МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
Реферат по истории средних веков
тема: «Культурное взаимодействие народов Европы в IV - X вв»
2 курс, 22 группа
Купневский П.П.
Москва
2010
План:
Введение
Основная часть:
первая реакция народов;
начало процесса взаимодействия культур;
сложности, возникшие в процессе синтеза.
Заключение
Введение.
Рассматривая данную проблему, следует учесть тот факт, что столкнулись два разных мира и людям, в них живущим, не так просто оставить старое и принять новое. Отсюда следует, что проблему следует рассматривать так:
первая реакция народов;
начало процесса взаимодействия культур;
сложности, возникшие в процессе синтеза.
Под взаимодействие подразумевается взаимное воздействие явлений друг на друга. Рассматривая данную проблему следует учесть тот факт, что в период раннего средневековья произошло столкновение двух культур: языческой и христианской.
Христианство прижилось далеко не сразу.
«…Своё, как правило, воспринималось как хорошее, чужое как дурное…»№
В IV веке Римская империя подверглась нашествию варварских племён. Это рано или поздно должно было привести к тому, что в культуру одного народа начнут проникать элементы другой. Как правило, первой реакцией на это становилось единство, образовавшееся с целью не допустить смешения культур. Плюс к этому, сознание варвара отличалось от сознания христианина. Можно сказать, что было более простым и обыденным, т.е. далёким от возвышенных идеалов христианина - вера, проповедовавшая сострадание и милосердие была непонятна воину-язычнику.
Однако, пытаясь наладить отношения, находились люди, которые начинали перенимать культуру своих соседей.
«… несмотря на исключительно высокую самооценку, у варваров одновременно формировалось представление об иерархии известных им государств, главенствующее положение в которой занимала Римская, а затем Византийская империи. По всей вероятности, за этим стояло признание огромной роли, которую играл греко-римский мир в судьбах других европейский народов, восхищение его масштабностью, организованностью, удивление, которое вызывали достижения греко-римского мира. Последнее подтверждается не только стремлением некоторых представителей варварской знати изучать латынь, греческий язык и античную литературу, подражать римлянам, но и в стремлении сохранить то, что особенно поразило варваров…»І
Это были первые маленькие шаги к началу взаимодействия. Начало положено.
Но вместе с этим появлялись новые проблемы. Христианство постепенно начало принимать всё большее число людей. Это происходило сложно и медленно, т.к. им нелегко давалось переступить через традиции,
№ І «Теория и история мировой и отечественной культуры», стр. 96, 97
по которым жили их предки. К этому следует прибавить проблему перевода основ христианства, т.к. например многие понятия варварами воспринимались буквально.
Здесь важное место занимает готский епископ Ульфила, переведший Библию на готский язык. Его заслуга заключается не только в переводе, но и в правильном подборе терминов для лучшего восприятия его паствой.
«….Ульфила сумел сохранить самобытность облика готской культуры, превратив ее в составную часть христианства...идя своим путем, он сумел обеспечить подлинное духовное обновление своего народа, спасти его от угрозы культурного геноцида, жертвой которого стала значительная часть остального мира…Бережное отношение Ульфилы к ментальности своего народа не привело, однако, к уступкам в вопросах догматики. Его гибкость проявлялась преимущественно в отношении некоторых обычаев и форм, через которые выразились верования готов.
Такие слова, как sarwa (броня), brunjo (латы), skildus (щит), hilms (шлем), meri (меч), принадлежали сфере будничной жизни готского народа, полностью выражая ее содержательную сторону. В слова же ahma (дух), gawairthi (мир), galaubeins (вера) было вложено отчасти новое значение, и они понимались с трудом. Слова эти были созданы Ульфилой, чтобы и на готском языке можно было передать содержание христианской проповеди. »№
Таким образом, началось культурное взаимодействие народов Европы, закончившееся образованием новой общей европейской культуры, в которой переплелись элементы и варварской и христианской культур.
№ Кардини Ф. «Истоки средневекового рыцарства», стр. 180, 183
Заключение.
«…В её [общеевропейской культуры] основе лежит встреча и взаимодействие различных цивилизаций: античной и варварской, языческой и христианской… Европейским народам пришлось пройти сквозь непонимание, ненависть, отрицание чужого и нового. Путь к единой европейской культуре был долгим и сложным, а лежал он через естественное стремление народов к стабильности жизни, в фундаменте которой всегда должен находиться некоторый уровень единства и понимания друг друга…»№
№«Теория и история мировой и отечественной культуры», стр. 96
Список литературы
Теория и история мировой и отечественной культуры, М., 1999 г.
Кардини Ф. «Истоки средневекового рыцарства», М., 1987 г.
Другие работы по теме:
Электромагнитное взаимодействие
Электромагнитное взаимодействие Мир состоит из взаимодействующих частиц. Всё, что мы видим, построено из элементарных частиц, есть такие кирпичики мироздания. На макроскопическом уровне много взаимодействий, на самом деле, в основании всего лежит четыре типа фундаментальных взаимодействий.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Мифы - Сказание о создании ночи1
Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов. Как по разному и в то же время как похоже древние люди живущие в разных местах представляли себе строение мира и человека причины смены времен года смену дня и ночи возникновение в Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов.
Рождение Инноватики
Генетическое и культурное разнообразие человечества такого, что все необходимые компоненты для создания субкультуры, которая сможет преодолеть кризис и начать новый славный виток развития человеческой цивилизации, уже существуют
Памятник искусства Капля нефти
Памятник искусства "Капля нефти" Автор: Сочинения на свободную тему В мире есть много памятников, все они имеют огромное культурное значение для человечества. Например, в столице России, Москве, есть замечательный храм Василия Блаженного, это строение является хранителем нашей истории.
Выход из лабиринта
Русскую литературу XIX века по остроте поставленных вечных вопросов можно отнести к литературе религиозной. За разрешением нравственных проблем культурное общество обращалось к писателю - властителю дум, а не к священнику.
Архаический Юго-запад
, англ. The Archaic Southwest — термин, включающий археологические культуры юго-запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были свойственны следующие характеристики:
Магия 2
Магия -- одна из основных и древнейших форм первобытной религии. Она возникла на заре человеческой истории. Древняя магия неотделима от образа могущественного мага, колдуна, способного воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных, сверхъестественных сил. Считалось, что такие люди непосредственно соприкасаются с миром духов и способны защитить от враждебных сил, исцелить от болезни, вызвать дождь, обеспечить удачную охоту.
Культурное влияние Востока на европейскую историю
Культурное влияние Востока на европейскую историю Было бы, однако, односторонне видеть в культурном влиянии Востока на всемирную историю только одну религиозную сторону. Для главного исторического мира Восток был родиной весьма многих научных и технических знаний, плодами которых мы пользуемся до сих пор.
Куябия
Куя́вия, , Куяба — один из трёх центров восточных славян (сакалиба), который упоминается в трудах арабских географов IX - X века [1][2] (Аль Балх, аль Истахри, Ибн-Хаукаль и др.) наряду Арсанией и Славией.
Королевство Миде
Ми́де ([ˈmʲiрʲe], /ˈmiːр/, Mide/Meath, «срединное королевство») — центральная область древней Ирландии, в которой находилась резиденция Верховных королей Ирландии, Тара[1][2].
Арка Дружбы народов Киев
Памятник под Аркой Дружбы народов в Киеве В ноябре 1982 года в Хрещатом парке (тогда еще Пионерском) в Киеве была возведена арка Дружбы народов строительство которой длилось четыре года. Строительство монумента привязывалось к юбилею образования СССР, провозглашенного 30 декабря 1922 года. Дожидаться зимы, не стали и открыли мемориал в канун годовщины Октябрьской революции.
Варварские правды
Edictum Theodorici regis. 460 Варварские правды (лат. leges barbarorum) — записи обычного права германских народов, составленные в V—IX вв. Они играли роль судебников, то есть перечней штрафов и других наказаний за те или иные преступления. Латинское название этих памятников Lex («закон») с добавлением названия племени или народа (например, Lex Saxonum).
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Доминирующее меньшинство
(также иностранная элита) - расовое, религиозное и/или этноязыковое меньшинство, сосредоточившая в своих руках диспропорционально большое, а иногда и подавляющее политическое, экономическое или культурное господство в стране или области несмотря небольшую абсолютную и/или относительную численность.
Трахенбергский план
— план ведения согласованных боевых действий против Наполеона, составленный союзниками летом 1813 года во время войны 6-й коалиции за освобождение Европы.
Вечный мир философия
Вечный мир — влиятельная утопическая идея Эпохи Просвещения. Автором идеи считается герцог Сюлли, предложивший якобы Генриху IV план создания «христианской республики» — конфедерации христианских народов Европы. Этот план изложен в последнем томе мемуаров Сюлли (1634).
Энтони, Дэвид
Дэвид У. Антони , англ. David W. Anthony — американский археолог и антрополог. Куратор по вопросам антропологии в Хартвикском музее искусства и культуры им. Егера (Нью-Йорк). Специализируется в сравнительной археологии в сочетании со смежными дисциплинами (прежде всего лингвистикой и антропологией).
Революции 1848 1849 годов
Европейские революции 1848 года , которые называли «Весной народов» и «Годом революций», начались 12 января 1848 года на Сицилии и затем, во многом из-за революции во Франции, распространились на многие страны Европы.
Поздняя Античность
Поздняя Античность — завершающий этап античного периода; период средиземноморской (также, но в меньшей степени) мировой истории обычно ограничиваемый II—V веками н. э. Распад и падение Западной Римской империи в 476 году и великое переселение народов (обычно описываемых как «варварские») с окраин континента положили условный конец эпохи поздней Античности, но не уничтожили её богатого наследия, к которому относится в первую очередь распространение и упрочнение позиций христианства.
Финно-угроведение журнал
«Финно-угрове́дение» — научный академический журнал в России, посвящённый вопросам этнографии, этнологии, этнической истории и языкознания финно-угорских народов, то есть одноимённой научной дисциплине. Кроме того, в журнале публикуются материалы по современной культуре финно-угорских народов, о научных конференциях финно-угроведов и о мероприятиях в рамках европейского панфинно-угристского движения.
Тюрьма народов
План Введение 1 История Список литературы Введение Тюрьма народов — фразеологизм на основе идеи французского писателя и путешественника маркиза Астольфа де Кюстина, сформулированной в его книге «Россия в 1839 году».
Декларация прав народов России
Декларация прав народов России — один из первых документов Советской власти, принятый Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 года. В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию.
Американская народная рада угро-русинов
Американская Народная Рада Угро-Русинов (сокращённо АНРУР Американська Руська Народна Рада , сокращённо АРНР ) — организация закарпатских эмигрантов в США, выходцев из Угорской Руси.
Всемирный конгресс народов Грузии
Введение 1 Структура и руководство 2 Деятельность Список литературы Введение Всемирный конгресс народов Грузии (ВКНГ) — общественное объединение грузин, проживающих в Грузии и за ее пределами; учрежден в марте 2009 года.
Речь Посполитая Трёх Народов
Введение 1 Гадячская уния Список литературы Введение Речь Посполитая Трёх Народов (польск. Rzeczpospolita Trojga Narodуw) — политический проект превращения конфедерации Польского Королевства и Великого княжества Литовского (т. е. Речи Посполитой Двух Народов) в триединое государство (Речь Посполитую Трёх Народов), в результате создания на украинских землях Великого княжества Русского из земель Королевства Польского.
Эвенки
До 1931 г. наряду с эвенами известны как тунгусы. Происхождение этнонима эвенк возводят к древним оленеводам увань, которые упоминавшихся в VII в. в китайских источниках, как жители горно-таежных районов Забайкалья.
Русские
Русские - народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек), самое многочисленное из славянских племен.
Иван Едешко
Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер России, Олимпийский чемпион, чемпион мира, неоднократный чемпион Европы, многократный чемпион СССР.