...по
моему мнению, власть появилась с возникновением человеческого общества и будет
в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Исторический
опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных
действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или
общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению
определенных целей. В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и
подвластные, господствующие и подчиненные.
Понятие
власти, её сущности и характера дает ключ к пониманию природы политики и
государства. Даже то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или
«главенство», имело и другое значение – первоначало или первопричина,
по-видимому, было не случайным совпадением, возможно смутной догадкой о природе
власти.
Парадокс
политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и
целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов,
историков, политологов, юристов, писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и
Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах
пытались приоткрыть завесу над этим далеко еще не познанным феноменом жизни
общества и человека.
Власть
есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима,
подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое
немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его
целостности и единства.[1]
А
кто стоит во главе этой «единой воли»?
Известно,
что в истории ведущую роль играют не отдельные личности, а народные массы. В
жизни общества и, следовательно, в истории нет ничего, кроме действующих людей
со своим стремлением реализовать свои интересы. И когда часть из них взглянут
на мир по – особенному и начнут задумываться о совпадении и различии своих
интересов с интересами других современников. Но эти индивидуальные прорывы
сквозь обыденность оставались бы частным проявлением, если бы не появлялись
люди, взваливающие на себя бремя объединения тысяч и тысяч своих современников,
чье место в обществе совпадает, а интересы схожи. В этом, пожалуй, и заложены
истоки лидерства.
Наследники
престола Российского, кто они? Лидеры?
Да.
Многие (подчеркиваю многие, но
далеко не все) из них были лидерами от рождения и правителями «по неволи».
Волею судьбы, волею свыше им предназначено творить историю, им предназначено
решать судьбы не только своих современников, но и последующих поколений. Они
несут ответственность за судьбу целой страны. Но осознавали ли они это?
Личность
Петра I, как творца судеб человеческих, всегда интересовала меня. Его
преобразования (реформы) коснулись всех областей жизни России.
Многие
историки полагают, что создание системы государственного попечительства
промышленности - великое дело Петра и его главная заслуга. Суть системы –
жесткий протекционизм, правительственная опека над отдельными отраслями
промышленности и отдельными регионами, ускоренное развитие мануфактур, где
технические новшества сочетались с принудительным трудом, государственные монополии
и гарантии, предоставляемые частным лицам. Благодаря петровской системе, тяготы
которой всецело легли на податные сословия, Россия к екатерининскому времени
достигла высокого, по европейским меркам, уровня промышленного развития, в
рамках традиционного общества её отсталость была преодолена. По моему мнению,
военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра I, наиболее
продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она
имела очень большое значение в нашей истории; это не просто вопрос о
государственной обороне: реформа оказала глубокое влияние и на склад общества,
и на дальнейший ход событий. Целям модернизации страны служила также социальная
и сословная политика. Создавалась светская культура, свободная от церковной
регламентации.
В
целом за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней
политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к
постановке и решению типично имперских проблем. Петровские реформы привели к
образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной
самодержавной властью, опирающейся на крепостническую экономику и сильную
армию, численность которой продолжала возрастать после войны. То, что державный
корабль Петра плыл в Индию, естественно вытекало из внутреннего развития
империи. При Петре были заложены основания имперской политики России XVIII-XIX
вв., начали формироваться имперские стереотипы.
Каждая
эпоха по-новому оценивает петровские преобразования, исходя из своих собственных
проблем и представлений. Еще в 19 веке выдающийся русский историк В.О.
Ключевский писал о трагическом расколе российского общества после реформ Петра
I. Петровская европеизация не привела к западному типу развития России, считал
В.О.Ключевский, а раскола общества на два уклада - “почву” и “цивилизацию”.
“Почва” – это огромная масса патриархального крестьянства, это традиционный
общинный уклад жизни с нормами общинного демократизма. ”Почва” – это русское
православие с его укором к богатым и его утешением к бедным. Наконец, “почва”
– это российское самодержавие. Напротив, “цивилизация” – западный уклад жизни,
противостоящий традиционному. Это меньшинство населения, образованные слои,
развивающееся предпринимательство, интеллигенция, элита, оторванная от почвы.
“Почва” развивается крайне медленно, “цивилизация” вбирает в себя все новейшие
достижения. Именно здесь возникает российская наука, литература, достигшие
больших мировых высот. “Почва” говорит на русском языке, “цивилизация”
изъясняется на иностранном. Пропасть между двумя укладами жизни гигантская.
Развивая
идеи В.О.Ключевского, Н.Бердяев так излагает свое понимание истоков русского
раскола: “Русский народ по своей душевной структуре народ восточный. Россия –
христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному
влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные
идеи. Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и
развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа
цивилизации...”
Реформа
Петра была неизбежной, но он совершил ее путем страшного насилия над народной
душой и народными верованиями...
Вот
высказывания трех крупнейших русских мыслителей о значении Петра I для России.
-
«Мы стали гражданами мира, перестав быть гражданами России. Виною – Петр». (Н.
М. Карамзин)
-
«Воссоединение с Западом значило для России найти свое место в Европе и тем
самым найти себя... Утверждаясь в Европе, Россия утверждалась и в себе». (Н.
Вейдле)
-
«...главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла
с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были
восприняты правящим и высшим классами общества прежде, чем они достигли
народных масс». ( Г. Вернадский)
Да,
я согласна, что результаты реформ, проведенных Петром I, были очень
значительны, несмотря на тотальный контроль государства над обществом. Однако в
исторической перспективе петровская «индустриализация», отнявшая и искалечившая
жизни сотен тысяч безымянных тружеников, во многом напоминает сталинскую – те
же варварские методы, тот же временный успех *, позволивший
резко усилить военный потенциал страны, - и та же бесперспективность
принудительного низкооплачиваемого труда, ведущая к нравственной и физической
деградации рабочих и, в конечном счете, к неизбежному отставанию экономики
страны от уровня развитых европейских стран.
Мог
ли Петр предложить стране иные пути развития? Возможно...
____________________
*Был
ли успех временный или нет? Вопрос конечно спорный
[1] Аристотель. Соч. В 4 Т. М.,1984. Т 4. (С. 376-380).
Другие работы по теме:
Летний дворец Петра I
Ле́тний дворе́ц Петра́ I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Находится в Летнем саду (Санкт-Петербург).
Петербургский мирный договор 1762
Петербу́ргский мир, между Россией и Пруссией. Заключён 24 апреля 1762 года после восшествия на престол императора Петра III, поклонника Фридриха II Прусского.
Проблема насилия и эволюции в политике
Людям всегда, во все времена их сознательной истории было свойственно задаваться вопросом, нравственны ли, справедливы ли те или иные их поступки и действия. Правыми оказывались во многих случаях именно те, кто судил «по совести, по справедливости», кто подобно В. Г. Белинскому «не хотел счастья и даром», если не мог быть спокойным насчет каждого из своих братьев по человечеству.
Толстой а. н. - женские образы в романе петр первый
Большая заслуга А. Н. Толстого состоит в том что он в своем историческом романе создал правдивые образы. Петра Первого и его сподвижников но еще более велика заслуга писателя в том что он попытался раскрыть женские образы в их развитии.
Москва - центр православия
План: 1.Митрополит Пётр и сутьба Москвы. 2.Владыка Алексий. 1)Одной из важнейших причин возвышения Москвы стал прочный стратегическийсоюз московских князей с православной церковью. Московские князья раньше другихосознали выдающуюся роль православия в тех условиях. Они постарались заручитьсяподдержкой как высших чинов церкви, так и русских монахов-передвижников, начав-ших во 2/3 14 века беспримерное по масштабу и последствиям дело монастырской ко-лонизации (освоение русских земель).
Чем привлекает меня Шерлок Холмс
Вот уже на протяжении нескольких столетий люди захватываются талантливым детективом Шерлоком Холмсом, испытывают удивление его способностям. А создал героя своим воображением и художественным мастерством английский писатель Артур Конан Дойль, который считал, что для того чтобы познать человечество, надо выучить и исследовать человека.
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Образ Петра I в поэме Пушкина Полтава
(1 вариант) Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами.
Роль личности в истории по роману Алексея Толстого Петр Первый
Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Образ Петра в поэме Александра Пушкина Медный всадник
Образ Петра в поэме Александра Пушкина 8220 Медный всадник 8221 В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти.
Автор Слова о полку Игореве.
Автор "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" посвящено походу против половцев в 1185 году.Оно глубоко связано с народной культурой,с народными обычаями и языком.
Культура и насилие
«Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества. В более узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни людей.» (Словарь иностранных слов)
Самайн – от древности до наших дней
На территории современной Англии, Ирландии, Шотландии в далекие времена жили племена кельтов. Язычество этих племен со своей интересной культурой, традициями и обычаями не утратило своей актуальности и с приходом христианства.
Бланк К.И.
Бланк справедливо почитался опытнейшим строителем, отчетливо знающим особенности московской строительной техники, и в качестве такового пользовался веским авторитетом даже после того, как перестал считаться законодателем архитектурной моды.
Головин, Автомон Михайлович
Автомон Михайлович Головин (7 октября 1667(16671007) — 3 июля 1720) — полковник, затем генерал от инфантерии, старший из 3 сыновей боярина М. П. Головина, один из сподвижников Петра Великого.
Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Меч святого Петра
Введение 1 История и значение 2 Аутентичность 3 Описание 4 В художественной литературе 5 В искусстве Список литературы Введение Меч свято́го Петра́ — реликвия, отождествляемая с мечом, которым, согласно Евангелиям, апостол Пётр, движимый горячей любовью и преданностью[1], во время взятия Христа под стражу отсёк правое ухо рабу первосвященника — Малху.
Пётр Петрович царевич
Царевич Пётр Петрович (1715—1719), сын Петра I от Екатерины Алексеевны, умерший во младенчестве. Родился в Санкт-Петербурге 29 октября (9 ноября) 1715 года, через 17 дней после своего тёзки и племянника — великого князя Петра Алексеевича (будущего Петра II). В честь царевича говорились «похвальные слова» (Феофан Прокопович), ему посвящались книги (Пётр Шафиров, «Рассуждение» о причинах к началу русско-шведской войны).
Абалдуев, Платон Никитич
Платон Никитич Абалдуев (?—1788) — генерал-майор, герой войны против польских конфедератов. В военную службу вступил 21 апреля 1748 года, служил по армейской кавалерии.
Каменев, Лев Львович
Лев Льво́вич Ка́менев (1834, по другим сведениям 1833, г. Рыльск Курской губернии — 14 (26) января 1886, Саввинская слобода Московской губернии) — русский живописец-пейзажист.
Перенос столицы России из Санкт-Петербурга в Москву
План Введение 1 Предыстория 2 Перенос 2.1 Предпосылки 2.2 Москва как столица в 1728—1730 годах 3 Последствия Список литературы Введение В 1727 году во время правления российского императора Петра II столица России де-факто (до 1730 года) была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву, хотя формально столицей остался Санкт-Петербург[1].
Цели реформ Петра 1
Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский.
Павел I
Павел Петрович – российский император, сын Петра III и Екатерины II Великой; родился 20 сентября (1 октября) 1754 в Санкт-Петербурге.
Таннауер, Иоганн Готфрид
Иоганн Готфрид Таннауер (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, 1680—1733 или 1737) — немецкий живописец, портретист, миниатюрист. Придворный художник при Петре I. Работал в Российской империи с 1711 по 1737(3?) г.
Основные даты Российской истории
Начало Древнерусского государства Завоевание Киева Олегом и его княжение 1682 1725 Царствование Петра I (до 1689г. - при регенстве Софьи, до 1696г. - совместно с Иваном V)
Верёвкин, Михаил Иванович
Михаи́л Ива́нович Верёвкин (1732, с. Покровское Клинского уезда Московской губернии — 21 марта (1 апреля) 1795, с. Михалево Дмитровского уезда Московской губернии) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик. Член-корреспондент Академии наук.
Республиканский политический идеал Ж Ж Руссо
Руссо 1712 - 1778 По его мнению гос-во происходит из естественного состояния людей. Главной причиной бед и невзгод является частная собственность. Существуют три степени неравенства.
Адриан
В мире Андрей, десятый патриарх всероссийский. Будучи еще архимандритом Чудовского монастыря, Адриан сумел обратить на себя внимание патриарха Иоакима.
Беркгольц Фридрих-Вильгельм
Сын голштинского дворянина Вильгельма Беркгольца, генерала русской армии и участника (1709—1711) северной и турецких войн — автор “Дневника”, представляющего собой весьма ценное свидетельство истории петровского времени.
Блументрост Лаврентий Лаврентьевич
Младший сын Лаврентия Алферовича, первый президент Санкт-Петербургской академии наук. Учился в московской школе пастора Глюка, потом слушал лекции в Галле, Оксфорде и Лейдене.
Петр II (1715-30)
Российский император (с 1727), сын царевича Алексея Петровича. Фактически правили государством при нем А. Д. Меншиков, затем Долгоруковы. Объявил об отмене ряда преобразований, проведенных Петром I.