Доклад
по Москвоведению
Ученика
10 класса «А»
Гуральского
Юрия
На дворе давно
уже темно, поздний
вечер…
А
на столе-то! На
столе стоит
Его Величество
Самовар, сверкающий
начищенными
боками с медалями,
с кокетливым,
а то горделивым
краником с
подставленным
блюдцем, чтобы
на скатерть
не капало. Какой
же вечер в Москве
без самовара?
А позавтракать
– как без него?
А после обеда
как чайку не
попить Недаром
же испокон века
москвичей
завзятыми
водохлебами
почитали –
потому что без
чая, без самовара
они собственной
жизни не представляли.
И как гости
приходят –
первым делом
за стол. Разогревали
где-то на столе
самовар, а потом,
как драгоценную
реликвию, на
стол выносили.
За чашкой чая
разговор дружнее
и на душе теплее.
Москвичи
больше любят
у себя принимать,
а не в гости
ходить, наверное
потому что в
хлебосольстве,
в самой сути
его лежит желание
сделать людям
приятное,
расположение
свое выказать.
Обратить внимание,
как чаек заварен…
А пироги горяченькие
с визигой, с
картошкой
давленной, с
жареным лучком
и грибами. А
еще с капустой
и мелко порезанным
яйцом крутым,
но без желтков,
а эти – с мясом
и луком, а эти
сладкие, с вареньем
брусничным,
другие – с яблочным…
Понятное
дело, прежде
всего и больше
всего прием
гостей ложился
на плечи да
руки хозяйки.
Если нет в доме
искусницы,
любящей и умеющей
гостей принимать,
так и гостей
не зазвать: чем
угощать-то? Не
принято было
в старой Москве
кормить гостей
ресторанными
блюдами или
едой какай -–
пусть и добротной
из трактира,
что внизу или
поблизости.
Дурным тоном
считалось.
Готовили,
конечно, целенаправленно,
уже выведав,
кто из званых
гостей любит
чего – прислуга
у прислуги
выведывала
разведка с
разведкой
сходились и
моментально
находили общий
язык. И потом,
если на завтрак
ждали – одно,
что-то полегче,
без пирогов,
а с холодной
закуской, и не
с водкой под
самоваром,
наливочки
какие-нибудь,
настоечки
фруктовые,
травные. К обеду,
помимо закусок
мясных и рыбных,
салатов не
подавали – мода
на них появилась
только в прошлом
веке – из Франции
ветром повеяло.
А винегрет –
блюдо для всех
доступное и
с небольшими
вариациями
приготовляемое
– в простых,
небогатых домах
непременно
подавался к
обеду. Супы –
самое хитрое
дело, и тут, если
нет отработанных,
нажитых во
времени домашних
рецептов, без
повара не обойтись.
Обед
в богатых московских
купеческих
домах начинали
с холодных
закусок. Поначалу
– балычок янтаристый,
белорыбицу
со свежим огурчиком
для контраста,
икорку парную,
икорку паюсную
– зернышко к
зернышку,
поросеночка,
не успевшего
похрюкать как
следует, а уж
с хреном и травкой
в ротике… Этот
– холодный, а
с гречневой
кашей подадут
еще и горячего.
Но малость
попозже, а после
закусок супчик,
например, дымящуюся
ароматным
парком селяночку
с осетриной
и со стерлядкой:
рыба родственная,
в одной супнице
прелестно
сходится. А это
– только половина
обеда! Еще
расстегайчики
с печенкой
налимьей, телятинка
– светлая, как
летнее утро,
окорок провесной,
порезанный
тончайшими,
ну прямо бумажными
ломтиками –
не столько есть
уже, сколько
созерцать все
хочется! А вот
и родным огородцем
повеяло:
тыква вареная
с огурцами
солеными и
свежими, крупные
ломти пахучего
черного хлеба
с мозгами говяжьими,
с луком и чесноком
пожаренными.
К хлебу в Москве
отношение
испокон веку
было особое.
Есть хлеб –
живет человек.
С ним всякое
блюдо вкуснее
делается. Сейчас
даже не верится,
что еще триста
пятьдесят лет
назад на Руси
ржаную муку
по строгим
всяким отличиям
делили на 25 сортов,
а пшеничную
– на 30. Хлеб из
муки разного
сорта по-разному
стоил, и в цене
той все расходы
учитывались
провоз муки
с торга в пекарню
и обратно потом,
соль, дрова,
подати за право
торговали,
хлебопекам,
и даже стоимость
свечей в ту
цену входила.
Все расписано,
ничего не упущено.
Роспись для
всех была одинакова,
и царские
целовальники
строго следили,
чтобы права
не нарушались.
А более
всего из всех
хлебов почитался
в России ржаной
хлебушко и
калачи пшеничные
– тертые (“Тертый
калач!”
– ежели хотели
подчеркнуть
бывалого человека)
и еще коврищатые.
Никакой праздник
без калача не
обходился, ко
всякому пиршеству
издавна он
подавался. Цари
патриархам
калачи посылали,
больным и нищим
подать калач
– дело благородное.
В один день
своего рождения
Петр 1 приказал
отпустить
гостиной сотни
240 калачей толченых.
А московские
калачи всегда
считались
лучшими. И поговорка
была: “В
Москве калачи,
как огонь, горячи”.
Никто столько
хлеба не ест,
сколько мы.
Всегда считалось
в Москве – хлеб
лучший. Знаменитый
московский
булочник Иван
Филиппов говаривал,
то нету лучше
московского
хлеба во всей
России. Пытались
по его рецептам
и в Петербурге
филипповский
хлеб наладить,
а не получилось,
потому как вода
невская гораздо
хуже московской.
Вот и гнали
возы с готовым
хлебом из Москвы
в Петербург,
когда еще дороги
железной не
было. Сохранять
хлеб в дороге
умели. Был секрет
даже и в Сибирь
свежий хлеб
привозили.
Другие работы по теме:
Между историей и прошлым
Советская эпоха оставила после себя не только огромный корпус текстов (литературу, картины, фильмы), но и особым образом оформленную материальную среду. Такими сооружениями являются Беломорканал, ВДНХ, Московский метрополитен и многие другие.
Московское дворянство в изображении Пушкина и Грибоедова
Сравнивая дворянское общество Москвы у Пушкина и Грибоедова, мне хотелось бы начать с творчества второго и не только потому, что Грибоедов писал несколько раньше, чем Пушкин, а потому, что Грибоедов свою комедию «Горе от ума» полностью посвятил дворянству Москвы. Пушкин же уделяет большее внимание дворянству Петербурга, описывая нравы московского провинциального дворянства лишь для сравнения со столичным обществом.
На всех московских есть особый отпечаток
Автор: Грибоедов А.С. А. С. Грибоедов родился в Москве, вырос здесь, окончил Московский университет и даже написал свою бессмертную комедию в Москве. Он хорошо знал московское дворянское общество, его нравы, обычаи, порядки. Это позволило ему в своем произведении реалистически показать московское дворянство.
Чацкий и фамусовское общество. 6
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Я прочитала замечательную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Эта комедия высмеивает глупое, тупое и подлое общество. Она была написана в 1824 году. В комедии автор изображает правдивую картину из жизни московского дворянства, нуждавшегося в обновлении.
Роман Евгений Онегин 2
Роман «Евгений Онегин» стал «энциклопедией», которой можно дать название «Дворянство», потому что в этом романе подробно описываются три вида дворянства: московское, петербургское и поместное – каждое отличается от других своими устоями, модой, воспитанием, порядками.
Плюшкин ("Мертвые души")
Начав изображение помещиков с пустого праздного мечтателя и фантазера Манилова, автор завершает эту портретную галерею "страшной прорехой на человечестве" - Плюшкиным.
Грибоедовская Москва
Для многих русских писателей и поэтов Москва была почти святыней, Отчизной. Грибоедов тоже любил Москву, так как родился, вырос здесь, окончил Московский университет.
Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни 2
«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни Автор: Пушкин А.С. Энциклопедия – это справочное издание по всем или отдельным отраслям знания. Роман «Евгений Онегин» стал «энциклопедией», которой можно дать название «Дворянство», потому что в этом романе подробно описываются три вида дворянства: московское, петербургское и поместное – каждое отличается от других своими устоями, модой, воспитанием, порядками.
Образ светского общества в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. В романе “Война и мир” Толстой создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. В этот период в России главную общественную роль играли дворяне, поэтому немалое место в романе отводится описанию светского общества. Надо отметить, что высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, довольно сильно отличающимися друг от друга: петербургским и московским.
Рябов, Павел Яковлевич
Павел Яковлевич Рябов (1837—1906) — русский актер и педагог. Окончил Московское театральное училище (1857). Вступил в императорскую балетную труппу, а в 1859 году в оркестр музыкантом. В 1862 году переведен в драматическую труппу: служил в Малом театре до 1900 года (перерыв в 1892—1895 гг.).
Курбский, Семён Фёдорович
Семён Фёдорович Курбский (умер 1527) — князь и воевода на службе у московскоих князей Ивана III и Василия III. Сын князя Фёдора Семёновича, внук первого князя Курбского, детей не имел.
Литовщина
Введение 1 Предыстория 2 Первый поход 3 Второй поход 4 Третий поход Список литературы Литовщина Введение Литовщина — походы великого князя литовского Ольгерда на Московское княжество в 1368, 1370 и 1372 годах. Термин употребляется в Рогожском летописце.
Городничий Московское государство
Городничий — должность в Московском государстве, представитель областной администрации. Введена во время царствования Ивана IV. Должность городничего введена вместо Тиуна Огнищанского (Огневщика). Городничие имели больше полномочий, чем Огнищане.
Московское восстание 1547
Введение 1 Предпосылки 2 Ход восстания 3 Последствия Список литературы Введение Московское восстание 1547 года — события, произошедшие в Москве летом 1547 года. В советской историографии рассматривалось как «антифеодальное восстание», вызванное резким обострением классовых противоречий в результате усиления феодального гнёта, усугубившегося насилиями в годы боярского правления, особенно в правление Глинских.
Московское осадное сидение
Введение 1 Московский поход 2 Окончание осады и похода Список литературы Введение Московское осадное сидение — осада Москвы в 1618 году польскими войсками под предводительством Владиславa IV, при поддержке запорожцев под предводительством Петра Сагайдачного, с целью посадить польского королевича Владиславa IV на Московский престол.
Государственное совещание в Москве
(известно также как Московское государственное совещание ) — всероссийский политический форум, созванный Временным правительством. Проходило 12 (25) — 15 (28) августа 1917 г.
Татарские царевичи
Введение 1 1462—1505 2 1505—1533 3 1533—1584 Введение Татарские царевичи на службе у московских государей — царевичи, выехавшие из татарских государств на службу в Московское государство.
Московское общество истории и древностей Российских
Московское общество истории и древностей Российских ОИДР МОИДР ) — первое научное историческое общество в Российской империи для изучения и публикации документов по русской истории. Основано в 1804 при Московском университете по инициативе Шлецера. В него вошли преподаватели университета, а также историки, архивисты и археографы (Н.
Рокфеллеровский центр
Рокфеллеровский центр (Rockefeller Center) — крупный офисный центр, который был построен в манхэттенском Мидтауне на деньги финансовых магнатов Рокфеллеров в 1930-е годы. Наиболее известны 14 высотных зданий с отделкой в стиле ар-деко. Здесь находятся штаб-квартиры различных корпораций и крупнейший по доходности аукционный дом «Кристис».
Русь Московская
Обьединение русских княжеств. Правление Ивана Калиты. Усиление Москвы. Хронология княжения.
Усиление Московского княжества
В начале XIV в. Московское княжество было одним из самых незначительных на Руси. В него входили только земли, непосредственно примыкавшие к Москве, с двумя городами: самой Москвой и Звенигородом.
Суриковский литературно-музыкальный кружок
Суриковцы — московское литературное объединение русских писателей и поэтов, преимущественно самоучек из крестьян и мелких ремесленников, существовавшее в 1872—1933 годах.
Кузница литературное объединение
«Кузница» — московское литературное объединение, существовавшее в 1920—1932 (с 1928 как структурное подразделение ВОАПП). Первоначально оно состояло из пролетарских писателей, вышедших в январе 1920 из Пролеткульта. Среди них были С. Обрадович, М. Герасимов, В. Александровский, Г. Санников. Позже к ним присоединились С.
Вернадский, Георгий Владимирович
Верна́дский, Гео́ргий Влади́мирович (20 августа 1888 — 12 июня 1973) — выдающийся русский и американский историк, сын В. И. Вернадского.
Дмитрий Донской
При Иване Калите, деде Дмитрия, Московское княжество стало самым сильным на Руси. Часть собранной для Золотой Орды дани он утаивал, за что и получил свое прозвище: кали-той тогда называли кошель, который привязывали к поясу.