Автор: Сочинения на свободную тему
Когда я вспоминаю своё детство, в памяти моей всплывает то солнечное утро, то тревожный шелест тополей перед грозой, то куст рябины с красными гроздьями, то вечерняя зарница и стая журавлей над седым небосклоном, то крона могучего дуба, то изморозь на стебельке травы. Перед глазами предстают картины родного уголка, и чаще бьётся сердце, потому что многообразие окружающего мира входит в нашу душу как чистый источник, из которого мы пьём живую воду.
Природа нашего края – это не какое-то символическое богатство. Это труд десятков поколений, поливших потом родную землю и передавших её своим потомкам.
Перед современным миром стоит острая проблема, от успешного решения которой зависит дальнейшая его судьба: спасение окружающей среды. Экологические вопросы всё настойчивее вторгаются в самые различные области нашей жизни, а тема взаимоотношений человека и вселенной становится одной из главных в современной литературе. Писатели первыми забили тревогу, желая приостановить опустошительную активность «покорителей» мира.
Из всех произведений художественной литературы наибольшее впечатление на меня произвело повествование в рассказах «Царь-рыба» В. Астафьева. Все главы объединяются образом огромного существа, обитающего в глубинных водах, вершащего строгий суд. Автор показывает отношение людей к родной земле, к её богатствам. Астафьев утверждает: «Справедлива, мудра, терпелива наша природа».
Игнатьич отправляется на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбёшкой, пытается поймать осетра. Его ожидание было вознаграждено. В какой-то момент герой заметил рыбу у самого борта лодки и растерялся от удивления, потому что было что-то первобытное не только в величине, но и в формах ее тела. Осётр оказался очень зловещим. Душа Зиновия как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить его и тем самым сохранить себя, но другая ни в какую не хотела расставаться с такой добычей, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть берет верх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить это существо. Но по неосторожности оказывается на крючке собственной снасти. Персонаж чувствует, что тонет, что чудовище тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью. Герой, никогда не веривший в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, пытался забыть опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле "женщина", жестоко мстила ему за причиненное зло. Зиновий, "не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорванно засипел: "Гла-а-аша-а-а, прос-ти-и-и..." И когда осётр отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от груза, который давил на него всю жизнь. Получилось так, что царь-рыба выполнила божественную задачу:
призвала к покаянию героя и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на праведную жизнь не только своему персонажу, но и всем нам, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с окружающим миром, а значит, и с собственной душой.
Мы подошли к такому рубежу, когда политический и экономический кризисы могут обернуться погребальным звоном по планете, единственным залогом и шансом выживания становится совесть человеческая. Без корней, без истории, без культуры наше поколение обрекает себя на вымирание. А истребляя всё вокруг, мы оставляем в своей душе нравственную пустоту. Об этом говорит мой любимый писатель В. Распутин в повести «Прощание с Матёрой».
Центральным героем является старуха Дарья. Это целый мир со своей психологией и философией. Она только внешне вроде бы недалёкий человек. На самом деле у неё, наряду с непреклонностью, высокой гражданственностью, нежное сердце, она умеет чутко слушать ход времени. Пинигина – воплощение народной мудрости. Отсюда закономерно восклицание: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни!» Матёра находится на историческом переломе: осенью остров будет затоплен. Писатель показывает нам не просто гибель села, но и исчезновение ещё одного очага многовековой культуры. Символичен образ матери-земли, коренного и вечного начала, связывающего жителей маленькой деревни со всем огромным миром.
Логическим продолжением «Прощания с Матёрой» я считаю повесть Распутина «Пожар». Её главным героем является Иван Петрович Егоров – гражданин-законник, как его называют архаровцы. Так автор окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара они и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: «Все тащат!», Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что "у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая-нибудь - весь свет в наклон". В данном случае не выдержала земля. Уничтожающий огонь у Распутина не только стихия, но и художественный образ. Я думаю, что это опаленная память. Пожара не избежать там, где потеряно чувство прекрасного, где укоренилось потребительское отношение к природе, где забыто, что значит жить по совести. И слово писателя предостерегает всех нас, так как на планете, подобно раковой опухоли, разрастаются зоны экологического бедствия.
На страницах газет и журналов, по радио и телевидению В. Распутин поднимает животрепещущие проблемы.
Мне кажется, что это о нем написала Ю. Друнина в стихотворении «Когда земля защиты просит»:
Его вполуха слушали вначале.
Но с первых слов понятно стало мне,
Что людям нёс он не свои печали –
Его душа болела о стране:
О тех краях, что росчерком единым
Хотят на растерзание отдать
Не ведающим жалости машинам:
Заставить реки повернуть вспять –
Опять природу жаждем «покорять».
Я вступаю во взрослую жизнь в трудное и тревожное время для моей страны. И от меня тоже будет зависеть её будущее. И я хочу, чтобы добрые традиции не умирали, чтобы истоки не были замутнены, чтобы мои дети дышали чистым воздухом и пили родниковую воду, любили свою родину.
Другие работы по теме:
Духовность? Как ее понимать?
Уместно задать вопрос, как следует понимать духовность общества и его членов, нравственность их поступков? Можно постулировать: духовно все то, что способствует упрочению и процветанию общества и каждого его члена.
Учение Г.В.Ф. Гегеля
Принцип историзма, проводимый Г.В.Ф. Гегелем (1770 – 1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социальной теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений. У Гегеля этика представляет собой философию права и включает: абстрактное право, мораль, нравственность, к которой относятся: семья, гражданское общество, государство.
Новгородцев Павел Иванович
Новгородцев Павел Иванович - юрист и социолог, философ. Основа морально-правовых воззрений Новгородцева - трансцендентальный идеализм. В основе естественного права лежат априорные основания.
Мораль 4
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека.Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Сочинения на свободную тему - Мой друг заболел спидом. ..
Тот, кто в борьбу не вступает, Жертвою станет потом... Е. Евтушенко Честь, совесть, долг, нравственность, добродетель. Люди, обладающие этими нравственными качествами, издревле почитались на Руси. Каждому человеку присущи они, но не каждый развивает их в себе, доводит до совершенства. Еще совсем недавно Коммунистическая партия, комсомольская и пионерская организации в какой-то мере удерживали людей от морального разложения.
Сочинения на свободную тему - Летний день
Восход солнца летом ранний. От прикосновения солнечных лучей пробуждается природа весело щебечут птицы листва разворачивает к солнцу свои ладони радостно порхают яркие бабочки начинают работу муравьи жучки.
Стихотворение Тютчева Есть в осени первоначальной
Одной из главных тем лирики Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека.
Русская природа в изображении Тютчева и Фета
Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них — это вопрос о любви к Родине, к России.
Человек и природа 2
Человек и природа В настоящий момент, в начале двадцать первого столетия, мы уже, кажется, знаем роль человека в мире. Именно он, уничтожив природу, создал вокруг себя «окружающую среду», именно он поставила планету на край бездны своим атомным безумием; он словно угрожает всему живому. И все же, мы тоже часть этой природы.
Благодарная природа
Автор: Сочинения на свободную тему Что такое природа? Мы все прекрасно понимаем, что такое природа – это леса, поля, моря, озера и реки, деревья, растения, кустарники, цветы. Все то, что нас окружает! А так же животные, насекомые, птицы, рыбы - тоже часть природы. К природе относятся полезные ископаемые: нефть, газ, уголь.…
Сочинение по картине А. М. Васнецова Северный край
Сочинение по картине А. М. Васнецова "Северный край" Автор: Разное Аполлинарий Михайлович Васнецов - выдающийся русский художник, которого вдохновляла природа родной страны. Объехав полстраны со своим этюдником, Васнецов обосновался в Москве,
Поэзия родной природы
Автор: Сочинения на свободную тему Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишённая ярких, броских, бьющих в глаза экзотических. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего, “ядрёного”, как сказал Некрасов, воздуха, белой бескрайней пустыни до горизонта тянувшихся снегов, живостью журчащих весенних ручьёв и разливающихся в половодье рек с туманами над водой.
Человек и природа в русской литературе по лирике Ф.И. Тютчева
Автор: Тютчев Ф.И. Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Н. Рубцов Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы.
Нравственность
В наше бурное время, когда каждый день несет трагические сообщения, когда у многих из нас нет уверенности в завтрашнем дне, поговорим о нравственности.
"Нравственность — есть правда"
Творчество писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извечной проблемы о смысле жизни, о непреходящих духовных ценностях человека — его нравственных идеалах, чести, долге, совести.
Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева
Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины природы, а он видит «концентрированную жизнь».
Природа в восприятии И. С. Тургенева
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.
Летний день сочинение-описание
Автор: Сочинения на свободную тему Восход солнца летом ранний. От прикосновения солнечных лучей пробуждается природа: весело щебечут птицы, листва разворачивает к солнцу свои ладони, радостно порхают яркие бабочки, начинают работу муравьи, жучки. Плоды покрываются румянцем от соприкосновения с теплыми и ласковыми лучами.
Нравы и запреты
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.
Структура и функции культуры
Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах.
Упадок нравственности в России
Нормы поведения и их соблюдение. Религиозные, социальные и другие взаимоотношения. Формирование православного государства. Причины и ход церковного раскола. Оторванное от народа духовенство и духовная жизнь народа. Тотальный обвал нравственности.
Корректировка некоторых афоризмов
Философия начинается там, где кончается проявление эмоций в форме видимых реакций, где вся энергия эмоций направляется на работу мозга, осмысляющего породившую эмоции ситуацию.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Человек, природа, общество
ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Река Замбези
Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Graphics РЕКА ЗАМБЕЗИ Дикая природа