Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа№3
Реферат
Обычаи и нравы в 17 веке
«Крестьянство: повседневный быт и обычаи»
Работу выполнила:
Ученица 7 «Б» класса
МОУ СОШ № 3
Чернявская Алина
Работу проверила:
Учитель истории
Степанченко И.М.
Котельниково 2009г.
Содержание
Введение
Основная часть
1 Образ жизни крестьян
2 Крестьянская община; община и семья; жизнь «на миру».
3 Крестьянский двор.
4 Питание крестьян.
Вывод
Приложение
Введение
Воссоздания эпохи средневековья помогла осознать, что природа для крестьян была средой обитания и жизнеобеспечения, она определяла уклад ее жизни, занятия, под ее влиянием сложилась культура и традиции русского народа. В крестьянской среде зародился русский фольклор, сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, в которых нашли отражение различные стороны крестьянской жизни: работа, отдых, семья, традиции.
Основная часть
1. Образ жизни крестьян
Труд, трудовая этика. Коллективизм и взаимопомощь, круговая порука, уравнительный принцип. Ритмы крестьянской жизни. Обилие праздников в традиционной народной культуре. Сочетание будней и праздников. Быт будней, быт праздников. Патриархальность крестьянского быта. Виды творчества в крестьянском быте, позиции самореализации и самообслуживания. Социальный идеал. Народное благочестие, аксиология крестьянского мира. Ранжирование быта по демографическим и имущественным признакам. С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам
2. Крестьянская община; община и семья; жизнь « на миру»
В 17 веке крестьянская семья составляла, как правило, не более 10 человек.
Это были родители и дети. Главой семьи считался старший по возрасту мужчина.
Церковные порядки запрещали девушкам вступать в брак моложе 12 лет, юношам моложе 15 лет, кровным родственникам.
Брак мог, был заключён не более трёх раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который накладывались церковные наказания.
С17 века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью. Свадьбы справлять, как правило, осенью и зимой - когда не было сельскохозяйственных работ.
Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после крещения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего не крещенным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд - "постриги" - проводился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После подстрижек праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого был назван человек (позже стал называться "днем ангела"), а день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.
3. Крестьянский двор
В крестьянский двор обычно входили: крытая дранкой или соломой избы, топившаяся «по-чёрному»; клеть для хранения имущества; хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе (поросят, телят, ягнят). Птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы «по-чёрному» внутренние стены домов были сильно закопчены. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины.
Крестьянская изба была довольно скудной, и состояла из простых столов и лавок, но и для ночлега, закреплённых вдоль стены (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьяне спали на печи.
Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей). Обувью - в основном служили лапти. Зажиточные крестьяне носили поршни (поршни)- обувь, сделанную из одного – двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги.
4. Питание крестьян
Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овёс, просо. Из ржаной (посевной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. Много употреблялось в пищу – капусты, моркови, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Более частым продуктом на столе стала рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшим им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах - землянику. Также использовались в пищу и лесные орехи.
Вывод:
Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.
Приложение
Крестьянин в традиционной одежде
Костюм крестьянки.
Другие работы по теме:
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Правовой обычай
Правовой обычай в России и в международной юридической практике.
Литературный герой КИМ
КИМ (англ. Kim) - герой романа Р.Киплинга «Ким» (1901), сын солдата-ирландца из полка, расквартированного в Индии. Оставшись сиротой, К. становится уличным мальчишкой, перенимает язык и обычаи восточного базара. Перелом в судьбе К. происходит с появлением в городе тибетского ламы, ищущего «реку стрелы», в которую, согласно преданию, упала стрела, выпущенная Буддой.
Гоголь н. в. - Сатирическая фантастика н. в. гоголя
В "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Гоголь нередко прибегает к фантастике, вводит в свои повести чертей, ведьм. Но его фантастика особого рода: она имеет чаще всего смешной, сатирический характер. Черт у него похож на самого обыкновенного провинциального чиновника, способного лишь на мелкие пакости, каким он изображен в "Ночи перед Рождеством".
Домра, балалайка
Домра известна славянским племенам еще в докиевский период. Первые сведения об этом инструменте с названием "домра" находим в документах ХVІ век. О популярности этого инструмента среди народа в ХVІІІ веке находим в трудах О.С.Фаминцина.
Родной язык
Родной язык… Он такой неповторимый, мелодичный и певучий, так как вобрал в себя гул дубрав и лугов, полей и лесов, ароматный, пьянящий запах родной земли. В народе нет большего сокровища, чем его язык. Так как именно язык - это характер народа, его память, история и духовное могущество. В нем отображаются обычаи, традиции, быт народа, его ум и опыт, красота и сила души, он его, народа, цвет и завязь.
Характеристика купца Паратова по пьесе Островского Бесприданница
В «Бесприданнице» затронута проблематика произведений Островского предшествующих лет: изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы; в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни.
Сочинение об Айвенго
Вальтер Скотт - известный шотландский писатель. В его произведениях ярко переплетаются история и выдумка, наука и фантазия. Вальтер стремился правдиво отобразить быт, обычаи, мораль прошлых столетий, срисовать выдающиеся личности и реальные события. Но главным для автора было изображение на историческом фоне судьбы обычного человека, объединяя историческую правду с художественным вымыслом.
На всех московских есть особый отпечаток
Автор: Грибоедов А.С. А. С. Грибоедов родился в Москве, вырос здесь, окончил Московский университет и даже написал свою бессмертную комедию в Москве. Он хорошо знал московское дворянское общество, его нравы, обычаи, порядки. Это позволило ему в своем произведении реалистически показать московское дворянство.
Язык в жизни человека
Автор: Сочинения на свободную тему Каждый из нас познаёт мир: одним познание даётся труднее, другим – полегче; один взрослеет быстрее, другой помедленнее. Но в любом случае никто из нас не обходится без родного языка, без слов и выражений самых простых.
Реализм романа А.С. Пушкина Евгений Онегин. 2
Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор: Пушкин А.С. В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России XIX века, их быт и нравы, жизнь крестьянства.
Трагедия казачества по произведениям М. Шолохова
Автор: Шолохов М.А. Энциклопедией казачьей жизни можно назвать романы Шолохова “Тихий Дон” и “Поднятая целина”. И хотя повествование в них в целом не охватывает и 10 лет, но многое можно узнать об истории этого служивого сословия до и после революции. Сам потомственный казак, писатель сохранил для нас яркость и точность казачьей речи, ее образность, показал житейскую мудрость этого народа, любовь к шутке, описал его обычаи и нравы.
В чём красота и мудрость русских обрядов
Автор: Сочинения на свободную тему У всех народов есть свои традиции и обычаи. Например, у всех есть обычай отмечать дни рождения, а вот как их отмечают в разных странах - это уже обряд. Есть обряды семейные и календарные. К первым относятся обряды сватовства, свадеб, рождения. Календарные обряды связаны со сменой времён года.
Традиции в Узбекистане
Узбекский народ имеет свои собственные обычаи и традиции. У узбеков большое внимание уделяется почитанию старших, а также беспрекословному послушанию молодежью, более зрелого поколения.
Обычаи, традиции и обряды
В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Нравы и запреты
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.
Классификация культурных норм
Нормы можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по сфере применения — в малой или большой социальной группе. Соответственно различают два типа.
Мода и увлечения
Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.
Свадебные обряды и обычаи
Взгляды и обычаи разных народов на брачные обряды. Этнографическая картина обычаев и обрядов, связанных со свадебными церемониями, поверья, символы и аллегории. Голосовые свадебные причитания, свадебные приметы и предосторожности, одежда новобрачных.
Меири, Менахем
Введение 1 Биография Список литературы Введение Мена́хем Ме́ири (Мена́хем бераби Шломо Ме́ири, Мена́хем бераби Шломо Хаме́ири, ивр. מנחם המאירי) (1249, Перпиньян, Франция — 1315, Перпиньян) — средневековый раввин эпохи Ришоним, комментатор Талмуда.
Византийская кухня
Рацион жителей Византии Питание в Византии было достаточно разнообразным. Употребляли дичь, особенно куропаток, домашнюю птицу, разные сорта мяса, рыбы. Основным продуктом считался хлеб. Его называли «хлеб жизни». Выпекали хлеб из пшеничной и ячменной муки.
Терапевты секта
Введение 1 Происхождение 2 Учение 3 Обычаи 4 Терапевты и христианство Введение Терапевты (от др.-греч. θεραπευτής — почитатель, поклонник, (священно-)служитель), еврейская аскетическая секта, члены которой предположительно поселились у берегов Мареотидского озера близ Александрии (Египет) в I веке н. э.
Чичисбей
Чичисбе́й (итал. cicisbeo, мн. ч. cicisbei) — в старой Италии постоянный спутник замужней женщины, сопровождающий её в общественных местах, зачастую также её любовник.
Неразгаданные тайны нашего края
Каждого человека, где бы он ни жил. Всегда интересует прошлое своего края, история народа: его жизнь, традиции, нравы, обычаи, верования. И это не случайно … Говоря о культуре, искусстве нашего народа, мы, прежде всего, обращаемся к его истокам и только потом – к элементам, средствам выразительности.
Обычаи и традиции казахского народа
Тема: Традиции и обычаи казахского народа Подготовил: ученик 8 «г» класса Светличный Александр Проверила: Традиции обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности.
Чеченцы после Кавказской войны
В 19 веке сам ход Кавказской войны оказал влияние на хозяйственную деятельность, семейный и общественный быт чеченцев. Лозунг «все мусульмане - братья» способствовал переселению в Чечню представителей дагестанских и других соседних народностей. Таким образом, в дальнейшем этногенезе современных чеченцев участвовали аварцы, даргинцы, андийцы, кумыки, черкесы, татары, курды и др.
Монтескье
Биография. Работа над понятием соотношения между объективными закономерностями природы и общества и законами, создаваемыми людьми.
Беклемишев Иван Никитич
Иван Беклемишев по прозванию Берсень (что значит — крыжовник) в разрядных книгах именуется “сыном боярским”. Он участвовал в великокняжеской Думе и был одним из выдающихся дипломатов и деятелей в царствование Ивана III и Василия III.
Геродот
Он родился в малоазийском городе Галикарнасе. В молодости Геродот участвовал в политической борьбе и в результате был вынужден покинуть родину. В путешествиях он провел более 10 лет.