Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, Матёра повидала на своём веку всякое. «Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов». Есть в Матёре своя церквушка на высоком берегу, но её давно приспособили под склад, есть мельница и «аэропорт» на старом пастбище: дважды на неделе народ летает в город.
Но вот однажды ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матёра, будут затоплены. «Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой и места потом не показать, где там селились люди. Придётся переезжать». Немногочисленное население Матёры и те, кто связан с городом, имеет там родню, и те, кто никак с ним не связан, думают о «конце света». Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место. Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь. Все, что позарез было нужно здесь, в городе не понадобится. «Ухваты, сковородники, квашня, мутовки, чугуны, туеса, кринки, ушаты, кадки, лагуны, щипцы, кросна… А ещё: вилы, лопаты, грабли, пилы, топоры (из четырёх топоров брали только один), точило, железна печка, тележка, санки… А ещё: капканы, петли, плетёные морды, лыжи, другие охотничьи и рыбачьи снасти, всякий мастеровой инструмент. Что перебирать все это? Что сердце казнить?» Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Лёгкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет. А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле. Те, кто меньше других торопился покинуть Матёру, слабые, одинокие старухи, становятся свидетелями того, как деревню с одного конца поджигают. «Как никогда неподвижные лица старух при свете огня казались слепленными, восковыми; длинные уродливые тени подпрыгивали и извивались». В данной ситуации «люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один — легче потом освободиться от стыда. В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда ещё можно было, спасти избу — не к чему и пытаться. То же самое будет и с другими избами». Когда после пожара бабы судят да рядят, нарочно ли случился такой огонь или невзначай, то мнение складывается: невзначай. Никому не хочется поверить в такое сумасбродство, что хороший («христовенький») дом сам хозяин и поджёг. Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает её, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать. Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью её подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи существуют раздельно, обряды не забыты и существуют в душах святых и непорочных.
Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землёй деревенское кладбище. Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных и пытается выступить против. Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой. Дарья решительна, боевита, напориста. Многие люди на её месте смирились бы с создавшимся положением, но только не она. Это отнюдь не кроткая и пассивная старуха, она судит других людей, и в первую очередь сына Павла и свою невестку. Строга Дарья и к местной молодёжи, она не просто бранит её за то, что они покидают знакомый мир, но и грозится: «Вы ещё пожалеете». Именно Дарья чаще других обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Очень ей не хочется расставаться с могилами предков, и, обращаясь к отцовской могиле, она называет себя «бестолковой». Она верит, что, когда умрёт, все родственники соберутся, чтоб судить её. «Ей казалось, что она хорошо их видит, стоящих огромным клином, расходящихся строем, которому нет конца, все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами».
Недовольство происходящим ощущают не только Дарья и другие старухи. «Понимаю, — говорит Павел, — что без техники, без самой большой техники ничего нынче не сделать и никуда не уехать. Каждый это понимает, но как понять, как признать то, что сотворили с посёлком? Зачем потребовали от людей, кому жить тут, напрасных трудов? Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живётся, и плыть, как плывётся, да ведь я на том замешен: знать, что почём и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек».
Другие работы по теме:
Святой Валентин
Валентин, Св., имя нескольких святых. Самые известные из них – двое мучеников, день памяти которых 14 февраля: один из них был пресвитером, пострадавшим в Риме, другой – епископом Интерамнским.
Распутин b. - Повесть прощание с матерой
Патриотизм - это не любовь к идее, а любовь к отчизне. В. Распутин Валентин Григорьевич Распутин - замечательный современный писатель. Его перу принадлежат хорошо известные читателям произведения: “Деньги для Марии” (1967 г.), “Последний срок” (1970 г.), “Живи и помни” (1975 г.), “Прощание с Матерой” (1976 г.) и другие.
Распутин b. - Повесть пожар
Горит село, горит родное. Из народной песни Валентин Григорьевич Распутин - писатель-“деревенщик”, последовательно и страстно выступающий за сохранение духовности, традиций народа и культуры.
Распутин b. - В. г. распутин.
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской области. Первые сборники рассказов и очерков Распутина были напечатаны в 1965-1967 годах: "Василий и Василиса". Известность ему принесла повесть "Деньги для Марии". Казалось бы, описана обычная ситуация недостачи, обернувшаяся трагедией для Марии.
Сочинения на свободную тему - честно хочется прожить. .. 5
В современном мире существует масса проблем касающихся всего человечества. С каждым годом таких проблем становится все больше и больше. Порой из за житейской суеты мы не замечаем или не придаем должного значения вопросам добра и зла войны и мира бесп.
Проблемы нравственности по повести Валентина Распутина Пожар
Произведение Распутина "Пожар" было издано в 1985 году. В данной повести писатель как бы продолжает анализ жизни переехавших в другое селение после затопления острова людей из повести "Прощание с Матерой". Их переселяли в поселок городского типа Сосновку. Главный герой — Иван Петрович Егоров — ощущает себя истощенным морально и физически: "как в могиле".
Судьба малой родины в повести Валентина Распутина Прощание с Матёрой
В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия, как нравственность, человечность, искренность и целеустремленность. В повести “Прощание с Матёрой” Распутин касается многих нравственных вопросов, но все же ведущая тема этого произведения — судьба Матёры. У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается в памяти и в сердце человека.
Нравственная проблематика произведений конца XX века
Валентин Распутин в своей повести поднимает, пожалуй, наиболее важную проблему современного общества — проблему нравственности. Название книги «Живи и помни», как и всякое название, несет в себе смысловую нагрузку, более того — основную идею произведения. Однако в этих словах заключена не просто идея произведения, но и граница, разделяющая всякую моральную, нравственную жизнь, исполненную любви, жалости, справедливости, от мира низости и измены, жестокости и насилия.
Природа и нравственность
Автор: Сочинения на свободную тему Когда я вспоминаю своё детство, в памяти моей всплывает то солнечное утро, то тревожный шелест тополей перед грозой, то куст рябины с красными гроздьями, то вечерняя зарница и стая журавлей над седым небосклоном, то крона могучего дуба, то изморозь на стебельке травы.
Рецензия на повесть В. Г. Распутина Прощание с Матерой 3
Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Автор: Распутин В. (II вариант) Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской области. Первые сборники рассказов и очерков Распутина были напечатаны в 1965—1967 годах: “Василий и Василиса”. Известность ему принесла повесть “Деньги для Марии”.
Рецензия на повесть В. Г. Распутина Прощание с Матерой 2
Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Автор: Распутин В. (III вариант) Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, и их так много, вот он уже выпустил первую тоненькую книжечку очерков, а затем и рассказов в провинциальном издательстве — и таких тысячи, но вот он публикует “Деньги для Марии”, “Последний срок”, потом “Живи и помни”, “Прощание с Матерой” — и огромный успех, Государственная премия, всесоюзная и мировая известность.
Рецензия на повесть В. Г. Распутина Прощание с Матерой
Автор: Распутин В. (I вариант) Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, затем занялся журналистикой. Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Сибири: в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали опорой для размышлений писателя о судьбе родного края.
Прощание с Матёрой В. Распутина
Сочинение-рецензия (В. Распутин «Прощание с Матёрой») В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.
Зачем живет человек?
Размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции ведет в своих повестях один из самых талантливых писателей нашего времени — Валентин Распутин.
Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века.
Автор: Распутин В. Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя.
Распутин Валентин Григорьевич
Краткие биографический очерк жизни и творчества Валентина Григорьевича Распутина - русского прозаика, представителя "деревенской прозы". Выход первого сборника рассказов "Я забыл спросить у Лешки" в 1961 году. Победитель конкурса "Золотой ключик-98".
В. Распутин "Прощание с Матерой"
У кого нет памяти, у того нет жизни. Знает это и Распутин, потому он показывает всей своей повестью, что деревня Матера - это стержень, истоки человеческой жизни, нравственных отношений.
Авшаров, Юрий Михайлович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Московский академический театр Сатиры 2.1.2 Студия им. М. Чехова 2.2 Роли в кино 2.3 Режиссёрские работы в театре
Рункевич, Стефан Григорьевич
Стефан Григорьевич Рункевич (1867(1867) — 1924) — российский писатель, обер-секретарь Священного Синода, приват-доцент Санкт-Петербургского государственного университета и член учебного комитета при Священном Синоде.
Брянский, Яков Григорьевич
Яков Григорьевич Брянский (1790—1853) — русский актер. Из небогатой семьи чиновника. Учился у А. А. Шаховского в «Молодой труппе», игравшей в Кушелевском театре. Дебютировал на петербургской сцене в 1811 году. Играл преимущественно в трагедиях: Отелло, Яго, Шейлок, Франц Моор; Танкред («Танкред» Вольтера), Филипп («Дон Карлос» Ф.
Заболоцкие
Заболо́цкие — русские дворянские роды, происходят от князей Всеволожских, отрасли князей Смоленских. Предок Заболоцких, князь Александр-Всеволод Глебович Смоленский (18 колено Рюриковичей), в первой половине XIV века выехал в Москву. Он имел трех сыновей, от младший сын Иван Всеволож был предком Всеволожских и Заболоцких.
Рутс, Иоганн Георг Валентин
Валентин Рутс. Вильседе Иоганн Георг Валентин Рутс (нем. Valentin Ruths; 1825—1905) — немецкий ландшафтист. С 1843 г. упражнялся в рисовании на камне, в 1846 г. поступил в политехническую школу и посещал рисовальные классы античной залы Академии художеств в Мюнхене.
Дервиз
Дервиз Дервиз вернее фон-дер-Визе — русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих-Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Дервиза, Иоанн-Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц-советником голштинской службы у Петра III и возведен в дворянское достоинство Римской империи, с прибавкой частицы «фон-дер».
Воскресенский, Александр Григорьевич
Александр Григорьевич Воскресенский — российский педагог и революционер. Родился 30 марта 1835 года в селе Козловки Ардатовского уезда в семье священника. В 1858 году окончил Казанскую духовную академию. Работал в Перми учителем Пермской духовной семинарии и секретарём статистического комитета.
Лизакевич, Василий Григорьевич
Василий Григорьевич Лизакевич (1737—1815) — российский дипломат, Действительный статский советник (с 1799 г.). Биография В 1758 поступил на службу в Коллегию иностранных дел Российской империи.
Бухвостов, Яков Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Постройки 3 Приписываемые постройки 4 Память 5 Источники Введение Яков Григорьевич Бухвостов (дата рождения и смерти неизвестны, конец XVII — начало XVIII вв.) — русский архитектор, один из основоположников нарышкинского стиля, распространённого в то время в архитектуре Москвы и её окрестностей.
Степачев, Илларион Григорьевич
Илларион Григорьевич Степачев — (1896 — 2.11.1917)—солдат 1-го телеграфно-прожекторного полка. Биография Степачёв родился в 1896 году в деревне Палики Думиничского района Калужской области в семье крестьянина—бедняка. В доме даже кроватей не было. Дети спали на полу, на соломе. Родители—на печи.
Цулукидзе, Александр Григорьевич
Александр (Саша) Григорьевич Цулукидзе (груз. ალექსანდრე (საშა) გრიგოლის ძე წულუკიძე, 1 (13) ноября 1876, Хони — 8 (21) июня 1905, Кутаиси) — российский революционер, литературовед.
Распутин В.Г.
Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.