Некоторые результаты и возможные перспективы историко-этнографического изучения
Бирюков А. М., Пушкарев Б. Б.
Дороги являются важнейшими жизненными артериями любого государства, а на территории Алтайского края демидовская дорога стала одним из факторов хозяйственного и культурного освоения региона. Этот путь тянулся от устья реки Касмалы до современного поселка Колывань Курьинского района.
В августе 2001 года состоялась комплексная экспедиция «Первая демидовская дорога», в которой принимали участие этнографы Барнаульского государственного педагогического университета (А. Бирюков, Б. Пушкарев, М. Овчарова), географ Алтайского государственного университета М. Татаринцев, методист кабинета «Алтайавтодора» «История дорог Алтая» С. Ю. Матюшина и алтайский писатель А. М. Родионов.
Главной задачей экспедиции было прохождение по линии первой демидовской дороги, обозначенной на карте «Великой северной экспедиции» 1734 года, с целью изучения обусловленности пути от природно-географических и ландшафтных условий, а также определения историко-культурного наследия и влияния дороги на населенные пункты.
Cведения о придорожном крестьянском мире Алтая уже присутствуют в путевых описаниях П. С. Палласа. В них отражен крестьянский быт сел, которые проезжал ученый во время своего путешествия[1]. Необходимость изучения притрактовых сел Сибири уже осознавалась исследователями XIX века. М. Загоскин утверждал, что: «умственный кругозор здешнего крестьянина шире, чем где-нибудь в глуши» «…странствование с обозами и с „торгом“ сказались и в расширении знаний, и в суждениях»[2]. Эта мысль получила свое развитие в среде ученых 50-х годов XX века. В это время Г. К. Вагнер изучил деревянное зодчество старожильческих сел Восточной Сибири, расположенных по Якутскому тракту и попытался определить факторы, влияющие на формирование архитектурной среды притрактовых населенных пунктов[3].
В настоящее время известны работы, посвященные истории существования московского тракта, написанные новосибирским ученым, деканом Исторического факультета НГПУ О. Н. Катионовым. Готовится к защите кандидатская диссертация омского аспиранта А. Матвеева, занимающегося проблемами традиционной культуры передвижения Среднего Прииртышья. В тоже время современных исследований, посвященных истории дорог Алтая, практически не проводилось, что в еще больше степени актуализирует научные изыскания в данной области.
Учитывая малые сроки экспедиции (6–11 августа), этнографы БГПУ провели работу, которую можно охарактеризовать как историко-этнографическую разведку. При этом были получены следующие результаты:
Собран комплекс предметов придорожного характера конца XIX — начала XX вв. для будущего музея «Истории дорог Алтая».
На основе полевых этнографических опросников, разработанных сектором Устной истории и этнографии Лаборатории исторического краеведения БГПУ, были зафиксированы воспоминания старожилов, связанные с придорожной спецификой населенных пунктов.
Изучены особенности традиционной крестьянской, административной и купеческой архитектуры.
Составлен развернутый опросник по изучению историко-культурного наследия дорог Алтая.
Проанализировав собранные в ходе экспедиции материалы, поставлена задача определения особенностей материальной и духовной культуры в притрактовых и придорожных селах и степени ее сохранности, с целью установления перспектив ее дальнейшего изучения.
При исследовании сохранившейся крестьянской архитектуры конца XIX — начала XX веков вырисовывается следующая картина. В организации индивидуального жилого пространства поселений полосы первой демидовской дороги использовались традиции, в целом характерные для различных этнокультурных групп населения Алтая (рис.1). При этом влияние дороги на применение конструктивных приемов в строительстве жилища и хозяйственных построек на основе собранных материалов пока не прослеживается. В то же время, в планировке и застройке населенных пунктов, расположенных у дороги, четко выделяется придорожная специфика. Наряду с традиционной в Сибири планировкой с ориентировкой улиц относительно водоема (долинно-приречный и долинно-приозерный типы), в исчезнувшей деревне Старо-Барнаульской, селах Парфеново, Урюпино, Калмыцкие Мысы присутствуют элементы застройки и ориентировки вдоль тракта (притрактовый тип населенного пункта).
В конце XIX века функциональное назначение дороги стало меняться. Это было связано с упадком горнозаводской промышленности и увеличением роли в экономике округа сельского хозяйства и предпринимательства. В связи с этим, изменились приоритеты использования данного тракта преимущественно как аграрного, с сохранением его административного и коммуникативного значения. Вполне логичным можно считать мнение о влиянии дороги на экономическую и социальную сферы, что выражалось в конце XIX — начале XX века в ускоренном капиталистическом развитии придорожных сел по сравнению с населенными пунктами, находящимися вдали от нее. Можно предположить, что именно эти факторы обусловили появление в крупных притрактовых селах, которые чаще всего являлись волостными центрами, каменной административной и купеческой архитектуры (Парфеново, Калмыцкие Мысы) (рис. 2).
О дороге и ее значении в жизни крестьян конца XIX — начала XX вв. во время экспедиции были собраны воспоминания старожилов, которые довольно отрывочны и фрагментарны. Однако по ним можно восстановить некоторые моменты, характеризующие особенности крестьянского мира и культуры, обусловленные функционированием дороги. В современной сельской среде исследуемых сел сохранилась информация об организации и действии ямщины и гоньбы. В селах Калмыцкие Мысы и Рудовозово встретились рассказы, которые свидетельствуют о том, что в их общинах существовало особое распределение повинностей, часть которых была направлена на ремонт и обслуживание путей сообщения. Полученные устные материалы дополняется интересными фольклорными источниками, напрямую связанными с придорожным жизненным укладом села (песни о странствиях и легенды о разбойниках, промышлявших на дороге).
Таким образом, путь, проложенный в начале XVIII века с целью развития горнозаводской промышленности, в дальнейшем трансформировался в дорогу сельскохозяйственного и торгового назначения и оказал влияние на историко-культурное и экономическое развитие притрактовых сел.
Анализ экспедиционных материалов определил возможные перспективы изучения Демидовской дороги и других исторически сложившихся традиционных путей коммуникации. Прежде всего, особое внимание следует уделить выявлению особенностей традиционной крестьянской архитектуры в притрактовых селах, определению влияния городской, купеческой и административной архитектуры на крестьянское зодчество. Для этого необходим сравнительный анализ с сельской поселенческой структурой конца XIX — начала XX века в населенных пунктах, которые отдалены от больших дорог.
Итоги этнографической разведки показывают, что перспективным является изучение комплекса устных источников дорожной тематики. При интегративных исследованиях с привлечением специалистов различных направлений — фольклористов, лингвистов, возможно расширение исследуемой тематики и ее углубление. В частности, большое значение следует придать изучению на основе воспоминаний старожилов традиционной культуры передвижения, включающей в себя сумму народных знаний, а также последовательное применение этих знаний в конкретных природно-географических условиях в рамках системы сухопутных коммуникаций с использованием элементов материальной культуры (одежда, пища, транспортные средства и. т. п.) населения Алтайского края.
Для выявления на местности трассировки старой не использующейся дороги, переправ через водные преграды, исчезнувших обслуживающих кузниц, необходимо проведение этноархеологических раскопок. Данным методом исследования можно детально реконструировать весь комплекс функционирования и жизнедеятельности дорожных служб. Весьма интересно посмотреть в разрезе вертикальное строение и структуру старой дороги в сравнении с методами современного дорожного строительства.
Список литературы
Паллас П. С. Путешествие по разным местам Российского государства. Ч. 1. Кн. II. СПб, 1786.
Загоскин М. Одна из сибирских общин (селение Грановское) // Памятная книжка Иркутской губернии на 1891 год. Иркутск, 1891. С. 39.
Вагнер Г. К. Деревянное зодчество старожилов по якутскому тракту // Советская этнография. № 6. М., 1958.
Другие работы по теме:
Описание экскурсионного тура Маршрут Симферополь Ялта
Чепелева Анастасия Евгеньевна Министерство образования и науки Автономной Республики Крым Крымское республиканское профессионально-техническое учебное заведение «Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанного сервиса и туризма»
История Белорусской железной дороги
Первая железная дорога была построена между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Ее протяженность была 27 км. Начало строительства железной дороги в Белоруссии относится во второй половине XIX столетия.
История железных дорог russes
Первый узкий колеи была построена более ста лет между Москвой и Вологодской. Тридцать лет спустя он был продлен до Архангельска и начал играть в промышленных роль. Накануне Первой мировой войны были заменены узкой колеи и широкой колеи получила свое официальное название: Северная железная дорога. В это время линия была за технической точки зрения: маломощных локомотивов, вагонов двухосные, малой мощности.
Монорельсовые дороги
Монорельсовые дороги были предложены почти 180 лет назад. Первая русская монорельсовая дорога с конной тягой была сооружена у села Мячково в 1820 г. В основном для перевозки леса.
Моя встреча с храмом
Сочинение Миняевой Марии Васильевны Моя встреча с храмом ерная дорога, белые полосы. За окном мелькают огни домов, машины, фонари. В машине жарко и душно, прокуренный воздух щиплет глаза. Пьяный голос «муми троля» что-то орет в наушниках. Мимо пронесся «новый русский» в черном шестисотом мерседесе с затемненными окнами.
Анализ стихотворения Россия Блока
Стихотворение «Россия» было написано А.А. Блоком в 1908 году в цикле стихов «Родина». После событий 1905 года обращение поэта к теме родины было сознательным и закономерным. Поэта интересуют дальнейшие пути развития общества, историческое прошлое и будущее родной страны, судьба ее народа.
Александр Сергеевич Пушкин, Федор Иванович Тютчев
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!
Чародейка зима
(по стихотворениям А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою») Зима — необыкновенное время года. Белый пушистый снег, заснеженные деревья, морозный воздух. Не зря в народе называют зиму красавицей, волшебницей. Это удивительное время года вдохновило многих поэтов к созданию прекрасных поэтических строк.
Дорога и путь - это одна из главных тем Мертвых душ
Автор: Гоголь Н.В. Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 .
Українське альфреско
Автор: Костенко Ліна. Над шляхом, при долині, біля старого граба, де біла-біла хатка стоїть на самоті, живе там дід та баба, і курочка в них ряба, вона, мабуть, несе їм яєчка золоті.
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. "В дорогу! в дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками..." - так заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме "Мертвые души".
Образ птицы-тройки в поэме Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. «Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления.
Подпольная железная дорога
(англ. The Underground Railroad) — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Действовала вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году.
Панамская железная дорога
(исп. Ferrocarril de Panamб) — железнодорожная линия, соединяющая тихоокеанское побережье республики Панама с атлантическим. Построена в 1850—1855 гг вдоль Панамского перешейка. Протяжённость дороги 76 км[1]. Маршрут пролегает через столицу страны — город Панама и город Колон. Параллельно ей проходит введённый в экспулатацию в 1920 г.
Орегонский путь
(также иногда Орегонская тропа , англ. Oregon Trail) — историческая дорога, проложенная в 1830-е годы, длиной около 3200 км. Дорога связывала долину реки Миссури с долинами в современном штате Орегон, и была пригодна для передвижения повозок. Эта старейшая из дорог, связывавших Великие Равнины с западом США.
Deutsche Reichsbahn
Введение 1 История 2 Тяговый подвижной состав Введение Deutsche Reichsbahn (Германская имперская железная дорога) — название государственной железной дороги Веймарской республики и Третьего рейха, которая существовала до 1949 года. В ФРГ была создана Deutsche Bundesbahn, в ГДР заменяющая её компания сохранила название Deutsche Reichsbahn (ГДР).
Кошице
Введение 1 История 2 Достопримечательности 3 Уроженцы 4 Спорт 5 Транспорт 6 Города-побратимы Список литературы Введение Ко́шице (словацк. Košice [ˈkɔʃɪt͡sɛ], нем. Kaschau, венг. Kassa, устар. русск. Ко́шицы) — второй по величине город Словакии, лежащий на востоке страны у подножья горного массива Чьерна Гора в долине реки Горнад.
Ковадонга
Ковадо́нга (исп. Covadonga, астур. Cuadonga) — деревня и долина в Астурии, на северо-западе Испании, среди горного массива Пикос-де-Эуропа. Население 70 человек (2004). Расположена в 7,5 км к юго-востоку от населённого пункта Кангас-де-Онис.
Дороги инков
(кечуа Qhapaq Сan — Кхапак-Ньан — Великая Дорога) — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе: Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, как на прибрежных равнинах в пустынях, так и в горах, через скалы и ущелья, с помощью навесных мостов и ступеней.
Осударева дорога
Введение 1 Строительство 2 Эксплуатация 3 Современное состояние Список литературы Осударева дорога Введение Осуда́рева доро́га — путь, проложенный от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I. Общий путь — 174 версты (260 км)[1].
Дорога слёз
Введение 1 Предыстория 2 Переселение афроамериканцев Список литературы Введение Дорога слёз (англ. Trail of Tears) — насильственное переселение американских индейцев, основную массу которых составили Пять цивилизованных племён, из их родных земель на юго-востоке США на Индейскую территорию (ныне Оклахома) на западе США.
Военная история Греции
Древняя Греция Около 1200 до н. э. — Троянская война 800 до н. э. — Мессенские войны 500—449 до н. э. — Греко-персидские войны 460—445 до н. э. — Первая Пелопоннесская война
Царская дорога
План Введение 1 Описание 2 Протяжённость 3 Царская дорога как метафора Введение Ца́рская доро́га — известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н.э..
Каменев, Лев Львович
Лев Льво́вич Ка́менев (1834, по другим сведениям 1833, г. Рыльск Курской губернии — 14 (26) января 1886, Саввинская слобода Московской губернии) — русский живописец-пейзажист.
Дорога на Санта-Фе фильм
«Дорога на Санта-Фе» — исторический вестерн 1940 года. Фильм находится в общественном достоянии в США. Сюжет 1854 год. Вест-Пойнт, первый Федеральный кавалерийский кадетский корпус. Джеймс (Джеб) Стюарт — новый кадет, который с успехом начинает проходить обучение. Молодой человек находится на хорошем счету у командиров, но, тем не менее, наживает себе врага в лице кадета Карла Райдера радикального аболициониста, настроенного изменить политическую систему Америки.
С. Ю. Витте 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Багдадская железная дорога
План Введение 1 История 2 Международные осложнения 3 Постройка 4 Современное состояние дороги Список литературы Введение Багдадская железная дорога — планировавшаяся и частично построенная железная дорога Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт, ставшая важным фактором международной политики начала XX века.
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога Моско́вско-Винда́во-Ры́бинская желе́зная доро́га — частная железная дорога на северо-западе России, построенная в 1870—1904 годы.
Саласпилс мемориальный ансамбль
План Введение 1 Авторы 2 Композиция 3 Признание 4 Галерея Список литературы Введение Саласпилский мемориальный ансамбль — мемориальный ансамбль Памяти жертв фашизма; «Дорога страданий» с символическими бетонными статуями и группами. Находится на месте нацистского лагеря смерти. Открыт в 1967 году, работы были начаты в 1961.
Дорога жизни
До войны в город по множеству железнодорожных линий и веток каждый день прибывала не одна тысяча вагонов со всякими грузами. По рекам и каналам шли в Ленинград пароходы и баржи – с дровами, углем, нефтью, мукой, крупой и многим другим. Линии передач несли электрическую энергию со станций, расположенных на Волхове, Свири, в верховьях Невы.
Тула
Тула - город-герой, административный, экономический и культурный центр Тульской области. Расположен на Среднерусской возвышенности, на р. Упе (приток Оки) в 193 км к югу от Москвы.
Грин А.С.
Русский советский писатель. В романтико-фантастических повестях "Алые паруса" (1923), "Бегущая по волнам" (1928), романах "Блистающий мир" (1924), "Дорога никуда" (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества.