Автор: Грибоедов А.С.
А. С. Грибоедов родился в Москве, вырос здесь, окончил Московский университет и даже написал свою бессмертную комедию в Москве. Он хорошо знал московское дворянское общество, его нравы, обычаи, порядки. Это позволило ему в своем произведении реалистически показать московское дворянство.
"Горе от ума" - это сатира на общество крепостников. В комедии осмеяны все стороны его жизни, подвергнут критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия. Эти и другие черты московского общества были показаны благодаря столкновению Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным.
Представители московского дворянства лишены каких-то гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят, прежде всего, в обогащении, они карьеристы и завистники, Грибоедов показывает людей, которые стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Служба для них - лишь источник доходов, средство получить незаслуженные почести. Так, например, Фамусов говорит: "Обычай мой такой: подписано, так с плеч - долой". В обществе московских дворян не скрывается тот факт, что "служащие чужие очень редки: асе больше сестрины, свояченицы детки".
Московское дворянства также характеризует полное примирение с жизнью, удовлетворенностью ею. Они принимают окружающую действительность, потому что она сохраняет их права и привилегии. Поэтому фамусовское общество объединяется против Чацкого, который является представителем прогрессивной части дворянства, так как он критикует их образ жизни.
Московское общество косно. Оно не приветствует просвещение, образованность, считая, что "ученье • вот чума, ученость - пот причина" появления новых, враждебных им взглядов. Представители московского дворянства защищают те времена, когда считалось в порядке вещей менять крепостных на собак, отнимать детей у родителей, Представители московского дворянства унижают достоинство простых людей, считая их "чурбанами" и "ленивыми тетерями". Для них характерно грубое обращение с низшими по чину людьми, но сами они готовы льстить и Пресмыкаться перед теми, кто чином повыше. Именно эту черту можно проследить у Фамусова, который задумал выдать Софью за будущего генерала Скалозуба.
Ему важно, что
Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал,
Не по летам и чин завидный,
Не нынче, завтра - генерал.
Несмотря на то, что по понятиям московского общества Скалозуб занимает высокое положение, он очень ограниченный человек, живущий мечтой о получении генеральского чина без особых трудов.
Следует отметить, что люди, сначала имеющие свободолюбие, независимость суждения и взгляды, попадая под власть фамусовского общества, вынуждены расстаться со своими былыми взглядами и убеждениями. Это ярко показано на примере Платона Михайловича Горича, который, лопав под власть жены и влияние фамусовского общества, стал "мужем-мальчиком, мужем-слугой".
Важное значение в пьесе имеет образ Софьи. Несмотря на хорошие задатки ее натуры, Софья не сформировалась еще как цельный человек. Фамусовское общество загубило ее ищущую и страстную натуру.
Еще одна особенность дворянского общества Москвы - это ее преклонение перед иностранцами и иностранным. Этой теме посвящен монолог Чацкого "Французик из Бордо...".
Нелестной характеристикой московского дворянства является душевная черствость, страсть к сплетням.
В изображении московского дворянства Грибоедовым мы не можем не заметить сильно выраженное критическое начало: московское дворянское общество представлено в негативном свете.
Нельзя заметить и тени сочувствия, душевного благородства у приглашенных на бал к Фамусову, когда они рассказывают друг другу сплетню о сумасшествии Чацкого. Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что он сошел с ума, слишком уж он не вписывается в их круг, ё их размеренную жизнь.
Таким образом, Грибоедов воссоздает картину быта, жизни, нравов барской Москвы первой четверти XIX века, рисует типические характеры фамусовского общества, дает реалистическое изображение основного столкновения между "веком нынешним" и "веком минувшим".
Другие работы по теме:
Сексуальная культура российских мальчиков
Долгосрочные тенденции подростковой сексуальности в России - те же, что и в западных странах (снижение возраста сексуального дебюта, принятие эротики, добрачных связей и т.д.).
Улица Герцена
В примыкающем к Никитским воротам районе улицы Герцена (бывш. Большая Никитская), налево от бульвара, стоит один из значительнейших московских храмов екатерининского стиля - так называемое Большое Вознесенье.
Москва - центр православия
План: 1.Митрополит Пётр и сутьба Москвы. 2.Владыка Алексий. 1)Одной из важнейших причин возвышения Москвы стал прочный стратегическийсоюз московских князей с православной церковью. Московские князья раньше другихосознали выдающуюся роль православия в тех условиях. Они постарались заручитьсяподдержкой как высших чинов церкви, так и русских монахов-передвижников, начав-ших во 2/3 14 века беспримерное по масштабу и последствиям дело монастырской ко-лонизации (освоение русских земель).
Грех не беда, молва не хороша нравственный облик фамусовской Москвы в комедии Горе от ума
А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» очень ярко изобразил жизнь России после Отечественной войны 1812 года. Он вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. С одной стороны, он предоставил читателям возможность самим оценить быт и нравы московского высшего общества, а с другой -вложил некоторые комментарии в уста главного главного героя и главного обличителя - Чацкого:
Поместье и его владелец по поэме Н.В.Гоголя Мертвые души сочинение-миниатюра
Автор: Гоголь Н.В. Люди давно подметили, что дом человека — не только его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н.В.Гоголь до предела довел эту черту в “Мертвых душах”, и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы.
Уже шестнадцать или еще шестнадцать?
Наше поколение живет в очень сложное время. Нам досталась не легкая задача - оставить хоть что-нибудь после себя, не уйти незамеченными и в то же время справиться со всеми проблемами, стоящими на пути достижения цели.
Москва в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
В конце зимы 1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов.
Тапер
Автор: Куприн Александр. В «одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей» — семье Рудневых — организовывается вечер елки (лишь мать редко участвовала в многочисленных празднествах, считая общество своего мужа, детей и их друзей брутальным). Все музыканты разобраны; после долгих бесплодных попыток найти тапера, горничная Дуняша приводит мальчика лет 14-ти.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 3
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских стихах критику московского дворянства, его устоев и нравов.
Андрей Белый
Особый жанр поэта – симфония – особый вид литературного изложения. Стихотворение "Тело стихий".
Ростовский, Александр Владимирович
Князь Александр Владимирович Ростовский (ум. 1522-1523) — боярин и воевода на службе у Московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XIX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его отец Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его старший брат Дмитрий Владимирович, и племянники Андрей, Пётр Бессчастный также находились на службе у московских князей.
Ушатый-Чулок, Василий Васильевич
Василий Васильевич Ушатый-Чулок (ум. 1549) — князь, окольничий, боярин и воевода на службе у Великих князей московских Василия III и Ивана Грозного, второй из пятерых сыновей Василия Федоровича Ушатого, внук первого князя Ушатого. Принадлежал к роду князей моложских, отрасли князей Ярославских, XIX колено от Рюрика.
Ушатый-Ляпун, Иван Фёдорович
Иван Фёдорович Ляпун Ушатый (ум. 1524) — князь, окольничий и воевода на службе у Великого князей Московских Ивана III и Василия III. Четвертый из шести сыновей моложского князя Фёдора Ивановича Ушатого из рода князей Ярославских и дочери московского боярина Якова Захарьича Кошкина-Захарьина. Множество представителей семьи Ушатых находилось на службе у московских князей.
Салтык-Травин, Иван Иванович
Введение 1 Биография Список литературы Введение Иван Иванович Салтык Травин — русский воевода, сын Ивана Семеновича Травина. 1. Биография Он вёл свою родословную от смоленских князей (отрасль удельных князей Фоминских). Прадед воеводы, Иван Собака, сын князя Фёдора Константиновича Фоминского (Красного), был боярином при двух московских князьях, Дмитрии Донском и Василии I.
Ноздроватый-Звенигородский, Василий Иванович
Князь Василий Иванович Ноздроватый-Звенигородский (возможно написание Ноздреватый) (умер 1512) – окольничий и воевода на службе у московских князей Ивана III и Василия III, часто выполнял дипломатические поручения. Рюрикович в XVII колене, сын Ивана Александровича Большого, удельного Звенигородского князя из Звенигорода на Оке, отделившегося от верховского Карачевского княжества (не путать со Звенигородом на Москве-реке).
Ростовский, Дмитрий Владимирович
Князь Дмитрий Владимирович Ростовский (ум. 1518) — боярин и воевода на службе у Московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XIX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его отец Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его младший брат Александр, сыновья Пётр Бессчастный и Андрей также находились на службе у московских князей.
Траханиот, Юрий Дмитриевич
(по прозвищу Малый) (2-я пол. XV — 1-я четв. XVI в.) — придворный и дипломат на службе у Великих князей Московских Ивана III и его сына Василия III, возможно, переводчик.
Особый Закавказский Комитет
Введение 1 История 2 Список членов ОЗАКОМа Список литературы Введение Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ) — орган Временного правительства России по управлению Закавказьем. Под юрисдикцией комитета была вся территория бывшего Кавказского наместничества.
Еропкин, Фёдор Степанович
(первая половина XV — начало XVI веков) – боярский сын, голова, дипломат и воевода на службе у московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XVIII колене, младший сын Степана Ивановича Еропкина и внук родоначальника Еропкиных Ивана Евстафьевича Еропки из рода князей Смоленских. Его старший брат Еропкин-Кляпик, Михаил Степанович также находился на дипломатической службе.
Государственное совещание в Москве
(известно также как Московское государственное совещание ) — всероссийский политический форум, созванный Временным правительством. Проходило 12 (25) — 15 (28) августа 1917 г.
Еропкин-Кляпик, Михаил Степанович
Михаи́л Степа́нович Еро́пкин-Кля́пик (иногда Яро́пкин ) (первая половина XV —1513) – боярский сын, сокольничий, дипломат на службе у московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XVIII колене, старший Степана Ивановича Еропкина и внук родоначальника Еропкиных Ивана Евстафьевича Еропки из рода князей Смоленских.
Телешов, Иван Иванович
(возможно написание Телешев) - дьяк, думный дьяк (1520), дипломат на службе у московских князей Ивана III и Василия III. Служба у Ивана III В 1500 г. был послан Иваном III литовскому князю Александру объявить, что Семён Стародубский и Василий Рыльский со своими вотчинами перешли под власть Московского князя и будут под его защитой.
Шапка Мономаха
План Введение 1 Легенда и история 2 Дополнительные факты Список литературы Введение Шапка Мономаха — золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.
Кавказский комитет
Кавказский комитет — особый междуведомственный орган, созданный в 1840 году царским правительством для разрешения вопросов, связанных с включением Кавказа в состав Российской империи.
Ушатый, Константин Фёдорович
Константин Федорович Ушатый (ум. 1522) — князь, окольничий и воевода на службе у Великого князей московских Ивана III и Василия III, третий сын Федора Ивановича Ушатого и дочери видного царедворца Юрия Захарьевича Кошкина-Захарьева. Принадлежал к роду князей моложских, многие из которых находились на службе у московских князей.
Ростовский, Андрей Дмитриевич
Князь Андрей Дмитриевич Ростовский (ум. 1550-1551) — боярин и воевода на службе у Московских князей Василия III и Ивана Грозного. Рюрикович в XX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его дед Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его отец Дмитрий Владимирович, дядя Александр Владимирович и брат Пётр Бессчастный также находились на службе у московских князей.
Ушатый, Пётр Фёдорович
Ушатый, Пётр Фёдорович — князь и воевода на службе у Великого князя Московского Ивана III. Старший из шести сыновей моложского князя Фёдора Ивановича Ушатого из рода князей Ярославских и дочери московского боярина Якова Захарьича Кошкина-Захарьина. Множество представителей семьи Ушатых находилось на службе у московских князей.
Тропинин, Василий Андреевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Адреса в Санкт-Петербурге 4 Галерея 5 Библиография Список литературы Введение Васи́лий Андре́евич Тропи́нин (19 (30 марта) 1776, с. Корпово Новгородской губернии — 3 (15) мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
Саамы
В древних новгородских, а затем и московских источниках саамов именовали "терская лопь". Первые письменные данные о лопарях мы встречаем у античных авторов, которые называют их финнами.
Грингмут Владимир Андреевич
Грингмут Владимир Андреевич (1851 - 1907) - основоположник организованного "черносотенства". Будучи сам по происхождению евреем, начал сотрудничать в «Московских ведомостях» еще в 1880 г.
Лавренев Б.А.
Прозаик, драматург. Родился 5 июля (17 н.с.) в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс.