Введение
1 Характеристика хазарского иудаизма по письменным источникам
2 Археология
Список литературы
Введение
Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии — одна из ключевых научных проблем в изучении истории Хазарского каганата. Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии иудаизма и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество. Существующие на эту тему сообщения письменных источников трактуются по-разному, и в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты традиционно придерживается скептической оценки, считая что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. Напротив, западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на её проникновении в среду подчинённых хазарам народов. В крайнем виде эти точки зрения превращаются в провозглашение насильственного характера иудаизации «сверху», преувеличение еврейского фактора в хазарской истории в ущерб остальным, а иногда в полное отождествление хазар с евреями. Археологические данные должны стать решающими в решении этого спорного вопроса, а также ряда других, непосредственно с ним связанных:
Насколько каноническим был хазарский иудаизм, как он взаимодействовал с язычеством? Отдельный вопрос был ли он раввинистическим (как считает большинство историков) или караимским?
Можно ли говорить о «цивилизаторском» (культурном) влиянии хазарского иудаизма на контактировавшие с хазарами страны (например Древнюю Русь)?
Насколько серьёзен вклад прозелитов-хазар в восточноевропейское еврейство?
1. Характеристика хазарского иудаизма по письменным источникам
Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века.[1] По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх религий. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь, Алания). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности.
Согласно собственно хазарской традиции, отражённой в произведениях т. н. Еврейско-хазарской переписки, причиной предпочтения иудаизма стало то, что его положения являются общими для христианства и ислама. Современные историки среди реальных причин выбора называют стремление хазар сохранить независимость от враждебных Византии и Арабского халифата и указывают на связь правящего хазарского клана с еврейскими общинами, издавна жившими на территории страны. Есть основания полагать, что иудаизация была связана с борьбой за власть. Инициаторами смены веры выступали не каганы, опорой которых был языческий культ, а представители другого знатного рода — беки («цари»), которым удалось лишить каганов реальной власти. Некоторые источники связывают евреев Восточного Кавказа (нынешних горских евреев), к тому времени единственных носителей монотеистической религии в регионе, с принятием Хазарами иудаизма.[2]
2. Археология
Памятники на основной территории каганата (Равнинный Дагестан, Нижнее Поволжье, Подонье, Крым) связывают с Салтово-маяцкой археологической культурой. Её исследования начались на рубеже XIX-XX вв. и приобрели систематический характер в советское время. В настоящее время в научный оборот введено более тысячи памятников всех типов: стационарных и временных поселений, крепостей, могильников. К сожалению, коренная территория Хазарии — Нижнее Поволжье — обследована недостаточно, и общепринятые археологические признаки собственно хазарского этноса пока не выработаны.
После многочисленных исследований археологи констатируют, что основная масса хазарского народа оставалась языческой. Причём язычество было здесь не пережиточным явлением, а полноправной религией народных масс [3]. И эту точку зрения разделяют российские и украинские археологи, располагающие большим фондом информации, полученный в ходе раскопок на упомянутых территориях Хазарского каганата (мнение западных, и в частности израильских археологов, сильно отличается).
В связи с последними археологическими раскопками на ряде городищ эта точка зрения обретает все более веские основания. Отчётливых следов иудаизма на территории раскопок не зафиксировано, а наоборот, появляется всё больше свидетельств о господстве язычества в Хазарском каганате VIII—X вв. Эти научные изыскания делают все яснее религиозную ситуацию в Хазарии: вплоть до X в. Хазария не была затронута мировыми религиями, причём имеется в виду не только иудаизм, но также христианство и ислам. Ни одна из вышеуказанных религий не подействовала на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарии. Так, их истоки прослеживаются в общеиндоевропейской традиции и от них ведут к иранской. Исследования в этом направлении оказались более плодотворными [4]. Как замечает С. А. Плетнева, в ходе археологических исследований было засвидетельствовано исчезновение солярных амулетов, посвящённых Тенгри-хану, и, согласно ее предположениям, это произошло из-за усиления иудаизма, который вытеснил из каганата «централизованный феодальный культ бога неба». По её мнению, это произошло только в IX в., хотя другие более архаичные культы и сам шаманизм сосуществовали с иудаизмом до конца каганата. Другие археологи возражают, заявляя, что предположения о противопоставлении язычества, в частности культа неба, иудаизму вряд ли имеет под собой основания.[5] Даже на таких территориях позднего проживания хазар, как Крым, в том числе в хорошо исследованном Херсонесе, следы еврейского присутствия прослеживаются только в V в. Однако на Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали (Фанагория, Таматархе) до V в. На обратных сторонах этих стел иногда попадались тамгообразные особые знаки, которые могут свидетельствовать о том, что данные стелы возвышались над могилами хазарских прозелитов. В Босфоре найдены некоторые иудейские надгробия, но само кладбище ещё не изучено[6]. Многие исследователи сходятся на том, что раскопки в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги не лишены перспектив, в том числе предполагают, что следы хазарского иудаизма обнаружить всё же удастся.
Список литературы:
Первые сведения о существовании в Хазарии двух правителей сообщают: ал-Масуди в связи с голодом в Итиле в правление халифа Мамуна (между 813 и 833), Константин Багрянородный, в связи со строительством Саркела (830-е) и косвенно Ибн Хордадбех, в связи с посещением Хазарии экспедицией Саллама Таджудина (между 842 и 844)
base.ijc/basesite/site.aspx?SECTIONID=215832&IID=215836 Интервью В. Я. Петрухина о хазарах
С. А. Плетнёва. Хазары, евреи и славяне. Том 16, «Хазары и Хазарский каганат» Изд. «Гешарим» Мосты культуры (Иерусалим), 2005. С. 22.)
В. Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мосты культуры (Иерусалим), 2001. С. 22-23.)
Флёрова В. С. С., 2000б
И. А. Завадская, Хронология памятников раннесредневековой христианской архитектуры Херсонеса МАИЭТ. Вып. VII. Симферополь, 2000. С. 79.)
Источник: ru./wiki/Распространение_иудаизма_в_Хазарии_по_данным_археологии
Другие работы по теме:
Йосеф Альбо (1380-1444)-ученикКрескаса
После Хисдая Крескаса еврейская философия (или более правильно - философские интерпретации традиции) пошла на спад. Последующие поколения занимались лишь переложением идей предшествующего периода.
Хисдай Крескас из Барселоны
За протекшие годы центр еврейской философии переместился в христианскую Испанию, где благодаря переводам трудов Аристотеля на иврит его система вызвала значительный интерес в среде еврейских интеллектуалов.
Рекреационные ресурсы
Text Text Рекреация – восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища – на лоне природы или во время туристской поездки; рекреация – синоним понятия
Сочинения на свободную тему - Летний дождь
Вот уже целый год я посещаю кружок археологии и этнографии при. Дворце детского и юношеского творчества поэтому половину прошлого лета я провел в археологической экспедиции.
Нелли Закс
Провидческая поэзия Закс пронизана экстатическим напряжением и мистицизмом. В основе ее поэтического мышления – мотив преследования и бегства, символика охотника и его добычи, извечная драма, разворачивающаяся между истязателями и их жертвами.
Доколумбова хронология Северной Америки
Введение 1 Пятистадийная классификация 2 Культурно-хронологическая таблица для Нижней Миссисипской долины Введение Североамериканские археологические культуры в американской археологии привязаны к нижеследующей хронологической таблице.
Возвращение сокровищ Александрии спустя 2000 лет
Возвращение сокровищ Александрии спустя 2000 лет руппа археологов из Европейского Института Подводной Археологии, работавшая в районе Александрии, 29 октября 1998 года, подняла на поверхность воды две интересные находки: сфинкса и статую жреца.
Каплан, Мордехай
Введение 1 Биография 2 Работа и жизнь 3 Работы Введение Мордехай Менахем Каплан (Kaplan, Mordecai Menahem; 11 июня 1881(18810611), Свенцяны Виленской губернии (ныне Швенчёнис, Литва) — 8 ноября 1983, Нью-Йорк) — религиозный философ, основатель реконструктивизма.
Бинфорд, Льюис
Введение 1 Происхождение 2 Учёные звания и степени 3 Научная карьера 4 Вклад в археологическую методологию 5 Супружество 6 Избранные сочинения Список литературы
Кук, Шербёрн
Введение 1 Избранные публикации 2 Награды Введение Шербёрн Френд Кук, англ. Sherburne Friend Cook (31 декабря 1896, Спрингфилд, Массачусетс — 7 ноября 1974, Монтерей, Калифорния) — американский физиолог, получивший известность также как антрополог-индеанист и один из основоположников количественого анализа в археологии.
Рассадин, Сергей Евгеньевич
Сергей Евгеньевич Рассадин — белорусский историк, археолог, геральдист; доктор исторических наук, профессор истории. В 1981 году окончил историко-филологический факультет Гомельского государственного университета. Обучался в аспирантуре Института истории Академии наук (АН) БССР (1981—1984).
Уилли, Гордон
Гордон Рэндольф Уилли , англ. Gordon Randolph Willey (7 марта 1913, Черитон, Айова — 28 апреля 2002) — американский археолог, известный своими полевыми исследованиями доколумбовых культур в Южной, Центральной Америке и на юго-востоке США. Считается одной из ведущих фигур в археологии XX века. Уилли оказал большое влияние на терминологию, методологию и практику археологии Американского континента.
Киренийский корабль
— греческое торговое судно, потерпевшее кораблекрушение у берегов Кипра в IV веке до н. э. Он был обнаружен греко-кипрскими дайверами в 1967 году недалеко от прибрежного города Кирения. Майкл Катзев, аспирант Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета, провёл его детальное изучение в 1967 — 1969 годах.
Токак
или Тукак, Дукак — отец Сельджука, первого бека тюркской династии Сельджукидов. Токак ибн Лукман, происходивший из рода Тугшырмыша, сына Керекучи-ходжи из племени и рода Кынык. Отец Токака Лукман был мастером по изготовлению кибиток при дворе тюркских падишахов. Имя "Токак" означает "Железная стрела".
Штерн, Фриц
Введение 1 Биография 2 Научная деятельность 3 Избранные труды 4 Признание Введение Фриц Штерн (нем. Fritz Richard Stern, 2 февраля 1926, Бреслау, Силезия, ныне Вроцлав, Польша) – американский историк немецко-еврейского происхождения.
Правитель Сипана
Введение 1 Местонахождение 2 Вопрос о принадлежности 3 Одежда 4 Гробница 5 Могила жреца 6 Старый Сипанский правитель 7 Анализ ДНК 8 Музей Введение Правитель Сипана (Сипанский правитель), исп. Seсor de Sipбn — название, под которым в мировой археологии известна гробница высокопоставленного лица III века культуры Мочика, обнаруженная в 1987 году на территории Перу.
Каменское городище
— городище скифского времени, расположенное на левом берегегу Днепра у г. Каменка-Днепровская Запорожской области в районе скопления скифских курганов, поселений и селищ IV вв. до н. э. Большинством исследователей рассматривается как столица Скифского царства периода IV—III вв. до н. э. Со стороны степи городище было защищено земляным валом и рвом, а с севера и запада — обрывами над Днепром, Конкой и Белозерским лиманом.
Кац, Стивен
Сти́вен Кац (англ. Steven T. Katz; р. 24 августа 1944(19440824)) — американский историк. Директор Центра исследований иудаизма Бостонского университета.
Среднестоговская культура
Введение 1 Погребальный обряд 2 Хозяйство 3 Антропологический облик Список литературы Введение Среднестоговская культу́ра — археологическая культура эпохи энеолита (4500-3500 до н.э), распространённая в степях Приазовья между Днепром и Доном. На востоке её локальные разновидности доходили до среднего Поволжья[1].
Покетат, Тимоти
Тимоти Р. По́кетат [1], англ. Timothy R. Pauketat — американский археолог, исследователь миссисипской культуры, профессор антропологии в Иллинойском университете. Сторонник постпроцессуальной археологии[2].
Энтони, Дэвид
Дэвид У. Антони , англ. David W. Anthony — американский археолог и антрополог. Куратор по вопросам антропологии в Хартвикском музее искусства и культуры им. Егера (Нью-Йорк). Специализируется в сравнительной археологии в сочетании со смежными дисциплинами (прежде всего лингвистикой и антропологией).
Берковиц, Дэвид
Введение 1 Биография 2 Убийства 3 Арест 4 Приговор 5 В массовой культуре 5.1 В кино Список литературы Введение Дэвид Берковиц (англ. David Richard Berkowitz; настоящее имя — Ричард Дэвид Фалко (Richard David Falco; род. 1 июня 1953, Бруклин, Нью-Йорк, США), также известный, как Сын Сэма) — американский серийный убийца.
Мэллори, Джеймс Патрик
План Введение 1 Биография 2 Сочинения 2.1 Книги 2.2 Статьи Список литературы Введение Джеймс Патрик Мэллори (англ. James Patrick Mallory, род. 1945) — североирландский и американский археолог, исследователь индоевропейской проблематики, профессор Университета королевы в Белфасте (en:Queen's University, Belfast).
Раймонди, Антонио
План Введение 1 Биография 1.1 Археолог 2 Произведения 3 Наследие Введение Антонио Раймонди (исп. Antonio Raimondi; 19 сентября, 1826, Милан, Италия — 26 октября, 1890, Сан-Педро-де-Льок, Перу) — итальяно-перуанский учёный, исследователь, географ, натуралист.
Иудаизм в России
План Введение 1 Подгруппы евреев 2 История 3 Организации иудеев в России 4 Духовенство Список литературы Введение Иудаизм в России. Иудаизм — одна из религий России. В Федеральном законе о свободе совести и о религиозных объединениях иудаизм перечислен среди религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России[1].
Библиотека РусАрх
Библиотека «РусАрх» — крупнейшая в Рунете некоммерческая специализированная электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры.
Воскресенский, Александр Григорьевич
Александр Григорьевич Воскресенский — российский педагог и революционер. Родился 30 марта 1835 года в селе Козловки Ардатовского уезда в семье священника. В 1858 году окончил Казанскую духовную академию. Работал в Перми учителем Пермской духовной семинарии и секретарём статистического комитета.
Чако национальный исторический парк
Чако (национальный исторический парк) Национальный исторический парк Чако (англ. Chaco Culture National Historical Park) занимает территорию в 53 квадратные мили и считается одним из самых важных с точки зрения археологии районов в Северной Америке. Люди, населявшие эту землю, создали самые массивные за всю историю региона до 1800 г. рукотворные сооружения.
Киддер, Альфред
План Введение 1 Молодость 2 Археологические и этнологические исследования 3 Защита и репатриация индейских захоронений 4 Публикации Введение Альфред Винсент Киддер, англ. Alfred Vincent Kidder (29 октября 1885, Маркетт, Мичиган, США — 11 июня 1963) — крупнейший археолог XX века из числа из тех, которые занимались изучением истории юго-запада США и Месоамерики.
Меллинк, Мечтелд
Мечтелд Джоанна Меллинк (нидерл. Machteld Johanna Mellink) (26 октября 1917, Амстердам — 24 февраля 2006, Хаверфорд, штат Пенсильвания) — археолог, крупнейший специалист по Ближнему Востоку XX века.
Археология в России
Археология, в смысле научного исследования вещественных памятников, возникает в России лишь с XIX в. Описание и собирание археологических памятников, началось, однако, гораздо раньше.
Хазары. Воины России с хазарским Каганатом
ХАЗАРЫ (Первый внешний враг Земли Русской) "Как ныне сбирается Вещий Олег отмcтить неразумным хазарам..." Именно этими пушкинскими строками ограничиваются у большинства русских людей знания о хазарах. А ведь хазары - это первый серьезный внешний враг Киевской Руси. Кроме того - это еще и первое знакомство Древней Руси с иудаизмом, еврейской религией, провозглашающей богоизбранность и право на мировое господство этого ветхозаветного народа.
Каменные сооружения Блафф-Пойнт
Введение 1 Некоторые описания 2 Попытки сохранения 3 Другие американские мегалиты Список литературы Введение (G) (O) Каменные сооружения Блафф-Пойнт (англ. The Bluff Point Stoneworks) — доисторические каменные сооружения, обнаруженные в XIX веке у озера Кьюка (англ. Keuka Lake) в регионе Фингер-Лейкс на западе штата Нью-Йорк, в 6 км к югу от Кьюка-Парка.
Акоста, Уриель
Акоста, Уриель, Коста, Уриель да (Acosta, Uriel) (1590–1647), еврейский писатель, противник традиционного иудаизма.