Реферат: Рунический камень G 88, Кюльвер - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Рунический камень G 88, Кюльвер

Рефераты по истории » Рунический камень G 88, Кюльвер

Введение
1 История обнаружения
2 Надпись А
3 Надпись B
Список литературы

Введение

Рунический камень G 88, Кюльвер — древнейший из известных памятников, содержащих полный старшерунический ряд, футарк.

1. История обнаружения

Камень был найден летом 1903 г. Хансом Ханссоном, ректором народной гимназии Гамлебю, в одной из гробниц при раскопках могильника в полукилометре южнее хутора Кюльвер (швед. Kylver), приход Стонга, остров Готланд, Швеция. К сожалению, целостность погребения была нарушена задолго до раскопок, и изначальное положение памятника неизвестно. Предполагается, что он использовался в качестве стенки саркофага, а его надписанная сторона была обращена внутрь захоронения.[1] В соответствии с археологическими данными гробница датируется ранним железным веком, то есть четырехсотыми годами н. э.

Сразу же после обнаружения камень был переправлен в Государственный исторический музей в Стокгольме, где его можно увидеть и в настоящее время. Инвентарный номер экспоната — 13436.

Памятник представляет собой прямоугольную известняковую плиту, наибольшая длина которой — 1,05 м, ширина — 0,70-0,75 м, толщина у верхнего края — 9 см. На обработанной стороне плиты высечены две надписи старшими рунами.

2. Надпись А


(f)uюarkg(w)hni(j)pėRstbemlŋdo-[2]

Состоит из 25 знаков, первые 24 из которых образуют старшерунический строй, футарк. Замыкает надпись символ, похожий на «елочку», который обычно трактуется, как повторенная несколько раз руна t, или как комбинированная руна ta.

Существуют две версии интерпретации надписи. Согласно первой, «магической», надпись внутри гробницы была одним из погребальных даров умершему; заклинанием, мобилизующим силу всех рун футарка, охраняющим покой могилы или предотвращающим возвращение покойника в мир живых[3][4][5]. Вторая, «рациональная», версия предполагает, что использование камня в качестве строительного материала для гробницы вторично, и надпись на нем могла быть начертана задолго до этого, например учителем, рассказывающим о рунах, или учеником, практикующимся в их написании[6].

3. Надпись B

Насчитывает 5 рун и представляет собой палиндром.

su(e)us[2]

Значение слова остается неопределенным, несмотря на многочисленные попытки толкования, начавшиеся сразу после обнаружения памятника. Первым, предложившим свой вариант интерпретации, стал Леопольд Фредерик Леффлер. По его версии это латинское слово, записанное рунами, следовало читать, как sveus, от лат. svecus — «шведский»[7].
Софус Бугге отверг трактовку Леффлера, так как однозначно считал надпись скандинавской. Но и свое объяснение sueus, как su ueu s (sū wēu es) — «священно (это)», «(этот футарк) священен» не считал безупречным[8].
Отто фон Фрисен предполагал, что надпись следует читать, как sulius, однако не делал попыток интерпретировать ее[9]. Используя прочтение фон Фрисена, Адольф Нурен перевел siliu как «основа», связав это слово с близкими по форме и значению словами из родственных языков: готск. sulja, ср.-н.-нем. sul, др.-швед. sula, др.-англ. syll. Всю надпись он истолковал, как «футарк есть основа»[10].
Отталкиваясь от симметричности написания sueus, Карл Марстрандер выдвинул гипотезу, согласно которой надпись следовало читать, начиная с центральной руны e в любом направлении, т. е. как eus. Марстрандер считал e(h)us готской формой древнегерманского *ehwaR — «конь» и предполагал, что слово могло быть именем мастера высекшего руны, или же именем умершего[11][12].
Артур Норден полагал, что палиндром sueus является руническим заклинанием в помощь умершему, сходным с формулой suhurah : susih на камне из Нулебю[13]. Похожую точку зрения выражал и Эрик Хардинг, в его истолковании слово su-eus означало «удача», «благополучие», и было оставлено на камне, чтобы погребенный нашел покой в могиле, и не вернулся назад[14].
Suevs, «свеб» — таково прочтение и интерпретация надписи сделанная Тинеке Лоойенга[15].

Список литературы:

Sven B. F. Jansson, Elias Wessйn Gotlands runinskrifter. Del. 1. Almqvist & Wiksell, 1962. S. 133

Sven B. F. Jansson, Elias Wessйn Gotlands runinskrifter. Del. 1. Almqvist & Wiksell, 1962. S. 134

Wolfgang Krause Runeninschriften im дlteren Futhark. Max Niemeyer Verlag, 1937, S. 10

Sven B. F. Jansson, Elias Wessйn Gotlands runinskrifter. Del. 1. Almqvist & Wiksell, 1962. S. 136

Terje Spurkland Norwegian Runes and Runic Inscriptions. The Boydell Press, 2005. P. 2. ISBN 1 84383 186 4

Elmer H. Antonsen Runes and Germanic Linguistics. Trends in Linguistics. Mouton de Gruyter, 2002. P. 179. ISBN 3 11 017462 6

L. Fr. Lдffler Bidrag till tolkningen av Rцkstensinskriften // Nordiska studier tillegnade Adolf Noreen pе hans 50-еrsdag. — Uppsala: Appelberg, 1904. — P. 205.

Sophus Bugge Norges Indskrifter med de жldre Runer. Indledning. — Christiania: A.W. Brшggers, 1904. — P. 34-35.

Otto v. Friesen, Hans Hansson Kylfverstenen. En 24-typig runrad // Antikvarisk tidskrift fцr Sverige, Del. 18:2. — Stockholm: Ivar Hжggstrцms, 1908. — P. 20.

Adolf Noreen Altislдndische und altnorwegische Grammatik. — Halle: Max Niemeyer, 1923. — P. 382.

Carl J. S. Marstrander De gotiske runeminnesmerker // Norsk Tidsskrift for Sprogvidenskap 3. — Oslo: 1929. — P. 73.

Carl J. S. Marstrander De nordiske runeinnskrifter i eldre alfabet. Skrift og sprеk i folkevandringstiden. Danske og svenske innskrifter. Sжrtrykk av Viking 1952. — A. W. Brшggers, 1952. — P. 163-164.

Arthur Nordйn Frеn Kivik till Eggjum (шв.) // Fornvдnnen. — Swedish National Heritage Board, 1934. — В. 35. — P. 99.

Erik Harding Sprеkvetenskapliga problem i ny belysning eller Bidrag till nordisk och germansk sprеkhistoria, Hдfte 3. — Lund: Carl Bloms, 1939. — P. 29.

Tineke Looijenga Texts & Contexts of the Oldest Runic Inscriptions. — Leiden - Boston: Brill, 2003. — P. 333. — (The Northern World). — ISBN 90 04 12396 2

Источник: ru./wiki/Рунический_камень_G_88,_Кюльвер