Авторское предисловие посвящено сообщению о том, что интересует Мерсье в Париже — общественные и частные нравы, господствующие идеи, обычаи, скандальная роскошь, злоупотребления. «Меня занимает современное мне поколение и образ моего века, который мне гораздо ближе, чем туманная история финикиян или египтян». Он считает нужным сообщить, что сознательно избегал сатиры на Париж и парижан, так как сатира, направленная на конкретную личность, никого не исправляет. Он надеется, что сто. лет спустя его наблюдения над жизнью всех слоев общества, живущих в огромном городе, сольются «с наблюдениями века».
Мерсье интересуют представители разнообразных профессий: извозчики и рантье, модистки и парикмахеры, водоносы и аббаты, офицерство и банкиры, сборщицы подаяний и учителя, словом, все, кто разными способами зарабатывает себе на жизнь и дает другим возможность существовать. Университетские профессора, например, умудряются привить ученикам отвращение к наукам, а адвокаты, из-за неустойчивых законов, не имеют возможности задуматься об исходе дела, и идут в том направлении, куда их влечет кошелек клиента. Зарисовки Мерсье — это не только городские типы и обыватели, но и портрет города. Лучшая панорама, по его мнению, открывается с башни «Собора богоматери» (Лицо большого города). Среди «картин» можно найти Улицу Урс и Улицу Юшетт, Сите и Остров Людовика Святого, Сент-Шапель и Церковь святой Женевьевы. Он живописует те места, куда собирается на гуляния весь Париж — Пале-Рояль и Лон-Шан. «Там собираются и дешевенькие кокотки, и куртизанки, и герцогини, и честные женщины». Простолюдины в праздничной одежде смешиваются с толпой и глазеют на все, на что следует смотреть в дни всеобщих гуляний, — красивых женщин и экипажи. В таких местах автор делает вывод, что красота не столько дар природы, сколько «сокровенная часть души». Такие пороки, как зависть, жестокость, хитрость, злоба и скупость, всегда проступают во взгляде и выражении лица. Вот почему, замечает писатель, так опасно позировать человеку с кистью в руке. Художник скорее определит род занятий и образ мысли человека, нежели знаменитый Лафатер, цюрихский профессор, который столько написал об искусстве узнавать людей по их лицам.
Здоровье жителей зависит от состояния воздуха и чистоты воды. Ряд очерков посвящен тем производствам, без которых немыслима жизнь гигантского города, но кажется, что их предназначение — отравление Парижа ядовитыми испарениями (Вытопка сала, Бойни, Тлетворный воздух, Ветеринарные ямы). «Что может быть важнее здоровья граждан? Сила будущих поколений, а следовательно сила самого государства, не зависит ли от заботливости городских властей?» — вопрошает автор. Мерсье предлагает учредить в Париже «Санитарный совет», причем в его состав должны входить не доктора, которые своим консерватизмом опасны для здоровья парижан, а химики, «которые сделали так много новых прекрасных открытий, обещающих познакомить нас со всеми тайнами природы». Доктора, которым писатель посвятил лишь одну «картину», не оставлены вниманием в других зарисовках. Мерсье утверждает, что доктора продолжают практиковать медицину старинными, довольно темными способами только для того, чтобы обеспечить себе побольше визитов и не давать никому отчета в своих действиях. Все они действуют как сообщники, если дело доходит до консилиума. Медицинский факультет, по его мнению, все еще преисполнен предрассудков самых варварских времен. Вот почему для сохранения здоровья парижан требуется не доктор, а ученые других профессий.
К улучшениям условий жизни горожан Мерсье относит закрытие кладбища Невинных, оказавшееся за века своего существования (со времен Филшша Красивого) в самом центре Парижа. Автора занимает также работа полиции, которой посвящены довольно пространные (по сравнению с другими) зарисовки (Состав полиции, Начальник полиции). Мерсье констатирует, что необходимость сдерживать множество голодных людей, видящих, как кто-то утопает в роскоши, является невероятно тяжелой обязанностью. Но он не удержался от того, чтобы сказать: «Полиция — это сборище негодяев» и далее: «И вот из этих-то омерзительных подонков человечества родится общественный порядок!»
Для изучающего общественные нравы интерес к книгам закономерен. Мерсье утверждает, что если не все книги печатаются в Париже, то пишутся они именно в этом городе. Здесь, в Париже, обитают те, кому посвящен очерк «О полуписателях, четвертьписателях, о метисах, квартеронах и проч.». Подобные люди публикуются в Вестниках и Альманахах и именуют себя литераторами. «Они громко осуждают надменную посредственность, в то время как сами и надменны и посредственны».
Рассказывая о корпорации парламентских парижских клерков — Базош, — автор замечает, что герб их состоит из трех чернильниц, содержимое которых заливает и губит все вокруг. По иронии судьбы, у судебного пристава и вдохновенного писателя общие орудия труда. Не меньший сарказм вызывает у Мерсье состояние современного театра, особенно при попытках ставить трагедии, в которых капельдинер силится изображать римского сенатора, облачившись при этом в красную мантию доктора из мольеровской комедии. С не меньшей иронией автор говорит о страсти к любительским спектаклям, особенно к постановке трагедий. К новому виду представлений Мерсье относит публичное чтение новых литературных произведений. Вместо того, чтобы узнать мнение и получить совет от близкого друга, литераторы стремятся обнародовать свой труд на публике, тем или иным способом состязаясь с членами Французской академии, имеющими право публично читать и публично выслушивать похвалы в свой адрес. В 223-й по счету «картине» писатель сожалеет об утрате таких дивных зрелищ, как фейерверки, которые пускали по торжественным дням — как-то: день св. Жана или рождения принцев. Теперь по этим дням отпускают на свободу заключенных и выдают замуж бедных девушек.
Мерсье не упустил из виду и маленькую часовню Сен-Жозеф на Монмартре, в которой покоятся Мольер и Ла-Фонтен. Он рассуждает о религиозных свободах, время для которых наступило, наконец, в Париже: Вольтер, которому раньше отказывали в погребении, получил обедню за упокой своей души. Фанатизм, резюмирует автор, пожирает самого себя. Далее Мерсье говорит о политических свободах и общественных нравах, причина падения которых заключена и в том, что «красота и добродетель не имеют у нас никакой цены, если они не подкреплены приданым». Отсюда возникла потребность в следующих «картинах»: «Под любым названием, О некоторых женщинах, Публичные женщины, Куртизанки, Содержанки, Любовные связи, О женщинах, Об идоле Парижа — о «прелестном»«. Не менее детально и ярко отражены в зарисовках «Ломбард, Монополия, Откупное ведомство, Мелочная торговля». Внимание уделено и таким порокам Парижа, как «Нищие, Нуждающиеся, Подкидыши, Места заключения и Подследственные отделения», основанием для создания которых послужило желание «быстро очистить улицы и дороги от нищих, чтобы не было видно вопиющей нищеты рядом с наглой роскошью» (картина 285).
Жизнь высшего общества подвергнута критике в «картинах»: «О дворе, Великосветский тон, Светский язык». Причуды великосветского и придворного быта отражены в зарисовках, посвященных различным деталям модных туалетов, таких, как «Шляпы» и «Фальшивые волосы». В своих рассуждениях о модных головных уборах Мерсье так характеризует влияние Парижа на вкусы других стран: «И кто знает, не расширим ли мы и дальше, в качестве счастливых победителей, наши славные завоевания?» (Картина 310). Сравнение аристократии с простолюдинкой оказывается не в пользу дамы из высшего общества, слепо следующей из-за сословного тщеславия за всеми причудами моды — «Болезни глаз, воспаления кожи, вшивость являются следствием этого преувеличенного пристрастия к дикой прическе, с которой не расстаются даже в часы ночного отдыха. А тем временем простолюдинка, крестьянка не испытывает ни единой из этих неприятностей».
Автор не обошел вниманием и такое учреждение, каковое, по его мнению, могло возникнуть только в Париже, — это Французская академия, которая скорее мешает развитию французского языка и литературы, чем способствует развитию как писателей, так и читателей. Проблемы словесности подвергнуты анализу в зарисовках «Апология литераторов, Литературные ссоры, Изящная словесность». Последняя, 357 «картина», завершает собой труд Мерсье и написана как «Ответ газете «Курье де л_Ероп»«. Сопоставив все похвалы и критические замечания, автор обращается к своему читателю со словами: «Хочешь расплатиться со мной, чтобы я был вознагражден за все свои бессонные ночи? Дай от своего избытка первому страждущему, первому несчастному, которого встретишь. Дай моему соотечественнику в память обо мне».
Другие работы по теме:
Тумба Морриса
с улицы Вельпо (rue Velpeau) Парижа на фотографии 1910 года Афишная тумба Морриса (фр. colonne Morris) — уличная высокая тумба цилиндрической формы для вывешивания рекламных афиш, носящая имя парижского печатника Габриэля Морриса (Gabriel Morris), получившего в 1863 году разрешение городских властей установить такие тумбы по городу и клеить на них концертные и театральные афиши, а внутри тумбы городские дворники прятали свои мётлы и прочий инструмент для поддержания чистоты на улицах столицы.
Сочинение по картине В.В. Мешкова Золотая осень в Карелии
Сочинение по картине В.В. Мешкова "Золотая осень в Карелии" Автор: Разное Передо мной репродукция картины В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии». На ней изображен осенний пейзаж. На переднем плане картины расположены камни-валуны, лежащие по кругу. И лишь один из них лежит на некотором расстоянии от остальных.
Письмо другу из Парижа
Автор: Разное Dear Alex, I am writing to you from Paris. My family and I arrived here for our holiday a week ago. We are staying at a lovely hotel in the city center. The weather is fine, but it is not very hot.
Моя встреча с картиной Брюллова Последний день Помпеи
Моя встреча с картиной Брюллова "Последний день Помпеи" Автор: Разное Этим летом я была в Ленинграде, познакомилась с его архитектурой, музеями. Впечатлений очень много, но я хочу рассказать лишь об одной .встрече — о встрече с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Кребийон, Клод
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Издания произведений Кребийона 4 Электронные ресурсы о Кребийоне Введение Клод Кребийо́н, Кребийо́н-сын (фр. Claude Prosper Jolyot de Crйbillon; 14 февраля 1707, Париж — 12 апреля 1777, там же) — французский писатель XVIII века, сын поэта и драматурга Проспера Жолио де Кребийона.
Ле-Шабане
Координаты: 48°52′02.97″ с. ш. 2°20′12.98″ в. д. / 48.867492° с. ш. 2.336939° в. д. (G) (O)48.867492, 2.336939
Анализ картин известных художников
ЭРМИТАЖ: Тициано Вечеллио (1477-1576). «Святой Себастьян» (Италия около 1570) Холст, масло. 210x115.5 см (221 зал) Эта картина написана в последние годы жизни художника, когда он обращается к теме противодействия мира и людей. Его картины становятся более насыщенными и яркими.
Бургундский отель
«Бургу́ндский оте́ль» (фр. L'Hфtel de Bourgogne) — крупнейший драматический театр Парижа в XVII в. и первый стационарный театр Франции, ныне не существующий.
Дрезденская картинная галерея
Дрезденская картинная галерея одна из самых величайших и ценнейших сокровищниц произведений живописи мира. На протяжении почти пяти веков в ее коллекцию отбираются самые красивые полотна величайших художников всех времен и народов. Большую культурную ценность представляет и само здание галереи, оно входит в
Катастрофа A310 возле Коморских островов 30 июня 2009 года
Рейс 626 авиакомпании Yemenia, летевший из Парижа с пересадкой в Йемене (г. Сана) и следовавший на Коморские Острова, разбился в 23:30 по среднеевропейскому времени 29 июня 2009 года. На борту было 153 человека (142 пассажира и 11 членов экипажа, из них — 66 граждан Франции).[1]. Это вторая катастрофа самолёта фирмы Airbus за июнь 2009 года.[2]
Фуэнлеаль, Себастьян де
Введение 1 Биография 1.1 Правитель Мексики 2 Возвращение в Испанию и источники Введение Себастьян Рамирес де Фуэнлеаль (исп. Sebastiбn Ramнrez de Fuenleal; около 1490, Вильяэскуса-де-Аро, Куэнка, Испания — 22 января 1547, Вальядолид, Испания) — испанский священнослужитель, монах доминиканского ордена, епископ Санто-Доминго в 1528—1530 гг.
Ндонго
Королевство — доколониальное государственное образование на территории Северной Анголы, созданное этносом мбунду. Начало государства Согласно сведениям об устной традиции, собранным иезуитом, основателем государства стал Нгола Килундже (по другой версии, Нгола Кинене), пришедший из Конго.
Политцер, Жорж
Жорж Политцер (фр. Georges Politzer, 3 мая 1903, Надь Варад, Австро-Венгрия (ныне Орадя, Румыния) — 23 мая 1942, Форт Мон-Валерьен, Франция) — французский психолог и философ венгерского происхождения. Участник Сопротивления, теоретик марксизма, коммунист. Муж Май Политцер.
Нёйиский договор
был заключён между Болгарией, проигравшей Первую мировую войну как участница блока Центральных держав, и противостоящими ему странами Антанты. Договор был подписан 27 ноября 1919 года в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен (фр. Neuilly-sur-Seine).
1750 год
— невисокосный год, начинающийся в четверг по григорианскому календарю. События Торговый договор Испании и Англии, невыгодный для Испании. Прекращается «асьенто» Англии.
Базельский мирный договор 22 июля 1795
Базельский мирный договор — мирный договор, заключенный между Французской республикой и Испанией 22 июля 1795 года в Базеле, Швейцария. Договор был подписан со стороны Франции её дипломатическим представителем в Швейцарии Бартелеми, со стороны Испании — испанским послом в Польше Ириарте. Договор выводил Испанию из состава сил первой антифранцузской коалиции вслед за Пруссией, офрмившей чуть ранее сепаратный мир с Францией, также в Базеле.
Беллини, Винченцо
Введение 1 Биография 2 Оперы Список литературы Введение Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини (итал. Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini; 3 ноября 1801(18011103), Катания, Сицилия — 23 сентября 1835, Пюто, близ Парижа) — итальянский композитор.
Мэрия Парижа
Введение 1 Здание 2 Муниципальные органы 2.1 Мэры Парижа 3 Бюджет Парижа 4 Города-побратимы Введение Парижская мэрия (фр. hфtel de ville de Paris) — это городской дворец Отель-де-Виль (Hфtel de Ville), где с 1357 г. размещаются парижские органы власти. Отель-де-Виль с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади (place de Grиve).
Брант, Себастьян
Ганс Бургкмайр. Портрет Себастьяна Бранта. Ок. 1508. Кунстхалле. Карлсруэ Себастьян Брант (нем. Sebastian Brant; 1458, Страсбург — 10 мая 1521, там же) — немецкий сатирик XV века, автор сатирического произведения «Корабль дураков», писатель, юрист, «доктор обоих прав».
Белалькасар, Себастьян де
Введение 1 Биография 2 Источники Список литературы Введение Себастьян де Белалькасар (Sebastiбn de Belalcбzar; наст. фамилия Мойано; ок. 1480, Белалькасар, провинция Кордова[1]—1550, Картахена, Колумбия) — испанский конкистадор, прославившийся покорением Эквадора, Никарагуа и юга-запада Колумбии.
Подземные каменоломни Парижа
Подземные каменоломни Парижа (фр. Carriиres souterraines de Paris ) — это целая сеть подземных карьеров на территории Парижа, связанных между собой инспекционными галереями; сеть, свидетельствующая о проводившихся интенсивных горных выработках под землёй, начиная с античности, в Средние века и последующее время, с целью производства строительного материала для возведения сначала оборонительных и религиозных сооружений, затем также дворцов и домов парижской знати, заканчивая домами буржуа времён барона Османа.
Историческая ось
Вид на Триумфальный путь с Большой Арки Историческая ось (фр. axe historique), проходящая из центра Парижа на запад, представляет собой ряд памятников, зданий и улиц, находящихся на одной линии. Своё начало ось берёт у Лувра, а заканчивается Большой аркой в современном деловом квартале Дефанс. Другие названия оси —
Полиптик
Полипти́к полиптих ) (др.-греч. πολύπτυχος — состоящий из многих табличек или листков от πολυ- — много и πτυχή — складка, дощечка) — опись имущества и доходов, прежде всего церковных (монастырских) владений (писцовые книги) эпохи Каролингов, рисующая картины устройства поместья.
Таннауер, Иоганн Готфрид
Иоганн Готфрид Таннауер (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, 1680—1733 или 1737) — немецкий живописец, портретист, миниатюрист. Придворный художник при Петре I. Работал в Российской империи с 1711 по 1737(3?) г.
Мерсье де Ла Ривьер, Пьер Поль
Пьер-Поль (Ле) Мерсье де Ла Ривьер де Сен-Медар (фр. Pierre-Paul Lemercier (Mercier) de La Riviиre de Saint-Mйdard; ок. 1719, Сомюр — ок. 1792, Париж) — французский экономист, представитель физиократов, разделявший взгляды Франсуа Кене. Выступал за свободу конкуренции, отмену всех ограничений в торговле, отстаивал важность земледелия как главного источника богатства.
Себастьян I
Себастьян (20 января 1554, Лиссабон — 4 августа 1578, Поле трех королей близ Эль-Ксар-эль-Кебир, теперь Марокко) — король Португалии и Алгарве из Ависской династии.
Миранда, Франсиско
Себастьян-Франсиско Миранда (исп. Sebastiбn Francisco de Miranda y Rodrнguez; 28 марта 1750(17500328), Каракас — 14 июля 1816, Сан-Фернандо, Испания) — руководитель борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке. Революционер, национальный герой Республики Венесуэла. Автор флага Венесуэлы.
Себастьян Кабот
Кабот, Себастьян (Саbot, Sebastian), урожденный Себастьяно Кабото (ок. 1476–1557), итальянский мореплаватель.
Иоганн Себастьян Бах
Род Бахов славился потомственными музыкантами. За два столетия из семейства Бахов по Тюрингии расселилось множество органистов, композиторов, трубачей, скрипачей и капельмейстеров.
Эжен Делакруа
Эжен Делакруа – французский живописец. Крупнейший представитель прогрессивного романтизма. Картины ”Данте и Вергилий”, “Резня на Хиосе”.
Бах Иоганн Себастьян
Великий композитор Иоганн Себастьян Бах родился в небольшом тюрингском городке Эйзенахе. Как все Бахи, он был скромен, трудолюбив, горд, самозабвенно любил музыку и ей отдавал до конца свои силы.
Иоганн Себастьян Бах
Один из самых гениальных музыкантов всех времён и народов, вёл очень скромный образ жизни. Он не покинул родной земли, подобно Генделю, чтобы вырваться из немецкой косности, княжеского произвола и национального унижения.