Социально-экономические и социально-политические преобразования, происходившие в российском обществе на протяжении ХIХв. отразились на тюрко-мусульманском населении империи. Воплощением этого стала джадидисткая идеология, направленная на подъем культурного уровня тюрко-мусульманских народов с целью включения их в русло развития мировой цивилизации. На становление общественно-политического движения российских мусульман оказали влияние и события начала ХХв., отразившие политику либерализации российского общества. В сфере просвещения это обозначало отмену ограничений на предметы преподавания и учебную литературу, свободу слова, обеспечение государственных ассигнований на развитие мектебе и медресе. Именно джадидизм, как новое идеологическое течение начала XX века, стал толчком консолидации тюрко-мусульманских народов империи. Это выразилось в таком политическом феномене, как «Иттифак-эль-муслимин», Мусульманская фракция в Государственной Думе, создание национальной информационной сети, развитие литературного языка «тюрки», понятного всем мусульманам-тюркам и др. Мусульманское движение явилось продуктом и компонентом социально-политических и экономических и культурных изменений, которые охватили тюрко-мусульманское население Российской империи и одновременно были следствием и причиной их социальной мобилизации, развития коммуникаций, а также интеграции общества в единое геополитическое пространство.
Идеи гражданского общества в наиболее современном виде были сформированы в Туркестане и выражены представителями Аизма. Однако, эти идеи сформировались в общем контексте социально-политических, философских и просветительских воззрений представителей этой эпохи.
Во второй половине 19 века развитие социально-экономических отношений привело к формированию в Центральной Азии национальной буржуазии. Развитие производства вызвало необходимость притока высококвалифицированных кадров. А это, несомненно, потребовало развития новой системы образования, и, в конечном счете, существенного изменения общественных отношений.
До этого времени Туркестан существовал, творил и развивался, опираясь на патриархальные начала. Это имело свои положительные стороны - бережно сохранялись традиции во всех областях социальной жизни, общество, в целом, развивалось без социальных конфликтов, но консерватизм общественных отношений создавал серьёзные проблемы. Не было условий для широкого обсуждения общественных проблем. Малоразвитой была светская система образования. В религиозных медресе преподавание самых элементарных знаний занимало очень долгий период. В таких условиях невозможно было готовить высококвалифицированных специалистов, так необходимых для развивающегося производства. Необходимо также отметить, что сторонники консервативного образа жизни народов Туркестана, именно в системе образования встретили поддержку со стороны администрации царской России, отмечавшей в своих рапортах, что молодежь Туркестана не склонна к вольнодумию, столь характерному для молодежи царской России.
В этих условиях возникла идеология джадидизма, предлагавшая учебный комплекс реформ во всех областях общественной жизни. Джадиды, выступая с требованиями социальных реформ, в то же время апеллировали к традиционному самосознанию широких слоев населения, находя подтверждение своим мыслям в Коране. Джадиды, выступая с требованиями реформы образования, открывали новометодные школы, в которых гораздо более ускоренно и интенсивнее, чем в традиционных мусульманских школах, изучались светские (точные, естественные и экономические) науки.
Одним из важнейших представителей джадидизма был Махмудхожа Бехбуди (1875-1919г.). В своей деятельности он много внимания уделял пропаганде светских знаний и культуры. Проект реформ управления Туркестаном, выдвинутый Бехбуди, отражал стремление предпринимательских слоев края развивать национальную экономику и культуру, добиваться участия местных представителей в управлении краем. Идеи демократического переустройства общества выдвигали представители Младохивинского и Младобухарского объединений джадидов. В этих группировках выделялось либеральное направление, представители которого стремились реформировать общественные отношения на основах буржуазной демократии, и радикальное направление, представители которого участвовали в народных революциях в Хиве и Бухаре в 1920 году.
К числу наиболее выдающихся просветителей Туркестана конца XIX - начала ХХ веков, исповедовавших идеи, близкие к гражданскому обществу, относятся Саттархан, Анбар Атын, Аваз, Завки, Мирмухсин Шермухамедов, Авлони, Нозир Туракулов и другие. Свои новаторские идеи просветители Востока проповедовали в религиозной форме. Так, одна из распространенных просветительских идей в Туркестане заключалась в том, что ислам не противоречит идее прогресса в науке. Религиозные деятели играли существенную роль в джадидском движении.
Одной из сторон специфики развития теоретических предпосылок гражданского общества в Туркестане стала проблема равноправия женщины. Так в 1906 году в Ургенче Хусан Душаев открыл школу для девочек. В других городах Туркестана также открывались школы, где преподавались преимущественно светские науки. Учителями таких школ были известные просветители, представители джадидизма, такие как Авлони, Расули, Фитрат, Бехбуди и др. Эти ученые сами писали и издавали учебники для своих школ. В этих школах развивались идеи равноправия женщин.
Основной идеей, объединявшей творчество наиболее выдающихся просветителей-демократов Туркестана, было возвышение достоинства человека, его духовное раскрепощение. Просветители не стремились противопоставить один социальный слой общества другому, они были убеждены, что все люди равны, независимо от социального происхождения, веры и т.д.
Возвращаясь к социально-политическим взглядам джадидов, отметим, что их намерения социального переустройства общества весьма близки сущности гражданского общества. Они стремились к созданию в Туркестане суверенного демократического государства. Так, созданная в 1905 году партия «мусульманский союз», (основанная Бехбуди), добивалась религиозной автономии, местного самоуправления мусульман. Бехбуди предложил в 1914 году свой проект реформы управления Туркестанским краем. В этом проекте предусматривалось создание в Туркестане управления представителей местных национальностей, ведающего религиозными и гражданскими делами мусульман. Центральное учреждение управления должно было находиться в Ташкенте, с областными отделениями на местах. В каждом отделении - четыре члена: два духовных и два светских лица, имеющих среднее или высшее образование. Эти учреждения должны были ведать делами религиозных судов, школ, медресе, мечетей, рынков и другими вопросами, при этом главное внимание уделялось реформированию этих институтов.
Продолжатели идеи Бехбуди в области демократизации был Мунаввар-Кари и ряд других представителей джадидизма.
Бехбуди и Мунаввар-Кари представляли умеренное, реформистское течение просветительства в Туркестане. Более радикально были настроены Мукуми, Завки, Анбар Атын и ряд других представителей джадидизма. Они добивались не только суверенитета Туркестана, но и резко критиковали исторически сложившиеся социально-экономические отношения. Так, Мукуми описывает тяжелое социально-экономическое положение малоимущих слоев населения, полагая, что виновны в этом не только представители царской администрации, но и чиновники из среды местного населения - это феодалы, мингбаши и др.
Итак, можно отметить, что в ходе развития социально-философской мысли в Центральной Азии последовательно оформлялись такие фундаментальные для гражданского общества идеи, как ценность человеческой личности, равенство всех членов общества перед законом, ценность знаний и просвещения, демократическая система управления.
Формирование родственных гражданскому обществу идей в Центральной Азии, выражало общие закономерности, характерные для мировой философской мысли. Однако оно имело и определенную специфику, которая заключалась в том, что прогрессивные мыслители Центральной Азии не отрицали в жесткой форме значимость религии в духовной жизни общества и отдельной личности, при этом большое внимание они уделяли не только правам личности, но и её моральной ответственности.
Другие работы по теме:
Промышленности характеристика
Лесная и деревообрабатывающая промышленность - одна из старейших отраслей хозяйства Приморского края. С началом разработки ряда крупных месторождений минеральных ресурсов и усилением морехозяйственной ориентации экономики Приморья лесная промышленность утратила свое приоритетное положение.
Экономика Пермского края и Самарской области
Анализ экономики Пермского края (развитие химической промышленности). Инвестиционная привлекательность Самарской области и Пермского края: средний потенциал и умеренный риск. Сравнительный анализ регионов, их удельный вес в общероссийских показателях.
Позитивизм и материализм
Огромное влияние позитивистских и материалистических идей на русскую интеллигенцию 19 в. носило не столько философский, сколько идеологический характер. В сущности, это был очередной и закономерный этап развития западнической идеологии.
Философия Мексики
Философские идеи в Мексике колониального периода формировались под сильным влиянием идеологии европейского средневековья, прежде всего схоластики. Автором первых оригинальных философских работ был А. де ла Веракрус.
Механизм государственной идеологии
Феномен общественного сознания. Производство идей. Централизованный государственный идеологический аппарат. Понятие механизма государственной идеологии. Сущность механизма государственной идеологии в СССР, в западных странах, в Республике Беларусь.
Тема а
Тема реферата: «Знакомство с заповедными уголками родного края на примере заповедника Галичья гора»
Ноготь вросший
Ноготь вросший - врастание бокового края ногтевой пластинки под ногтевой валик. Причиной возникновения является ношение узкой обуви, неправильное обрезание ногтя (боковая поверхность срезается очень коротко), плоскостопие.
Патриотизм баллады Стивенсона Вересковый мед
Известный английский писатель Роберт Льюис Стивенсон очень любил поэзию, особенно баллады. В них он прославлял своих героев за смелость, честность, патриотизм, благородство, любовь к Родине. Поэт захватывается природой родного края, поэтизирует ее.
Смешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина Недоросль
Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма, но более позднего, зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.
Гренада 2
Гренада Автор: Светлов М.А. Мы ехали шагом, Мы мчались в боях И "Яблочко"-песню Держали в зубах. Ах, песенку эту Доныне хранит Трава молодая -
Изображение пугачевского движения
Автор: Пушкин А.С. Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773—1775 годов. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнёте, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.
Нордизм
нордицизм (нем. Nord — север) — разновидность расизма; псевдонаучная[1][2] теория, в основе которой лежит утверждение о превосходстве северной (нордической) расы над другими расами человечества. Основоположниками считаются французские социологи Жозеф Артюр де Гобино и Жорж Ваше де Лапуж (Ляпуж).
Бохай
Введение 1 История 2 Государственное устройство и культура Введение Бохай (кит. 渤海) или Пархэ (кор. 발해) (698—926), — первое государство тунгусо-маньчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края, и в северной части Корейского полуострова. В 926 году Бохай было завоёвано киданями.
Туркестанская автономия
Введение 1 Общественно-политические организации коренного населения Туркестана, после Февральской революции 2 III конференция мусульман Туркестанского края
Американская нацистская партия
(англ. American Nazi Party) — политическая партия в США, придерживающаяся нацистской идеологии. Основана 8 марта 1959 года Джорджем Линкольном Рокуэллом. Организация имела штаб-квартиру в Арлингтоне (штат Виргиния), а также содержала книжный магазин и центр приёма посетителей. В 1967 году была переименована в Национал-социалистическую партию белых людей (National Socialist White People’s Party).
Превосходство белых
— идеология о том, что белые люди превосходят других людей расовых особенностей. Этот термин также используется для описания политической идеологии которая выступает за доминантную роль белых политической и социальной сферах.
Шура-и-Ислам
(араб. «Совет ислама» или «Исламский совет») — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. Организация основана в начале марта 1917 в Ташкенте и была идейно связана с национально-демократическим просветительским движением Джадидизма.
Тлетворное влияние Запада
— философское и политическое клише. Еще русские панслависты (М.П. Погодин, Н.Я. Данилевский, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин), народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), почвенники и славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) отрицательно относясь к внешнему влиянию на российскую жизнь, часто называло его «тлетворным».[1] В XX веке в период «хрущёвской оттепели», когда западная мода, музыка и т. п. стали просачиваться через «железный занавес», выражение
Польско-литовская война 1920
Польско-литовская война 1920 года — редко используемое обозначение вооружённого конфликта между Польшей и Литвой из-за территориальных споров о Виленском крае.
Новая Народная партия Кореи
(кор. 신민당, Синминдан) — марксистско-ленинская партия в Корее, существовавшая в 1946 году. История Основу партии составили корейские коммунисты, вернувшиеся из Китая и не подчинявшиеся северно-корейскму Оргбюро Коммунистической партии Кореи во главе с Ким Ён Бомом. На базе созданной в Яньани «Северокитайской Лиги независимости Кореи» 16 февраля 1946 года была образована Новая Народная партия Кореи[1], марксистская по своей идеологии, но более умеренная во многих вопросах по сравнению с ККП.
Северо-Западный край
Се́веро-За́падный край — часть Западного края Российской империи, название шести белорусских и литовских губерний[1], которые были образованы на территории бывшего Великого Княжества Литовского и отличались определенными особенностями общественно-правового положения.
Неразгаданные тайны нашего края
Каждого человека, где бы он ни жил. Всегда интересует прошлое своего края, история народа: его жизнь, традиции, нравы, обычаи, верования. И это не случайно … Говоря о культуре, искусстве нашего народа, мы, прежде всего, обращаемся к его истокам и только потом – к элементам, средствам выразительности.
Анцыферов, Данила Яковлевич
Дани́ла Данило Я́ковлевич Анцы́форов Анцыферов Анциферов ; XVII век, Томск — 1712, Камчатка) — русский землепроходец; сибирский служилый человек, находившийся в команде, взбунтовавшейся при покорении Камчатки (1711) и убившей начальника края Миронова и своего командира Атласова.
Свалка истории
- фигура речи, обозначающее место, куда перемещаются люди, события, идеологии и т.п. будучи преданные забвению в истории. Считается, что первым употребил это выражение Лев Троцкий в обращении к меньшевикам, покинувшим Второй Съезд Советов 25 октября 1917 года.
Виленская, Эмилия Самойловна
(род. 1909, станция Ханьдоухэдзы, в полосе отчуждения КВЖД — 1988) — историк. Биография Еврейка[1]. Училась в ИФЛИ (г. Москва). Была арестована 25 ноября 1938 года. Приговорена ОСО НКВД СССР к 5 годам ссылки: отбывала в селе Балахта Туруханского района Красноярского края. Освобождена в 1941 году.
Конфуций
(Кун-цзы) (55-479 гг. до нашей эры) – это китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства – идейного течения, просуществовавшего более двух тысяч лет. Учение Конфуция было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-вана и Неба как источника магической силы «дэ», благодаря которой «ван» («Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество).
Древообрабатывающая отрасль Краснодарского края
Деревообрабатывающая отрасль Деревообрабатывающий комплекс Краснодарского края включает деревообрабатывающую, мебельную и целлюлозно-бумажную промышленность. Доля в объеме отгруженной продукции курируемых видов экономической деятельности составляет 11,1%.
Алтайский край
Алтайский край расположен на юге Западной Сибири в бассейне рек Бии и Катуни. Средняя протяженность территории с севера на юг 360 километров, с запада на восток - 585 километров.
Барнаул
Город Барнаул - административный центр Алтайского края, в 3419 км к востоку от Москвы. Расположен на северо-востоке Приобского плато.
Антропогенное воздействие в Краснодарском крае
Антропогенное воздействие на природу в Краснодарском крае. Атмосферный воздух. Основными загрязнителями воздуха на Кубани являются автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Наиболее это заметно в крупных городах края.