельства летописца Нестора о территории славян, миграционная теория их происхождения. История скифо-сарматской, автохтонной теории образования славян. Теории происхождения государства Русь, противоречия норманнской теории.
Восточные славяне в древности
Древнерусское государство. Время первых киевских князей. Эпоха расцвета киевской державы. Правление Ярослава Мудрого. Москва - центр Российского государства.
Образование и становление единого Древнерусского государства. Норманская теория. Норманисты и антинорманисты.
Становление государства у восточных славян проходило в непростых внешних условиях. В середине IX в. сложившаяся на севере Восточной Европы своего рода федерация союзов племен, в которую наряду со славянами (словенами и кривичами) входили неславянские этносы (чудь, меря), платила дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе — норманнами, «северными людьми»); поляне, северяне, радимичи и вятичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в середине VII в. создавшее собственное государство — каганат.
Периодизация истории России
Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который именуется Россией. Одни историки считают, что с IX в. (образование древнерусского государства) по настоящее время существует одна цивилизация
Вопросы к зачету по Истории Отечества
Вопросы для экзаменов и зачётов по истории Отечества История как наука. Древнейшие цивилизации. Понятие цивилизации. Образование Древнерусского государства: основные этапы, главные события.
Древняя Русь
Восточные славяне и их соседи в II - IX вв. н.э.. Создание Древнерусского государства. Киевская Русь в X в. - начале XI в.. Культура Киевской Руси, ее истоки.
Аргамаков, Иван Андреевич
Иван Андреевич Аргамаков (1775 – 1820), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор Биография Из дворян Костромской губернии. Военное образование получил в Сухопутном шляхетском корпусе (1782-1793), откуда выпущен поручиком в Ингерманландский карабинерный полк 25 июня 1793.
Основные даты Российской истории
Начало Древнерусского государства Завоевание Киева Олегом и его княжение 1682 1725 Царствование Петра I (до 1689г. - при регенстве Софьи, до 1696г. - совместно с Иваном V)
Возникновение государства у восточных славян
Общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения государства у восточных славян. Предпосылки возникновения и основные этапы складывания древнерусского государства. Особенности образования и основные признаки государства восточных славян.
Суздаль город-музей
Суздаль - один из красивейших российских городов. Насчитывает около 1000 лет славной самобытной истории. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем.
Федор Буслаев
Буслаев Федор Иванович (1818–1897) — знаменитый исследователь в области русского яз., устной поэзии, старой письменности и древнерусского искусства. Родился в г. Керенске, Пензенской губ., где отец его служил в земском суде. .
Васнецов Виктор Михайлович
Знаменитый живописец. Родился в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868—73 гг. учился в Академии художеств, по окончании которой ездил за границу.
Св. Амвросий
Амвросий, Св. (ок. 333–397), епископ Медиоланский, первый из великих западных учителей церкви, родился предположительно в Трире, в семье христианина Амвросия, префекта претория Галлии.